Не делай себе кумира и никакого изображения...

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
Ну уж это в православии никак не выполняется!!!!
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Предлагаем ознакомиться с объяснением 2-й Заповеди по этим ссылкам:

О второй заповеди Закона Божия, глава из "Закона Божия", прот. Серафим Слободской

Краткая история иконопочитания, Архимандрит С. Спасский

Ветхий Завет, лекция о даровании Синайского Закона, прот. Н. Соколов

Заповеди Божии в повседневной жизни, иеромонах Серафим (Параманов)

Почему у православных «не всё по Библии»?, А. Десницкий
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Для тех, кому достаточно краткого ответа, процитируем последнюю ссылку:

"Ведь ясно сказано: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им... (Исх 20:4-5). Сказано, но и объяснено: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Лев 4:15-16).

Итак, запрет на изображения явно относится к Ветхому Завету, в котором Бог пребывает невидимым и непостижимым, и всяческие фантазии на Его счет строго запрещаются. Собственно говоря, этот запрет остается в силе и в Православной Церкви (хотя встречаются и его нарушения): Бога-Отца и Святого Духа изображать нельзя.

Но почему нельзя изобразить человека Иисуса? Или других людей, которые дороги нам? Если нельзя, то придется уничтожить все вообще портреты и фотографии. Когда кто-то держит перед собой изображение любимого человека, находящегося вдалеке, мысленно или вслух разговаривает с ним, целует его, он, собственно говоря, совершает точно то же самое, что и почитатели икон. При этом никто, конечно, не думает, что икона или фотография заменяют нам живую личность, что они нужны нам сами по себе, а не как своеобразная связь с этой личностью".
А. Десницкий
 
Москва
Православный христианин
Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
Ну уж это в православии никак не выполняется!!!!

"Диалог с иудеем" Иоанна Кантакузина, Византийского Императора (1341-1354) в иночестве Иоасаф (+ 1383):

Император: А теперь, полагаю, надо обдумать то, что ты заявил несколько раньше, - что мы, дескать, поклоняемся дереву и идолам, назвав так святые чтимые иконы. И всяким другим грехом греша против Бога, человек вызывает гнев Божий против себя. Но ничто не делает этого в такой степени, как идолопоклонство, ибо оно полностью отсекает человека от Бога, потому что поклонение идолам - совершенно то же, что почитание демонов. Именно об этом сказал пророк Давид: "Сказал безумец в сердце своем: Нет Бога" (Пс. 13, 1). Поскольку примерно так и ты думаешь о нас, я считаю нужным теперь же разъяснить тебе все, что этого касается.

Немощное и ни на чем не утвержденное человеческое мышление, легко увлекаемое случайностями, очень скоро забывает божественные благодеяния, по каковой причине премудрый Соломон говорит: "Все помышления смертных жалки и ненадежны мысли их" (Прем. Сол. 9. 14). И чтобы понемногу не исчезла и не отлетела память о чудных делах Христа, моего Бога, которые Он совершил, облекшись поистине в нашу плоть и пострадав, как человек, отцы пришли к такой божественной и весьма плодотворной мысли: писать на стенах и на специальных досках образы, чтобы, глядя на них, мы вспоминали то великое благодеяние. Ради этого, стало быть, мы и пишем, и чтим, и любим иконы Христа, Его божественной приснодевственной Матери и других святых людей.

Поклоняемся же мы им не как божествам, а относительно, выказывая избыток жара любви к изображенным. Как Божеству мы поклоняемся только Христу, - где написан Его образ. А родившей Его приснодеве Марии и ее иконе, а также иконам иных святых и им самим мы поклоняемся не как божествам, как я сказал, но, выказывая почитание, мы пересылаем честь их прообразам - по той причине, что одни из них, претерпев за Христа различные тяготы, добродетелями изнурили свою плоть, а другие были подвергнуты многим видам смертных казней.

