Молитва святителя Димитрия Ростовского

Интересующийся
В молитве святителя Димитрия Ростовского допускается возможность того, что Спаситель может иметь хотение видеть человека во тьме, затворить двери Своего милосердия и погубить человека с его беззакониями.

Спаси́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спасти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спасти́: спаси́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода моего́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: твори́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: добро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Твоему́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Твоему́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь!*

Перевод: Спаси меня, Спаситель мой, по Твоей благости, а не по моим делам! Ты хочешь меня спасти, Ты знаешь, каким образом меня спасти: спаси меня, как хочешь, как можешь, как знаешь: Тебе известными путями спаси меня! Я на Тебя, Господа моего, надеюсь, и Твоей Святой воле себя вручаю: твори со мной, что хочешь! Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, Если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду. Если не погубишь меня с моими беззакониями, слава безмерному Твоему милосердию. Если погубишь меня с моими беззакониями, слава справедливому Твоему суду: и как только хочешь, устрой дело моего спасения!


Вопрос темы:

поддерживаются ли в трудах Святых Отцов эти допущения возможных действий Спасителя (хотение Спасителя иметь человека во тьме, закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями) ?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
В молитве святителя Димитрия Ростовского допускается возможность того, что Спаситель может иметь хотение видеть человека во тьме, затворить двери Своего милосердия и погубить человека с его беззакониями.

Спаси́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спасти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спасти́: спаси́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода моего́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: твори́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: добро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Твоему́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Твоему́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь!*

Перевод: Спаси меня, Спаситель мой, по Твоей благости, а не по моим делам! Ты хочешь меня спасти, Ты знаешь, каким образом меня спасти: спаси меня, как хочешь, как можешь, как знаешь: Тебе известными путями спаси меня! Я на Тебя, Господа моего, надеюсь, и Твоей Святой воле себя вручаю: твори со мной, что хочешь! Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, Если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду. Если не погубишь меня с моими беззакониями, слава безмерному Твоему милосердию. Если погубишь меня с моими беззакониями, слава справедливому Твоему суду: и как только хочешь, устрой дело моего спасения!


Вопрос темы:

поддерживаются ли в трудах Святых Отцов эти допущения возможных действий Спасителя (хотение Спасителя иметь человека во тьме, закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями) ?
Православная вера подверглась влиянию католической веры не одну сотню лет. В латинских мудрованиях есть т.н. Теория сатисфакции.
Похоже, что молитва находится под влиянием этой теории. Но, что мне нравится в православии, например, многие труды Оригена явно не соответствуют православию, но и на этом сайте есть толкования того-же Оригена, т.е. одно читаем, а другое не читаем и отвергаем выходит.
Возникает вопрос, а как это понимать? А понимать просто, как я прочитал у одного святого - привожу не дословно. Ориген очень много говорил неверного, но от излишнего радения. Т.е. радение, а не желание исказить истину для своей выгоды, моральной или еще какой.
Очень часто православные молитвы понимаются с конца.
"...слава справедливому Твоему суду: и как только хочешь, устрой дело моего спасения...." В этой молитве мы видим великое смирение святого Димитрия, вот о чем эта молитва. Т.е. смирение, а не распространение католичества. Т.е. пытаемся определить суть - не букву, а дух.
И потом, молитва есть дело личное и не претендующее на догматическое учение.
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
Православная вера подверглась влиянию католической веры не одну сотню лет. В латинских мудрованиях есть т.н. Теория сатисфакции.
Похоже, что молитва находится под влиянием этой теории.

Димитрий,
А какие конкретные места молитвы находятся под влиянием теории сатисфакции? Вы не могли бы их выделить?

Преп. Симеон Богослов, гимны, 1, 2.
Дионисий Ареопагит, сочинение о мистическом Богословии.

Антон, а как Ваша ссылка связана с вопросом темы?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Димитрий,
А какие конкретные места молитвы находятся под влиянием теории сатисфакции? Вы не могли бы их выделить?
Я не вижу в этом необходимости, так как смысл этой молитвы смирение, а не вероучение. Личное смирение, на основе собственного понимания в данный конкретный момент. Дмитрий Ростовский не учит никого, а себя ставит в такое положение сам, как то понимает.
Я немного знаю о том историческом моменте жизни Церкви, там вообще было крайне сложно не попасть под влияние католичества, это сейчас нам легче, так как есть куда оглядываться, а тогда, эти люди были в первых рядах и тем не менее православие сохранили. А без смирения нет православия. Т.е. если выразится догматически безупречно, но без смирения, это не православие.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Антон, а как Ваша ссылка связана с вопросом темы?
Как ответ. Напр., в части вопроса "<...> закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями <...>", см. у преп. Симеона https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2#sel=16:278,16:472 . Относительно т. н. хотения, см. https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2#sel=13:176,14:79 , переводчик обозначает произволением. Желаешь в 1 ссылке.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
поддерживаются ли в трудах Святых Отцов эти допущения возможных действий Спасителя (хотение Спасителя иметь человека во тьме, закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями)
Простите, а почему вы узрели в молитве святителя такие допущения?
 
Интересующийся
Я не вижу в этом необходимости, так как смысл этой молитвы смирение, а не вероучение. Личное смирение, на основе собственного понимания в данный конкретный момент. Дмитрий Ростовский не учит никого, а себя ставит в такое положение сам, как то понимает.
Я немного знаю о том историческом моменте жизни Церкви, там вообще было крайне сложно не попасть под влияние католичества, это сейчас нам легче, так как есть куда оглядываться, а тогда, эти люди были в первых рядах и тем не менее православие сохранили. А без смирения нет православия. Т.е. если выразится догматически безупречно, но без смирения, это не православие.

Ну да, общий смысл молитвы был мне и до открытия этой темы понятен. Меня интересовало исследование именно выделенных вопросов, и у Вас прозвучала интересная мысль о влиянии теории сатисфакции на образ мыслей Димитрия Солунского.

Но, в принципе, вопросы-то тоже с вероучением связаны.

Святые Отцы где-то говорили о том, что Христос может захотеть иметь человека во тьме, закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями ?

По Библии, есть моменты, поддерживающие, например, то, что Бог может захотеть иметь человека во тьме:

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: "Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня".
(Rom 11:7-8 RSO)

Двери милосердия тоже Бог может закрыть, что косвенным образом следует из

4 Ибо невозможно— однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
(Heb 6:4-6 RSO)

и погубить с беззакониями тоже может:

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне. (Mat 10:28 RSO)
 
Православный христианин
Ну да, общий смысл молитвы был мне и до открытия этой темы понятен.
Простите, я вас лично не понимаю?
Тогда зачем открыли эту тему???
ЕСЛИ:
общий смысл молитвы был мне и до открытия этой темы понятен
А не открыли тему:
Меня интересует мысль о влиянии теории сатисфакции на образ мыслей Димитрия Солунского.
 
Интересующийся
Простите, а почему вы узрели в молитве святителя такие допущения?

читайте первый постинг, там выделены условные предложения, начинающиеся со слов "если"

условие - это допущение определённого действия

условное предложение выражает реальную или очень вероятную ситуацию в настоящем или будущем


Если меня хочешь видеть во тьме - допускается ситуация, что Бог может хотеть видеть молящегося во тьме

Если закроешь мне двери Твоего милосердия - допускается возможная ситуация закрытия двери милосердия

Если погубишь меня с моими беззакониями - допускается ситуация погубления молящегося с его беззакониями



Во всех ситуациях возносится благодарность Богу. То есть, практически, повторяется алгоритм Иова, который говорит:

неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2:10 RSO)

Простите, я вас лично не понимаю?
Тогда зачем открыли эту тему???
ЕСЛИ:

А не открыли тему:

вопрос о влиянии сатисфакции возник по ходу темы при ответе на основные вопросы - я просто хотел его вкратце уточнить, так как до этого никогда не слышал подобного толкования молитвы Димитрия Ростовского
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
читайте первый постинг, там выделены условные предложения, начинающиеся со слов "если"

условие - это допущение определённого действия

условное предложение выражает реальную или очень вероятную ситуацию в настоящем или будущем


Если меня хочешь видеть во тьме - допускается ситуация, что Бог может хотеть видеть молящегося во тьме

Если закроешь мне двери Твоего милосердия - допускается возможная ситуация закрытия двери милосердия

Если погубишь меня с моими беззакониями - допускается ситуация погубления солящегося с его беззакониями



Во всех ситуациях возносится благодарность Богу. То есть, практически, повторяется алгоритм Иова, который говорит:

неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2:10 RSO)
Любезнейший, а кто вам сказал, что так думал сам святитель Димитрий?
 
Интересующийся
Любезнейший, а кто вам сказал, что так думал сам святитель Димитрий?

Почтеннейший Сергий,

Я исхожу из слов молитвы. Она написана на русском и церковнославянском языке и каждое предложение несёт в себе смысл.

Как Димитрий Солунский думал при произнесении этой молитвы - это никому не известно. А вот как он выразил своё думание в словах человеческого языка - это известно.

Поэтому мы и изучаем то, что в слове, а не в думе.
 
Православный христианин
Почтеннейший Сергий,

Я исхожу из слов молитвы. Она написана на русском и церковнославянском языке и каждое предложение несёт в себе смысл.

Как Димитрий Солунский думал при произнесении этой молитвы - это никому не известно. А вот как он выразил своё думание в словах человеческого языка - это известно.

Поэтому мы и изучаем то, что в слове, а не в думе.
Простите, а почему ваше мнение, правильное?
Лично я вижу, что святитель просит в своей молитве, чтобы Господь спас его не так как он хочет, но как сам Господь.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Как Димитрий Солунский
?????
Дело в том, что Вы не понимаете православной аскетики.В молитве любого святого, выражается доверие к Богу.Мы сами не знаем что и как нам на пользу.Или локализоваться в монастыре, или в миру спасаться.Это первое.
Второе.Бог благодатью воспитывает дух человека, а потом на время ослабевает её действия, дабы узреть степень личного возрастания.И так волнообразно, мы духовно и возрастаем.В молитве и об этом тоже.
 
Православный христианин
А вот как он выразил своё думание в словах человеческого языка - это известно.
Простите вы только видите буквы, но смысл сказанного до вас не доходит.
Как и в Библии, вы смотрите и сравниваете слова, а не имея Духа Божия, не понимаете сказанного?
 
Интересующийся
Простите, а почему ваше мнение, правильное?
Лично я вижу, что святитель просит в своей молитве, чтобы Господь спас его не так как он хочет, но как сам Господь.

А как это отрицает моё мнение?

Вы, вообще, вопрос темы поняли?

То, что святитель просит в своей молитве, чтобы Господь спас его не так как он хочет, но как сам Господь, - это вполне ясно.

Почему Святитель допускает возможные ситуации, когда Господь может захотеть увидеть его во тьме, закрыть двери милосердия и погубить - вот в чём вопрос темы.

Чтобы Вам было понятнее, задам личный вопрос: Вы допускаете, что Бог может захотеть увидеть именно Вас во тьме? дать именно Вам дух усыпления, глаза, которыми Вы не видите, и уши, которыми Вы не слышите?

Димитрий Солунский такую ситуацию допускал и заранее принимал её со смиренной благодарностью.

Или, допускаете ли Вы, что Бог именно Вам закроет двери милосердия и погубит в геенне?

Димитрий Солунский это тоже допускал и тоже заранее принимал это с благодарностью.

?????
Дело в том, что Вы не понимаете православной аскетики.В молитве любого святого, выражается доверие к Богу.Мы сами не знаем что и как нам на пользу.Или локализоваться в монастыре, или в миру спасаться.Это первое.
Второе.Бог благодатью воспитывает дух человека, а потом на время ослабевает её действия, дабы узреть степень личного возрастания.И так волнообразно, мы духовно и возрастаем.В молитве и об этом тоже.

То, что Вы сейчас говорите - это уже давно известные общие места.

Вы объясните, как поняли вопрос темы.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
, что Вы сейчас говорите - это уже давно известные общие места.
Так Вы же их не понимаете. У Вас либо сознательно либо без сознательно, не восприятие ответов. Спрашиваете почему, Вам отвечают потому и потому, а от Вас в ответ, это общие места, я их знаю. Так что Вы хотите, чтобы за Дмитрия ответ получить был ли он во тьме по Воле Божией? Смешно право, и тут же обвинения собеседнику в том, чего нет.
Знаете, одно дело находится во тьме по Воле Божией, другое, по воле своей. Господь таких именует глухими и слепым, хотя и имеют глаза, но не видят, имеют уши и не слышат.
У Вас ещё путаница с Димитриями. То он у Вас Ростовский, то Солунский.
Если Вы не понимаете ответы, какой смысл вести беседу.
Согласитесь, воду решетом не носят.
 
Интересующийся
Так Вы же их не понимаете. У Вас либо сознательно либо без сознательно, не восприятие ответов. Спрашиваете почему, Вам отвечают потому и потому, а от Вас в ответ, это общие места, я их знаю. Так что Вы хотите, чтобы за Дмитрия ответ получить был ли он во тьме по Воле Божией? Смешно право, и тут же обвинения собеседнику в том, чего нет.
Знаете, одно дело находится во тьме по Воле Божией, другое, по воле своей. Господь таких именует глухими и слепым, хотя и имеют глаза, но не видят, имеют уши и не слышат.
У Вас ещё путаница с Димитриями. То он у Вас Ростовский, то Солунский.
Если Вы не понимаете ответы, какой смысл вести беседу.
Согласитесь, воду решетом не носят.

Извините, ув Сергей, но Вы не в теме и продолжаете оффтопить.

Разрешите напомнить Вам основные вопросы темы:

Вопрос темы:

поддерживаются ли в трудах Святых Отцов эти допущения возможных действий Спасителя (хотение Спасителя иметь человека во тьме, закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями) ?

ещё раз прошу Вас объяснить, как Вы поняли смысл вопросов темы

с уважением

Как ответ. Напр., в части вопроса "<...> закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями <...>", см. у преп. Симеона https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2#sel=16:278,16:472 . Относительно т. н. хотения, см. https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2#sel=13:176,14:79 , переводчик обозначает произволением. Желаешь в 1 ссылке.

У Симеона в первой ссылке Вы имеете ввиду это? -

"Если же отойдешь отсюда, не ведая действий Моей благодати, то и там найдешь во Мне только безжалостного судию".

А во второй это? -

"если хочешь и желаешь получить Божественного Духа, совершенно веруй в Бога, отрекись также от себя самого, без колебания возьми крест на плечи и умри, чадо, произволением, чтобы сделаться тебе причастником жизни бессмертной".
 
Последнее редактирование:
поддерживаются ли в трудах Святых Отцов эти допущения возможных действий Спасителя (хотение Спасителя иметь человека во тьме, закрыть ему двери Своего милосердия и погубить его с его беззакониями) ?
Лично я не встречал таких допущений у Святых Отцов.
 
Интересующийся
Лично я не встречал таких допущений у Святых Отцов.

Общий дух молитвы Димитрия Ростовского - это тотальное смирение. Оно подобно смирению Иова, который принимает от Бога не только доброе, но и злое. У Святителя же это не просто принятие всей возможной полноты от Бога (добра и зла, жизни и смерти), но и принятие именно с благословением.

Это очень созвучно стихам поэта:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

В таком принятии с благословением всего, что посылает Бог, по-моему, и есть один из глубочайших смыслов христианства.
И Сам Христос, "Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия"(Евр12:2) , не только Своей жизнью, но и смертью подтверждает это.

Если искать подтверждение допущений Димитрия Ростовского у Святых Отцов, нужно, наверное, исследовать вопрос о том, как Отцы комментировали вопрос об отношении христианина именно ко всей полноте, которая посылается Богом человеку.

Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. (Втор 30:15 RSO)

Заключается ли выбор в том, чтобы принять от Бога либо добро, либо зло, либо смерть, либо жизнь ?
Либо, выбор христианина - это принятие от Бога и добра, и зла, и смерти, и жизни? То есть, всего, что Бог предлагает. И благодарить Бога, в том числе, и за смерть, и за зло..

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Фес 5:18 RSO)
 
Последнее редактирование:
Сверху