Лекторий на Шпалерной улице

администратор

Команда форума
Православный христианин
Иисус Христос и Кесарь Август


(Введение в Священную историю Нового Завета)

Лекция из цикла "Священная история: текст, смысл, символика"

(17.XII.2006 AD)


Дорогой Слушатель!

На этой лекции, приуроченной к рождественскому периоду, Вы получите ответы на следующие вопросы:​



v В каком обличьи предстают мировые империи VII-II вв. до Р. Х. в Книге пророка Даниила?
v Почему так быстро развалилась мировая империя "безумного" юноши Александра и так долго простояла великая Римская империя?
v Как относились к римлянам народы Востока?
v Зачем понадобилось упразднять династию Маккавеев и сажать на Иерусалимский престол Герода (Ирода) I Великого?
v Почему Христос должен был родиться в век кесаря Августа, и что говорят об этом христианские поэты?
v Почему Христос не мог появиться на свет в родительском доме?
v Почему так мало сведений о жизни Иисуса Христа до выхода на общественное служение?
v Насколько достоверны апокрифические источники? Совпадают ли они с каноническими текстами и реальной историей?

Лекцию прочтет канд. историч. наук и кандидат богословия Ю. И. Рубан

Чтение лекции иллюстрируется слайдами.​

Пришедшим на лекцию будет выдана подробная программа​

с дополнительными материалами.​

Занятие состоится в Культурно-просветительском Центре "Лествица" при храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице Санкт-Петербурга

17 декабря в воскресенье, в 17:00.
Адрес: Чернышевского просп., д. 3 (вход под аркой);
ст. метро "Чернышевская". Вход свободный.​




 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” на Шпалерной улице
Культурно-просветительской Центр «Лествица»
Ю. Рубан
Историко-богословский семинар

Дорогой Слушатель!​

Приглашаю Вас на очередное, 9-е по счету, занятие нашего историко-богословского семинара. Вспомним темы предыдущих занятий.
На первом занятии (8.Х.2006) мы старались понять, кто же мы такие, “определить” самих себя, насколько это возможно в рамках рационального богословия. Отсюда его тема – “Христос и христиане”: МЫначали с этимологического экскурса, затем выясняли, как представляли себе Мессию древние евреи, почему Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) и Кем стал для христиан Иисус из Назарета.
После этой вводной темы (которую можно развивать до бесконечности) мы задались вопросом (2-е занятие, 15 октября): что же такое “Церковь”, в которой только и возможно для нас (церковных христиан!) общение со Христом? Каким словом назвал ее Основатель, какой термин избрали авторы Нового Завета, писавшие по-гречески? Автор первого опыта экклезиологии, апостол Павел, дал Церкви странное определение – “Тело Христово”! Почему не “Душа Христова” или “Дух Христов”, – что было бы естественно для позднейшего платонизирующего сознания! Это тема 3-го занятия (22 октября).
В идеале Церковь едина, как един Христос, но одновременно существует много Церквей (церквей-собраний). Нормальное ли это состояние? Этой теме мы посвятили еще два занятия. На 4-м занятии (29 октября) выяснили, на каком видимом уровне употреблялся в первые века термин “церковь”, что значит Единая Православная Кат(ф)олическая Церковь? Как Единая Церковь (Тело Христово) стала дробиться на различные Церкви (конфессии, сообщества), рассмотрели структуру современного христианства. На пятом (5 ноября) продолжили этот аспект темы и постарались кратко охарактеризовать три основные христианские конфессии.
Три последние лекции были посвящены основным темам современной библеистики. Занятие 6-е (12 ноября): Что такое Ветхий (“Старый”) и Новый Завет? Почему славянский термин ‘завет” не вполне точно передает смысл еврейского понятия берит и часто вводит в заблуждение? Занятие 7-е (19 ноября): Библия — Слово Божие или Слово Бого-Человеческое? Какой критерий лежит в основе православного отношения к Библии? Что такое “боговдохновенность”? Почему Коран нельзя называть “Библией ислама”? Занятие 8-е (26 ноября): Кто написал Библию? Автор и авторы. Почему Библия как предмет веры не включена в Символ Веры? Проблема литературного авторства. Как долго писали Библию? Библейский канон.
Теперь мы переходим к важнейшим вопросам догматического богословия. Почему в Библии нет важнейших догматов нашей веры? Можно ли выразить истины христианской веры без помощи языка Платона и Аристотеля? занимались на Вселенских? Что такое “триадология”, “христология”, “мариология”. Кто такие ариане, монофизиты, монофелиты, иконоборцы?
Темы необъятные, но мы постараемся сделать краткое введение в каждую из них, освободиться от фантазий и стать на твердую почву православного богословия. Овладев методологией, можно переходить к фактологии – слушать подробные курсы и накапливать положительные знания, объем которых определяется желанием и возможностями.
9-е занятие (10.ХII.2006): Основы христианского богословия. Доникейская эпоха. Эпоха Вселенских Соборов. Триадологические споры IV столетия.
Пришедшие впервые или пропустившие часть предыдущих занятий слушатели получат конспекты с основными формулировками, обобщениями и библиографией. При желании можем посвятить одно из занятий более детальной проработке какого-либо вопроса.


