Все мы больны. И в миру, и в монастырях. Лечатся наши грехи благодатью Божией. Уже то, что начали лечение - добро в глазах Бога. Как Он будет судить нас, мы можем только предполагать, основываясь на словах Священного Писания.
Здесь все-таки надо дополнить тем, что Господь
Иисус Христос совершенно исцеляет верующих в Него от греховных страстей Своей благодатью, и человек из грешного постепенно делается праведным. Иначе Елена так и останется при своем понятии о праведности, которое может привести к теплохладности в духовной жизни.
Вот как предостерегает нас от этой крайности преп.
Макарий Великий:
==================
Некоторые не только сами далеки от таин Христовых, но, и «подругов напаяя развращением мутным» (
Авв. 2, 15), истину Божию содержат в неправде, в них, как сказано, «разумное Божие яве есть». Ибо, «осуетившись помышлении своими» и омрачившись неразумным сердцем своим (
Рим. 1, 18–21), говорят они, что естественны и Богом прирождены нам постыдные страсти, разумею же удовольствие растления, несправедливую раздражительность, непристойный гнев, движимый не по Богу, и все тому подобное.
Посему, оставляя их и их изречения, как уклонения от истины, признаем данное нам Сотворившим нас самовластие свободы, чтобы от нас зависело и устремляться к лучшему и удерживаться от худшего. Ибо правдивый Судия не стал бы наказывать нас одержимых страстями, если бы Сам был Творцом их. Прочь, прочь, умоляю, с сим учением, да не приходит оно и на мысль! Ибо для всякого благочестивого разумения отвратительно сие нелепое и юродивое мнение.
Бог есть создатель чистых и прекраснейших природ, как возвестил Дух Святый при миротворении; ибо говорит: «се вся добра зело» (
Быт. 1:31). Иеремия же, сетуя и недоумевая о постыдных страстях, говорит: «Господь не рече, кто есть твой? рече и бысть. Господь не повеле, из уст Вышняго не изыдут злая», но благая (
Плач 3,36-38). И потому, в Евангелии умные силы предлагают Господу вопрос: «Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? откуду убо сии плевелы» (
Мф. 13, 27)? В другом месте сам Спаситель говорит о них: «всяк сад, его же не насади Отец Мой небесный, искоренится» (
Мф. 15, 13). А что всякое Божие насаждение прекрасно, о сем свидетельствует Павел, в котором глаголет Христос: «зане всякое создание Божие добро» (
1Тим. 4, 4). Итак, знай, что скрывающиеся в нас страсти не свои нам, но чужды. Ибо сказано: «от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего» (
Псал. 18:13–14); и: «чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою» (
Псал. 53, 5); и: «суди Господи обидящия мя, побори борющия мя» (
Псал. 34, 1). Что же означает сия "тайная", или сии "обидящие" и "борющие", или сии "чуждые", как не лукавых духов, сопротивных Христовым добродетелям?
Вникни точнее, что и Закон явственно вопиет о чистоте по внутреннему человеку. «Да не приимеши», говорит, «имени Господа Бога Твоего всуе: не очистит бо Господь сердца приемлющаго имя Его всуе» (
Втор. 5, 11). Посему и Апостол увещавает, ясно говоря: «очистим себе от всякия скверны» не только плоти, но и духа (
2Кор. 7, 1); и в другом месте говорит: «окроплени сердцем от совести лукавы» (
Евр. 10, 22); и еще: «всесовершенно ваше тело, дух и душа непорочна да сохранятся» (
1Сол. 5, 23); и: да «будете чада Божия непорочна» (
Фил. 2, 15). Поэтому, все те, которые желают сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу подобно сказавшему: «буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (
Псал. 118, 80). Ибо живущие под законом, исполняя плотские только оправдания, сохраняют внешнюю чистоту, а живущие под благодатью желают и внутреннего мира во святыне, повинуясь Рекшему: «аще не избудет правда ваша паче фарисей и книжник, не внидете в царствие небесное» (
Мф. 5, 20); потому что фарисеи, слепотствуя умом, очищают «внешнее сткляницы» (
Мф. 23, 25); как и ныне подобные им новые фарисеи неискусным умом, украшая внешнего человека, сами себя оправдывают, тогда как Дух Святый не спослушествует духу их, что Божии они чада, как спослушествует Апостолу, который говорит: «самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» (
Рим. 8, 16). Они не хотят показать в себе возрастания во святыне внутреннего человека, но уверены только в плотских заслугах; не знают, что «вся слава дщери Царевы внутрь» (
Псал. 44, 14). Каждый из нас как бы подобен мысленной смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения (
Мф. 21, 19).
Посему, кто защищает постыдные страсти, как естественные, а не случайно вошедшие в человека, тот пременил «истину Божию во лжу свою» (
Рим. 1, 25); потому что, как сказал я прежде, Нескверный и Чистый соделал и образ Свой подобным Себе; «завистию же диаволею
смерть вниде в мир» (
Прем. 2:24). Итак, поелику род человеческий, в беззакониях зачавшись и во грехах родившись (
Псал. 50, 7), от матерней утробы делался отчужденным, и от матернего чрева пребывал в заблуждении, после того как от
Адама и до пришествия Христова стал царствовать грех; то умилосердившись пришел Агнец Божий, чтобы собственною Своею силою взять грехи мира, связав прежде крепкого и потом расхитив собранные им в добычу сосуды, по сказанному: «пленил еси плен», и еще: «приял еси плен» (
Псал. 67, 19).
==================
Труд «Послание» преподобного
Макария Великого, Египетского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru