Критика богослова А.И. Осипова (истинность и заблуждение)

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
"Я сам от кого то услышал, причем уже давно, поэтому не получится ссылки дать. Может, это вообще вранье про Осипова, и он так совсем не говорил про отца Порфирия, но это очень похоже на его позицию, которая проявляется в нападках, наример, на того же Соф., упоминаемого Никодимом."
Вот слова из книги старца Порфирия Кавсокаливита("Житие и слова"), которые смутили профессора Осипова А.И.:
"Религия наша совершенна, в ней заложен глубокий философский смысл. Что просто, то и наиболее ценно. Так и подвизайтесь в духовной жизни: просто, кротко, без насилия. Душа освящается и очищается через чтение слов отцов, через заучивание псалмов, отрывков из Священного Писания, через церковное пение и молитву.
Так вот, предайтесь таким духовным упражнениям и оставьте все прочее. К служению Богу мы можем прийти легко, без крови.(обратите внимание на эти и последующие слова старца). Два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с жестокими сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь и "пролили кровь, чтобы принять Дух", доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь - это путь любви. Им следуйте и вы.
То есть вы можете предпринимать иные усилия: поучаться и молиться с целью преуспеть в любви у Бога и Церкви. Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Откройте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет.(возможно, у профессора этого не получилось сделать так, как советует старец). То же в отношение страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло."
Возможно, эта последняя фраза вывела профессора из себя, и он в одной из своих лекций(я ее недавно смотрел с женой:"В какого Христа верует Православие"
Николо-Угрешская семинария, 2011 г. Длительность записи 1:53:55, размер 1,55 Гб), говорил(на первой минуте второго часа), что вся Греция молится на этого старца, и указывает на то, что все святые отцы учили именно бороться со страстями, а старец мол, учит по другому. Вот такой пассаж получился из-за недопонимания друг друга. Спаси и сохрани, Господи!

Читал ст. Порфирия и почему то не обрел подобных двусмысленных высказываний. Мне представляется, что надо отделять собственно позицию самого старца и слова, действительно им произнесенные, от их чьей-то довольно таки произвольной, а может еще и глубоко невежественной трактовки. Про самого старца же никак нельзя сказать, что его сия горькая борьба со страстями миновала. Если же он и говорит, что это "легко", то надо понимать четко, что это действительно значит. Для такого уровня людей и претерпеть мучения за Христа вполне удобно и "легко" , но наши-то с вами мерки окажутся совсем другими, очевидно, потому, что мы не озаботились так возлюбить Христа, как он возлюбил.

Есть еще одна особенность старческих поучений, на нее давно уже следовало бы обратить внимание. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) настаивал, что старческие наставления надо понимать с учетом того, к кому было обращено данное наставление. По этой причине старцы воспрещали предавать широкой огласке свои наставления. Их советы имели весьма часто конкретного адресата, они были изнесены с учетом духовного возраста, индивидуальных особенностей данного лица, и что особенно важно, в них могла быть открыта какая-нибудь особая воля божия об этом человеке, возвещенная старцу. То, что предназначено кому-то конкретно, не может иметь отношение ко всем абсолютно. Не существует на свете готовых рецептов духовной жизни и не существует двух абсолютно одинаковых людей, которым бы подошли стопроцентно таковые рецепты. У каждого свой путь. То, что представляется соблазнительным для одного, может оказаться единственно возможным для другого, потому что Богу известно все наперед. Может, у сего человека уже не остается времени на "общий путь" по причине того, что смертный час уже стоит за плечами, нам то сие не известно, но Богу то известно точно, а также и старцу бывает возвещено, если надо.

Мне представляется, что уважаемый проф. не прав, заочно осуждая ст. Порфирия, как личность, но в то же время прав, указывая, что держаться все-таки следует более общего, "царского" пути. Особое смотрение Божие, это особое смотрение, оно не касается всех, и Бог сам позаботится, чтобы об этом узнал тот, кому сие предназначено.

