Уважаемый Феофилакт
, может быть, вопрос уже не актуален, тем более, что на него уже ответили. Но по себе знаю, что и правильные ответы не всегда удовлетворяют. Хотя бы потому, что не всегда людям понятно, о чем именно мы спрашиваем. Мне Ваши вопросы очень близки, потому что когда-то я тоже их себе задавал. И, думаю, их задает себе каждый человек в начале пути, если только он не святой, не гений и не тупой фанатик. Но не каждый находит на них для себя ответ. Поэтому попробую поделиться и своими соображениями на эту тему - может, и они Вам как-то пригодятся.
Почему Бог не явит себя открыто? Зачем нужно столько религий и учений?
Конечно, очевидный ответ: "Бог явил себя открыто, когда воплотился в человека, ходил по земле, проповедовал, был распят и воскрес". И, разумеется, Вы это знаете. Но Вы, наверное, имели в виду не это? Ведь то было две тысячи лет назад, а Вас, вероятно, интересует, почему Бог не является каждому новому поколению, почему мы должны довольствоваться древними книгами, верить на слово, почему Христос не придет к нам лично, не явится воочию, не скажет: "Вот он, Я! Я существую! Я - Бог! Делай то-то и то-то - и будет тебе счастье!"
Когда-то так и было. До грехопадения. Адам и Ева имели возможность общаться с Богом лично и напрямую получать от Него все необходимые для жизни знания. Но... человеческая природа парадоксальна. Нам лишь кажется, что встретившись с Истиной лицом к лицу, мы ее немедленно примем и последуем ей. Если первые люди, разговаривавшие с Богом напрямую, видевшие и слышавшие Его при помощи обычных органов чувств (или органы чувств у них были иные, или сами они находились в ином состоянии, измерении - тут каждый может представить в меру своего воображения), если даже они умудрились нарушить Его заповедь, которая была им дана в прямом и недвусмысленном виде, дана Богом, Который не просто являлся, а в постоянном видимом присутствии Которого они жили, то на каком основании мы думаем, что мы - лучше, честнее, храбрее Адама и Евы? Что мы не исполняем заповеди или не верим в существование Бога лишь потому, что увидим Его своими телесными глазами? Любой психолог Вам скажет, что самообман, нежелание видеть реальность - обычное явление для человека. Не потому что человек этот - дурак или слепой. А лишь потому, что эта реальность не соответствует иллюзиям, которыми он намеренно ее заменил, которые ему больше нравятся в силу покалеченности его души. Человеку с поврежденной грехом душой не хочется, чтобы реальность была такова, какова она есть. Ему хочется "подогнать" ее под свою ущербность. Как если бы одноногому не нравилось, что обувь в магазине продается парами.
Давайте попробуем пофантазировать, что будет, если Бог прямо сейчас явится нам воочию? Какая-то часть людей просто перепугается до смерти и свихнется на почве стресса. Потому что уже не одно поколение воспитывается в атеизме. Их мозг настолько не готов к восприятию такой реальности, что может повредиться. Я видел, как у людей случались нервные расстройства и при столкновении с гораздо менее "фантастическими" фактами, чем явление живого Бога воочию. Понимаете, когда человек ВИДИТ то, во что он НЕ ВЕРИТ, это приводит не к тому, что он безоговорочно начинает ВЕРИТЬ, а к тому, что его психика либо НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ со стрессом, либо придумывает ОБХОДНЫЕ ПУТИ, объясняет себе установленный факт так, чтобы вписать его в свое УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ мировоззрение. "Невероятный" факт подобен скале на пути корабля, несущегося по бурному потоку. Если капитан неопытен, если он не готов к встрече со скалой, не подвел лодку аккуратно и не готов причалить к скале, то корабль либо разобьет о камни, либо в последний момент капитан уведет его в сторону, чтобы избежать столкновения. И, возможно, корабль перевернется, поплывет дальше кверху дном... Так что другая часть людей, увидев Бога, скажет себе: "Это галлюцинации, массовый гипноз, очередные "штучки" Голливуда, объемная голограмма" - все, что угодно, лишь бы не признать правду. У многих будет реакция, как у фрекен Бок на Карлсона: "А я сошла с ума! Какая досада..."
