Мозг и душа

Тема в разделе "Жизнь после смерти", создана пользователем Юрий_Белов, 18 апр 2019.

  1. Юрий_Белов

    Юрий_Белов

    Интересующийся
    Здравствуйте. Помогите прояснить один вопрос. Не так давно мы в университете изучали сознание и деятельность коры головного мозга, в связи с чем у меня возник вопрос. Если душа бессмертна и может существовать вне тела, то почему, например, черепно-мозговая травма может изменить личность человека до неузнаваемости, у него могут появиться несвойственные ему черты характера или наоборот "выпасть" из его личности до сего момента присущие ему черты. (Есть пример из жизни, к сожалению). Мне кажется это косвенно может доказывать, что сознание -- продукт деятельности коры головного мозга и что если эту кору повредить или как-то иначе изменить ее деятельность то измениться и сознание. Значит -- минус теории бессмертной души... Или другой пример. Во сне, как известно, кора головного мозга тормозится, от чего мы и видим сны и не осознаем себя. Бессмертная душа, лишь номинально привязанная к телу и могущая без него существовать, по логике, и во время сна должна была бы бодрствовать и сознавать все вокруг, но этого, увы, не происходит, во время сна работает преимущественно подсознание человека... Но разумная, осознающая душа куда-то девается, что ли?.. Значит опять сознание продукт деятельности коры мозга? Помогите мне уверовать что есть душа у человека, а то я начал сомневаться и искушаться... С уважением, раб Божий Юрий
     
    ИванВл и Дмитрий 2/3 нравится это.
  2. Аника

    Аника

    Казахстан. Семей
    Православный христианин
    Основной вопрос философии: что первично сознание или материя не стоит перед верующим человеком.

    7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Быт.2
    7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Еккл.12

    т.е. сознание дал Господь человеку, а не кора головного мозга произвела.
     
  3. Василий_С

    Василий_С

    Крещён в Православии
    На форуме никто в этом не поможет, потому что рассуждениями это невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
    Мышление - продукт мозга. А сознание? Никто до сих пор даже толком не знает (не может сформулировать), что такое сознание, тем более не сможет что-то доказать.

    Закройте глаза. Видите что-нибудь вокруг? Почему же бессмертная душа не видит, когда глаза закрыты? Это что-нибудь доказывает?
     
  4. Дмитрий 2/3

    Дмитрий 2/3

    Интересующийся
    Юрий, кстати, а что думаете про эксперименты Либбета и про "свободу" воли? Писал как-то об этом тут: https://azbyka.ru/forum/threads/200-millisekund-svobody.21465/#post-336360
     
  5. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Юрий, душа это не личность,душа скорее некая сила снабженная волей, "заряженная" на жизнь и деятельную активность. Она имеет некую "наработанную" память,но не ту которой мы пользуемся в обыденной жизни, а на уровне естества,рефлекса,творить добро или делать дела эгоизма,без анализа, а по желанию как бы,то есть свободной воли. Блаженны те,кто свойства личности умудрились "влить" в память души,а это возможно лишь при условии памятовании основной и главной задачи быть с Богом,делать все Божье, стремиться к Нему. Наша личность это скорее инструмент самоидентификации себя в окружающем мире,для единения с ним. С первой задачей мы справляемся по естеству, а вот со второй,необходимо использование воли своей,и как не странно помощник в этом деле выступает именно душа. Быть в единении и стремиться к этому есть и у животных...так как и они наделены душой. А тело - это инструмент для творчества и самовыражения. Да и создать тело случайным образом так как оно есть полагаю не возможно, как не крути, так как оно изначально формировалось для особой задачи со существования в материальном мире себе подобных существ,тварей и природных стихий. Дарвинисты назвали бы это эволюционным процессом, но выжить после какой либо катастрофы или стихии,не имея способности к преодолению последствий,некоего багажа "антител" или рефлексов,просто не возможно было бы. Бог заботливо вложил в человека все необходимое для выживания и проявления своих способностей...да мы еще не о всех способностях знаем,что в нас заложено и на что мы способны.
     
  6. Павел И

    Павел И

    Крещён в Православии
    А я, вот, думаю, что душа имеет все признаки личности, как одно из проявлений своих (души) свойств. Ведь когда человек умрет, то у него не будет уже ни тела, ни духа, а душа останется. Нельзя же будет сказать, что после смерти человека, его личность исчезает. Души людей разные, как разными бывают и сами люди. Так и одна душа будет отличаться от другой. Души людей на небесах будут узнаваемы; а раз так, то и признаки личности людей обязаны сохраниться. Одно из проявлений личности – то, чем один человек отличается от другого. Это свойство личности – быть отличной от личности другой. Так лучше рассуждать, поскольку дать определения личности, чтоб с этим определением личности согласились все, не удается пока.

    А воля – это, как раз, то, что двигает душу, дает устремления души, по направлению к духу (который от Бога, и который дан человеку как ориентир для души, как цель).

    Поэтому я рассуждаю следующим образом: мозг человека – это только "инструмент" подключения души к телу на период поступательного движения души к духу (который от Бога). Тело должно помочь душе на своем пути к духу, т.е. на пути уподобления человеческой души духу (который от Бога).

    Бытует мнение, что после смерти на небесах у души не будет воли.

    Но, с другой стороны, душа человека оставшись на какой-то период без тела, при воскресении, получит свое тело обратно. Не для жизни ли в Тысячелетнем царстве праведных на земле? Что и тогда у человека воли не будет?

    Вот по этому вопросу можно почитать еще в темах: Отнятие воли и Душа и личность, это одно и то же?
     
    андрей николаевич нравится это.
  7. ВикторВиктор

    ВикторВиктор

    Крещён в Православии
    Совершенно верно.
     
  8. ИванВл

    ИванВл

    Православный христианин
    Хорошее логическое мышление.
    Случай из практики - обычный, добрый человек перенёс тяжелейшую черепно-мозговую травму, в результате которой развилась и быстро прогрессировала шизофрения. Человек превратился в душегуба и животное.
    И человек не виноват, не возможно управлять такими патологиями, и душа ведь таже хорошого человека от рождения... не нашёл я ответов пока, хотя искал.
    Вот что душе такого человеку после смерти ?
     
  9. Елена Анатольевна

    Елена Анатольевна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Народ в таких случаях говорит: "Это не он, а его болезнь".
     
    Димитрий. К нравится это.
  10. ИванВл

    ИванВл

    Православный христианин
    Народ в таких случаях крови требует и отмену маротория о смертной казни(
    Душа то не вышла из тела, раз тело живое. Душа за земные грехи ответ же держит...
     
  11. Елена Анатольевна

    Елена Анатольевна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Душа через тело работать не может, дело не в душе, а в инструменте, который поврежден.

    Душа у младенцев (до 7 лет приблизительно) тоже из тела никуда не уходила, и дети грешат, но им эти грехи не вменяются, потому что инструмент (тело) еще не созрело (что там про лобные доли у детей пишут?)
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2019
  12. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    текие вещи не случаются просто так. Перекос судьбы человека, через болезнь, причинение страданий и т .д. это нити одной цепи где причины находятся в иной плоскости бытия.
     
    Ингвар. нравится это.
  13. Сергей 005

    Сергей 005

    Прочее
    Сумасшедшие не будут отвечать за свои грехи перед Богом, ибо действительно не ведают что творят. Даже человеческий суд освобождает их от ответственности по причине невменяемости.
    А вот зачем Господь попускает такие болезни ответа я не знаю.
     
    Елена Анатольевна нравится это.
  14. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Такие болезни отражение духовного состояния покойного в роду, с тяжёлым грехом, того о ком все забыли и о котором ни кто не молится. Степень безумия это степень противления этой души Богу. Часто это касается и алкоголиков, наркоманов. Просто так ничего не происходит. Всегда есть причина и она лежит в духовной плоскости. Напраслины Бог не попускает. Каждая слезинка или даже пролитая капля крови имеет свой вес у Бога...
     
  15. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Вадим, приведите, пожалуйста, источник данных о существовании таких причинно-следственных связей.
     
    Елена Анатольевна нравится это.
  16. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Источник - внимательное отношение к людям, находящихся в описанных выше скорбях. Бог милостив не только к живым, но и к умершим людям, нуждающихся в упокоении, но не имеющие такой возможности. Молитва сродников о таких людях, меняет их состояние и участь. Иная душа не может вынести страданий адских, потому и достаются скорби живым тем кто связаны с ней по плоти... Это часто причина рождения больных детей, получения тяжёлых травм. Это не наказание, а искупление... Все происходит в начале в духовном мире, а потом уже имеет отражение в мире материальном. Случайностей не бывает. Я наблюдал и в в своей семье это и друзей, знакомых... и многих других.
     
    андрей николаевич и Ингвар. нравится это.
  17. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Да и Бог отменить существующие законы следствий и причин не имеет нужды, они исправно работают из начала времен. До Христа это проявлялась в виде наказания до 7колена, после Христа, очевидно так же искупление до 7родов. Бог благ... Вот основной аргумент...
     
    андрей николаевич нравится это.
  18. Елена Анатольевна

    Елена Анатольевна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Вадим, не могли бы Вы сослаться на конкретное указание в Новом Завете или на какое-либо высказывание кого-то из святых отцов Церкви?
     
  19. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Вопрос:
    Отче, отвечая на вопрос Юлии «можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», Вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность. И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи.

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
    Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

    Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

    В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

    Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

    Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

    Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать(Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

    Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

    5 июля 2007 г.

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    Господь сказал сынам Израилевым во время их плена в земле халдейской: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? (Иез.18:2). Он запретил им употреблять эту пословицу, потому что душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца(Иез.18:20). Следовательно, потомки (дети, внуки и дал.) не ответственны за грехи своих предков. Невозможно также и покаяние за них. Возможна лишь усиленная молитва о прощении их грехов. Поэтому Церковь придает такое большое значение поминовению усопших.

    У близких покойного (особенно у детей и внуков, т.е. прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в свв. Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.


    П.С. От себя...
    Да и основная призма восприятия всех этих событий,полагаю должна быть - это всеблагая безграничная любовь Божья,распространяющаяся не только на живых,но и на ушедших в мир иной...В большем попечении они наверное находятся, чем живые,так как выбор свой душа сделала, возможно у иных ошибочный,но и они нуждаются в утешении, так как возможно сохранили крупицы блага в своей душе.Вот ради этих крупиц, Господь и пытается спасти их и преобразить через потомков...Когда спасешься сам - спасутся и тысячи вокруг тебя. Мы все одно целое,одна плоть, и не важно что одни жилы 1000лет назад, а другим еще суждено родиться. Грех одного влияет на всех, так же как и Духовное преображение. И символ этого дал Сам Христос,принявшим на Себя все грехи человека.
     
    Аника нравится это.
  20. Ингвар.

    Ингвар.

    Крещён в Православии
    далеко не у всех.
    Воля остается , нет способа реализовать ее. Мне близко такое мнение-душа= некая психическая и рефлекторная деятельность в человеке(которая есть и у животных) в загробном мире человек существует как дух, а не душа. Возвратится дух к Богу который его дал , означает то, что дух(человек) вернется после смерти в вечность к Богу (в царство Божье) откуда он и пришел.
     

Поделиться этой страницей