Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” на Шпалерной улице
Культурно-просветительской Центр «Лествица»
Ю. Рубан
Историко-богословский семинар
Дорогой Слушатель!
Приглашаю Вас на очередное, 9-е по счету, занятие нашего историко-богословского семинара. Вспомним темы предыдущих занятий.
На первом занятии (8.Х.2006) мы старались понять, кто же мы такие, “определить” самих себя, насколько это возможно в рамках рационального богословия. Отсюда его тема – “Христос и христиане”:
МЫначали с этимологического экскурса, затем выясняли, как представляли себе Мессию древние евреи, почему Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) и Кем стал для христиан Иисус из Назарета.
После этой вводной темы (которую можно развивать до бесконечности) мы задались вопросом (2-е занятие, 15 октября): что же такое “Церковь”, в которой только и возможно для нас (церковных христиан!) общение со Христом? Каким словом назвал ее Основатель, какой термин избрали авторы Нового Завета, писавшие по-гречески? Автор первого опыта экклезиологии, апостол Павел, дал Церкви странное определение – “Тело Христово”! Почему не “Душа Христова” или “Дух Христов”, – что было бы естественно для позднейшего платонизирующего сознания! Это тема 3-го занятия (22 октября).
В идеале Церковь едина, как един Христос, но одновременно существует много Церквей (церквей-собраний). Нормальное ли это состояние? Этой теме мы посвятили еще два занятия. На 4-м занятии (29 октября) выяснили, на каком видимом уровне употреблялся в первые века термин “церковь”, что значит Единая Православная Кат(ф)олическая Церковь? Как Единая Церковь (Тело Христово) стала дробиться на различные Церкви (конфессии, сообщества), рассмотрели структуру современного христианства. На пятом (5 ноября) продолжили этот аспект темы и постарались кратко охарактеризовать три основные христианские конфессии.
Три последние лекции были посвящены основным темам современной библеистики. Занятие 6-е (12 ноября): Что такое Ветхий (“Старый”) и
Новый Завет? Почему славянский термин ‘завет” не вполне точно передает смысл еврейского понятия берит и часто вводит в заблуждение? Занятие 7-е (19 ноября): Библия — Слово Божие или Слово Бого-Человеческое? Какой критерий лежит в основе православного отношения к Библии? Что такое “боговдохновенность”? Почему Коран нельзя называть “Библией ислама”? Занятие 8-е (26 ноября): Кто написал Библию? Автор и авторы. Почему Библия как предмет веры не включена в Символ Веры? Проблема литературного авторства. Как долго писали Библию? Библейский канон.
Теперь мы переходим к важнейшим вопросам догматического богословия. Почему в Библии нет важнейших догматов нашей веры? Можно ли выразить истины христианской веры без помощи языка Платона и Аристотеля? занимались на Вселенских? Что такое “триадология”, “христология”, “мариология”. Кто такие ариане, монофизиты, монофелиты, иконоборцы?
Темы необъятные, но мы постараемся сделать краткое введение в каждую из них, освободиться от фантазий и стать на твердую почву православного богословия. Овладев методологией, можно переходить к фактологии – слушать подробные курсы и накапливать положительные знания, объем которых определяется желанием и возможностями.
9-е занятие (10.ХII.2006): Основы христианского богословия. Доникейская эпоха. Эпоха Вселенских Соборов. Триадологические споры IV столетия.
Пришедшие впервые или пропустившие часть предыдущих занятий слушатели получат конспекты с основными формулировками, обобщениями и библиографией. При желании можем посвятить одно из занятий более детальной проработке какого-либо вопроса.
Занятия продолжительностью 30-45 мин проходят
каждое воскресенье в Культурно-просветительском Центре “Лествица” при храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”
на Шпалерной улице Санкт-Петербурга. Адрес: Чернышевского просп., д. З (вход под аркой);
ст. метро “Чернышевская”. Вход свободный.
Начало занятий – сразу после Литургии
(около 12:15 – 12:30, в зависимости от продолжительности богослужения).
Справки по тел.: 273-54-29; 273-54-69; 7 19-68-23