Будут и такие, что покорятся неведомой могущественной силе из страха. Но Богу ведь не нужно, чтобы мы подчинились из страха, уступая силе. Он хочет, чтобы мы приняли Его сердцем, добровольно, по любви, с доверием, а не покорились со страхом и ненавистью. Но для любви не нужны вещественные доказательства. Более того, они ей иногда даже мешают. А еще доказательства обесценивают веру. Как? Объясню на примере. Представьте, что просите друга передать кому-то крупную сумму денег. В каком случае это возможно? Конечно, если Вы ему безоговорочно доверяете. Если же Вы потребовали с него нотариально заверенную расписку, можете после этого сколько угодно говорить о дружбе и доверии, но Ваши действия говорят сами за себя. Доверия нет. Или если жена уверяет, что любит мужа, что доверяет ему, что не подозревает его ни в чем плохом, но при этом лазает в его телефон в поисках номера любовницы - грош цена ее заверениям. Любые проверки, любые требования доказательств - это не ложка дегтя в бочке меда, это бочка дегтя, в которой ложка меда утонет без следа
. Если Вы любите свою жену и доверяете ей, Вам ведь не нужно, чтобы она, проведя вечер у подруги, вместо простой записки "Я у Маши, буду поздно", предъявила Вам полновесное "алиби" с видеозаписью, свидетельскими показаниями и вещ.докам, как следователю? Так вот кто мы по отношению к Богу: любящие и доверяющие дети или следователи, эксперты, прокуроры, экзаменаторы? Не страшно, что доказательства-то будут предъявлены, а вот взаимной любви и доверия уже не будет, отношения дадут трещину? Потому что ВЕРА по определению возможна лишь при ОТСУТСТВИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Иначе это уже не вера, а установленный факт. И он не оставляет нам места для духовного выбора, лишает нас свободы воли. Как ограбление лишает человека возможности добровольно поделиться. И вряд ли способствует такому желанию.
Но, думаю, есть и еще причины, по которым Бог не является нам вещественным образом. Некоторые из них - чисто "технические". И объясняются они не нежеланием Бога нам явиться, а нашей духовной неспособностью Его видеть. Так нельзя обвинить ультрафиолетовые лучи в том, что они нам "не являются". Они - тут, они повсюду. И мы ощущаем на себе их воздействие, когда загораем. Мы получаем результат, когда нас ими лечат. Мы пользуемся растениями, живущими при помощи фотосинтеза. Но мы не можем ни увидеть, ни пощупать эти лучи, хотя наш мозг способен воспринимать эту часть спектра. Но невидимая защита в нашем глазу - хрусталик - препятствует их попаданию на сетчатку. Так как сетчатка слишком нежна, они ее бы постепенно сожгли. Так и Бог, возможно, слишком ярок для нашей затемненной грехом души, прямой контакт сжег бы нас. И то, что Бог нам не является напрямую - это тоже из любви к нам, чтобы нам не повредить. Но Он дает возможность нам увидеть и узнать Его через доступные нам свидетельства - Библию, свидетельства святых (а некоторым из них Он являлся - в силу их чистоты и готовности к встрече), через воздействие на обстоятельства, через поступки людей, через воздействие на нашу душу. Вот то, что мы здесь сидим и обсуждаем эти вопросы - о чем это говорит? О том, что Бог хочет, чтобы мы о Нем думали, стремились к Нему, чтобы искали ответы в меру своих способностей и духовного уровня. И чтобы эти поиски как-то продвигали нас, пробуждали дух, выбивали из спокойного самодовольства.
А люди, утверждающие "Бога нет, потому что я его не видел", подобны тем, кто говорит: "В лесу нет ни птиц, ни зверей, потому что я их не видел". А что он сделал, чтобы увидеть? Если нестись по широкой просеке с включенным магнитофоном на полную катушку и с пьяным гоготом, то и птиц не слышно, и звери разбегутся. Чтобы услышать пение птиц, надо научиться молчать и слушать. Чтобы увидеть их - уметь терпеливо ждать в неподвижности и вглядываться в листву. И лишь углубившись в чащу, не производя шума и не творя насилия, можно встретить лисичку или лося. К святым животные подходили без опаски. Как Вы думаете, почему? Потому что когда человек не способен на зло, природа к нему тянется. А от нас природа бежит. Своими грехами мы причиняем зло Богу, разрушаем все, что Он сотворил - доверие, любовь, чистоту, щедрость, искренность. И как мы после этого будем способны Его увидеть?
И почему свет откровения светит не все одинаково, кто -то родился в православной стране , а кто-то в глухой деревни Индии
Так и спрос будет не со всех одинаковый. Почему одному даются одни возможности, другому - другие? Наверное, потому что Бог знает душу каждого. И на что каждый из нас способен. Как умелый цветовод один цветок сажает в теплице, а другой - на холодном ветру. Кому что для лучшего роста потребно. Так для нашего духовного развития, для раскрытия нашего потенциала Бог помещает каждого из нас в те условия, которые наилучшим образом дают нам возможность спасения именно с учетом нашей индивидуальности.
Почему кто-то живет в грехах до глубокой старости, а кто-то умирает едва родившись в страшных муках болезни, или целый коллектив людей разбивается а авиакатастрофе? или невинному ребенку отрубает голову какая-то сумасшедшая. А в евангелии сказано что без воли Бога и волос с головы не упадет.
Ответ на этот вопрос: "Потому что такова воля Божия. Ему виднее, как лучше". Но интересно другое: нас этот ответ не удовлетворяет. А почему? Да потому что на самом деле мы не вопрос задаем, а выдвигаем обвинение Богу. Потому что мы по умолчанию считаем это несправедливым. Дай нам волю устраивать мир по своему произволению - мы бы все иначе сделали... и кого надо казнили бы, и кого надо - спасали. Потому что мы-то лучше знаем, кого надо и как... и когда
. Мы забываем о том, что нам не видна вся картина мироздания. Мы судим лишь в радиусе своего микроскопического духовного зрения.Более того, радиуса материалистического. Мы привыкли, что величайшее зло - физическая смерть и физические страдания. А долгая земная жизнь - однозначно благо и наивысшая ценность, вообще - цель. Это - подсознательное восприятие, выработанное десятилетиями тотального атеизма. Мы даже не задумываемся, что для какого-то человека, возможно, большее благо - перейти в мир иной во младенчестве, чем дожить до чего-то, с чем он бы не справился и духовно сломался. Бог видит, кто способен преодолеть препятствие, а у кого НЕТ ШАНСОВ. И для кого единственный шанс попасть в Рай - умереть, не успев нагрешить. Почему одни гибнут в молодом цветущем возрасте, почему весь мир о них плачет, сокрушается о том, что они "не заслужили" ранней смерти, ведь творили столько добра... Да с чего мы взяли, что ранняя смерть для праведника - это зло? Он уже своей духовной вершины достиг, может быть. Он к Богу пошел. А мы бы хотели, чтобы он еще тут с нами помучился? А он все уже, свой "экзамен" экстерном сдал, ему уже туда пора... А другому нужна долгая жизнь, старость с болезнями. Потому что это - единственный шанс для него что-то переосмыслить, о чем-то пожалеть, может, хоть на смертном одре покаяться. И наоборот бывает - долгая жизнь дается праведнику, потому что а) он достаточно духовно силен, чтобы донести эту ношу до конца, и это сделает его еще сильнее, б) это делается для нас, потому что мы нуждаемся в их примере. Но это все - частности, их миллионы и не имеет смысл перечислять все возможные причины. Главное же в том, что Бог ЛУЧШЕ НАС знает, что пойдет на благо человечеству в целом и каждому человеку в отдельности, причем с учетом ВСЕХ условий, в том числе тех, что зависят от НАШЕЙ воли. И думать, что мы более справедливы, лучше способны оценить ситуацию и принять более правильное решение об устройстве мира - это наивно, самонадеянно и гордо. А главное - глупо. Так маленький ребенок удивляется: "Почему папа свернул направо? Ведь чтобы доехать домой быстрее - надо налево или в крайнем случае прямо!" Он ведь еще не разбирается в дорожных знаках и не знает, что здесь нет левого поворота, а прямо - дорога разрыта.
Еще говорится что неподъемный крест не посылается, но есть люди которые жизнь оканчивают самоубийством, почему Бог не останавливает , не пошлет им утешение.
Есть хороший анекдот про старика, который молился, сидя на крыше во время наводнения. Пролетает вертолет, пилот кричит: "Хватайся за веревку, мы тебя втащим!" Старик отвечает: "Нет, я надеюсь на Бога!" Вода дошла до крыши. Плывет мимо лодка. Люди оттуда говорят: "На тебе весло, хватайся, мы тебя втащим". Он отвечает: "Меня Бог спасет". Вода уже по грудь его заливает, плывет мимо бревно, за него люди держатся: "Давай руку, держись, вместе поплывем!" А он: "Нет, я у Бога помощи прошу". Наконец утонул старик, приходит к Богу и возмущается: "Я так на Тебя надеялся, а Ты меня не спас!" И говорит ему Бог: "Дурак ты, разве не посылал Я тебе последний вертолет, последнюю лодку и последнее бревно?"