Есть еще такая замечательная восточная наука, айкидо. Она научает использовать энергию противника против него самого. Так вот. Борьба со страстями, это тоже "айкидо". Она потому и попускается, чтобы мы возросли и окрепли духовным возрастом, научаясь противостоять искушениям, но разумеется, у диавола о нас совсем другие планы. Но нам должно быть плевать на его планы. Важно только, что хочет от нас Бог, попуская нам впасть в борьбу. Ничего дурного старец не произнес, когда сказал, что надо преображать страсти в добродетели, ну, если понимать это правильно, а не пристрастно. А то иначе можно докопаться до абсолютно любого слова, ведь у каждого слова есть десятки значений, поэтому, имея кривое око, "настроенное" на осуждение ближнего, можно вообразить себе не весть что, с помощью диавола. Он сему только способствует. Ведь страсти никак не смогут превратиться в добродетель, не так ли, это понятно любому. Как, например, может блуд обратиться в целомудрие? Разве возможно, усиленно занимаясь блудом, добиться при помощи блуда целомудрия? Разумеется, нет. Так неужели старец Порфирий представляет из себя до такой степени дремучего невежу в духовной жизни, что он сего никак не разумеет, но думает, что это возможно? Разумеется, нет. Так вот это и должны учесть люди, изучающие наследие старца.
 

Василко

Заблокирован
Спасибо за интересную ссылку. К сожалению не могу принять участие в этой теме, но некоторые моменты суждения Вечвеслава нахожу спорными.

"Мозг,это биологический компьютер,он может обрабатывать только информацию.Чувствует душа,а видит дух.Значит в,Вас преобладает душа и ,Вы живете ее порывами.Что бы в вашем теле заработал и дух,надо очень много трудиться.Пережить многие крайности и лишения,подняться над ними,подчинить их себе.Вот тогда и проснется Дух.Это не объяснимо,это надо прочувствовать".

1. На счёт мозга, полностью согласен.

2. Если душа зрит духом, так зрит Божьим Духом. Поэтому святые отцы Око души и ум души соотносили Умом Божьим. Когда открывает человек Око души, он живёт не душевными порывами, а Духом Божьим.

3. Что бы в теле заработал Дух..., сказать ничего не могу. Когда тело Духом управляется или Духом содержится не сливаясь, как-то понимание находит. Когда в теле Дух Божий....в смысле не только в человеке, а в его теле....тело должно быть не биологическим, духовным. Очень сложный вопрос.
 
Россия
Православный христианин
На Суде каждый будет говорить и иметь состояние души такое, как имели два разбойника на столбах справа и слева от Христа – один в один. Каждый из нас будет выглядеть так же как один из них.
Оцените того разбойника, который не попал в рай:
1. Не хотел
2. Не мог
3. Бог не дал
Наверно, он не смог покаяться (п.2), в отличии от второго разбойника.
Разве его Господь осудил на ад? Нет, именно сам разбойник туда себя определил отказавшись раскаяться в грехах.
Такой вопрос можно будет ввести в ЕГЭ, когда этот ЕГЭ введут в духовной академии для получения звания бакалавра Православия.
 
РКрым
Православный христианин
Такой вопрос можно будет ввести в ЕГЭ, когда этот ЕГЭ введут в духовной академии для получения звания бакалавра Православия.

Да наверное уже есть учение о том, как подготовиться... и как правильно отвечать перед Богом, на возможные вопросы, которые он будет задавать и есть варианты ответов, и надо их заучить :)
 
"Мне представляется, что уважаемый проф. не прав, заочно осуждая ст. Порфирия, как личность, но в то же время прав, указывая, что держаться все-таки следует более общего, "царского" пути. Особое смотрение Божие, это особое смотрение, оно не касается всех, и Бог сам позаботится, чтобы об этом узнал тот, кому сие предназначено."
Вы, возможно невнимательно прочли(ни о каком особом пути старец Порфирий Кавсокаливит не пишет), а пишет о двух путях, что они имеют место быть, и он советует путь какой сам проходил. И я лично убедился в истинности этого пути. А профессор недопонимает этого, и думает, что старец советует не бороться со страстями вообще. И даже в одной из своих лекций("В какого Христа верует Православие") высказывает мысль о умоповреждении этого старца(посмотрите, это на первой минуте второго часа лекции). Спаси и сохрани, Господи!
 
РКрым
Православный христианин
Так как грядут времена лютые, про которые Господь говорит: "Обаче Сын Человеческий пришел, обрящет ли веру на земли?"
 

Василко

Заблокирован
"Мне представляется, что уважаемый проф. не прав, заочно осуждая ст. Порфирия, как личность, но в то же время прав, указывая, что держаться все-таки следует более общего, "царского" пути. Особое смотрение Божие, это особое смотрение, оно не касается всех, и Бог сам позаботится, чтобы об этом узнал тот, кому сие предназначено."
Вы, возможно невнимательно прочли(ни о каком особом пути старец Порфирий Кавсокаливит не пишет), а пишет о двух путях, что они имеют место быть, и он советует путь какой сам проходил. И я лично убедился в истинности этого пути. А профессор недопонимает этого, и думает, что старец советует не бороться со страстями вообще. И даже в одной из своих лекций("В какого Христа верует Православие") высказывает мысль о умоповреждении этого старца(посмотрите, это на первой минуте второго часа лекции). Спаси и сохрани, Господи!
Честно говоря, мы все правы той собственной правдой, что Господь нам попускает мыслить и внемлить. И, все не правы словом человеческим, пытаясь охватить им Слово Божье.
 

Василко

Заблокирован
Прфессор Осипов не первый год преподаёт, у него учились многие нынешние священники. И вдруг он стал еретиком, язычником, и тп.... В чём его обвиняют, никак не пойму. А все выпады в представленных ссылках похожи поговорке - "собака лает, ветер носит"
Вот бы кто обстоятельно разъяснил в этой теме в согласии с догматами.
 
Под МКС
Православный христианин
Вот слова из книги старца Порфирия Кавсокаливита("Житие и слова"), которые смутили профессора Осипова А.И.:
"Религия наша совершенна, в ней заложен глубокий философский смысл. Что просто, то и наиболее ценно. Так и подвизайтесь в духовной жизни: просто, кротко, без насилия. Душа освящается и очищается через чтение слов отцов, через заучивание псалмов, отрывков из Священного Писания, через церковное пение и молитву.
Так вот, предайтесь таким духовным упражнениям и оставьте все прочее. К служению Богу мы можем прийти легко, без крови.(обратите внимание на эти и последующие слова старца). Два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с жестокими сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь и "пролили кровь, чтобы принять Дух", доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь - это путь любви. Им следуйте и вы.
То есть вы можете предпринимать иные усилия: поучаться и молиться с целью преуспеть в любви у Бога и Церкви. Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Откройте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет.(возможно, у профессора этого не получилось сделать так, как советует старец). То же в отношение страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло."

[Осипов] говорил(на первой минуте второго часа), что вся Греция молится на этого старца, и указывает на то, что все святые отцы учили именно бороться со страстями, а старец мол, учит по другому.
Так в чем Осипов не прав?
Или кто то из противников Осипова может привести мнения святых отцов подтверждающие существование "второго пути"?

Только «первый путь» исповедует православие и он единственный: борьба со своими страстями.
Кто за «второй путь» тому на католический форум.
Разъясните мне, каким образом «открыть маленькое отверстие, чтобы проник свет» идя «вторым путем - путем любви»?
Православие учит, что отверстие это открывается смирением, которое рождается от осознания своего бессилия в борьбе со своими страстями.
Разве можно полюбить Бога и ближнего своего не победив свои страсти: зависть, гневливость, сребролюбие,… Как полюбить соседа если я ему завидую, если я завистлив.
Как можно «преображать страсти в силу», как алкоголизм преобразовать в силу. В какую силу?
 

Василко

Заблокирован
Так в чем Осипов не прав?
Или кто то из противников Осипова может привести мнения святых отцов подтверждающие существование "второго пути"?

Только «первый путь» исповедует православие и он единственный: борьба со своими страстями.
Кто за «второй путь» тому на католический форум.
Разъясните мне, каким образом «открыть маленькое отверстие, чтобы проник свет» идя «вторым путем - путем любви»?
Православие учит, что отверстие это открывается смирением, которое рождается от осознания своего бессилия в борьбе со своими страстями.
Разве можно полюбить Бога и ближнего своего не победив свои страсти: зависть, гневливость, сребролюбие,… Как полюбить соседа если я ему завидую, если я завистлив.
Как можно «преображать страсти в силу», как алкоголизм преобразовать в силу. В какую силу?

Совершенно верно. Единственный путь к обретению Бога, Любви, Света Божьего, - смирение.