Ясный же пример того, что честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, - императорское повеление. Ты ведь знаешь, что когда что-либо такого рода кто-нибудь прочтёт вслух, все присутствующие тут же, если кто сидит, встают и начинают издавать громкие крики, на все голоса попеременно увенчивая императора похвалами и благодарностями; многие же прикладывают грамоту к своим головам. Это, я полагаю, и тебе хорошо известно?

Ксен: Конечно.

Император: Что же, кажется тебе, что они воздают честь хартии и чернилам, или красным буквам? Ни в коем случае. Поскольку каждое из этого само по себе ничто, они полагают, что переводят честь на царя и перед ним склоняют свои шеи, обременяемые грамотой, о которой мы сказали.

Ксен: Мне так кажется.

Император: Прекрасно. Еще понятней, что мы поклоняемся иконам не как божествам, тебе будет из следующего. О монетах ведь и сам ты, уж конечно, знаешь, - что на одних из них отчеканены образы Христа, на других - Его матери или кого-нибудь из святых. Но нас мало, а вернее сказать, никак не занимает их почитание. Ибо не для почитания прообразов было придумано делать их отпечатки на серебре или на золоте. Мы их наносим как своего рода знак достоинства монеты, а кроме того, чтобы показать, что монета принадлежит христианам. Потому, и на землю их при случае бросая, предавая огню и переплавке, истирая, разламывая, а при сделках и торговых операциях передавая в руки нечестивых, мы не смущаемся. Да и у тебя самого в кошельке или дома, если поискать, может найтись немало таких христианских монет, данных тебе исключительно христианами, а не кем-то другим. Однако тех, кто их дает, это нисколько не заботит. Ибо мы настолько далеки от того, чтобы служить образам как божествам, что если образ, написанный, допустим, на доске или на стене, оказывается почему-либо стертым, то ничего другого в стене, кроме прежней стены, и в доске, кроме дерева, мы не видим и при случае предаем их и огню. Как видишь, поклонение иконам не есть идолослужение, как ты думаешь. И разумные люди придают значение не поклонению, но помышлению поклоняющихся. Если хочешь, я на примере ваших обычаев сделаю это более для тебя ясным.

Бог, видя неразумие и неблагодарность ваших предков, потому что они чрезвычайно быстро забыли Его благодеяния и различные милости и скоро изгнали из души память обо всем, чем они были облагодетельствованы в Египте, в пустыне и повсюду, повелел через Моисея подвешивать к рукам священников некие книжечки с записанными в них чудесами. Так что же, неужели хартии и чернилам воздавая почитание, прикрепляли к рукам написанное? Ни в коем случае. Но, глядя на них, думали о благодеяниях, потому что вид их пробуждал в них воспоминания и незаметно побуждал к благодарению. И что, не боговидец ли Моисей, сделав образы херувимов, установил их на крышке ковчега Завета (см. Исх. 25, 18-20)7 Но он и не думал служить идолам. Что уж и говорить о ковчеге и находящемся в нем - я имею в виду скрижали Завета (см. Втор. 10, 5), сосуд с манной, божественный жезл Аарона и золотую кадильницу (см. Евр. 9, 4). Не из дерева ли он был сделан, а то не из золота ли - такой преходящей материи? Однако ничего такого не приходило в голову тем, кто поклонялся им; и столь велик был их благоговейный страх по отношению к святыне, что никому из них всех не было позволено ни приближаться, ни прикасаться к ней, кроме какого-нибудь священника из колена левитов. Ты ведь знаешь, я думаю, о том Озе - какую он понес кару за дерзость, хотя он из благочестивых, как ему казалось, побуждений прикоснулся к ковчегу: ведь он хотел его поддержать, чтобы тот, наклоненный быком, не упал (1 Паралип. 13, 9-10). Ничто ведь не препятствует материальному и быть, и считаться божественным. Ведь чем-то вполне божественным и очень высоко чтимым было и то, что в нем лежало, и сам ковчег. Невозможно, думаю, без трепета вспо-минать множество совершавшихся ради него чудес, Сколь великим, например, было чудо с Иорданом, когда вода с одной стороны утекла до самого дна и влилась в море, а с другой, сгустившись, как лед стала, когда священники, носившие ковчег, стояли посреди речного дна, давая прочим возможность беспрепятственно посуху переправляться, а иноплеменники, видя это, чуть не умирали от страха, а затем Иордан вновь получил беспрепятственный путь, когда после всех перешли и священники (Ис. Нав. 3, 14-17). А каково то, когда после семидневного обхождения вокруг Иерихона священников с ковчегом пали его стены и все его жители вместе с правителями были порабощены (там же 6, 12-23)? Какая такая сила это делала: неужели же дерева и металла? Нет. Но ведь одно там было видимым, а другое умопостигаемым, и это совершала умопостигаемая сила.

