Крещёный и православный христианин

администратор

Команда форума
Православный христианин
Крещёный и православный христианин.

Отличие состоит в том, что человек может быть крещён, но не воцерковлён.

Т.е. формально причисляя себя к христианам он не имеет ОПЫТНОЙ веры (ведь вера, это не просто мировоззрение или пассивное согласие с учением), которую даёт только жизнь в Церкви.

"Кто бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа" (сщмч. Киприан).
 
Москва
Крещён в Православии
Отличие состоит в том, что человек может быть крещён, но не воцерковлён.

Т.е. формально причисляя себя к христианам он не имеет ОПЫТНОЙ веры (ведь вера, это не просто мировоззрение или пассивное согласие с учением), которую даёт только жизнь в Церкви.

"Кто бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа" (сщмч. Киприан).
Для кого-то это может показаться не столь существенным: воцерковлен человек или нет, главное, что крещен. Такое безучастно-равнодушное отношение к воцерковлению я уже встречала у людей. Но чтобы понятно было почему это не одно и тоже, приведу пример (притчу). У матери родилось двое сыновей. Один родился и тут же умер. Другой же родился и она вскормила его своим материнским молоком и он возмужал и вошел в жизнь взрослую. Так вот, мать в притче - это Мать-Церковь, родившиеся сыновья - это те, кто родился от воды и Духа, то есть, крестился. Умерший младенец - это тот из рожденных в крещении, который не захотел жить в Лоне Церкви и потому умер духовно, не участвуя в Таинствах Церкви, первое из которых - Евхаристия. Второй сын, вскормленный Матерью-Церквью, возмужав духовно и достигнув полного духовного возраста, вошел в жизнь вечную.
А у архм. Амвросия (Юрасова) есть другая притча на эту тему. Для сравнения: Человек подал документы в институт и успешно поступил, но учиться не стал и тем самым сам себя извергнул из института. И в то время, как он в заблуждении считает себя студентом института, в институте его никто не знает, а документы его пылятся в архиве. Оттуда, если будет нужно, по запросу могут прислать ответ: "Да, такой-то поступал в институт, но был отчислен за непосещаемость".
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Отпавшие или «невоцерковленные»?
Состояние печальное! Вот это-то печальное положение нашей современности и должно всякого, кому дорога вера и вечная жизнь, побуждать проверить основное заблуждение современного нам предрассудка, по которому можно отделять христианство от Церкви. При руководстве слова Божия и писаний святоотеческих следует во всей глубине продумать этот важный вопрос: возможно ли христианство без Церкви?
Свщмч. Иларион (Троицкий).
Интересно, что пришедшее к нам с Запада губительное заблуждение о возможности существования некоего «христианства», независимого от Церкви, теперь облекается в одежду новой богословской «теории». Эту «теорию» вы не найдете в учебниках по каноническому праву и догматике, но о ней вам расскажет почти каждый прихожанин и, может быть, даже некоторые священники. Назовем эти рассуждения « теорией пассивного членства в Церкви». В обиходе это «богословствование» проявляется в том, что крещеных, но не ведущих христианского образа жизни людей, называют лукавым словом «невоцерковленные». Подразумевается, что человек уже стал православным христианином, но ему не хватает самой малости – начать соблюдать нормы церковной жизни. Но, считается, что это мелочь, главное – крещеный человек.
Ложный стереотип позволяет невоцерковленных называть «православными». Но это противоречит логике канонов. 80-е правило VI Вселенского Собора ясно указывает, что человек, избегающий церковного общения, должен быть отлучен от Церкви. Три воскресных богослужения, пропущенных без серьезной причины, являются основанием для отлучения от Церкви. Причем, церковный обычай того времени подразумевал, на каждом богослужении верный христианин приступал к Причастию, если он не состоял в разряде кающихся. Отцы VI Вселенского Собора взяли за минимальную норму одно посещение за три воскресенья. Это, своего рода, духовный «прожиточный минимум», необходимый для души.
Сегодняшний обычай изменился. Утрачена евхаристическая напряженность церковной жизни. Но это не значит, что в церковном организме исчез евхаристический принцип принадлежности . Если отступить от данного принципа, то неизбежен переход на секулярные основания принадлежности к Церкви по факту формального наличия свидетельства о Крещении.
Конечно, соображения икономии [7] допускают смягчение некоторых канонических требований при необходимости. Но нет никакой нужды для отказа от употребления канонов, говорящих о гибельности отпадения от Церкви. Отказ от употребления данных канонов исключительно вреден для духовной жизни и миссионерской деятельности . Поэтому сегодня крайне важно вернуться на естественную для Церкви каноническую платформу оценки правоспособности ее членов.
Заглянем в учебник по каноническому праву прот. Владислава Ципина. Данный учебник рассматривает состав Церкви следующим образом: Главой Церкви является Господь Иисус Христос, а в составе Церкви земной выделяются клирики, миряне и монашествующие [8]. Некие «невоцерковленные» здесь не обозначены.
Можно заглянуть и в древние источники церковного права. Там тоже не найти «невоцерковленных» (враждебных или пассивных), но правоспособных членов Церкви. Канонические сборники и труды древних толкователей канонов дают единственный вариант возможного неполноценного членства в Церкви – оглашенные, то есть люди, активно готовящиеся ко Крещению, стремящиеся стать членами Церкви. В составе Церкви, кроме клириков и монашествующих, каноны выделяют еще «верных» и «кающихся». Но все они активно проявляют свою веру.
Есть еще одна категория людей, которую выделяют древние источники церковного права, – «отпавшие» (добровольно или невольно). Среди добровольно отпавших церковную правоспособность приобретают только люди, искренне раскаявшиеся в своем отпадении от веры . Но даже к раскаявшимся каноны предельно строги . Святители Василий Великий и Григорий Нисский считают, что раскаявшийся в добровольном отпадении человек должен быть лишен Причастия до самой смерти. Правила I Вселенского Собора к раскаявшимся более милостивы, « аще и не суть достойны человеколюбия». Показательно о них говорит 12 правило I Вселенского Собора: « Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы на свою блевотину возвратившиеся …: таковые десять лет да припадают в Церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом , а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати во общение молитв . Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения в Церковь возмнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния ».
Ясно, что правило говорит здесь о возвращении к прежнему образу жизни после Крещения как о признаке отпадения. Этот признак позволяет соотнести «невоцерковленных» людей, «как псов на свою блевотину возвратившихся», именно с добровольно отпавшими. Возвращение к прежнему образу жизни в 12 правиле I Вселенского Собора осуждается в силу возвращения к идолопоклонству. В начале IV века в Римской империи отпадение от Церкви было связано с необходимостью принятия иной религиозной практики. Но в данном случае вполне допустима экстраполяция [9] принципов правила на похожие ситуации. Если сегодня государство не требует поклонения идолам, это никак не означает, что вне церковного общения человек остается христианином [10]. Современные номинальные «христиане» неизбежно попадают под влияние астрологов, колдунов, целителей, магов, услугами которых они зачастую пользуются. А 61 правило VI Вселенского Собора приравнивает данные занятия к идолопоклонству и повелевает извергать из Церкви «закосневающих … в сем и не убегающих от таких пагубных языческих вымыслов» . Кроме явного участия в языческих беззакониях, невоцерковленные «члены Церкви» совершают множество смертных грехов, несовместимых с христианской верой, считая их нормой жизни. Поэтому любая попытка канонически обосновать изобретение понятия «невоцерковленные» выглядит неубедительно.
Отпавший человек, как утративший благодатное общение с Богом, должен терять и церковную правоспособность. Он нуждается в искреннем (а не внешнем) сугубом покаянии, о котором говорится в последних словах 12 правила I Вселенского Собора. Таких людей никак нельзя назвать членами Церкви. Но употреблять канонический термин «отпавшие» по отношению к ним нужно с учетом современной ситуации. Ни в коем случае нельзя воспринимать его как выражение пренебрежительного отношения к тем, кто утратил связь с Церковью.
Отпавшие – это люди, нуждающиеся в особой деятельной заботе об их возвращении в Церковь. Сегодня отпадение от Церкви происходит при иных обстоятельствах, чем в древности, в силу изменения уклада церковной жизни. Отпадение в древности было явным предательством Христа, Церкви, своей евхаристической общины. Сегодняшний отпавший никогда не был членом евхаристической общины, в единстве которой он мог бы увидеть отражение благодатного единства всех верующих во Христе. Он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Поэтому его мера ответственности намного меньше, чем та, о которой говорят правила. Но это не означает, что изменилась природа Церкви и таинство Крещения перестало вводить людей в благодатное единство с Богом и со всей Церковью. В Крещении человек по-прежнему облекается во Христа. По-прежнему он произносит крещальные обеты и свидетельствует о своей вере «в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», даже если Символ веры за него прочитан священником. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. А это нельзя назвать иначе, как отпадением от Церкви.
Факт остается фактом: крещеный, но не живущий по-христиански человек является отпавшим. Причем сегодня огромная доля вины за его отпадение ложится на того, кто его крестил, но не позаботился о его просвещении. И именно здесь нужно искать причины появления псевдоканонического термина «невоцерковленные». Нужно отдавать себе отчет в том, что, признавая людей невоцерковленными, но правоспособными членами Церкви, мы пытаемся снять с себя ответственность за их духовное состояние: «Мы совершили Крещение, а дальше – их дело». Мы умываем руки и забываем о людях. И такое отношение называют «любовью», «заботой о спасении людей». Хотя, на самом деле, налицо преступное равнодушие к людям и ко Христу, Которому мы их обручили.
http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g99-all.shtml
 
