На неразрешимый для меня вопрос нужен ответ

Любек Германия
Православный христианин
Доброго времени суток всем!

Мне очень нужна квалифицированная помощь. Ситуация в следующем... Мой муж недавно принял православие, он был крещён в лютеранской церкви, потом был в секте "Свидетели Иеговы". Недавно он посмотрел видео "ГЕРМАН СТЕРЛИГОВ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ОБСУЖДЕНИЮ - КОГДА И КАК РПЦ ВПАЛА В ЕРЕСЬ". Он засомневался, и начал думать, что Православие уже не является той истинной Церковью, которой он поверил и принял крещение. Он хочет убедиться, что все те факты, которые приводит Стерлигов не являются правдой. У меня, к сожалению, нет достаточных знаний по истории Православия. Но мне очень хочется, чтобы он не сомневался, и, не дай Бог, отступил. Посмотрите, пожалуйста, эти 2 видео. Очень буду ждать ответа!
 
Дорогая Мариамна.
Я просмотрел первый фильм и все понял.
Искренне верящий в свои исследования Герман Стерлигов попал в ловушку, в которую нередко попадают умные (не мудрые!), но гордые люди. Эти люди абсолютизируют свои мнения, считают, что это истина в последней инстанции. В подобную ловушку попал Лев Толстой, человек очень неглупый, но гордый. Он, упоенный своим величием, стал учить о вещах, в которых мало что понимал (религиозных), и когда его стали критиковать профессионалы в этой области (богословы и служители Церкви), он озлобился. Вместо того, чтобы смириться и признать: да, в этом я плохо разбираюсь, он стал себя считать правым, а всех вокруг неправыми.
Вот так же и с Г. Стерлиговым и его исследованиями. Все это дилетантство в высшей степени.

Основная посылка Стерлигова в том, что на Флорентийском соборе в 15-м веке греческие епископы подписали унию с Римом. Значит, с этого момента, считает он, Греческая Церковь уклонилась в ересь и стала безблагодатной. А когда в 1589 году Константинопольский патриарх поставил в Москве русского патриарха (Иова), то с этого момента и русские, приняв посвящение от рук еретиков, стали автоматически еретиками. Все! Русская Церковь с этого момента закончилась...

Лихо!..

На самом деле все гораздо проще. Слышали такое слово - ресепшн? Это в отелях стойка, за которой дежурит Администратор, ключи выдает... Так вот, это слово происходит от латинского receptio - принятие, прием.
Это латинское слово в глубокой древности стало богословским понятием и звучит оно как рецепция.

Рецепция в церковном праве - это принятие и одобрение каких-то постановлений всей полнотой Церкви. Если этого принятия и одобрения не произошло, постановления Соборов можно считать несостоявшимися.
Удачный пример применения рецепции по отношению к определениям законодательных органов Церкви дал в свое время известный русский правовед и канонист Н.С. Суворов (1848-1909): «В древней истории, - писал он, - не Собор сам по себе устанавливал непогрешимое учение: печать непогрешимости сообщалась соборным определениям лишь позднейшим церковным признанием». И далее: «Закон, который идет вразрез с церковным сознанием, не может рассчитывать на действующую силу в Церкви, не потому, чтобы духовной иерархии не принадлежало право кассировать или, напротив, канонизировать закон, а потому, что церковная совесть не допустит проведения в жизнь противоречащего духу Церкви закона, хотя бы и духовная иерархия склонялась к его одобрению». (Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004. С. 238.)

Например, II Вселенский Собор с формальной стороны был небезупречен (не имел в своем составе римского папы и вообще западных епископов, причем не случайно, а целенаправленно – их не пригласил император, созвавший Собор), как и собор 754 г., претендующий на статус Вселенского, на котором не присутствовали патриархи. Но в первом случае рецепция состоялась, и Собор был признан Вселенским, а во втором - участники собора анафематствованы Церковью, а его определения признаны ничтожными.

А вот пример рецепции, который я заимствую из книги «Вселенские соборы» русского историка А. Карташева: «По своему внешнему облику Ефесский Собор 431 г. (III Вселенский Собор), в сравнении с другими Вселенскими Соборами, является самым неблагообразным, смутным, неудачным и формально просто не состоявшимся. По своей беспорядочности он немного уступает соседнему по времени и месту с ним Ефесскому Собору 449 г., собранному также в качестве Вселенского, но заклейменному вскоре жутким названием "разбойничьего". А между тем деяния Ефесского Собора 449 г. были утверждены тем же самым императором, Феодосием II, а деяния III Вселенского Собора не утверждены и Собор за беспорядок и беззаконие был высочайше распущен. Но Церковь судила иначе. Церковное восприятие было как раз обратное».

Дорогая Мариамна, достаточно набрать в Интернет-поисковике фразу «Церковная рецепция» - и Интернет выдаст вам множество интереснейших статей на эту тему.

Теперь, думаю, Вы и сами сможете развенчать все построения Стерлигова в отношении Флорентийской Унии. Ну да, подписали греческие епископы документ об унии, но народ Божий и вся полнота Православной Церкви этот документ не приняла. Рецепции не произошло, значит, и говорить не о чем!

В каком случае можно было бы говорить, что произошло отпадение в ересь греков? В том случае, если бы уния была встречена одобрением всех верующих и ее положения стали бы планомерно проводиться в жизнь. А тут другая ситуация. Сами епископы, возвратившись в Грецию, стали каяться и плакать, что их заставили, вынудили подписать… Народ Божий и все остальные Поместные Православные Церкви их простили.

На этом оканчиваю ответ. Храни Вас и Вашего мужа Бог! Очень хорошо, что супруг интересуется богословием, но все же пусть читает что-нибудь серьезное, а не верит каким-то измышлениям людей, которые плохо разбираются в вопросе.

 
Любек Германия
Православный христианин
Спаси Господи за ваш полный ответ, батюшка Константин!
Но есть ещё один у него вопрос по выше вами сказанному: Зафиксирован ли факт, что
Сами епископы, возвратившись в Грецию, стали каяться и плакать, что их заставили, вынудили подписать…
Он считает это крайне важным, т.к. отступление произошло в верхах, то есть у людей возглавляющих церковь, и что раскаяние должно было быть зафиксировано. Из какого источника вы это взяли? Где об этом можно почитать?
 
Любек Германия
Православный христианин
Спасибо, Кирилл. Посмотрела древо сайта... Очень много информации. Но где именно можно прочесть ответ на конкретный мой вопрос?
Понимаете, я не для себя прошу. Я не сомневаюсь. Я беспокоюсь о своём муже, о своей половинке. Он так долго шёл к Православию, т.к. сам немец из лютеранской семьи. Я не хочу, чтобы он в сердце таил сомнения и неуверенность.
 
Любек Германия
Православный христианин
Выяснила свою проблему с точки зрения историков. Привожу исторические факты ниже (возможно, это кому-нибудь понадобится тоже или будет просто интересно)

Ложь #1. "Все греческие епископы подписали решение ФФС". Во-первых, все греч.епископы просто не поместились бы на том соборе. Большинство оставалось в своих епархиях. В том числе и на оккупированных турками землях. Во-вторых, даже из тех, что были на соборе, не подписали Марк Эфесский, митрополит Иверский Григорий, митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний, епископ Ставропольский Исаия. Патриарх Константинопольский до подписания ороса не дожил. Символ Веры в составе ороса не звучал ни в какой форме. Кроме всего прочего, уже в самое ближайшее время все греческие иерархи отреклись от решений собора.

Ложь #2."РПЦ не имела канонического общения с греками" Имела. Просто контакты осуществлялись с минимальной интенсивностью по политическим мотивам, а вовсе не по причине чьего-либо еретичества.

Ложь #3 "Патриарх Иов был поставлен на престол еретиками". На Богоявление 1454 года Патриархом был избран Геннадий II Схоларий, который хоть и присутствовал на ФФС, но никаких его решений не подписывал в силу того, что в то время он был мирянином. Никаким еретиком Геннадий не был, как и его преемники. Таким образом вся уния длилась 1439-1454 гг. и распространялась она только на патриарший и часть императорского дворца.
 
Сверху