Своевременно будет разъяснить тебе, что я понимаю под умопостигаемой силой. Ковчег ведь был образом и подобием родившей Сына и Слово Божие чистейшей приснодевы Марии, а его содержимое, хоть и было подобием вселившегося в Деву Христа, но и оно все было образом той же нескверной и пренепорочной Марии. То, что ковчег был, согласно Закону, изготовлен из дерева, указывало на ее тленность и на то, что она дочь Адама, кадильница же из золота - на ее все превосходящую чистоту и на то, что она примет в себя истребляющий всяческий порок огонь божественности, т. е. Сына Божия, настоящий умственный фимиам, для ангелов всех и людей благоухающий. Скрижали же и начертанные Богом слова яснейшим образом предзнаменовали: скрижали - ее как смертную по природе, слова же - бессемянно вселившееся в нее Божие Слово. И жезл тоже был прообразом приснодевы Марии: как он, будучи сухим и лишенным влаги, внезапно процвел и оказался плодоносным, тогда как другие жезлы остались сухими, как и прежде, так и она, избранная из всех родов, без семени родила Цветок нетления, Христа, - подобно тому как жезл без земли и воды пророс. Содержащий же манну золотой сосуд означал чистоту и безупречность Богородицы, а манна, которую он содержал, - свыше в нее сошедшего Бога-Слово: ибо подобно тому как манна удивительным образом сходила, так и Сын Божий превосходящим всякое объяснение и всякую ангельскую и человеческую мысль образом сошел на Приснодеву, от ее пречистых и нескверных крови и плоти плоть Себе создав. И как был Он совершенным Богом, так Он стал по всему совершенным человеком, и - не по видимости, как некоторые нечестиво полагали.

Помысли же здесь и о том, как отцы ваши, питаясь той небесной богоданной пищей, о которой пророк Давид сказал: "Хлеб ангельский ел человек" (Пс. 77, 25), не удержались тогда от ропота, но поставили выше египетское мясо и прочую пищу, а также перепелов и, не устыдившись прысыщения ими, испытали за неблагодарность божественный гнев в тот самый момент, "когда пища была у них в устах" (Чис. 11, 4-33). Смотри же не подумай, что раз пророк называет манну ангельским хлебом, то ангелы нуждаются в какой-то материальной пище, поскольку манна была материальной, или наоборот, - что тела людей поддерживаются некоей ангельской умственной пищей. Ничего подобного: созданным из земли людям потребна земная пища, ангелы же, состоя из ума и будучи далеки от материи и телес, имеют соответствующую их природе пищу, каковой является Сам Бог, который для них - и пища неиссякаемая и неисчезающая, и радость непрестанная, и свет, превосходящий всяческое сияние, - каковой пищи себя лишив, дьявол претерпел самую худшую и жесточайшую смерть, хотя ему и кажется, что он жив. Ангелы же, питаясь такой пищей, живут вечно и живы будут в неисчислимые и бесконечные веки.