Бог всем дает в любой ситуации по меньшей мере два варианта выбора. Обычно - больше. "Нет выхода" - это самооправдание, означающее, что нас устраивает лишь один из предлагаемых вариантов. Остальные мы даже не рассматриваем как возможное решение проблемы. И утешение посылается всем, и шанс дается каждому. Что человек не использует этот шанс - это не вина Бога. Впрочем, с обвинения Бога, с перекладывания на Него своей вины начал еще Адам: "меня соблазнила ЖЕНА, которую ТЫ мне дал". То есть, виновата жена, что соблазнила, виноват Бог - плохую жену дал. А Адам ни в чем не виноват! Он, бедняжка, просто не мог не поддаться соблазну! Так у вора в краже виноват тот, кто плохо запер дверь, у насильника - девушка виновата, что слишком красивая и ходит одна, у развязывающего войну виновата неправильная политика соседнего государства. Ну ведь просто выхода другого не было, как только начать бомбить мирные города!
Но есть один нюанс: все это мы должны напоминать только себе относительно своего выбора. Судить о том, как использовали или не использовали свои шансы другие люди - не наше дело. И если человек рядом с нами страдает и сломался, а мы могли ему помочь, но ничего для этого не сделали, кроме как роптали на Бога:"почему Ты позволяешь ему страдать! Почему не пошлешь утешение!" , то , возможно, это не он, а мы не использовали свой шанс. Может, Бог посылал ему в утешение нас, а мы Бога подвели. Если человек отверг и веревку, и весло, и протянутую руку - это его выбор. Но если мы пролетали мимо на вертолете, проплывали на лодке, на бревне, видели тонущего человека и не бросили веревку, не протянули весло, не подали руку - то мы виновны в том, что он погиб, а не Бог. Когда Бог будет судить этого человека, учтет, как ему было трудно. А когда будет судить нас, учтет, что мы не выполнили задание. Вот о чем надо помнить.
Отчего такой бардак в этом мире????
Оттого и бардак, что очень многие только предъявы Богу кидают, а сами ничего не делают для того, чтобы стало лучше. Более того, все делают для того, чтобы стало хуже. "Если мы обидели кого-то зря - календарь закроет этот лист". Все, прошло, забыто. Свои грехи вытесняем из памяти, себя ни в чем не виним, нам в себе менять нечего, это другие должны менять, это Бог нам должен, мы Ему - ничего. Вот от этого и бардак. Потому что критическая масса приверженцев позиции "Бог дал недостаточно возможностей" вместо "Я плохо использую данные мне возможности". Пока муж с женой орут друг на друга: "В доме бардак!", при этом каждый думает, что пылесосить должен кто-то другой - пыль будет только нарастать. В мире много тех, кто возмущается бардаком и мало тех, кто прибирается - вот в чем причина. И Бог дал нам возможность выбирать, быть среди тех, кто вопит или среди тех, кто прибирается. Культивировать в себе качества потребителя или созидателя, со-творца, быть помощником Бога или Его обвинителем. Он нас не принуждает. А мы выбираем... то, что выбираем. И состояние нашего мира - результат нашего совокупного свободного выбора.
Ну вот, как мог, ответил на все по пунктам. В соответствии со своим личным опытом. Но, опять же, духовная жизнь - это не теория, а практика. И много в ней вопросов, на которые нельзя получить ответы в виде блока информации. Их нужно испытать на себе - иначе не понятно. Вы задаете вопросы, как ученик спрашивает у товарищей: "Какой ответ у этой задачи?" Те, кто решил ответят ему: "Ответ - икс равен единице". Но это ему ничего не даст, пока он сам не решит задачу и не поймет, как именно получить этот ответ, из чего это следует. Ни житейский опыт, ни духовный не передаются теоретически. Как нельзя теоретически научиться танцевать или теоретически научиться поднимать штангу. Вам ответят цитатами из Евангелия. Но Евангелие - это список готовых ответов. А как прийти к этим ответам в своей жизни - для этого надо учиться решать задачи. Жизненные задачи. Пользуясь Писанием, заповедями, наставлениями святых отцов, собственным жизненным опытом и стремлением к Богу в молитвах, стремлением к покаянию, к стяжанию добродетелей. Ответы эти не пишутся на бумаге или экране, они приходят от Бога через ум и сердце, как результаты приходят к спортсмену через упорные многолетние тренировки. "Покажи мне приемы каратэ" - не спасет хлюпика от хулиганов. И наоборот, если человек каждый день тренируется, ему достаточно будет одного-единственного приема, чтобы защитить себя - если только он доведет его исполнение до совершенства.