Полностью поддерживаю Вас, Сергей Н., в этом вопросе.
Я бы назвал профессора А.И.Осипова – популяризатором Православия. Он, сегодня, один из немногих, кто пытается простым, доступным языком показать людям красоту, глубину и ЛЮБОВЬ нашей веры. Приглашает войти в этот прекрасный мир и самим убедиться в его совершенстве. Приглашает, а не носом тыкает. Чуть ли не в каждой лекции призывает слушателей или читателей обращаться к первоисточникам и Святым отцам – читайте, сравнивайте, постигайте.
Да, по некоторым богословским, подчёркиваю, богословским вопросам его позиция различается с позицией Церкви, но разве это умаляет его вклад в дело Православного просвещения?
Вот Сергей Калайда говорит: «Православие учит по-иному. Согласно св.
Григорию Богослову - вера есть непытливое согласие».
Возникает вопрос: а почему так узко? А может раскрыть этот вопрос шире?:
«Патристическая традиция как раз и предлагает различение двух видов веры. "Есть два вида веры: один - вера догматическая, соглашение души на что-либо... Другой же вид веры есть дарование благодати. Эта вера... созерцает Бога" (120), - пишет св.
Кирилл Иерусалимский. Итак, одна вера берется в обычном смысле - согласие на что-то ("Вера есть непытливое согласие" (121), - говорит о ней св.
Григорий Богослов). Эта вера хотя и считается "низшей", однако не так уж и проста. К действию этой первой, несовершенной веры относит преп.
Исаак Сирин познание закона, покаяние в своих прегрешениях, постоянный покаянный плач и борьбу за добродетель, даже пренебрежение к миру. Все это "приобретается естественным ведением" (122).
То есть все же "естественная вера", первое, несовершенное ведение - это уже подлинно подвижническая жизнь по вере, жизнь, волевым усилием перестроенная по законам духовного мира. И все же это еще не подлинная вера!
О второй вере преп. Исаак говорит в таких словах: "Веру ж разумеем не ту, какую человек имеет (догматически-православную), но веру, воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце. И вера сия обнаруживается не в приращении слуха ушей, но в духовных очах, которые видят сокрытые в душе тайны" (123). "Вера духовными очами взирает на сокровенное".
Эту веру никак нельзя назвать "слепой", потому что она как раз видит свой предмет. "Любовь вместо веры в Его бытие дарует собою вкушение его в настоящем" (124), - говорит преп.
Максим Исповедник. "Дотоле был слух, теперь созерцание" (125), - свидетельствует преп. Исаак. Из-за несомненности и ОПЫТНОЙ удостоверенности эту веру, конечно, можно назвать "знанием" (преп. Исаак так и называет ее "ведением")».
А.Кураев «О вере и знании».