Поскольку же мы полагаем, что Сам Бог - пища ангелов, получается, что манна была провозвестием сошествия с небес и воплощения от чистой Девы Бога и Владыки Иисуса Христа. И пророк удачно образно назвал манну хлебом ангелов, поскольку она была ярообразом хлеба, или пищи ангельской - Господа, имеющего насытить всякую душу неиссякаемой умственной и божественной пищей; так же точно она замещала иудеям всякую пищу. Потому ведь и сам Христос, воплотившись, говорил: "Я есмь хлеб, сшедший с небес" (Ин. 6, 41). Называя себя нематериальным, как мы сказали, хлебом, Он хотел образно показать, что точно так же, как самой необходимой пищей, восполняющей и воссоздающей то, что каждый день уходит из тел, является хлеб, так и Христос умирающие и как бы издыхающие души верующих в Него оживляет и согревает.

И не удивляйся тому, что пророк о будущем времени сказал в прошедшем: "ел" вместо "будет есть". В Писании ведь часто используется такой прием передачи мысли. Например, "На реках вавилонских, там сидели мы и плакали" (Пс. 136, 1) было написано до Вавилонского пленения, а "В реке пройдут ногами" (Пс. 65, 6) - после перехода через Иордан народа с ковчегом.
Все это я привел тебе, отводя от нас обвинение, связанное с воздаянием чести и поклонения святым образам, и всячески тебе показывая, что мы поклоняемся им не как богам, как некоторые думают, но, как я сказал, переводя честь первообразам. Убеждает ли тебя это, скажи.

Ксен: Многое заставляет согласиться с тем, что ты говоришь. И, думаю, никто не вправе укорить меня за то, что я присоединяюсь к истинному.
 
Москва
Православный христианин
Или вот еще из лекции диакона Андрея Кураева фрагмент:

Втор. 4, 16: „Не делай изображений... представляющих мужчину или женщину". Итак, если понимать этот текст буквально, то протестанты и иные иконоборцы сами окажутся нарушителями этого библейского установления. Утешить их можно только одним: указанием на то, что Сам Господь был „нарушителем" ригористичности Своей заповеди. Он сказал, что нельзя делать изображение гада — и Он же повелел излить медного змея (Числ. 21, 8—9); нельзя изображать животных — и вдруг Иезекииль видит небесный храм, в котором есть резные изображения херувимов с человеческими и львиными лицами (Иез. 41, 17—19). Нельзя изображать птицу — и от Бога же исходит повеление излить херувимов с крыльями, то есть в птичьем облике».
 
Москва
Крещён в Православии
К сказанному здесь хочется еще добавить, что апостолы, написавшие нам Новый Завет, не только сами почитали иконы, но и были иконописцами, как, например, евангелист Лука.

Мусульмане, как я поняла из вчерашних постов в этом разделе, имеют какие-то сомнения в отношении Евангелий, поэтому обратимся вновь к Ветхому Завету.
Господь запрещает Израилю поклонение чужим богам и их изображениям: «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх 20:3-5) Почему именно чужим богам? - Потому как иначе будет не понятно как сказавший «не делай никакого изображения» говорит чуть дальше: «сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх25:18) Какой крышки?! – на крышке ковчега скинии! Т.е. на самом поклоняемом предмете древнего Израиля (Исх 33:10), на скинии, которая вместе с херувимами, и фимиамом обкуриваются на богослужениях и в направлении которой молятся! Почему? Да потому что древний Израиль, так же как и новый – православные христиане покланяется здесь не предметам чувственным не ящику-скинни (которая подобно иконе то же есть только образ, а не бог), ни железу и дереву, - а Богу!
Не вообще изображения запрещаются, а изображения богов, которые были у язычников и в человеческом и в животном облике.
 
Москва
Православный христианин
Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
Ну уж это в православии никак не выполняется!!!!

Саудовский риал национальная валюта Саудовской Аварии.