Что касается обретения Бога любовью, - это завуированный западный протестанизм, предлагающий Бога обретать Богом, свет светом, масло намазывать на масло, а вино разбавлять вином. Такой пополизм весьма выгдный к провозглащению истины, он внешне привлекательный, как бы находит подтверждение в Евангелие, - возлюби Бога своего, - но это путь к профанации веры. Достаточно человеку возлюбить Бога своей земной любовью(по сути это человеческие чувства), и уже святой. Таким путём все протестанты святые.

На самом деле есть необходимость человеку в обретении Любви Божьей, в обретении Бога, которое не возможно без смирения собственной воли, чувств и собственного действия, пред действием Господа в человеке. Этот путь смирения нам открывают святые подвижники православия. Это трудный путь, борьба человека с собственными страстями, путь ограничения себя от излишеств, в неустанной молитве за помощью Божьей. И главная цель достигается, когда не человеческие чувства определяют святость, да Сам святой Господь в человеке.

[Мф.7:13] Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?


Профессор Осипов прекрасно владеет знаниями святоотеческого учения, его критика второго широкого протестанского пути во истину и такой ошибочный путь не может быть принят православием.
 
"Так в чем Осипов не прав?
Или кто то из противников Осипова может привести мнения святых отцов подтверждающие существование "второго пути"?"
Идет речь не о втором пути(я неточно выразился, а Вы меня уже поймали на слово), а о методах достижения победы над страстями: есть метод, о котором пишет старец, и он испытал его на собственном опыте, и поэтому и нам посоветовал, по любви к нам. А у профессора Осипова А.И. книжный подход к этому. Потому что надо самому испытать, чтоб об этом говорить. Жизнь духовная опытным путем познается, а не книжным. Так и фарисеи не могли вместить то, что им говорил Христос. Понятно о чем я? Спаси и сохрани, Господи!
 

Василко

Заблокирован
"Так в чем Осипов не прав?
Или кто то из противников Осипова может привести мнения святых отцов подтверждающие существование "второго пути"?"
Идет речь не о втором пути(я неточно выразился, а Вы меня уже поймали на слово), а о методах достижения победы над страстями: есть метод, о котором пишет старец, и он испытал его на собственном опыте, и поэтому и нам посоветовал, по любви к нам. А у профессора Осипова А.И. книжный подход к этому. Потому что надо самому испытать, чтоб об этом говорить. Жизнь духовная опытным путем познается, а не книжным. Так и фарисеи не могли вместить то, что им говорил Христос. Понятно о чем я? Спаси и сохрани, Господи!

Признан ли старец Церковью святым человеком?
 
Под МКС
Православный христианин
Идет речь не о втором пути(я неточно выразился, а Вы меня уже поймали на слово), а о методах достижения победы над страстями: есть метод, о котором пишет старец, и он испытал его на собственном опыте, и поэтому и нам посоветовал, по любви к нам.
Мне не зачем ловить вас на слове, так как приведенная цитата не ваша, а Порфирия Касокаливита, не наговаривайте на себя.
А у профессора Осипова А.И. книжный подход к этому. Потому что надо самому испытать, чтоб об этом говорить. Жизнь духовная опытным путем познается, а не книжным. Так и фарисеи не могли вместить то, что им говорил Христос. Понятно о чем я? Спаси и сохрани, Господи!
Не понятно, объясните, что значит "второй путь" о котором говорит Порфирий Касокаливит.

Цитата из Порфирия:
То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преобра­жайте в силу, презирая зло. Занимайте себя тропарями, канонами, усердным служением Богу, Божественной любовью. Все наши святые церковные книги: Октоих, Часослов, Псалтирь, Минеи — содержат святые сло­ва, слова любви ко Христу. Читайте их с радостью, лю­бовью и веселием.

Когда предадите себя этому стара­нию с жаждой, тогда душа ваша освятится самым мяг­ким и таинственным образом, вы и сами не поймете, как это произойдет.

Так и у меня было. Жития святых, а больше всего житие преподобно­го Иоанна Каливита произвели на меня впечатление. Святые — это друзья Божий. Целый день вы можете наслаждаться и упиваться их подвигами, подражать их житию. Святые полностью предали себя Христу.


Объясните, как душа может освятиться от чтения церковных книг и жития святых?

Она может только воодушивиться на какие-то действия, но имея страсти наломает дров. Это как пьяному «море поколено».
 