Здравствуйте, Люба! Всё это печально, но по личному опыту, например, прихожан в храме становиться с каждым годом, всё больше и больше, люди, которые заявляют, что они атеисты, имеют в доме иконы. А сколько молодёжи в храме, так что положение дел не такое же удручающее.
 
U menya vopros: Ya kresena v pravoslavnoy serkve, no İisusa prinyala i pokayalas v presviterskoy serkvi. Seycas posesayu presviterskuyu serkvu, no vseje scitayu sebya pravoslavnoy hristiankoy. Kto ya...?

***М***
ПЕРЕВОД:
У меня вопрос: Я крещена в православной церкви, но Иисуса приняла и покаялась в пресвитерской церкви. Сейчас посещаю пресвитерскую церковь, но все же считаю себя православной христианкой. Кто я?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Член протестантской конфессии, считающая себя православной христианкой, но таковой, увы, не являющаяся.

Это лишь ответ на Ваш вопрос, а не обвинение. У большинства из нас путь в православие был очень "извилист", так что я рад, что Вы уже встретили Христа. Надеюсь и желаю Вам обрести полноту истины, которой обладает Православная Церковь.
 
Москва-Рыбинск
Православный христианин
"Правильность славления" Вам обеспечивает Церковь - Единая, Святая, Соборная, Апостольская и Истинная. А вот Ваша задача, равно как и моя, - стать христианином. Простите за буквоедство)))
 
"Правильность славления" Вам обеспечивает Церковь - Единая, Святая, Соборная, Апостольская и Истинная. А вот Ваша задача, равно как и моя, - стать христианином. Простите за буквоедство)))

Обеспечивает,но не гарантирует,я думаю.....Все зависит от человека.....
Для меня Православный и Христианин-синонимы.Как иначе?Может ученик Христа не правильно его славить?
Поправьте,если я ошибаюсь...
 
Москва-Рыбинск
Православный христианин
Обеспечивает,но не гарантирует,я думаю.....Все зависит от человека.....
Для меня Православный и Христианин-синонимы.Как иначе?Может ученик Христа не правильно его славить?
Поправьте,если я ошибаюсь...
Гарантирует, поверьте. Поэтому и истина - только в Православии.
А православный и христианин - действительно нераздельные понятия, но можно быть православным и не быть христианином, а вот быть христианином и не быть православным невозможно. Любая религия - это лестница. И если Православие ведет к Богу, то пондимаясь по другим лечстницам вы можете заметить, что начальные ступени могут быть похожи. Но поднявшись до верха, упираетесь в пустоту. Нет в конце пути Бога, нет богодухновенности, истинности. Православный поднимается по лестнице. А христианин - на верхних ступенях.
 
Гарантирует, поверьте. Поэтому и истина - только в Православии.
А православный и христианин - действительно нераздельные понятия, но можно быть православным и не быть христианином, а вот быть христианином и не быть православным невозможно. Любая религия - это лестница. И если Православие ведет к Богу, то пондимаясь по другим лечстницам вы можете заметить, что начальные ступени могут быть похожи. Но поднявшись до верха, упираетесь в пустоту. Нет в конце пути Бога, нет богодухновенности, истинности. Православный поднимается по лестнице. А христианин - на верхних ступенях.

Гарантирует только в случае безоговорочных выполнений предписаний Церкви....
Как я могу называть сам себя православным,если вечернее правило(например) дается(если дается)со страшным скрипом?....
Скажите,разве католики не христиане?
 
Москва
Крещён в Православии
Мне думается, если христианин доверяет авторитету Православной Церкви, старается жить в послушании Ей, постоянно ходит на богослужение, причащается Святых Христовых Даров, то он уже православный христианин, хотя может быть еще младенецем (по духу).
 
Москва
Крещён в Православии
Церковь, как любящая мать воспитывает своих чад в духе правильного прославления Бога.

Да я не спорю с этим.Я исповедую Православие,но вот назвать себя православным язык не поворачивается......
 
Сверху