Отец Константин, интересно Ваше мнение о необходимости (пользе) купания в проруби в праздник Крещения Господня.
Привожу одно из мнений:
В авторитетном богослужебно-практическом руководстве (впервые напечатано в 1892 г.), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <...> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать1 от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <...> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены»2.
Это здравое церковное суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных людей в ледяную воду. Зимние утехи «моржей» не имеют к празднику Богоявления никакого отношения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Разумеется, Бог может сотворить любое чудо: извлечь невредимым человека не только из ледяной воды, но даже из пещи халдейской, но никто не имеет права «припирать Его к стенке», самому создавая экстремальные условия. Именно это предлагал Христу сделать искушавший (испытывавший) Его один весьма малопочтенный евангельский персонаж, подражать которому вряд ли уместно. Ответ Спасителя нам хорошо известен (см. Евангелие от Матфея 3:5–7). Именно такая ситуация возникает в том случае, когда желают придать «экстриму» (делу частному!) массовый и едва ли не обязательный характер и даже назвать его «православной церковной традицией». Это лишь дискредитирует нашу Церковь в глазах всех здравомыслящих людей, в том числе и интеллигентных православных христиан.
[2] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 24–25, примечание.
Привожу одно из мнений:
В авторитетном богослужебно-практическом руководстве (впервые напечатано в 1892 г.), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <...> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать1 от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <...> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены»2.
Это здравое церковное суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных людей в ледяную воду. Зимние утехи «моржей» не имеют к празднику Богоявления никакого отношения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Разумеется, Бог может сотворить любое чудо: извлечь невредимым человека не только из ледяной воды, но даже из пещи халдейской, но никто не имеет права «припирать Его к стенке», самому создавая экстремальные условия. Именно это предлагал Христу сделать искушавший (испытывавший) Его один весьма малопочтенный евангельский персонаж, подражать которому вряд ли уместно. Ответ Спасителя нам хорошо известен (см. Евангелие от Матфея 3:5–7). Именно такая ситуация возникает в том случае, когда желают придать «экстриму» (делу частному!) массовый и едва ли не обязательный характер и даже назвать его «православной церковной традицией». Это лишь дискредитирует нашу Церковь в глазах всех здравомыслящих людей, в том числе и интеллигентных православных христиан.
[2] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 24–25, примечание.