мнение православного психолога о сообществе "Заботливая альфа"

Оренбург
Православный христианин
натолкнулась в интернете с таким сообществом - «Заботливая альфа» - сообщество родителей. дальше предлагаю цитату с сайта http://alpha-parenting.livejournal.com/Прошу прокомментировать Вас, уважаемые православные психологи,т.к. я нуждаюсь в подобной информации как православная мама, опасаюсь ошибиться, ведь психология так тесно связана с ценностными ориентациями и если там есть расхождение с православным мировосприятием,то это, думаю, может не помочь,а, наоборот, повредить в православном становлении детей.



Сообщество «Заботливая альфа» - это сообщество родителей, воспитывающих своих детей на основе психологии привязанности. Подход к развитию, основанный на привязанности, был разработан более 10 лет назад канадским психологом и психотерапевтом Гордоном Ньюфелдом. Ему удалось облечь в слова то, что многим родителям было известно интуитивно — психо-эмоциональное развитие ребёнка возможно только тогда, когда он уверен в своей привязанности с близкими людьми, насыщен ей и успокоен в ней. Если мозгу не нужно работать над привязанностью, его энергия направляется на исследование мира, во вне, и ребёнок развивается.

Процесс развития условно можно разделить на три направления, по которым он происходит и которые очень тесно переплетаются. Интегративный процесс— когда ребёнок начинает взаимодействовать с другими людьми без потери себя, и без того, чтобы навязывать себя другим. Близость без потери индивидуальности. Процесс становления — когда ребёнок становится жизнеспособен , психологически независим, может существовать без привязанностей и нести за себя ответственность. Адаптивный процесс — благодаря которому мы учимся на своих ошибках, восстанавливаемся после психологических травм, изменяемся под воздействием обстоятельств, которые мы не в состоянии изменить. Так вот, все эти процессы возможны только тогда, когда удовлетворена базовая потребность ребёнка в привязанности с заботящимися о нём взрослыми. Привязанность — это необходимость, а развитие — это роскошь.

Желающие вступить в сообщество ОБЯЗАНЫ прочитать брошюру о привязанности, чтобы в дальнейшем экономить своё и чужое время: «Привязанность — жизненно-важная связь» ,там же её можно скачать в формате, удобном для печати и сборки книжечкой. Если нет времени читать брошюру, то с основными мыслями можно ознакомиться в этом посте. Ещё полезно будет прочитать пост Людмилы Петрановской "Про родителей, которым трудно быть родителями".
____________________
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Мир Вам Светлана! Можно в ожидании ответа, пока заглянуть в раздел Православная педагогика и на Сайт для родителей «Азбука воспитания»

Православная педагогика, основывается на православной вере, руководствуется ко всем и во всём Евангельским духом любви, стремится к соборному единству всех и каждого во Христе, посредством Церкви.

PS* и от себя, как мамы, на мой взгляд наша русская православная традиционная школа воспитания самая ценная и спасительная....
 
Светлана Викторовна!
Зачем понадобилось любовь заменять привязанностью?
Если мы любим кого-то, то при чем тут привязанность?
Мне кажется, что такие подходы имеют что-то общее с сектанством. В них несомненно есть какое-то рациональное зерно, но всей полнотой этот подход не обладает. Всегда надо разумно подходить к любым концепциям. Потому, что в них, в силу того, что нет всей полноты, будут обязательно какие-то суррогатные заменители христианства. А надо ли это верующему христианину?
 
Оренбург
Православный христианин
меня там привлекло то,что там много обмена мнениями по близким мне проблемам - агрессия, соперничество между детьми. вот я и подумала - может там есть что-то более понятное для меня. я с Вами согласна - православный христианин, если он живет всей полнотой христианской жизни, т.е. руководствуется любовью во всех своих начинаниях и делах, не испытывает потребности в прибегании к иным концепциям. но я-то, да и думаю, не только я , не живет всей полнотой, и даже не на половину.... вот и получается - полного понятия о любви именно христианской нет, когда надо, мы ее не чувствуем,то разум включаем, то эгоизм заслоняет благодатное действие любви и становимся на один уровень с сектанским сознанием, вот тут я появляется жажда поисков каких-то новых форм общения с детьми и т.д. и т.п......
 
Светлана Викторовна!
Я совсем не думаю, что нам надо всего избегать светского, заточиться в своем узком мирке, надеть длинную юбку и повязать платок до глаз.
Ведь путь к Истине он всегда ведет через поиск. И если продолжать искать активно и честно, то обязательно путь приведет ко Христу.
Этот путь нельзя пройти, если мы всегда будем искать ответ на любой самый простой вопрос у кого-то. Нам надо учиться чувствовать свое сердце. Отличать состояния внутренней благодатной тишины, от состояний эйфории, когда мы переполнены гордостью и тщеславием. Отличать состояния внутренней сосредоточенности в внимания от излишнего напряжения и тревоги.
Становясь Христианами мы обязаны "осваивать" тот дар свободы, который нам дан, учиться любви. И постепенно внутри будет вырабатываться критерий, когда мы осознаем, что отклонились, отошли в сторону. В психологии такие состояния называют внутренним конфликтом. Так вот, необходимо не избегать их, и не подавлять ни в коем случае, а выдерживать с молитвой до тех пор, пока причина этого конфликта для нас не откроется.
Я сделала такое длинное вступление для того, чтобы пояснить, что выбор всегда останется за Вами. Тут дело даже не в направлениях. Все преломляется через личность, которая вам будет об этом направлении рассказывать. Если человек наполнен любовью, он будет нести добро.
Вы пишите, что полного понятия о любви именно христианского нет. Ну так вот и разбирайтесь с этим конкретно вопросом. Что внутри Вас препятствует развитию в направлении любви?
Вопрос серьезный. Я бы посоветовала посвятить ему время. Сесть как-то в свободное время и начать писать. Когда мы письменно отвечаем на вопросы, мы вынуждены додумывать их до конца. Если сбиваемся, то можем снова вернуться к этому. Можно рассмотреть этот вопрос в очень разных аспектах. В связи со своей личной историей, связанной с семьей. Может следует проследить влияние идеологии. Это не всегда легко сделать.
Очень важно ответить на вопросы какие страсти внутри нас препятствуют состоянию любви? Как оно возникает, как исчезает?
Следует ответить на вопросы чем любовь отличается от зависимости?
И вот постепенно, продвигаясь от вопроса к вопросу Вы сможете лучше понять себя. И тогда уже изнутри себя будете видеть то, что можно принять из этой концепции, а что не стоит принимать. А может быть вообще к ней пропадет интерес.
И это будет уже Ваш опыт, Ваше знание... Но надо помнить, что спустя какое-то время, мы возможно, будем отвечать на те же вопросы иначе. И это правильно. Поскольку человек - это динамический процесс.
Для христианина вектор этого процесса направлен к свету, любви, ко Христу.
 
Оренбург
Православный христианин
честно говоря, сильно озадачили меня фразой - "заточиться в с воем узком мирке....". ведь полнота православной жизни вовсе не в замыкании!!! я про другое.как написано в Евангелии о цпарствии Божием, когда Господь Иисус Христос в притче сравнивает Его с жемчужиной и вот нашел ее , это сокровище, человек и идет все продавать, чтобы купить себе это сокровище. может я ошибочно думаю, но на настоящем этапе я это понимаю так, что когда перед человек открывается определенная глубина, красота, мудрость православной веры, он "продает" ,т.е. отказывается от того светского, часто только внешне красивого, только чтобы созерцать эту нетленную красоту. а если посмотреть на жизнь святых. ведь не тоже самое делали они. но у них красота веры открывалась в большем объеме, в каком мы, обычные люди не можем вместить. еще раз хочу сказать, что я не имею в виду чисто внешнюю атрибутику - длинные юбки, сужение круга общения. ведь Царствие Небесное внутри,а не снаружи. да, есть такое, часто приобщение к вере начинается со стремления быть внешне похожим на тех, кто той же веры, чтобы приходя в церковь, быть "своим" что ли. в этом нет ничего страшного, если человек только не остановится на этом. но если и остановится, это говорит скорее о том, что истинная цель человека не богообщение,не богопознание, а что-то иное, более человеческое, эгоистическое. и так очень часто бывает. Господи, помоги!!! но опять же я говорю о своем опыте. главное, чтобы не осуждать и не делать глобальные выводы и вообще не делать выводы о ближнем по внешности. хотя я не психолог, могу только предположить, что вероятно, Вам всегда интересно наблюдать за людьми, приходящих в храм и может быть, вы видели это несоответствие - человек внешне "мимикрировал" в церковную среду - длинная юбка и т.д. и т.п., но Вас ужасает, что сердце человека совсем не там....может это и не так, у меня бывают подобные чувства, мне во мне это не нравится,т.к. это, по моим ощущения, носит оттенок осуждения..
Вернусь к теме. дело в том, что во многих вопросах психологии я чувствую себя неискушенной и жалко терять время на поиски, если нет опыта оценки всяких там подходов и т.д. и т.п. про добро - это тоже относительный критерии. добро мирское и добро Божие - как тьма и свет разные. в светском обществе, например, призывают развивать интеллект ребенка, а вот читаешь православных педагогов - совсем другое, приоритет отводится другим ценностям. вот я читаю - вначале я в восторге, мне все нравится, думаю - вот люди и вне веры православной, а как мыслят!!!!, получше многих православных педагогов (наверное это неправильно, что я уверена, что православная педагогика - наилучшая, хотя не все я могу принять без возражений). может это мне и мешает - я сравниваю...
 
Оренбург
Православный христианин
HTML:
Становясь Христианами мы обязаны "осваивать" тот дар свободы, который нам дан, учиться любви. И постепенно внутри будет вырабатываться критерий, когда мы осознаем, что отклонились, отошли в сторону. В психологии такие состояния называют внутренним конфликтом. Так вот, необходимо не избегать их, и не подавлять ни в коем случае, а выдерживать с молитвой до тех пор, пока причина этого конфликта для нас не откроется.
полностью с Вами согласна. из личного опыта могу сказать, что с детства приучена подавлять, а не проживать или как пишет прекрасно Александр Ельчанинов - "он должен всем напряжением духовных сил пройти сквозь (выделено авт) страдания и выйти из них укрепленным, углубленным, умудренным" (это он пишет про скорбь по умершим - как должно ее переживать, но ведь и любой внутренних конфликт сродни такому состоянию, в большей или меньшей степени). про себя скажу, что часто неосознанно подавляю, а потом все это выливается не в лучшем виде. подавлять никак нельзя. говоря о воспитании, увы, многое перенимаю от родителей - неосознанно формирую у детей подавлять, а не проживать, с молитвой. помоги, Господи! здесь дейсвительно стоит поработать над собой
 
Светлана Викторовна, добрый день!
Вы верно заметили, что подавление любых чувств - это подход неверный. Мы действительно должны их осознавать, проживать. И это совсем не значит, что мы должны выплескивать их наружу. И именно молитва и вера позволяют нам от них освободиться не причиняя вреда себе и другим.
Светская психология "не знает молитвы". Известно, что подавление сильных чувств, к примеру таких, как гнева, уныния, страха - разрушает человека, приводит к болезням. И есть много методик, где психологи предлагают "отреагировать" свои чувства, чтобы не заниматься саморазрушением.
Святые Отцы учат нас "растворять" их, заменяя на добродетели. И все это можно только с молитвой и участвуя в церковных Таинствах.
Так что Вы совершенно правы, что стоит над собой работать. Да, это в принципе, и единственный путь. Я имею ввиду, что настоящая работа, приводящая к глубокой трансформации личности, возможна только в Церкви. Только в Церкви возможно исцеление от основной нашей страсти - гордыни. Все психологические нестроения - это, как правило, следствие того, что мы в себе не осознаем, насколько глубоко мы заражены этой страстью.
Гнев, обида, ревность, уныние, тщеславие, зависть - все это следствия гордыни.
А поскольку светский психолог не работает с гордыней, то работа строится на поверхности души. Глубинных корней возникновения проблемы она не затрагивает. Вот и получается, что и педагогика, и психология, основанные на христианском мировоззрении дают иные результаты.
В тоже время всегда можно что-то полезное увидеть и взять из светских направлений психотерапии. (Психотерапия мне ближе, чем педагогика, поэтому пишу об этом).
 
Оренбург
Православный христианин
Когда мы письменно отвечаем на вопросы, мы вынуждены додумывать их до конца.
точно, вот и сейчас я вдруг открыла в себе то, о чем сама себе не признавалась. простите, вернусь к длинным юбкам. выше я так об этом "прекрасно" анписала. потом, оторвалась от компьютера, хожу и - бац - вдруг поняла!!!! да, это же ко мне прямо и относится!!! только я это для себя оформила в красивую рамочку. с одной стороны меня это раздосадовало - мне напомнили о длинных юбках, которые я воспринимаю как некий камень преткновения (так много в одно время мне мама говорила, света, мол, ты молодая, одевайся по-молодежному, да и сестра подтрунивала над моим внешним видом), с другой стороны, длинные юбки - это все-таки для меня больше чем одежда,т.к. она отражает мое стремление оградиться от мира (это для меня, честно скажу, стало сегодня потрясающим открытием, ведь до этого я об этом и не подозревала!!!). а дело в том, что у меня живет страх перед миром, страх, что мир соблазнит меня, я уйду от веры, мир уведет меня с истинного пути. и подобная одежда для меня - это не просто атрибут, это психологическая защита от мира.... вот уж и не думала!!!! спасибо Вам, Ваши ответы действительно очень ценны для меня.
и далее. обнаружив в себе это, признав в себе это, мне стало, как не странно легко. исчез страх, что я ошибусь. а еще появилось вот что. уверенность, что куда бы я не "залезла" (имею в виду всякие концепции светские по воспитанию или вообще общение с неверующими, что меня часто тоже пугает), если Господь это попускает, это для моего же блага. и , кажется, я даже сознала - для чего именно. дело в том, что я очень высокомерно отношусь ко всему непрапославному, в том числе и к людям. это высокомерие проявляется по-разному - то в осуждении, то в непременном желании "затащить" в церковь, то в страхе (если это какя-то философская концепция). так вот, а Господь учит нас любить - либть всех - в том числе и неправославных... не бояться их, не учить, а любить.... это просто потрясающе!!!
 
Действительно, очень важное осознавание. Но самое важное в этом, что Вам удалось внимательно наблюдая за собой увидеть этот процесс, т.е. как это обычно в нас происходит.
Началом, как правило бывает сопротивление, которое выражается через отрицание. Мол это не со мной. Не у меня. Это у кого-то так... Потом только начинает открываться, что за отрицанием стоит какая-то моя собственная реальность, которую мне трудно признать по разным причинам...
И вот происходит открытие чего-то нового в себе!
В психологии такое состояние называют инсайтом.
Вы проделали хорошую работу. Поздравляю!
 
Православный христианин
в светском обществе, например, призывают развивать интеллект ребенка, а вот читаешь православных педагогов - совсем другое, приоритет отводится другим ценностям.
Здравствуйте уважаемые Марина и Светлана Викторовна! Здесь важно правильно понимать, что имеется ввиду под словом интеллект. ВикипедиЯ дает такое определение -Интеллект (от лат. intellectus — понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Есть еще множество определений, напр, что интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Или даже такое определение, что интеллект - это познавательная способность человека ориентирована на познание истины...
Если серьезно задуматься, то зададимся вопросом, почему же это вдруг православным христианам не надо развивать интеллект у своего ребенка? Насколько размышляла и сравнивала, то православная педагогика не приветствует именно, то что знания вручаются без учета внутренних нравственных качеств личности ребенка. Часто светская педагогика хвалится интеллектуальными достижениями наших учеников на международных предметных олимпиадах, например, математики и физики. Учитель когда готовит призера олимпиады, возьмет самого способного, целеустремленного, усидчивого и будет его учить, тренировать, будет с ним заниматься, будет вкладывать в его голову информацию как в компьютер. В этом процессе, направленным на наивысший результат, Вы можете заметить, что учителю просто и некогда заниматься воспитанием. Воспитание выходит на второй план, как говорится - по ходу дела. Просто ругать светских педагогов не имеет смысла, педагог находится внутри системы. Православные и не только православные педагоги бьют тревогу по этому поводу. Знание как известно - это сила, можно даже сказать - это оружие. И если совершенно аморальному человеку вручить это оружие, то результат владения этим оружием будет ужасающим. Можно имея знания по биологии направить их на спасение людей от болезней, а можно делать биологическое оружие в виде смертоносных вирусов. Все зависит от внутренних качеств личности ученого. Вот в чем ущербность светской педагогики, одностороннее интеллектуальное воспитание, то есть погоня за знаниями, работа на высокие показатели, на высокий процент качества знаний у детей, когда нравственное ( я уже молчу о духовном) воспитание "между делом", ведет к непредсказуемым (или предсказуемо отрицательным) результатам. Что мы и имеем на сегодняшний день. Проанализируйте с точки зрения христианских заповедей, разве мог бы настоящий христианин работать над разработкой ядерного оружия, или участвовать в разработке смертоносных вирусов, строить завод и не позаботиться об очистительных системах, сбрасывая отходы производства (ядохимикаты) в реку... и можно продолжать... Это все делают умные люди, интеллектуалы!
Таким образом к развитию такой замечательной познавательной способности человека, как интеллект, необходимо подойти с рассуждением. Вывод напрашивается такой - воспитывать в первую очередь необходимо человека -христианина, и тогда можно развивать и интеллект. Когда Вы будете уверены, что Ваш ребенок во главу угла поставит христианские заповеди, то можете не бояться заниматься его интеллектуальным развитием.
 
Оренбург
Православный христианин
видимо, я неудачно выбрала слово "интеллект"... у меня детки маленькие, об олимпиадах, учителях я даже и не подумала. я говорила о себе, о том, какие ценности в первую очередь должен иметь в виду сам родитель при воспитании своих детей. мой опыт с первым ребенком (хождение по развивалкам, увлечение ранним развитием) говорит о том, что это раннее развитие, которое преподносится как первоочередная задача родителя (может по неопытности только я так поняла), мне так опротивело. я жутко нервничала, переживала, что не могу дать всего ребенку, обеспечить его раннее развитие и т.д. и т.п. а самое печальное, я не давала достаточно любви своему ребенку,т.к. постоянно была недовольна ее успехами, все время сравнивала ее с какими-то эталонами или просто с другими детьми и пр. дочка еще училась говорить,а я с ужасом думала как же мне ее подготовить в школу, ведь там такие требования, а хочется и школу получше....когда я успокоилась и перенесла приоритет на другое в воспитании, не без помощи православной педагогической литературы, хотя, наверняка, и в светской педагогике этому уделяется внимание, но я тяготею все-таки к православному педагогическому опыту, помогло тут и рождение второго ребенка, мне стало легче и надеюсь, и детям это на благо. это не значит, что я забросила развитие детей, но теперь все воспринимаю спокойно и без паники.
 
Православный христианин
у меня детки маленькие, об олимпиадах, учителях я даже и не подумала
Все равно спасибо Вам, за то, что мне удалось более менее четко сформулировать свои соображения. Детки растут, придет время и для учителей и олимпиад и прочего...
Ирина, Вы безусловно правы!
Марина, спасибо, все же в этом году 17 августа уже будет 20 лет моего педагогического стажа. Стараюсь :)
 
Питер
Православный христианин
Мне эту Альфу активно советуют подруги, и я замечаю закономерность - там сидят в основном неверующие мамы и очень редко вообще папы. Сильно смахивает на женский междусобойчик "суперумных супермам". Упор на крайнее естественное родительство, крайнее потакание детям, все вообще с крайностями у них... Хотя я многие темы считаю там животрепещущими, много психологии, историй реальных и т.п. Но вот подход - мне не близок. Я не хочу заменять любовь привязанностью. Надо воспитывать Личностей - свободных от созависимости. Детей надо отпускать, в традиционных культурах дети не были так пристегнуты к маминой юбке, как в Альфа-тусовке. Там выход мамы на неск. часов в день обсуждают как мега-событие с тщательными подготовительн. действиями. Скучновато. Много горя от ума и всякого лишнего.
П.С. В последнее время вообще замечаю тенденцию к этой моде - заменять понятие любви на понятие привязанности. Это же целая теория. Есть и хорошие стороны в ней. Но окунаться с головой в какую-либо теорию опасно. Лучше в веру, надежду, любовь:)
 
Любовь ничем невозможно заменить. Больше всего следует бояться растерять свою любовь. А это так просто сделать в мире полном всевозможных искушений.
Вот и получается, что основное, самое главное в человеке выхолащивается и заменяется всевозможными суррогатами. Потом придумываются разные теории, цель которых хоть как-то вернуть человека к самому себе, к отношениям с Богом. Но зачем все эти теоретические "приблуды", если есть христианство во всей своей полноте отражающее нам Истину.
 
Питер
Православный христианин
Без сомнения:) Однако, есть соблазнительный момент в подобных сообществах - там в деталях описаны насущные проблемы, связанные с воспитанием детей, и пошаговые инструкции по их решению. Христианство и православие в данном контексте - слишком "общо". К тому же, в Альфе и подобных сидят УМНЫЕ мамы. Продвинутые, так сказать:) Вот им-то и подавай отсылки к психологии, подтверждения на уровне исследований и здоровое развитие - выверенные в пробирке. А вот православные ресурсы, увы, такими конкретными темами не занимаются, ибо все направлено на спасение души как минимум и человечества от греха как максимум. Поэтому я интересуюсь православными психологами - единственный источник знаний без подложенного между строк балласта. Знаю по детской теме Шишову, Медведеву. Читаю И. Шугаева, Гумерова. Надо признать, что интеллигенция, спровоцировавшая революцию 17г, теперь сидит дома с детьми до школы, вытирает им носы и попы по науке и при этом имеет колоссальную потребность в практических навыках по воспитанию детей. И если церковь внятно не будет постулировать идеи по теме, эти умненькие перебегут к западнорожденным альфам. Так что - нужны православные специалисты! Педагоги, психологи. И их озвученное мнение и доступность.
 
Оренбург
Православный христианин
спасибо!!! супермамы - явно не из православной педагогики. да-да, точно, как же я раньше этого не разглядела. видимо, есть у самой подобный комплекс - стремление к перфекционизму... очень ценное наблюдение!!!!
 
Сверху