Занятия продолжительностью 30-45 мин проходят каждое воскресенье в Культурно-просветительском Центре “Лествица” при храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”
на Шпалерной улице Санкт-Петербурга. Адрес: Чернышевского просп., д. З (вход под аркой);
ст. метро “Чернышевская”. Вход свободный.
Начало занятий – сразу после Литургии
(около 12:15 – 12:30, в зависимости от продолжительности богослужения).
Справки по тел.: 273-54-29; 273-54-69; 7 19-68-23​
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
В ближайшее воскресенье, 21 января, в 15:00 в культурно-просветительском центре "Лествица" состоится очередная лекция из цикла "Священная история".

Лекцию За кого почитают люди Сына Человеческого? (Согласование евангельской истории) прочтет канд. исторических наук, канд. богословия Юрий Рубан.
Лекция сопровождается показом слайдов.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Культурно-просветительский Центр «Лествица»


приглашает Вас на лекцию к. и. н. и кандидата богословия,
доцента СПбГУ Юрия Рубана​



«БИБЛИЯ: СЛОВО БОЖИЕ ИЛИ СЛОВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?»


Лекция состоится 4 ноября в 15 часов


Адрес: просп. Чернышевского, д. 3 (вход под аркой);
ст. метро "Чернышевская". Вход свободный.​



Справки по тел. 273-54-29; 273-54-69; 719-68-23.​



Дорогой Слушатель!​

Для нас привычно называть Библию, Священное Писание христиан, Словом Божиим. Эта почтительная привычка вполне понятна. Однако с точки зрения христианской же догматики такое определение не только неточно, но даже, строго говоря, еретично.
Столь же привычно называть Коран, Священное Писание мусульман, «Библией ислама». Но мало кто отдает себе отчет в том, что, с позиций и мусульманской, и христианской догматики это определение, мягко говоря, некорректно.
На каком языке Бог говорил с Моисеем, пророками и евангелистами? Как Он «диктовал» им Свое Откровение? На каком языке говорил Христос и на каком языке написан Новый Завет? Почему Он не оставил нам Соего автографа? И есть ли у христиан свой «священный язык»? Что такое боговдохновенность (богодухновенность)?
Можно ли согласовать данные Библии с данными современной науки? Можно ли «согласовать» тексты четырех Евангелий? Один год или три года продолжалось общественное служение Иисуса Христа? На горе или «на ровном месте» произнес Он Заповеди блаженств? А был ли вообще «благоразумный разбойник»? Можно ли написать «житие» («биографию») Иисуса?
Обо всем этом (и не только) пойдет речь в моей анонсированной выше лекции. Каждый слушатель получит распечатку с базовыми для темы лекции текстами и краткой библиографией, что позволит продолжить занятие самостоятельно. Буду рад видеть Вас и ответить на Ваши вопросы.

Ю. Рубан
 
Сверху