Кротость

Тема в разделе "Добродетели", создана пользователем Юлия_Мур, 19 июл 2016.

  1. Юлия_Мур

    Юлия_Мур

    Курск
    Православный христианин
    Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
    Св. Иоанн Лествичник


    Я вот очень ведусь бывает на похвалы и начинаю стараться, а потом все оборачивается против меня и в итоге ощущение, что меня использовали и выкинули, а я так старалась...

    Так же вот при бесчестии, я вроде внешне могу кротко себя повести, но в душе и в мыслях еще буду выбаливать долго все. Самое интересное, что бывает ничего в душе не колышется в момент бесчестия, даже благодарность Богу ощущаю и принятие всей ситуации, мир душевный ощущаю. Но уже позже, спустя 1 - 2 дня мысли могут догнать и душа болеть начинает по случившемуся и мучить все несколько недель может или месяцев и вроде все понимаю, осознаю, молюсь, а душа болит, скорбит, что так со мной обошлись, что меня неправильно поняли и о том, что не получилось что бы в мире остаться с тем другим человеком, избежать такой конфликтной ситуации.

    Кротость, кроткий (Мф 5:5) — есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.
    архимандрит Никифор (Бажанов)

    Так же бывает как-то невольно получается, что люди об меня раздражаются, злятся, обижаются, ополчаются, обвиняют в нетактичности, что я обличаю типа, что-то вечно не так говорю, пишу, делаю.
    Хотя я вроде все по доброму и без притворств общаюсь, без злого умысла. Я конечно смиряюсь так как осознаю свои духовные немощи и возможно то, что я сама за собой чего-то не замечаю по духовной слепоте. Стараюсь работать над собой в этом направлении. Но я просто в недоумении бываю, когда очередной человек начинает на меня раздражаться и обижаться или целая группа людей вдруг ополчается. Очень печалюсь по этому поводу. В ответе ли мы за чувства других? Ведь то что кто-то раздражается, злиться, то причина ведь в нем, в том человеке, в его страстях? Или все таки раз такое происходит, то что-то во мне есть чего я еще не вижу в себе, не понимаю, но это мой грех, что людей как-то невольно на грех раздражения, гнева и пр. настроила? Что явилась для них искушением?

    Как взрастить в себе сию добродетель? Мне кажется, что я до конца даже не понимаю, что такое кротость. Хотя прочитала не мало статей, изречений святых по этой теме.

    Как правильно понять, как научиться от Христа?
    "Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» (Мф. 11:29)
    https://azbyka.ru/krotost

    И третья заповедь блаженства
    Мф.5:5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

    Как вы понимаете - наследуют землю? Что это значит наследовать землю. Размышляю над этим не один день.
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2016
    Светая и Алексейка нравится это.
  2. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    а вы говорите себе - это они не меня, а себя такими видят...Каждый видит в другом свое отражение.
     
  3. дмитрий м

    дмитрий м

    оренбург
    Православный христианин
    это от того что плоды трудов(за которые вас похвалили), т.е. похвалу приняло на себя ваше тщеславие, которое и породило ещё большее усердие в трудах. Потому труды те совершались не Христа ради, а под любым иным мотивом, что и привело к ощущению "использовали и выкинули".
    Как говорил отец Серафим "всё что делается не ради Христа не есть добро". Добро имеется ввиду в его совершенном смысле, а не в обыкновенном, земном понимании.

    Апостол писал:
    - всё что делаете, делайте не как для человеков, но как для Господа.
     
    Сергей Калайда и Юлия_Мур нравится это.
  4. Аника

    Аника

    Казахстан
    Православный христианин
    Я тоже долго не могла понять, что же такое кротость.
    Однажды увидала изречение св.Иоанна Лествичника, и как-то сразу "дошло" )

    Кротость.JPG

    А сегодня прочла ещё одно определение кротости от святителя Игнатия Брянчанинова:
    "...что такое кротость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость» http://serafim.com.ru/site/nstr_16_1.html (беседа с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым о Заповедях блаженства)

    И в той же беседе с А.И. Осиповым о тех, кто наследует землю:

    "— Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Как это понимать? В том смысле, что все некроткие в конце концов перебьют друг друга, а на земле останутся одни кроткие?
    — Прежде всего, следует пояснить, что такое кротость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость». Кротость, оказывается, не какая-то пассивность, слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это свойство вполне духовное, и оно является характеристикой того христианина, который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев, толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию обетованной земли Царства Небесного.

    При этом святые отцы объясняли, что здесь речь идет вовсе не об этой, нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека — новой земле и новом небе, о которых пишет апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе." http://serafim.com.ru/site/nstr_16_1.html
     
    Сергей100, Светая и Юлия_Мур нравится это.
  5. Юлия_Мур

    Юлия_Мур

    Курск
    Православный христианин
    Спасибо Всем за ответы.
    Да, я об этом знаю и применяю для работы над собой. Когда вижу в ком-то что-то или не вольно выскажусь о ком-то, то останавливаю себя и думаю почему я это в нем вижу и почему меня так это цепляет, нет ли во мне такого и как правило в точку. Хотя бывает не всегда так, бывает какие-то ситуации и личности из прошлого или из детства проецируются на кого-то.
    На счет похвалы, что и с похвалой такое может быть. Что и когда кто-то хвалит человек может говорить о себе не задумывалась. Спасибо, подумаю над этим, понаблюдаю за собой.

