Национальность Христа

Москва
Православный христианин
Имеет ли Бог национальность?
Бог национальности, конечно, не имеет. А об Иисусе Христе написано:
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова
...Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. ».
(Матф. 1, 1, 16)

«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
… Еносов, Сифов, Адамов, Божий».
(Лк. 3, 23-38)
Господь Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный Человек. По плоти Он Сын Девы Марии, дочери еврейского народа, и как человек, стало быть, не лишён национальности.

Однако тут надо учесть, что, как пишет пр. Иоанн Дамаскин, "плоть Бога Слова не получила бытия в своей особенной ипостаси и не стала ипостасью иною, по сравнению с ипостасью Бога Слова; но, в ней получив ипостась, стала, лучше сказать, принятою в ипостась Бога Слова, а не существующею самостоятельно, в своей особенной ипостаси".
То есть мы исповедуем во Христе две природы в одной ипостаси, личности.
 
Москва
Православный христианин
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова
...Иаков родил Иосифа, мужаМарии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. ».
(Матф. 1, 1, 16)
Вот и я говорю. Родил Иосиф (или Мария) или родился Иисус.
 
Москва
Православный христианин
Вот и я говорю. Родил Иосиф (или Мария) или родился Иисус.
"Родился" потому, что рождение было безмужнее, силой Божией. Но всё-таки ведь - от Марии.
Думаю, Вам будет небезынтересно почитать вот такое мнение:

Святитель Лука(Войно-Ясенецкий) из книги: "Благодатный жар покаяния".

Да смолкнут уста нечестивые!
Слово в субботу четвертой седмицы Великого поста

Моя задача — научить вас основам христианской веры — уже сама по себе трудна; она весьма затрудняется тем, что некоторые из вас, может быть, даже многие, совсем не подготовлены к восприятию слов моих, понимают их недолжным образом, нередко их искажают.
Недавно с крайним удивлением я услышал, что слова мои о Пресвятой Богородице в одной из проповедей моих, в которой я сказал, что Она была еврейкой, весьма неприятно поразили некоторых из вас. «Как, еврейка — наша Пресвятая Богородица?!»
Что же, вы хотите, чтобы Она была руcской? Но ведь русского народа тогда еще не
существовало. Если так, то и французы захотят, чтобы Она была француженкой, и немцы захотят, чтобы Она была немкой, итальянцы — чтобы была итальянкой. А ведь Она же была еврейкой. Говорят они: «Как, и Иисус Христос был евреем?! Что же, мы, значит, покланяемся распятому на Кресте еврею!?»
О, Господи мой, Господи! Как поразили меня эти безумные слова, это полное незнание священной истории, это нечестивое рассуждение. Неужели вы не знаете, что праотец наш Авраам был родоначальником народа израильского, т.е. народа еврейского! Неужели не знаете вы, что все пророки святые были евреями? Неужели никогда не читали в послании святого апостола Павла к евреям такие слова: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина»? Что такое колено Иудино? Колено Иудино — одно из 12 колен, из 12 родов, на которые делился народ израильский, народ еврейский.
Так что же, что Христос был еврей, некоторым неприятно. Почему это может быть не-приятно? Почему может быть неприятен тот народ, который был избран Богом, отмечен Богом, почему? Потому, что у нас еще держатся застарелые антипатии к евреям. Так надо вырвать с корнем эту антипатию. Если это Богом избранный народ, то мы должны относиться к нему с глубоким уважением, с любовью.
Ведь христианство началось из недр народа еврейского, первые христиане были все евреями. Не должны ли мы поэтому любить тот народ, из которого воссиял Христос, из которого приняло начало и христианство наше?
К горю нашему, к горю евреев еще больше, этот народ отверг своего Мессию, своего Спасителя, отверг Христа, не уверовал и доныне не верует в Него. Что же, будем сокрушаться сердцем, будем плакать о них, будем жалеть их всем сердцем, но будем знать и твердо помнить, что говорит о народе израильском святой апостол Павел в послании к римлянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» (Рим. 11,25-26).
Отвергли Пришедшего от Сиона, отвергли Христа, нечестивые отвергают Его, пока
исполнится число язычников, но весь остаток народа израильского, народа Божия, избранного, уверует, уверует всем сердцем во Христа, и будут они самыми близкими, самыми дорогими братьями нашими.
Да смолкнут же уста нечестивые, смеющие говорить грубые издевающиеся над Христом слова, о которых сказал я: «Неужели мы поклоняемся распятому на кресте Еврею?!» Да, будем, будем поклоняться, ибо этот еврей был Сын Божий. Будем почитать всем сердцем Пресвятую Богородицу и не будем смущаться тем, что была Она еврейкой. Восславим Бога за то, что из недр еврейского народа воссияла Пресвятая Дева Богородица.
1947
 
