Наболевшие вопросы

Православный христианин
Здравствуйте. С уважением отношусь к Вам и Вашему миссионерско-просветительскому делу.
У меня очень много накопилось вопросов теоретических, которые не с кем обсудить совершенно. Подходить в церкви к священникам неудобно. Во-первых отвлекать их, во вторых вопросы некоторые при личном обращении могут вызвать искушения, как мне кажется, может я перестраховываюсь - но я не хочу никому вредить... И потом, я их не знаю как людей, а здесь все-таки видно по ответам, вызывает человек уважение (интеллектуальное) или нет. Для священника это вообще-то не нужно, я понимаю, что его функция другая - совершение Таинств, богослужений...
На сайте митрополии я задавала несколько вопросов, но меня отправили по ссылкам) Но там нет того, что я ищу - живого взгляда современного священника/богослова (потому что Отцы Церкви некоторые вещи, мне кажется, не могут объяснить - например как быть человеку, у которого в роду много поколений неверующих, и круг общения с детства-мрак, какой с него вообще спрос за его неверие? до СССР таких проблем по-моему не было. в такой степени). А по некоторым вопросам и вообще ничего нет.
Простите заранее, что много вопросов. Спасибо, что прочтете и ответите (надеюсь...)
Первое. Вопрос голоса совести в человеке. Отчего в разных людях он звучит по-разному? У одних крещенных, например, он прямо-таки вопит от каждого греха, и греша, всегда ощущаешь свою мерзость вплоть до того, что после жить не хочется. У других - молчит - они могут оправдывать что-то, тяжелые грехи, и не чувствуют ничего - если и чувствуют, радоваться жизни это не мешает. Это я как раз не в осуждение им пишу, потому что моя теория - чем больше человеку дано, тем больше спросят. Если я физически чувствую каждый грех как невыносимую мерзость, и все-таки его совершаю, то ясно с меня спросят больше, чем с тех, у кого с детства все идет легко в этом плане, греха. Но все же, отчего так бывает?
Два примера из реальной жизни. Мой любимый человек, расставшись со мной, покончил собой, подумав что я не выдержала расставания и убила себя. Просто я пропала и он так решил по моим последним ему словам. Хотя мне он говорил что ему все равно что со мной будет. Но в записке одну из причин указал - я не смогу нести груз вины из-за так любящей меня девочки. Он атеист 30 лет был. Очень гордый, никогда с самого детства не верил в Бога, по его прижизненным словам - что я дурак что ли, верить в такое? Считал, логика противоречит вере, чувство вины и совесть - придуманные людьми для контроля вещи. Крещен, семья до крайности неверующая тем не менее - крещен из-за моды, или бабушкой, я не знаю...
Но вот голос совести в тот момент прозвучал так мучительно сильно, а для неверующего выхода из страданий реально нет... Думаю тут много происков врага человеческого рода, но тем не менее - отчего в нем так зазвучал этот голос совести, хотя во многих он не звучит даже после совершенного ими собственноручно убийства?
Пример второй. С самого раннего детства я страдаю рукоблудием, до сих пор безуспешно борюсь. Мне всегда было стыдно. Я очень много в течении жизни читала оправданий этого действия, с современной пропагандой сексуальности - все дозволено и полезно, но никогда мне не удалось заглушить голос совести до конца. Я ощущаю физически себя плохо после своих грехов. И в детстве, хотя меня никто не учил что это плохо, я чувствовала, и перед Пасхой помню воздерживалась в течение недели, старалась - меня никто не учил даже про Великий пост (у нас семья была верующая "в душе"), но тем не менее знание, что это скверно, на уровне чувств жило с детства. И то, что я не могу побороть эту привычку, меня мучало и мучает всегда. То же самое и с магией. Я пыталась ей заниматься (бабушка-крестная давала книжки Степановой читать и я втянулась - воистину не надо разрешать становиться крестными невоцерковленным людям). Пыталась делать привороты какие-то, вредить врагам. Про заповеди я конечно не слышала, кроме "не убий". И вот когда дело доходило до порч на смерть, или что-то вроде того, в общем чернее некуда магия - у меня случался стопор. Этого я сделать не могла. Тоже какая-то черта совести. Хотя много читала на форумах, как люди такое делают "с чистой совестью", не мучаясь особо. Почему? Среди них тоже есть крещеные...
Второй вопрос связан с моей страстью, откуда у детей берется рукоблудие? В возрасте 4 лет уже это было моей привычкой. На сайте митрополии СПб я задавала этот вопрос в личной переписке со священником, и мне ответили - такое бывает по естественным причинам... Это я знаю и сама, и читала как обьясняют "раннюю сексуальность" врачи, но я не понимаю духовных причин этого явления. Ведь ребенку не положено даже исповедоваться до 7 лет, а тут в 4 года - блуд. Для себя пытаюсь объяснять просто - неисповедимы пути Господни, или может греховная склонность родителей - но очень хотелось бы услышать мнение церковных людей. Богословское может...
И последнее. Как Вы считаете, богословски и лично - с неверующих меньше спрос у Бога? Я имею в виду неверующих с рождения, воспитанных в неверии, не увидевших в жизни проявлений Божественного.
Я начала читать митрополита Сурожского Антония. Он рассказывает, что был в детстве ярым атеистом, до 15 лет. Но его пытались водить в церковь, и Божьими путями он пришел к вере, придя случайно на встречу со священником, в котором он увидел Божью Любовь, которая его поразила и перевернула его миропонимание.
И для контраста мой любимый человек-самоубийца, который был с детства атеистом, и вырос в неверующей семье. Они до сих пор неверующие, несмотря на его страшную смерть. Отец (которого уже много лет нет в этом мире) с 2 лет сажал его играть в компьютерные игры, отчего Антон вырос абсолютно оторванным от реальности; друзья и девушки у него были алкоголики и сатанисты (по его рассказам это понятно); через этот же круг общения попались ему книги сектанта Ошо, он долго увлекался идеями медитации и вседозволенности, и развратил сознание окончательно; в жизни он ни от кого (!), даже от матери не видел любви, похожей на Божественную, принимающую человека таким какой он есть. От меня видел может чуть, но я только по названию христианка оказалась, не исповедовала свою веру, и в итоге на долгое время совсем ее потеряла; по его велению снимала крест, долго хотела покончить собой, и в общем от меня он тоже не увидел никакого примера христианства. В этом моя вина, и я желаю чтоб Бог отдал мне его грех - но возможно ли это?
Я очень пытаюсь верить и надеяться что с него спросят не строго. Но хочется найти подтверждение в Церкви...
Просто у меня тоже была попытка суицида в юности, но меня Бог спас. Я выпила много таблеток сердечных, по меньшей мере должна была впасть в кому (проверяла инструкцию), но проснулась утром - и меня даже не тошнило. Тогда я увидела в этом волю Божью, и через полтора года прочла Библию и приняла Христа сознательно. А его, Антона - не спас, не остановил, не предотвратил эту нелепую трагедию - значит так лучше Антону, Бог же всех любит?..
Простите пожалуйста за длинное сообщение и большое количество вопросов. Это те вещи, на которые я пытаюсь найти ответ и которые не перестают меня мучать. Я очень надеюсь, что Вы ответите. Спасибо...
С уважением, Светлана
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Светлана! Вы поставили несколько трудных вопросов. Давайте разбираться.

Вы пишете, что Вам неловко подходить с (по крайней мере с объёмными) вопросами к священникам; считаете, что попросив уделить Вам внимение, отвлечёте их от чего-то важного или дадите им повод к искушению:
Подходить в церкви к священникам неудобно. Во-первых отвлекать их, во вторых вопросы некоторые при личном обращении могут вызвать искушения... Для священника это вообще-то не нужно, я понимаю, что его функция другая - совершение Таинств, богослужений...
Вообще-то говоря, долг священника перед Богом заключается не только в совершении священнодействий ведь священник - ещё и пастырь.

Это значит, что в его задачу входит и обучение верующих, и утешение страждущих. Стало быть, если Вы попросите его уделить Вам некоторое время, Вы, по сути, дадите ему возможность выполнить то, что входит в его священные обязанности. Другое дело, что для этого необходимо подобрать удобное время. В конце концов, если священник, сославшись на занятость раз, потом два, потом снова и снова, откажет Вам в надлежащем внимании, Вы сможете обратиться к другому, менее занятому (чем-то особенно важным) священнику.

Если Вы опасаетесь, что рассказывая о своих проблемах, послужите к искушению пастыря, постарайтесь найти для беседы духовно опытного священника. Облагодатствованность и мудрость помогут ему не только не впасть в искушение, но и дать Вам хороший, добрый совет.

Вас интересует:
как быть человеку, у которого в роду много поколений неверующих, и круг общения с детства-мрак, какой с него вообще спрос за его неверие?
Разумеется, когда Бог будет судить человека, Он учтёт все обстоятельства его жизни. Однако это не значит, что тот, кто является потомком неверующих людей и кто не имел в детстве должного христианского наставничества, сможет уйти от ответственности, сославшись не греховность своих предков, родителй, родственников или друзей.

Церковь обладает всеми необходимыми средствами для борьбы со грехом. Чем сильнее наличествующее в человеке стремление ко греху, тем сильнее он должен сопротивляться, прибегая к Божественной поддержке.

Вы спрашиваете:
Вопрос голоса совести в человеке. Отчего в разных людях он звучит по-разному? У одних крещенных, например, он прямо-таки вопит от каждого греха, и греша, всегда ощущаешь свою мерзость вплоть до того, что после жить не хочется. У других - молчит - они могут оправдывать что-то, тяжелые грехи, и не чувствуют ничего - если и чувствуют, радоваться жизни это не мешает.
Чистота голоса совести зависит от чистоты самой совести, которая, в свою очередь, зависит от чистоты жизни. Голос совести можно (но не нужно) приглушить, к нему можно (но не нужно) не прислушиваться.

Человеку с прожжённою совестью легче грешить. Однако такое отношение к совести - губительно. Другая крайность, когда человек, словно бы движимый совестью, начинает заниматься самоедством: винить себя едва ли не за всё, осуждать едва ли не каждый свой шаг. Так - недалеко до уныния и отчаяния. Покаянное чувство, возбуждаемое проявлением совести, должно сопровождаться верой в Божественное милосердие, упованием на помощь Божью в деле исцеления от греха. Следует помнить, что грехи разрешаются в Таинстве Исповеди.

Вы сообщаете:
Мой любимый человек, расставшись со мной, покончил собой, подумав что я не выдержала расставания и убила себя. Просто я пропала и он так решил по моим последним ему словам. Хотя мне он говорил что ему все равно что со мной будет. Но в записке одну из причин указал - я не смогу нести груз вины из-за так любящей меня девочки. Он атеист 30 лет был
Думаю, Вам не следует напоминать, что Вы можете оказывать ему действенную помощь, регулярно поминая его в ваших молитвах.

Вы замечаете:
С самого раннего детства я страдаю рукоблудием, до сих пор безуспешно борюсь. Мне всегда было стыдно. Я очень много в течении жизни читала оправданий этого действия, с современной пропагандой сексуальности - все дозволено и полезно, но никогда мне не удалось заглушить голос совести до конца. Я ощущаю физически себя плохо после своих грехов. И в детстве, хотя меня никто не учил что это плохо, я чувствовала, и перед Пасхой помню воздерживалась в течение недели, старалась - меня никто не учил даже про Великий пост (у нас семья была верующая "в душе"), но тем не менее знание, что это скверно, на уровне чувств жило с детства. И то, что я не могу побороть эту привычку, меня мучало и мучает всегда. То же самое и с магией. Я пыталась ей заниматься (бабушка-крестная давала книжки Степановой читать и я втянулась - воистину не надо разрешать становиться крестными невоцерковленным людям). Пыталась делать привороты какие-то, вредить врагам. Про заповеди я конечно не слышала, кроме "не убий"
Искоренение любой греховной страсти требует больших усилий. Однако, нет ни одной страсти, с которой бы, при помощи Божьей, не смог справиться человек. Страсть сильна, но Бог - всесилен и всемогущ.

Мария Египетская, например, долгое время страдала сильнейшей блудной страстью. Она предавалась ей, начиная с 13 лет, причём, предавалась сознательно и не из-за нужды, а ради удовольствия. Однако Мария не только ицелилась, но и заслужила венец святости.

Полагаю, что если Вы всерьёз хотите избавиться от обозначенной Вами страсти, Вам следует (как я уже отметил выше) найти духовно опытного, мудрого, добродетельного пастыря, сумеющего выделить время для частных обстоятельных бесед.

Вы недоумеваете:
откуда у детей берется рукоблудие? В возрасте 4 лет уже это было моей привычкой. На сайте митрополии СПб я задавала этот вопрос в личной переписке со священником, и мне ответили - такое бывает по естественным причинам... Это я знаю и сама, и читала как обьясняют "раннюю сексуальность" врачи, но я не понимаю духовных причин этого явления. Ведь ребенку не положено даже исповедоваться до 7 лет, а тут в 4 года - блуд. Для себя пытаюсь объяснять просто - неисповедимы пути Господни, или может греховная склонность родителей - но очень хотелось бы услышать мнение церковных людей. Богословское может...
Отчасти склонность детей ко грехам бывает связана с наследственным фактором, а отчасти - с фактором воспитания. Я не знаю, кто Вам сказал, что "такое бывает по естественным причинам", ведь любой грех - противоестественнен (естественным может быть названо то основание, на котором формируется страсть; скажем, нормальное стремление к пище естественно, а чревоугодие противоественно; стремление представителя одного пола к другому естественно, а блуд противоестественнен).

Что касается допуска детей к Таинству Исповеди с семилетнего возраста, во-первых, эта граница условна, а во-вторых, в раннем возрасте детей не принято исповедовать не в связи с тем, что до этого возраста они якобы не грешат, а в связи с тем, что они это делают не вполне осознанно (участие же в Таинстве Исповеди требует сознательного и решительного желания избавления от греха, разворота к Добру).

Вы, Светлана, стремитесь обнаружить первопричину вашего греха. Это-нормально. Но здесь очень важно, чтобы поиски первопричины не соскользнули к поиску виновных "на стороне". Ведь покаяние подразумевает осознание именно своей (доли) вины, своей личной ответственности перед Богом и перед собой.

Благодарю за вопрос! Помоги Господь!
 
Сверху