Молитва за других: какой в ней смысл?

Православный христианин
Здравствуйте, дорогой отец Сергий!
Ранее я, как и многие другие, задавался типичным вопросом: "Зачем молиться Богу, если Он и так прекрасно знает, даже лучше меня самого, что мне нужно?"

Теперь вроде бы понял: когда мы молимся Богу, то естественно, не меняем Его отношения к нам, поскольку Он всеблаг. Наша молитва меняет в первую очередь нас самих. Молясь, мы как бы становимся ближе ко Господу, налаживаем канал связи, освящаем этим общением душу и можем, например, без вреда принять то, что просим -- то, что ранее Бог нам не давал, так как, это было бы для нас вредным. Такое объяснение молитвы мне в принципе понятно и интуитивно близко.

Однако совершенно неясным остается вопрос -- зачем же тогда мы молимся за других? Ведь наша молитва за других не может поменять их волю и желание или нежелание идти к Богу, а Бог точно так же хочет для них, как и для всех людей, спасения. Спрашивается, зачем же тогда мы молимся за ближних? Их мы не поменяем, замысел Бога о них мы тоже не поменяем, тогда с какой целью?

Заранее благодарю за ответ!
 
Ведь наша молитва за других не может поменять их волю и желание или нежелание идти к Богу, а Бог точно так же хочет для них, как и для всех людей, спасения. Спрашивается, зачем же тогда мы молимся за ближних? Их мы не поменяем, замысел Бога о них мы тоже не поменяем, тогда с какой целью?
Дорогой Александр!

Сам Господь заповедал нам молиться о других людях: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
Причем молиться не только за обидчиков и злодеев, но вообще обо всех: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». (1Тим.2:1)

Любая молитва прежде важна для самого молящегося, ибо при помощи молитвы мы должны учится возносить вверх свою душу, средоточием которой является любящее сердце, и соединяться с Богом. Правильная молитвы не позволяет сердцу зачерстветь, а когда охладевает любовь, тогда мы забываем, что такое помощь и поддержка по отношению к окружающим – и сразу отдаляемся от Бога. Составлена даже особая молитвы при охлаждении любви к ближним – насколько это опасно! Так святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему». А святитель Тихон (Задонский) даже утверждает, что молитва за других выше молитвы личной: «За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь». И святитель Филарет Московский вторит ему: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, - опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете... Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».

Что очень важно - человеку нужно всячески сторониться горделивого молитвенного предстояния, ясно понимая, что не его молитва сама по себе помогает другим, а только Бог, да и то, если захочет! Преподобный Силуан Афонский советует: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы». Однако бывают случаи, когда молитва неугодна Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Потому существуют ограничения для молитвы за людей. Так апостол Иоанн Богослов говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». (1Ин.5:16).
Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти во всеоружии, заручившись поддержкой духовных командиров, иначе неизбежны искушения. Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то - мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а потом думаем, что это произошло потому, что мы за какого-то грешника истово молились.
 
Православный христианин
Спаси Христос!
Если я правильно Вас понял, именно в молитве за ближних особенно ярко проявляется идея, что молитва -- это не про практический интерес, мол, помолился и что-то получил за это -- деньги, здоровье и даже какие-то духовные дары, -- а про любовь. То есть, ты молишься и тем самым умножаешь любовь, а когда молишься не только за себя, но и за ближних -- умножаешь любовь еще больше.
Можно ли так рассудить?
 
..ты молишься и тем самым умножаешь любовь, а когда молишься не только за себя, но и за ближних -- умножаешь любовь еще больше.
Целью христианской жизнью является преображение человека - стяжание им высшей формы божественной любви (греч. - "агапе").
Это уже не простая любовь к отдельному индивидууму или единомысленной группе, а духовное единение, добросердечие, любовь за всех и независимо ни от чего. «Агапе» направлена на всех людей, на любого ближнего, который оказался поблизости, она есть любовь нисходящая, жертвенная, милующая. Она - "высший пилотаж" христианина!
Это - непрестанная молитва за других: и о тех, кого любим, и от врагах наших, и "о мире всего мира"...
 
Последнее редактирование:
Сверху