Москва
Православный христианин
Сей возглас против антисемитизма, а не провозглашение, что Христос Бог только евреев и по национальности еврей.
Ведь христианство началось из недр народа еврейского, первые христиане были все евреями. Не должны ли мы поэтому любить тот народ, из которого воссиял Христос, из которого приняло начало и христианство наше?
Бог национальности не имеет.
То, что Он воплотился в народе оном, не означает, что унаследовал свойства его, как это бывает у людей. Иначе ограничиваем Его человеческими рамками.
То что еврейский народ приуготовлялся Богом к принятию Христа и распространению по всему миру учения Его, не означает, что он произвел (родил, создал) Его. Скорее наоборот.
Отдадим должное избранности еврейскому народу, но будем и дальше считать, что Христос Сын человеческий.
 
Москва
Православный христианин
Сей возглас против антисемитизма, а не провозглашение, что Христос Бог только евреев и по национальности еврей.
Не думаю, что только против антисемитизма. Что Христос Бог только евреев разве кто говорит? А насчёт национальности... Любой человек имеет национальность, что в этом особенного? Это простое и естественное дело, и иначе ведь не бывает.

То, что Он воплотился в народе оном, не означает, что унаследовал свойства его, как это бывает у людей. Иначе ограничиваем Его человеческими рамками.
А плоть, сотканная из Пречистых кровей Пречистой Девы? А человеческая воля, желания, душа?
Не зря же евангелисты дают родословие Христа. И вот что пишет о нём св. Иоанн Златоуст, не почитавший соблазном исследовать, из какого колена и рода был по плоти Спаситель:

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова(Мф. 1:1). Что говоришь ты? Обещался сказать о единородном Сыне Божием, а упоминаешь о Давиде, о человеке, который существовал спустя тысячи родов, и его называешь отцом и прародителем?
Слыша это, воспрянь, и не заподозри ничего унизительного; напротив, тому-то особенно и подивись, что Сын безначального Отца, Сын истинный, благоволил назваться сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. …


Иподлинно, крайне дивно слышать, что неизреченный, неизъяснимый и непостижимый Бог, равный Отцу, пришел чрез девическую утробу, благоволил родиться от жены и иметь предками Давида и Авраама. ...

Но откуда видно, спросишь ты, что Христос происходит от Давида? Если Он родился не от мужа, а от одной только жены, а родословия Девы у евангелиста нет, то почему мы можем знать, что Христос был потомком Давида? ... Что же нужно решить сначала? Вопрос о происхождении Девы от Давида. Итак, откуда мы можем знать, что она происходит от Давида? Слушай: Бог повелевает Гавриилу идти “к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома и отечества Давидова(Лк. 1:27). Чего же яснее этого хочешь ты, когда слышишь, что Дева была из дома и отечества Давидова?
Отсюда ясно, что и Иосиф происходил из того же рода, потому что был закон, повелевавший брать жену не иначе, как из своего колена. А патриарх Иаков предсказал, что Христос восстанет от колена Иудова, говоря так: “Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов(Быт. 49:10). Пророчество это, скажешь ты, действительно показывает, что Христос был от колена Иудова; но что Он происходил и из рода Давидова, этого еще не показывает. Разве в колене Иудовом не было ни одного рода кроме Давидова? Нет, было много и других родов, и можно было принадлежать к колену Иудову, но не происходить еще из рода Давидова. Чтобы ты не сказал этого, евангелист разрешает твое сомнение, говоря, что Христос был из дома и отечества Давидова. Если хочешь убедиться в этом иным образом, то мы не затруднимся представить и другое доказательство. У иудеев не позволялось брать жену не только из другого колена, но и из другого рода или племени. Поэтому, приложим ли мы слова: “из дома и отечества Давидова” к Деве, сказанное остается несомненным; приложим ли к Иосифу, сказанное о нем будет относиться и к Деве.
Итак, из сказанного ясно, что Дева происходила из рода Давидова.

ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА
 
Москва
Православный христианин
Не думаю, что только против антисемитизма. Что Христос Бог только евреев разве кто говорит? А насчёт национальности... Любой человек имеет национальность, что в этом особенного? Это простое и естественное дело, и иначе ведь не бывает.
Не бывает у людей.
А человеческая воля, желания, душа?
Чем она от других национальностей отличается?
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова
Ну это для нашего человеческого понимания. Иначе почему Христос говорит не о них, а об Отце?

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Тут точное указание на родство духовное, а не плотское.
 
Москва
Православный христианин
Не бывает у людей.
А Христос разве не Человек? Как Человек Он произошёл от людей, имевших национальность. Церковь это исповедует. За неделю до Рождества мы празднуем Неделю святых отец - в этот день Церковь прославляет тех ветхозаветных праведников, от которых по плоти родился Господь наш Иисус Христос.
Апостол пишет о евреях:
«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.»
(Римл. 9, 1-5)
Святитель Иоанн Златоуст в беседе на это послание, объясняет, что

"Не без причины сказал (апостол) то, что сказал, но на том основании, что все, порицая Бога, говорили, что изгнаны и лишены чести те, которые удостоились именоваться сынами Божьими, приняли закон, познали Бога прежде всех народов, пользовались особенной славой, служили Богу прежде всей вселенной, получили обетования, были отцами своих колен и, что всего важнее, стали праотцами Самого Христа (это и значат слова: "от них Христос по плоти")"

- и не раз повторяет, что " от них произошел Сам Христос".

Да уже само то, что Слово Божие множество раз называет Христа Сыном Давидовым, Львом из колена Иудова, Сыном Марии... - само это должно бы нас остановить в подобных исследованиях.


Чем она от других национальностей отличается?
Думаю, тем, что она была избрана для Боговоплощения.

Ну это для нашего человеческого понимания. Иначе почему Христос говорит не о них, а об Отце?
Вот этого не поняла.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Тут точное указание на родство духовное, а не плотское.
Родство духовное выше плотского, но не отрицает плотского. Вообще, на это место есть несколько толкований. Св. Иоанн Златоуст пишет:
"А Христос отвечает: "кто Матерь Моя? и кто братья Мои"? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного".
Тут мы должны задуматься, в свете данной темы, к чему нас обязывает почитание Христом Девы Марии как Своей Матери...
А вот ещё одно толкование, более подробное:

Тогда Иисус Христос пожелал еще раз напомнить людям, что Он Сын Пресвятой Марии только по человечеству, но в то же время Он, от вечности, есть Сын Божий и пришел в мир для того, чтобы спасти грешный род человеческий, - исполнить волю Отца Своего Небесного. Поэтому, как Ему Самому, так и Его Пречистой Матери и всем верующим надлежит прежде всего творить волю Отца Небесного. Для этого необходимы высшие вечные духовные обязанности поставить выше временных, земных.
Господь знал, что Матерь Его сохраняет в сердце Своем все Его слова. Она самая внимательная слушательница и исполнительница Его Божественного учения, и ставя Ее всем в пример, Он сказал: "Кто Матерь Моя и братья Мои?" И указав рукою на учеников Своих сказал: "Вот Матерь Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного (как исполняет ее Матерь Моя), тот Мне брат, и сестра и Матерь".
Так Господь возвысил достоинства Своей Пречистой Матери, Которая блаженна не только потому, что Она родила Богочеловека, но еще более блаженна потому что Она стала первой и совершенной исполнительницей Его Божественной воли.
Он, как Сын Божий, знал, что Матерь Его, и сейчас, пришла к Нему не для того, чтобы помешать Ему проповедовать Евангелие Царства Божия, но для того, чтобы вместе с Ним сострадать. Поистине, жестокая внутренняя боль пронзала Ее сердце: по любви к Божественному Сыну Своему, Она страшилась видеть Его страдания; но повиновение воле Божией, любовь к грешникам, для искупления которых от вечной смерти приносил Себя Ее Сын и Бог в жертву умилостивления, побуждали Ее принимать безропотно все, что предопределено было Троическим Советом Божиим от создания мира.
Иисус Христос, как Сын Человеческий, скорбел скорбью Своей Матери, а как Бог, дал Ей силу для перенесения этого тяжкого испытания. Страдала Мать о возлюбленном Сыне Своем, окруженном поруганиями и бесчестием, но, как Мать Богочеловека, желала Ему сподобиться перенести эти вышеестественные страдания и, во всем положившись на Него, Она с твердостью ожидала этого часа.
http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_164-all.shtml


А Бл. Феофилакт прямо замечает:
Не укоряя мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: "это - не Моя мать", но "если она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что она родила Меня". Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей Матери, как евангелист говорит далее.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Имеет ли Бог национальность?
Нация, лат., совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего.( Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Если примерить это определение для Иисуса Христа, то не одно сравнение не подойдет для Господа, даже и по человеческой жизни; Он всегда ((НАД)) обычным пониманием, хотя формально может быть причислен ((К)) народу, который Сам и создал; в земной жизни Он сын от Пресвятой Богородицы – Венца и бесценного Плода, этого народа.

Был ли единым с еврейским народом Господь? И, да и нет.
«Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем». (Марк 6:4)
"11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.Ин1:11-13)

Господь в разговоре с Никодимом говорил только об одном родстве, необходимом человеку:
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. «(Ин3:3) «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.» (Ин3:6)

Общность происхождения? Вопрос очень интересный - кто от кого? «человеческая» родословная Господа идет от Адама и Бога
«37…. Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.» (Лк 3:37,38)

Язык, верования и нравы? Все это скорее разное, чем общее.
«На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. «(Ин7:52)
«19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Марк 9:19)

Говорить о национальности Господа это, в малом сравнении, то - же, что размышлять о принадлежности Океана к острову или созвездия Большой Медведицы к северному полушарию Земли.
 
Москва
Православный христианин
А Христос разве не Человек? Как Человек Он произошёл от людей, имевших национальность. Церковь это исповедует. За неделю до Рождества мы празднуем Неделю святых отец - в этот день Церковь прославляет тех ветхозаветных праведников, от которых по плоти родился Господь наш Иисус Христос.
Тина спасибо.
С этим спорить не приходится. По плоти без сомнения Христос еврей, но Он не просто человек, Он Богочеловек. И человек и Дух. И чисто человеческие мерки тут вряд ли работают.
Вобщем тут пожалуй мне еще нужно время поразмыслить, хотя конечно господствующую точку зрения я знаю.
Ответ мне пока не кажется однозначным.
 
Москва
Православный христианин
Еврей, иудей... Это ведь не только национальность, но и вероисповедание?
Евреи - национальность. Иудеи - вероисповедание.

Хотелось бы ещё добавить, что нам будет легче понять вопрос нашей темы, если мы не будем думать о Христе упрощённо, только как о Боге, или только как о человеке. Думаю, в такой сложной теме лучше не искать своих слов, но прибегнуть к чётко выверенным определениям святых отцов. Преп. Иоанн Дамаскин пишет в Точном изложении Православной веры:



Книга 4. Глава III. Против тех, которые говорят: если Христос — два естества, то вы или служите твари, поклоняясь сотворенному естеству, или одно естество называете достойным поклонения, а другое — недостойным его.


Мы поклоняемся Сыну Божию вместе с Отцом и Св. Духом: бесплотному до вочеловечения, а ныне — Ему же воплотившемуся и сделавшемуся человеком, не переставая вместе с тем быть Богом. Поэтому плоть Его, если при посредстве тонких соображений отделить видимое от постигаемого умом, по самой природе своей недостойна поклонения, как сотворенная; но будучи соединена с Богом Словом, она через Него и в Нем получает поклонение. Подобно тому, как царь встречает поклонение, и раздетый, равно как и одетый в царское одеяние, и багряница, как простая багряница, может быть попираема ногами и выбрасываема, но, сделавшись царским одеянием, почитается и уважается, и, если кто непристойно коснется ее, тот, по большей части, осуждается на смерть; подобно тому, как обыкновенное дерево свободно допускает прикасаться к себе, но, соединившись с огнем и сделавшись углем, становится недоступным для прикосновения не по причине себя самого, но по причине соединенного с ним огня, и не естество дерева само по себе недоступно, а уголь или горящее дерево, так точно и плоть по существу своему недостойна поклонения, но становится предметом поклонения в воплотившемся Боге — Слове, не ради ее самой по себе, но ради ипостасно соединенного с ней Бога-Слова; и мы не говорим, что поклоняемся простой плоти, но плоти Бога или воплотившемуся Богу.
Книга 3

Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов.


Два естества (во Христе) соединились между собой без превращения и изменения, так что ни Божеское не лишилось свойственной Ему природы, ни человеческое — как не превратилось в Божеское естество, так и не перешло в небытие, равным образом и из двух не составилось одного сложного естества.
… Мы исповедуем, что один и тот же (Христос) состоит из двух естеств — Божества и человечества, и в двух естествах, и что Он есть и именуется и совершенным Богом, и совершенным человеком…
В отношении же к Господу нашему Иисусу Христу нельзя найти общий (с людьми) вид. Ибо и не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, Который состоял бы из Божества и человечества, Который по Божеству и человечеству — один и тот же — был бы и Богом совершенным, и человеком совершенным.
… это соединение совершилось по сочетанию, то есть в единстве ипостаси, непреложно, неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно. И в двух естествах, пребывающих совершенными, исповедуем одну ипостась Сына Божия воплотившегося...
Слово усвояет Себе человеческие свойства, ибо все, что принадлежит святой Его плоти, есть вместе и принадлежность Слова. Равным образом и Само Слово дает плоти участвовать в Своих свойствах по способу взаимной передачи по причине взаимного проникновения и ипостасного соединения естеств и потому, что Один и Тот же совершал и свойственное Богу, и свойственное человеку в том и другом образе (бытия) при взаимном общении того и другого (естества).
Мы говорим, что в том отношении, в каком различаются между собой естества во Христе, то есть в отношении сущности, Христос соприкасается с крайностями: по Божеству — с Отцом и Духом, по человечеству — с Матерью Своею и с прочими людьми. А в том отношении, в каком соединены в Нем естества, Он, — говорим мы, различается и от Отца, и от Духа, и от Матери Своей, и от остальных людей, ибо естества Его соединены ипостасно, имея одну сложную Ипостась, по Коей Он различается как от Отца и от Духа, так и от Матери Своей и от нас.


Глава VII. Об одной сложной ипостаси Бога Слова.


Надобно также знать, что хотя мы и говорим, что (оба) естества Господа проникают одно другое, однако знаем, что проникновение принадлежит собственно естеству Божескому, ибо оно через все проходит и проникает, как хочет, а через него ничто (не проходит и не проникает). Оно сообщает свои совершенства плоти, само оставаясь бесстрастным и непричастным страстям плоти. Ибо если солнце, сообщая нам свои действия, само не делается причастным наших свойств, то тем более — Творец и Господь солнца.

Глава XII. О том, что Святая Дева — Богородица, против несториан.
Богом воплощенным! Ибо Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом.
 
Москва
Православный христианин
Собственно речь о монофизитстве и не идет.
Да и по этому пути если пойти, то начнем подсчитывать сколько % от Духа и сколько от плоти. Дебри такие, что не выпутаемся.
Да они нам и не нужны по сути.

Но вопрос о национальности похоже не столь простой и в человеческом обществе.
Все мы знаем такое выражение как "обрусевший немец". А Пушкина вообще считаем русским.
Я то больше склоняюсь к тому, что по сути Христос вообще отменяет это понятие.
 
Москва
Православный христианин
Собственно речь о монофизитстве и не идет.
Я не имела в виду монофизитства. Важно то, что сказано у преп. Иоанна Дамаскина о Христе:
В отношении же к Господу нашему Иисусу Христу нельзя найти общий (с людьми) вид... Мы говорим, что в том отношении, в каком различаются между собой естества во Христе, то есть в отношении сущности, Христос соприкасается с крайностями: по Божеству — с Отцом и Духом, по человечеству — с Матерью Своею и с прочими людьми. А в том отношении, в каком соединены в Нем естества, Он, — говорим мы, различается и от Отца, и от Духа, и от Матери Своей, и от остальных людей, ибо естества Его соединены ипостасно, имея одну сложную Ипостась, по Коей Он различается как от Отца и от Духа, так и от Матери Своей и от нас.
Я то больше склоняюсь к тому, что по сути Христос вообще отменяет это понятие.
Я бы выразила эту мысль иначе: не отменяет национальности, потому что национальности всё же остаются, с их особенностями, но делает не важными, не существенными для тех, кто духом возрождается в Боге:
"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос".

(Кол. 3, 8-11)
 
Москва
Православный христианин
Если во Христе нет ни эллина ни иудея, но новая тварь, то как же мы можем говорить про Самого Христа обратное и утверждать Его национальность?
Если Господь - это Новый Адам, не приемлющий даже от Адама его наследственной ветхости, то почему мы говорим о таком чисто земном аспекте бытия как национальность?
Господь по плоти - потомок Давида, ибо Он истинный человек и родился, по человечеству, от Пречистой Девы - еврейки по национальности. И в этом слава еврейского народа, давшего из своей среды того единственного Человека, которая стала достойной быть Матерью Самого Бога.
Но если мы основываемся на святоотеческой и даже вообще библейской антропологии, то должны понимать, что родовые признаки передаются через отца, почему и все библейские родословия ведутся исключительно по отцовским линиям, поэтому был важен закон левирата - для сохранения преемства рода. Женщина даёт человеку природу, отец родовые свойства, если говорить кратко (см., например, "Пир десяти дев" свщмч. Мефодия Патарского).
У Господа Иисуса Христа не было отца по человечеству.
Поэтому и Ипостась одна - это ипостась Второго Лица Пресвятой Троицы - Сына Божьего.
Мы, христиане, будучи единым телом со Христом, являемся наследниками Богу, сонаследниками Христу. Человек наследует своему роду.
 
Национальность как подданство определяется по актам гражданской регистрации. В этом смысле Христос был конечно иудеем так как он был записан таким образом во время известной переписи, ради которой его родители приехали в Вифлеем. Далее, Иисус-ребенок был обрезан и в культурном и религиозном плане был воспитан в полной мере как иудей. То, что он и сам себя так определял, видно например из его диалога с самарянкой у колодца, который начинается с её вопроса: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? » (Ин. 4:9). Эта формулировка вопроса не вызывает у Иисуса никаких возражений. В дальнейшем Иисус говорит «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22), т.е. он явно говорит об иудеях – «мы», а «вы» в данном случае – это самаряне. Вообще принадлежность Иисуса (как человека) к современному ему иудейскому обществу настолько очевидна из всего евангельского контекста что, насколько мне известно, никогда всерьез не оспаривалась.

После распятия Иисуса в иудейском обществе произошел раскол: многие иудеи приняли христианство и перестали быть иудеями. Мы являемся их прямыми духовными наследниками. Но большинство иудеев отвергло Его и от этого большинства произошло в результате длительной эволюции современное еврейство, к которому Иисус естественно не принадлежит.
 
город Пенза
Православный христианин
Я согласна с предыдущим собеседником. Непонятно, почему этот вопрос у некоторых вызывает такое неприятие. Бог вочеловечился. Стал не призраком, ни гуманоидом, ни каким-либо человекоподобным существом, а полностью- человеком. У человека есть глаза, руки, ноги, внутренние органы, физиология, пол, национальность. Учение, которое говорит о том, что вочеловечивание Христа было не полным, а частичным и мнимым, отнесено к ереси. Только я забыла, как она называется. Тина, не подскажете?
 
Сверху