0124662.jpg


Дербисалиев Галымжан, скажите чье здесь изображение?
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Галымжан, у нас на форуме не принято оскорблять собеседников и не приветствуются необоснованные реплики. Старайтесь подтвердить Ваши утверждения хотя бы собственными умозаключениями.
Приношу свои извинения. Умозалючения заключаютсяв том, что нарушения ясного запрета оправдываются неубедительными оправданиями.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Москва
Православный христианин
по-моему, это король Саудии
То есть, вы сами буквально не исполняете заповеди Бога: «не делай никакого изображения», а только предлагаете это христианам?
А ведь и в исламе есть запрет на всякое изображение, разве не так? Почему же вы не блюдете его?
 
Москва
Православный христианин
Галымжан, в том, что разрешая изображать лик Господа нашего и Святых, Церковь НЕ нарушает ни одного канона, сомневаться не приходится и вот почему.
Вы правильно пишите, во Второзаконии есть такие слова: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой" (Исх. 20, 4).
Так же в Писании есть еще и такие слова "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь" (Втор. 4, 15).
Галимжан, если обратиться к истории этих стихов, то невооруженным глазом видно, что все они были сказаны Богом в Ветхом Завете. Почему? Потому что до прихода Христа Бога никто не видел, поэтому чтобы некоторые "мастера" не придумывали образ Бога сами, Господь запретил самодеятельность.

В Новом же Завете нет ни слова о запрете на изображения.Христа можно было видеть (по Его человеческой природе), а значит - "видевший Меня видел Отца" (Ин. 14, 9). То, что было совершенно невозможно в Ветхом Завете, становится возможным после того, как незримое Слово облеклось в видимое Тело. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18). Воплощение не только Бога сделало видимым, но и людей - боговидцами.

Итак, если в прежнюю пору Бога нельзя было изображать, потому что "вы не видели образа", то с тех пор, как "Он явил" и "вы видели" - изображения Бога во Христе уже возможны.
Кстати, протестантские журналы и Детские Библии полны изображениями Христа, Богоматери и некоторых Святых.
 
Обоснуйте, пожалуйста, что по-вашему мнению неубедительно в приведённых статьях!
ясно написано - не делай изображения, безо всяких исключений, а оправдать можно практическии любой запрет.

Галымжан, в том, что разрешая изображать лик Господа нашего и Святых, Церковь НЕ нарушает ни одного канона, сомневаться не приходится и вот почему...
ну и зачем тогда нужен, Ветхий завет? Зачем нужно исполнять некоторые (необременительные) заповеди Ветхого завета - соблюдение седьмого дня и т. п.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
ну и зачем тогда нужен, Ветхий завет?...
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?

Цитата:
" Итак, Ветхий Завет — это:
  • метаистория мира, в котором никогда не было греха (первые главы Бытия)
    [*]предупреждение о последствиях греха;
    [*]духовное образование, "школа на дому";
    [*]вхождение в чин учеников;
    [*]первый раздел учебника по "нашей вере";
    [*]критерий истины, "судебная инстанция";
    [*]ответственность;
    [*]ключ к Новому Завету;
    [*]путь;
    [*]"лестница" к Богу;
    [*]поиск Сына Божия;
    [*]диалог между текстом Писания и его читателем;
    [*]начертание духовного лика читателя".
 
Москва
Православный христианин
конечно, например баптисты или свидетели Иеговы.

Это не основы веры, а течения, формы протестантизма.
Я имела ввиду то, знаете ли Вы, что протестантизм имеет бесчисленное количество течений. Т.е. протестантом может себя назвать: лютеранин, баптист, адвентист, кальвинист, пятидесятник, квакер,методист, свидетель Иеговы и т.д, что естественно, подразумевает различие внешних форм и церковных практик. Например, каждая община имеет право так толковать Библию, как она считает нужным. Да что там община, каждый протестант имеет полное право опираться на СВОИ ЛИЧНЫЕ суждения и понимания.
Так вот, к чему разговор, а к тому, что не все протестанты не приемлят иконы. Кальвинисты, например, моляться изображениям Богоматери и Иисуса.
 
Москва
Православный христианин
Кстати, в Коране нет ни одного запрета на изображение. Поэтому, Жанна, в Саудовской Аравии имеют полное право выпускать подобные банкноты ;)
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху