Крещение Новгорода и уничтожение язычников

Православный христианин
Плохо то, что в Китае, например, Тибете, Индии сохранились рукописи, акупунктура, аюрведа, словом, эмпирическая медицина, накопленная за тысячелетия, а это - богатство. У нас - почти ничего, вместе с язычеством уничтожили систему знаний о человеке и жизни, с "грязной водой - выплеснули ребёнка", это невосполнимая потеря.
Там начинается уже вопрос энергетики: баланс инь и янь — темных и светлых энергий.
В частности об аюрведе:


И в этой связи будет уместным напомнить и предупредить, что довольно часто сейчас под ширмой остеопатов и мануальной терапии скрываются мимикрирующие оккультисты.
 
Православный христианин
Новгород сжигали неоднократно. В том числе и при крещении жгли.
То, что нашли угли. Да, нашли. И то, что вы понимаете, что Новгород мог гореть не в связи с Крещением Руси — это тоже хорошо.

В этой связи адресуем вас еще и к церковным историкам.

1. http://www.sedmica.orthodoxy.ru/399-24-08-09.php#7
2. https://azbyka.ru/stati-o-kreshhenii-rusi
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Были ли заявления Синода с оценкой тех событий?
Были отдельные заявления, отдельных клириков. Об остальном — на первых страницах вам был дан ответ.

 
Православный христианин
Новгород сжигали неоднократно. В том числе и при крещении жгли. Это история. 6 класс школьной программы. Правда, в рамках сегодняшней пропаганды историю наверное уже и переписали. Но я учился еще в честном государстве, где были историки, а не пропагандисты.
Мы не в отрыве от курсирующих идей. И если будете внимательны, то обнаружите, что как только речь о каких-либо датах отмечаемых на государственном уровне (Крещение Руси, 800-летие А. Невского и т.п.), то сразу же всплывают темы, подобные этой.

И если вы не видите, что есть силы очень сильно желающие разобщения славян (России, Украины, Беларуси — Великой, Малой и Белой Руси), а лучше даже их столкновения лбами в военном конфликте (при этот, стоя в стороне, и пожиная дивиденды такого конфликта) — и на данный момент это как никогда острый вопрос, то, наверное, вы не в ту сторону смотрите.
 
Православный христианин
Тем не менее, продолжил профессор, нельзя сказать, что с появлением христианства язычество безвозвратно ушло. Пресловутая "народная культура", существовавшая на протяжении многих веков параллельно с христианством, впитала в себя множество языческих элементов. Даже в нынешнее время эти языческие элементы порой проявляются.
Кормление икон в церквях конфетами, наверное, практически повсеместно.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Во-первых, язычество не дуалистично. Разделение по линии абсолютное добро - абсолютное зло есть только в монотеистических религиях (зороастризм, христианство, ислам). Поэтому подходить к нему с этой точки зрения - некорректно.
Во-вторых, можете посмотреть отношение к нечистой силе в народных поверьях, или к вредоносным духам у шаманистов (а религия древних славян, видимо, больше напоминала шаманизм, чем средиземноморские религии). Нигде их не ублажали. Наоборот, старались сталкиваться как можно меньше, а в случае встречи - предпринимать все возможные методы борьбы.
Мы с Вами ведем беседу, где важно избегать двойных подходов. Так к5ак очень сложно вести беседу в этом случае.
Если прочитать Ваши слова с конца, то получается, что окончание опровергает начало. Слово абсолютно, тут просто количественная характеристика явления. Так как качественно, зло, является злом в любой степени. Но у Вас получается, что качественно, зло, имеет степень и может быть частично злом. А это уже согласие со злом в своей основе, без видимого ублажения. Вопрос физического, жертвенного, ублажения, это уже вопрос личной инициативы, которая не запрещена в язычестве.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Димитрий, культ воинов (викинги, самураи) с поиском славы, в котором герои попадают в Вальхаллу - всё же бесконечно далёк от образа собирателя денег, скупого рыцаря и т. п. Можете аргументировать "сводимость" этих образов к одной основе?
Я не понял Ваш вопрос.
Самураи это профессиональные воины - наемники, в последствии иногда сами становились землевладельцами. Викинги жили войной, это был их способ существования. Собственно и те и другие и были "собирателями денег" с помощью воинского искусства. Только дело не в этом. Но я не вполне понял, Ваш вопрос, поэтому я обращу Ваше внимание на Вальхаллу. Что есть Вальхалла?

Во первых. Это место не для людей, в Асгарде живут асы.
Отсюда второе. Один, царь не для людей, а для асов, какое он отношение имеет к людям не ясно, однако это место именуется "царство мертвых" для людей. Люди там мертвы и живут во дворце или в зале дворца - Вальхалле как пришельцы.

Далее цитирую Википедию.
(Вальхалла, также Валгалла, Вальгалла (др.-сканд. Valhǫll — «чертог мёртвых», «чертог убитых», «дворец убитых»).................................
.................Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальхаллу вместо огня освещает блеск мечей..........................

Итак, там нет света - первая особенность.
Что касается людей, то они там живут в состоянии постоянной войны. Вы представляете этот ужас жить в состоянии постоянной резни?
Т.е. жизнь людей сводится к тому, что ни режут один одного, потом объедаются, а потом опять режут один одного.
Вам не кажется, что это очень странная цель человеческой жизни сама по себе? Т.е. это само по себе противоестественно человеку, начиная от отсутствия света? Даже если не знать, что подобное времяпровождение подходит более на описание христианского ада?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я не понял Ваш вопрос.
Самураи это профессиональные воины - наемники, в последствии иногда сами становились землевладельцами. Викинги жили войной, это был их способ существования. Собственно и те и другие и были "собирателями денег" с помощью воинского искусства.
Викинги, несомненно ходили за зипунами, самураи были на службе у князей и получали жалование рисом в классический период.
Они не торговали, могли стать ронинами и сеять рис до новой войны, торговцы - презренный класс при сёгунате.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Викинги, несомненно ходили за зипунами, самураи были на службе у князей и получали жалование рисом в классический период.
Они не торговали, могли стать ронинами и сеять рис до новой войны, торговцы - презренный класс при сёгунате.
1Кор.13:3 И а́ще разда́мъ вся́ имѣ́нiя моя́, и а́ще преда́мъ тѣ́ло мое́, во е́же сжещи́ е́, любве́ же не и́мамъ, ни ка́я по́льза ми́ е́сть.
Отдельный язычник может во многом превосходить христианина, он может быть преданней, принципиальней, жертвенней, честнее и милосерднее.
Язычеству было известно о милосердии и любви. Вопрос какое место оно занимало в языческой религии.
Поэтому в сфере религий возникает вопрос, зачем распялся наш Господь? Неужели наше спасение не было возможно другим способом, тем более, что Господь говорит,
Мк.14:36 и глаго́лаше: А́вва О́тче, вся́ возмо́жна Тебѣ́: ми́мо неси́ от Мене́ ча́шу сiю́: но не е́же А́зъ хощу́, но е́же Ты́.
Я слышал такое мнение, что без распятия, мы (человечество) были бы ограничены в Богопознании, что Бог есть Любовь и не узнали бы о существовании жертвенной любви.
О любви, по которой, можно умереть за людей, о которых и сказать ничего хорошего нельзя. Т.е. умереть за людей, которых любить не за что. Именно так и поступил наш Господь.
Такое проявление любви, языческому человечеству известно не было, язычество этому не учило и не учит.
Язычеству были известны виды любви.
....Филия (φιλία) — любовь дружеская, эрос (ἔρως) — любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) —любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) — любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).....
Однако, никакое язычество не проповедовало, что высшим проявлением любви будет то, чтобы умереть не в ореоле воинской славы, за Родину или честь и свободу, а человека, которого любить не за что, например пьяного бомжа. Как отдал свою жизнь Георгий Великанов.
Но мы с Вами отошли от темы. Что касается темы, то я нашел интересную статью,

«Крещение огнем»: было или нет?

 
Последнее редактирование:
жизнь людей сводится к тому, что ни режут один одного, потом объедаются, а потом опять режут один одного.
Вам не кажется, что это очень странная цель человеческой жизни сама по себе
Это с нашей точки зрения. А с их - то, что надо.
Если взять описание рая у мусульман, там примерно то же самое. Кроме каждодневной битвы.
 
Православный христианин
Что касается темы, то я нашел интересную статью,

«Крещение огнем»: было или нет?

И я нашёл, меря в Ростове Великом упорно оставалась языческой довольно долго и ...
ничего! Ни карательных экспедиций, ни гонений - это епископы вне города ...
****************************************************************************************
Жителей языческого Мурома у нас принято называть "святогонами" за их упорное сопротивление христианскому крещению - но если нашу историю копнуть поглубже, понимаешь, что не мурома, а ростовские меря были наиболее упорны в вере своих предков.

Первых епископов, Федора и Илариона, меря встретили так "ласково", что преосвященные отцы попросту сбежали из негостеприимного города. Об этом пишет житие их преемника Леонтия, а Киево-Печерский Патерик называет Леонтия "первопрестольником" - то есть, видимо, первые епископы толком и не вступали в руководство новой Ростовской епархией. За Федором и Иларионом последовали другие. О них мы расскажем по порядку...
 
Православный христианин
«…Стараясь дискредитировать Русскую Церковь, воинствующие безбожники 30-х годов прошлого столетия выдумали лозунг, что Русь была крещена «огнем и мечом». С того времени в нашем обществе циркулирует мысль, что христианство у нас было насаждено насильственно с применением крутых мер. Мысль эту особо любят повторять не только атеисты, но и представители неоязычества...
«Дружинник с мечом» и «священник с крестом» «загоняли население в христианский рай дубиной», — писал в своей одиозной «Истории Русской Церкви» (первое издание – 1931 г.) воинствующий лидер атеизма минский профессор Н. Никольский. В таком же духе продолжали сочинять историю другие писатели вроде Н. Ильина, Е. Грекулова и Г. Филиста. В последнее время даже появились подсчеты, что якобы при крещении страны началась гражданская война и в ней погибла 1/3 жителей (Л. Прозоров).
Подобные заявления делались и делаются, конечно, по идеологическим соображениям.
«…Поговорка «огнем и мечом» о событиях в Новгороде встречается впервые в «Истории» В. Татищева (изд. в 1768 г.). Это его пересказ т.н. Иоакимовской летописи, которую историк считал древнейшей русской летописью. Однако последующие исследователи подвергли мнение Татищева строгой критике. Теперь считается, что памятник, который он использовал, был составлен не ранее XVIIв. Иоакимовская летопись представляет собой смесь различных легенд, преданий и сведений более раннего летописного характера. Значит, следует относиться к ее сведениям с большой осторожностью. Не смотря на это, ученые с советского времени относятся к ее рассказу о крещении Новгорода с большим доверием. Однако тем, кто склонен к такому доверию, нужно быть последовательными и принимать этот рассказ не выборочным образом. Действительно, когда дядя князя Владимира Добрыня и его воевода Путята подошли к Новгороду, чтобы крестить жителей, то встретили сопротивление. Жрец Богомил и посадник Угоняй возбудили народ против посольства княжеского и стали готовить город к обороне. Чтобы прекратить это возмущение, Путята с отрядом воинов обошел Новгород и вошел в него с другой стороны. Он захватил посадника и укрепился на его дворе. Здесь ему пришлось выдерживать осаду от возмущенных новгородцев. Наконец, и сам Добрыня приказал зажечь несколько домов у реки и, когда жители, оставив ворота, побежали их тушить, вошел в город. Беспорядки были прекращены, идолов свергли, а горожанам было велено принимать крещение. Нежелавших воины влекли в воду насильно. С тех пор будто бы и сложилась известная поговорка к поношению строптивого нрава новгородцев. В таком виде обычно передается рассказ о крещении «огнем и мечом».
Однако когда концентрируется все внимание на усмирении мятежа, упускаются из виду детали, относящиеся непосредственно ко крещению. Например, еще до вступления в город, на т.н. Торговой стороне священники два дня прежде учили и убеждали народ, и уговорили таким образом креститься несколько сот человек. Думается, что не будь столь ожесточены закрывшиеся жители, успех в посаде, да и в самом городе не заставил бы себя ждать без всякого применения силы. Нужно обратить внимание и на то, что в описании новгородских беспорядков упоминается существование в городе церкви Преображения и христиан, чьи дома были разграблены в ходе возмущения. Следовательно, жители были знакомы в какой-то степени с христианской верой, и христианам дозволялось до времени жить спокойно. Кроме того, после усмирения мятежа не последовали обычные казни и расправы, но по свержении идолов воспитанный при дворе Владимира «сладкоречивый» сын посадника по имени Воробей уговаривал народ на торжище креститься. После его уговоров многие шли на крещение добровольно, а иных воины влекли насильно. Таким образом, главными средствами крестителей были свержение идолов, показывающее их бессилие, проповедь и уговоры. Однако в Новгороде подстрекаемые жрецом жители взялись за оружие, убили жену и родственников Добрыни, разрушили церковь, грабили дома христиан. Княжеское посольство не могло не вступиться за христиан и прекратить мятеж! Все это следует принять во внимание, если уж считать сведения летописи достоверными.

Нужно упомянуть также об одной археологической попытке подтвердить рассказ Иоакимовской летописи о крещении новгородцев. Ее предпринял известный исследователь новгородских древностей В. Янин в 1983 г. Поскольку его выводы должны были подтвердить жестокость крестителей, статья исследователя была опубликована в нескольких изданиях, в том числе в журнале «Наука и религия». Здесь говорится, что были обнаружены следы пожаров в Новгороде того времени. Одно пожарище было в Неревском конце на месте двух усадеб, где нашли два клада серебряных монет и нательный крест. Другое пожарище было на противоположной стороне города в т.н. Людином конце. В. Янин делает предположение, что на первом месте стояли дома христиан и первая церковь, разрушенная во время народного возмущения, а следы пожаров – это последствия поджогов Добрыни при входе в город. Все эти предположения выдаются за археологические доказательства. Однако пожары в деревянных русских городах были явлением обычным, поэтому достаточно трудно доказать, что найденные следы имеют отношение именно к событиям Иоакимовской летописи. Кроме того, нет надежных археологических материалов, локализующих нахождение в Новгороде вышеупомянутой церкви Преображения. Наконец, если следы пожара можно датировать 989 г., то год самого крещения Новгорода обозначается лишь приблизительно по году крещения киевлян (согласно летописи 988 г.). Но летописная хронология для этого времени очень условна. Все строится на допущении, что пожары и крещение имели место в Новгороде в одном и том же году, что принимается далеко не всеми исследователями. Например, автор специальной монографии о Крещении Руси О. Рапов датирует посольство Добрыни 990 г. По его мнению, раз следы пожара относятся к более раннему времени, значит они не имеют отношения ко крещению. Попытки подтвердить с помощью археологии насилие крестителей не единичны. Так следы рубленных ран на скелетах из курганов кривичей в с. Каблуково (Подмосковье) объясняются как расправа над язычниками. Но подобные допущения не могут рассматриваться как доказательства…».
Читать подробнее
Крещение Руси: огнем и мечом?
 
главными средствами крестителей были свержение идолов, показывающее их бессилие
А теперь представьте: сегодня пришли... кто-то... снесли церкви (чтобы показать бессилие вашей веры) и стали убеждать вас принять другую. Ваша реакция? Вот и те люди, видя все это, так же реагировали.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
И я нашёл, меря в Ростове Великом упорно оставалась языческой довольно долго и ...
ничего! Ни карательных экспедиций, ни гонений - это епископы вне города ...
****************************************************************************************
Жителей языческого Мурома у нас принято называть "святогонами" за их упорное сопротивление христианскому крещению - но если нашу историю копнуть поглубже, понимаешь, что не мурома, а ростовские меря были наиболее упорны в вере своих предков.

Первых епископов, Федора и Илариона, меря встретили так "ласково", что преосвященные отцы попросту сбежали из негостеприимного города. Об этом пишет житие их преемника Леонтия, а Киево-Печерский Патерик называет Леонтия "первопрестольником" - то есть, видимо, первые епископы толком и не вступали в руководство новой Ростовской епархией. За Федором и Иларионом последовали другие. О них мы расскажем по порядку...
Я думаю, что можно сделать такие выводы.
Насильственное крещение "огнем и мечем" не являлось государственной политикой государства и практикой Церкви.
Что касается Новгорода, то мы имеем рукописи, достоверность которых подвергается сомнению, поэтому нет оснований для оценки Синодом, тех событий.
 
Православный христианин
Я думаю, что можно сделать такие выводы.
Насильственное крещение "огнем и мечем" не являлось государственной политикой государства и практикой Церкви.
Что касается Новгорода, то мы имеем рукописи, достоверность которых подвергается сомнению, поэтому нет оснований для оценки Синодом, тех событий.
А как иначе? Это собственное население, которое на рати за князя бьётся, как на них опираться, если только - только их святыни попрал?
Политтехнологически не может осуществиться такой вариант.
 
Сверху