    Большое спасибо. Да, согласна. Откликается на счет тщеславия.
    На днях беседовала с одним духовным человеком и он мне сказал, что в большинстве своем люди не благодарны и поэтому идя на доброе дело нужно это понимать и быть готовой к этому, а чтобы быть к этому готовым нужно понимать то ради чего и кого это все делаешь, молиться и просить Бога делать добро во славу Его и просить помощи в перенесении каких либо неприятностей связанных с этим

    "Всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением."
    прп. авва Дорофей
    https://azbyka.ru/iskushenie

    И до меня дошло. Поняла. Благодарю!

    Также вот еще, что осознала
    Кротость - отказ от самоутверждения.
    "Кротость есть нравственное состояние души, в котором любовное отношение к другим и отказ от самоутверждения образуют совместно неразделимое единство."
    https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-nami-bog/2_7

    Несколько раз поймала себя на том, что как тяжело отказаться от самоутверждения, от того чтобы интеллектуально опустить того, кто менее интеллектуален и менее начитан, от того чтобы ответить тем же человеку, как бы злом на зло, подковыркой на подковырку, унизить сарказмом, критикой, высмеиванием, от борьбы за признания себя, от борьбы оправдаться, от борьбы за первенство, и т.д.

    Слава Богу, начинаю понимать !
     
    Последнее редактирование: 22 июл 2016
  6. Юлия_Мур

    Юлия_Мур

    Курск
    Православный христианин
    "Кротость прежде всего выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп. Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара Св. Духа – т.е. совершенной христианской любви и кротости.
    Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: Приiдите ко Мне… и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашымъ (Матф. 11:28-29). Сей покой есть ничто иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.
    Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.
    Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: “Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес.”
    Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость.

    Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: “Делайте со мною что вам угодно”. Разбойники почти до смерти избили святого старца его-же собственным топором. А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрмы. Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.
    Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.
    Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.
    Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.
    Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. Григорий Палама, архиепископ Фесалонийский, особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли. К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о. Амвросий так относиться к людями другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.
    Долгие годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытии. Когда ему сказали что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезамии бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедывать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.
    На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Для чего Господь говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.
    Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.
    Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисусъ же молчаше (Матф. 26:63) да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.
    Будем всегда помнить о увещании преп. Серафима Саровского одному иноку в словах: “Молчи, молчи, безпрестанно молчи.” Разумеется и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви."

    https://azbyka.ru/o-krotosti-i-smirenii
     
    Аника нравится это.
  7. Юлия_Мур

    Юлия_Мур

    Курск
    Православный христианин
    А вот этот текст с примерами кротости святых прочитала и не много есть смущение, не доконца понимаю.
    Как бы не спутать кротость с чем-то еще, как бы сложной кротостью и смирением, с психологией жертвы, такого пожизненного терпилы
    над которым все издеваются, а он еще и виноватым себя ощущает и прощение просит.
    Допустим весь класс издевается над тобой и тут либо дашь отпор и больше не полезут, либо так и будут до конца школы издеваться
    Простите если не удачный пример или как-то не так выражаюсь.
    Но ведь за себя тоже как-то постоять уметь нужно в этом мире ? Или все таки все молча сносить и терпеть?
    Молиться и доверять Богу, что Бог сам знает как лучше?
     
    Евгения Евгения нравится это.
  8. дмитрий м

    дмитрий м

    оренбург
    Православный христианин
    это не имеет отношения к кротости.... разве Христос ощущал себя виноватым? ....разве просил прощения у издевающихся над Ним?

    тоже самое читаем о Моисее, ...кротчайший из людей..., но образ ли терпилы нам являет он?

    кротость - это качество противоположное страсти ГНЕВ, подобно тому как смирение противоположно страсти ГОРДЫНЯ.

    Т.е. воздаём ли(что если и имеет место, то должно быть явлением временным) заслуженное обидчикам, терпим ли... и то и другое совершаем кротко, т.е. без гнева.
     
    Юлия_Мур нравится это.
  9. Юлия_Мур

    Юлия_Мур

    Курск
    Православный христианин
    Поняла, Дмитрий. Спасибо.
    Вроде понимаю, но в тоже время не все еще понимаю, как бы не совсем еще душа соглашается и много вопросов еще, трудно дается тема кротости.
    Надеюсь со временем все придет .
     
  10. Валентин Киевский

    Валентин Киевский

    Крещён в Православии
    Сколь много слов! Вы себя таким образом вводите в положение, когда голова болеть начнет, но понятней ничего не станет. Надо проще смотреть на это все и не усложнять, а держать веру внутри себя.
     
  11. Николай Крюковский

    Николай Крюковский

    Православный христианин
    Думаю потому, что за обидевших вас надо было помолиться. Но и сейчас непоздно со всем пониманием произнести молитву Господу "ненавидящих и обидевших мя прости..."
     
  12. Eжи Морана

    Eжи Морана

    Православный христианин
    А зачем быть хорошим для себя самого?
     
  13. Евгения Евгения

    Евгения Евгения

    Православный христианин
    Боишься - бей, нет - терпи. Если боишься, что тебя ударят, унизят, значит не достиг еще ничего, никаких дарований от Бога у тебя нет, а вот если нет страха, нет тревоги, и терпение твое ДОБРОВОЛЬНО, во Имя Господа, то это имеет смысл. Но вряд ли в миру можно достичь такого состояния бесстрастия, это скорей монашеский путь, поэтому мой ответ - ставить на место нужно, если не ставить, то глумиться будут не только над тобой, но и над всеми христианами, считая их слабоками.
     
    Владимир белгородец нравится это.

Поделиться этой страницей