Понимаете, когда опытным путем познаешь что-либо, то не может быть никаких сомнений в истинности этого, чтобы тебе не говорили другие. Профессор Осипов А.И. верно говорит о том, что каждый может сам убедиться в истинности Бога. Потому что для христианина самое важное иметь в личном опыте общение с Богом. Для этого надо становится бесстрастным, и это возможно совместными усилиями(человека и Бога), но Бог в первую очередь действует( кто-то сказал, что человеку надо сделать один шаг, а Бог сделает ему навстречу тысячу шагов). Духовная жизнь полна подводных камней, и в какой-то момент человек может потерять смирение и возомнить из себя великого богослова. Понимаете о чем я? Ведь неспроста в Евангелие написано: "и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется"(Мф. 10, 22). Обратите внимание на слова "до конца". Это значит, что до самой смерти надо не потерять смирения, которое есть начало всех добродетелей(это относится к каждому верующему). Сам факт суждения профессором старца(а старец относится к Православной Церкви) свидетельствует о потере смирения(потому что по поступкам узнается человек, так написано в Евангелие). Сам Господь говорил, что Он не судит никого(прочитайте это в Евангелие). А, что сказано, Господом о том, кто брата своего назовет безумным? Профессор же позволяет себе говорить о умоповреждении старца. Давайте помолимся о том, чтобы профессор Осипов А.И. осознал свою ошибку относительно старца Порфирия Кавсокаливита. Аминь. Спаси и сохрани, Господи!
 
Под МКС
Православный христианин
Сам факт суждения профессором старца(а старец относится к Православной Церкви) свидетельствует о потере смирения(потому что по поступкам узнается человек, так написано в Евангелие). Сам Господь говорил, что Он не судит никого(прочитайте это в Евангелие). А, что сказано, Господом о том, кто брата своего назовет безумным? Профессор же позволяет себе говорить о умоповреждении старца. Давайте помолимся о том, чтобы профессор Осипов А.И. осознал свою ошибку относительно старца Порфирия Кавсокаливита. Аминь. Спаси и сохрани, Господи!
Может быть, профессор излишне резок - не мне судить (я, пока не слушал лекцию, которую вы указали). Он так же резок и по отношению к католическим святым.
А Порфирий не относится к православным святым:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85
И, Осипов правильно указал на заблуждения Порфирия К.
А, уж нам ли судить о смирении профессора?
 

Василко

Заблокирован
Цитата из Порфирия:
То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло. Занимайте себя тропарями, канонами, усердным служением Богу, Божественной любовью. Все наши святые церковные книги: Октоих, Часослов, Псалтирь, Минеи — содержат святые слова, слова любви ко Христу. Читайте их с радостью, лю*бовью и веселием.

Когда предадите себя этому старанию с жаждой, тогда душа ваша освятится самым мягким и таинственным образом, вы и сами не поймете, как это произойдет.

Так и у меня было. Жития святых, а больше всего житие преподобного Иоанна Каливита произвели на меня впечатление. Святые — это друзья Божий. Целый день вы можете наслаждаться и упиваться их подвигами, подражать их житию. Святые полностью предали себя Христу.

Ничего нет плохого в читании святых. На кого то чтение производит мистическое впечатление на подобии молитвы, другой человек засыпает от скуки, и нет возможности ввести пример одного человека к обязательному исполнению каждой душе. Не понимаю, как можно отвергать такие рекомендации или вводить их в непоколебимый догмат.

Нашел всю статью: http://simvol-veri.ru/xp/chto-prosto-to-i-vsex-dragocenneie.html

Совершенной, глубоко философской является наша вера. Что просто, то и всех драгоценней. Так и подвизайтесь в духовной жизни: просто, мягко, без насилия. Душа освящается и очищается изучением творений отцов, песнопениями и молитвой. Предайтесь этому духовному деланию и оставьте все остальное.

Служить Богу мы легко можем и бескровно. Есть два пути, ведущие нас к Богу: суровый и утомительный, с отчаянными выпадами против зла, и легкий, с помощью любви. Многие выбрали этот суровый путь и «пролили кровь, чтобы приять Дух», так что достигли великой праведности. Я же нахожу, что наиболее короткий путь этот – путь любви. И вы последуйте ему.

То есть, вы можете попробовать делать до-другому. Читайте, молитесь и поставьте себе цель приблизиться к любви Бога и Церкви. Не ведите брань, чтобы изгнать тьму из клети вашей души. Пробейте небольшое отверстие, чтобы через него вошел свет, и тьма уйдет.


То же самое касается страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преобразите их в силы, не обращая внимания на зло. Усердствуйте в пении тропарей, канонов, в богослужении и божественной любви. Все святые книги нашей Церкви – Октоих, Часослов, Псалтырь, Минеи – исполнены слов святых, пронизанных любовью ко Христу.

Когда вы с трепетом предадитесь этому, душа ваша кротким и таинственным образом освятится, как вы сами того не почувствуете. На меня произвели впечатления жития святых и, прежде всего, житие святого Иоанна Каливита. Святые – это друзья Божии. Весь день вы можете наслаждаться и получать удовольствие от их подвигов и подражать их житию. Святые были полностью преданы Христу.

Читая таким образом, вы постепенно приобретете кротость, смирение, любовь, и душа ваша станет благой. Не отдавайте предпочтение отрицательным способам для собственного исправления. Не нужно бояться не диавола, ни ада, ничего, потому что они вызывают ответную реакцию.

У меня есть в этом небольшой опыт. Цель не в том, чтобы сидеть, тосковать, утеснять себя ради исправления. Цель в том, чтобы жить, читать, молиться, приближаться к любви, любви Христовой, любви Церкви. Усилия, направленные на то, чтобы соединиться со Христом, – святы и прекрасны, они веселят и душу и избавляют ее от всякого зла.

Любить Христа, возжелать Христа, жить во Христе, как Апостол Павел, который говорил, что «живу уже не я, но живет во мне Христос». В этом ваша цель. Прочие усилия да будут сокрыты в тайне. Царствовать должны лишь любовь Христова.

Это должно быть у нас в голове, в мыслях, в воображении, в сердце, в воле. Самые серьезные усилия должны прилагаться к тому, чтобы встретиться со Христом, чтобы соединиться с Ним, чтобы проникнуться Им.

Оставьте все слабости, чтобы дух противления не узнал, не погрузил и не ввел вас в печаль. Не пытайтесь от них избавиться. Подвизайтесь с кротостью и простотой, без напряжения и волнения. Не говорите: «Вот, сейчас я напрягусь, помолюсь, чтобы стяжать любовь, стать добрым и т.д.». Нехорошо напрягаться и убиваться, чтобы стать добрым.

Так у вас это вызовет даже худшую реакцию. Все должно происходить мягко, ненасильственно и свободно. Не говорите также и: «Боже мой, избавь меня от этого», например, от гнева, печали. Нехорошо молиться или размышлять о конкретной страсти, потому что что-то происходит в нашей душе, и мы запутываемся еще больше.

Бросься стремительно, желая победить страсть, и тогда увидишь, как она обымет тебя, сдавит, и тогда ты ничего не сможешь сделать. Не воюйте прямо с искушением, чтобы оно ушло, говоря: «Забери его, Господи». В таком случае вы придаете ему значение, и искушение вас давит. Потому что, говоря «забери его Господи», вы на самом деле помните о нем и подогреваете его еще больше.

Конечно, должен быть настрой на освобождение, но очень и очень скрытый и тонкий, чтобы не было видно. Пусть он бывает в тайне. Вспомните изречение из Священного Писания: «пусть левая твоя рука не знает, что делает правая». Пусть вся ваша сила будет обращена на любовь к Богу, на служение Ему, на прилепление к Нему.

Таким образом, избавление от зла и слабостей будет происходить тайно, так что вы об этом не будете знать, без труда. Вот именно так я и стараюсь делать. Я обнаружил, что это самый лучший способ освящения, бескровный.

То есть, лучше предаваться любви, изучая каноны, тропари, псалмы. Это чтение и наслаждение, сам того не понимаю как, возводит мой ум ко Христу и доставляет сладость моему сердцу. Одновременно я молюсь, раскрыв руки с трепетом, любовью, радостью, и Господь возводит меня к Своей любви. Именно в этом заключается наша цель, которой мы должны достигнуть.

Ну что скажете, разве этот путь не бескровный? Есть много других способов, например, воспоминание об аде, диаволе и смерти. Так от страха и размышлений ты будешь избегать творить грех.

Я, наименьший, не следовал в своей жизни тем способам, которые утомляют, порождают ответную реакцию и зачастую приводят к противоположному результату. Душа, и особенно весьма чувствительная, радуется любви и воодушевляется, укрепляется и преображает, преобразует и изменяет все отрицательно и безобразное.

А потому я предпочитаю легкий путь, т.е. тот способ, который достигается изучением правил святых. В правилах мы найдем те способы, которые употребляли святые, преподобные, подвижники и мученики.

Хорошо бы совершить это «похищение». Будем делать то, что делали они. Они бросились навстречу любви Христовой. Отдавали ей все свое сердце. Похитим же этот их способ.

Старец Порфирий Кавсокаливит, Слова о духовной жизни

Источник: http://proslalia.blogspot.ru/2011/01/blog-post_9539.html


Не вижу ничего плохого в словах старца. Он нашел для себя путь к Господу в смирении любовью. Если кто не согласен с этим, тоже нет ничего плохого, пусть ищет сам. Главное, что бы человек искал, жаждал Бога, ни один святой за другого человека Бога не обретёт.
 

Василко

Заблокирован
Возможно Порфирий Кавсокаливит доносит нам "бескровный" опыт симирения в любви, и соотносит своё "мягкое" служение Христу с подобными "жёсткими" методами борьбы со страстями:

Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский
http://bogolub.narod.ru/calendar/july/31july.htm
С юных лет отрекся от мира, желая оставаться девственником. Затворился в пещере преподобного Антония, проводя ночи в молитвах, а дни в неутомимых трудах. Одолеваемый бесом блуда, для умерщвления плоти по шести дней не принимал пищи, удручал себя веригами и закапывал себя по рамена в землю. Таким образом прожил в пещере 30 лет, выстояв в борьбе с искушениями, и умер, закопавшись по грудь в землю.


Что здесь сказать. Каждый достучался Христа, и нет осуждения им.
И, нет осуждения профессору Осипову за согласие или критику тех или иных методов исихазма, по той простой причине, что профессор в этом вопросе уже не может быть авторитетом, не имея собственного опыта исихазма. А за личное отношение к этому вопросу не может быть основанием для обвинения в какой-то неправославности.

Для обвинения философа-богослова необходимо представить догматические разногласия с православным вероучением, а не его отношения к старцу.
 
Под МКС
Православный христианин
Не вижу ничего плохого в словах старца. Он нашел для себя путь к Господу в смирении любовью. Если кто не согласен с этим, тоже нет ничего плохого, пусть ищет сам. Главное, что бы человек искал, жаждал Бога, ни один святой за другого человека Бога не обретёт.
О симирении страданиями слышал, о "смирении любовью" - никогда.
Отвечает сам профессор по пунктам:
http://www.blagogon.ru/articles/132/
 
"Для обвинения философа-богослова необходимо представить догматические разногласия с православным вероучением, а не его отношения к старцу". Вы полностью правы, никто не осуждает профессора, ибо "не суди, и не судим будешь", а указывают на разногласие из-за недопонимания. Христиане должны быть единомысленны, как заповедал Господь:"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой"(Ин. 13, 35). Что значит любовь между собой? Это устранение всевозможных разногласий(ибо они должны быть, как пишет ап. Павел, чтобы обнаружились искусные). Поэтому в этой теме я стараюсь достигнуть согласия и понимания пути(который есть метод борьбы со страстями) старца и позиции Осипова А.И. по отношению к этому. Еще хочу написать об этом("Она может только воодушивиться на какие-то действия, но имея страсти наломает дров. Это как пьяному «море поколено»."). Как Вы думаете будет ли пьяный читать что-либо святое? Страстной человек, который пребывает в этом состоянии никогда не будет читать ни Евангелие, ни житие святых. Он в это не верует. Для него его страсти и есть бог, которому он служит. Разве это не понятно? Человек же обращающийся к Богу, желающий исправится получает от Бога силу(ибо признает, что сам не может ничего изменить). Он хоть еще и страстный(ибо не вмиг побеждаются страсти, а это продолжительный во времени путь), но Благодатью Божьей становится сильным в брани, и его то как раз и освящает чтение житий святых, Священного Писания и участие в Таинствах Церкви(о чем старец Порфирий Кавсокаливит не раз пишет). Спаси и сохрани, Господи!
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху