Можно ли молитвами живых, вывести из ада грешника?

Возможно ли молясь за
грешника находящегося
в аду, не только
облегчить его мучения,
но и вывести его из столь
ужасного места? Возможно ли,
мучающемуся в аду
грешнику каким-то
образом выйти оттуда? Имею в виду до Второго Пришествия, может ли изменится посмертная участь человека?
Как на это смотрит
Догматическое Богословие?
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Степан! Заданный Вами вопрос в настоящее время достаточно популярен и актуален. Отвечая на него, первое, на что я хочу обратить Ваше внимание, это то, что загробная участь усопших и действительно может быть изменена к лучшему по молитвам христиан. Об этом Церковь учит ясно и определенно. С другой стороны, как и́менно это отражается на состоянии душ, не удостоившихся горнего мира, — знает Господь. По большому счёту, не только Православная догматика, но даже и мысли Святых Отцов и Учителей нашей Церкви, выраженные в формате частных богословских суждений (предположений), не дают нам подробного, детального раскрытия данной проблематики.

Отметим, что в отношении «потусторонней» участи усопших Православное Догматическое Богословие учит о двух судах: частном, следующим вскоре после физической (телесной) смерти человека, и касающимся участи человеческой души до времени Всеобщего Суда (ср.: «...человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27)), и Страшном (Всеобщем), откроющимся со Вторым Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Собственно, именно на частном суде и определяется «предварительное» «местонахождение» души. Между тем, мысль о возможном переходе души, определенной на частном суде к пребыванию в аду, в Небесное Царство до Страшного Суда настраивает на заключение о возможности и некоего дополнительного, третьего (как бы второго частного) суда. Насколько же это реализуемо, знает Спаситель: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18).

Рассмотрим фрагмент Синаксари Постной Триоди, Субботы перед мясопустом: «Что всё совершаемое за души бывает им полезно, это видно из многого другого, но особенно из истории жизни святого Макария. Проходя по дороге, он заметил сухой череп неверного язычника и спросил, чувствуют ли они в аде когда-нибудь утешение. Череп отвечал, что великое облегчение получаем, когда ты, отче, молишься за усопших. А Великий это делал — молился Богу и желал узнать, есть ли от этого какая польза для усопших» [1, с. 15].
Как следует из пассажа, святому Макарию не было знакомо учение о массовых переходах душ, определенных на частном суде к пребыванию в аду, в Рай (ср.: «А Великий это делал — молился Богу и желал узнать, есть ли от этого какая польза для усопших»). Очевидно, что если бы данное учение носило во времена Великого Макария распространенный, догматический характер, едва ли бы он (как «великий» богослов и молитвенник) недоумевал по поводу сути этой богословской доктрины.

Конечно, Предание демонстрирует и другие сюжеты: «Григорий Двоеслов молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога, чтобы никогда впредь не молился за неверующего. Да и по свидетельству истории, царица Феодора избавила и спасла от мучения, при помощи святых и исповедников, богоборца Феофила» [1, с. 15-16]. Однако, в чём именно выразился результат этого «спасения» с детальной, безусловной, догматической точностью нам не известно.

Отметим, что по поводу суждений о возможности массового перехода из ада в Небесный чертог среди современных богословов встречаются диаметрально противоположные мнения.
Вот, скажем, что пишет по данному случаю митрополит Макарий (Булгаков): «...Говорится, что Господь Иисус имать ныне ключи ада и смерти (Апок.1:18), — след. может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда узников (по молитвам Церкви — А. Л.)» [2, т. 2, с. 591-592].
А вот высказывание профессора Фессалоникийского университета, доктора богословия Стергиоса Н. Саккоса: «Посмертный суд имеет решающее значение. Оправдавшись на первом суде (первым судом автор обозначает наше отношение ко Христу во время проживания земной жизни: «Вот первый суд — суд веры и неверия. Суд, который мы совершаем в отношении Его личности — признаем мы Его Богочеловеком или нет, ...избираем Его своим Наставником или отвергаем Его...» [3, с. 14] — А. Л.), мы сподобляемся искупления. Но до самого часа смерти у нас нет полной уверенности в спасении — выкупа, заплаченного за нас мы можем лишиться... Третий Суд (Страшный — А. Л.) — последний, главный и окончательный. На нем правосудный Господь официально утвердит решения первых двух судов, “скрепит печатью” вынесенный нам оправдательный или обвинительный приговор. Третий Суд не внесёт никаких изменений в тот отбор, то разделение, то распределение людей, которое происходит после их кончины (т. е. после частного суда — А. Л.)» [3, с. 25-26].
Наконец, приведем сдержанное и взвешенное мнение архимандрита Сильвестра (Малеванского): «В Новом Завете, наконец, как Сам Иисус Христос, так и Его апостолы дают разуметь, что мздовоздаяние загробное после частного суда не есть окончательное и полное. Потому что, по ясному учению Христову, только после всеобщего воскресения и суда, как праведники окончательно наследуют живот вечный, так и грешники пойдут в огонь вечный...» [4, т. 5, с. 108].

Не будем забывать и о притче о богатом и Лазаре, отражающей посмертное состояние разлучившихся с телами душ грешников и праведников, заключающей в себе утверждение: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26) (ср.: А. П. Лопухин: «Из противоположения Лазаря богачу, который, несомненно, сам был виноват в своей горькой участи, потому что жил нечестиво, видно, что Лазарь был человек благочестивый. Далее Авраам указывает на волю Божию, по которой нельзя переходить из рая в геенну и обратно» [6, т. 2, с. 812]).
В связи с этой притчей уместно отметить суждение блаженного Августина Иппонского, указывавшего на бесполезность молитв за души отъявленных злодеев и необходимость молитв за души «возрожденных во Христе, жизнь которых в теле была проведена не настолько дурно, чтобы считать их не заслуживающими подобного милосердия, и не настолько хорошо, чтобы это милосердие было для них уже не нужно» [7, с. 1188]. В данном суждении блаженный Отец напоминает: «Точно так же и тогда, когда наступит воскресение мертвых, будет немало таких, которым после мучений, испытанных душами умерших, будет оказано милосердие, так что они не будут посланы в вечный огонь. Ибо не было бы и сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке (Мф.12:32), если бы не было таких, которым, хотя в настоящем веке (т. е. в земной нынешней жизнии — А. Л.) и не отпущено, однако отпущено будет в будущем (откроющимся со Вторым Пришествием Христа — А. Л.)» [7, с. 1188]. То есть, согласно вышеизложенной мысли, следствие молитв проявится на участи поминаемых в день Страшного Суда.

Итак, мы безусловно веруем в результативность и пользу молитв за наших усопших братьев и сестер. Верим и в то, что Бог всегда «отвечает» на молитвы наилучшим и всесовершеннейшим образом. Верим, что Всемогущий Господь в силах исторгнуть из ада ту или иную душу, что если Он возжелает, то выведет из преисподней тех обитателей, на которых рапространится это желание (как, например, Он избавил от смерти вознесенных на Небо Еноха и Илию). Однако мы не должны упускать из виду то, что Писание не сообщает нам о периодически повторяющихся схождениях Христа во ад с последующим выведением оттуда тех или иных групп помилованных душ, и именно поэтому настоящее предположение не является общепризнанным догматом (отсюда и разность во мнениях).

В заключение приведу рассуждение митрополита Иерофея (Влахоса): «В качестве вывода мы можем сказать, что среднее состояние душ (состояние душ после разлучения с телом — А. Л.) — это период ожидания, в течение которого души предвкушают то, что ожидают. Причем ожидаемое имеет непосредственную связь с тем, как они жили, когда были соединены с телами. Поэтому и нужно молиться о наших усопших, потому что они очень в этом нуждаются. На это направлены поминовения и молитвы Церкви. Душам оказывается помощь, но каким образом, мы точно не знаем. Во всяком случае наш долг состоит в том, чтобы поминать их в своих молитвах. Они сами теперь не могут помочь себе ничем. Мы, живущией сейчас, можем им помочь. Будем просить и святых, потому что они имеют великое дерзновение к Богу, ибо пребывают в Его нетварном свете» [5, с. 68].

Благодарю за вопрос!


1.Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триоди. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.
2.Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. К.: Изд. Общества любителей православной литературы; изд. Имени святого Льва, папы Римского, 2006.
3.Стергиос Н. Саккос. Рай и ад. М.: Изд. Святая Гора, 2008.
4.Архимандрит Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2008.
5.Митрополит Иерофей (Влахос). Жизнь после смерти. М.: Изд. Дар, 2008.
6.Лопухин А. Толковая Библия. Изд. Харвест, 2004.
7.Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Изд. Харвест; М.: Изд. АСТ, 2000.
 
Сверху