"Нет власти не от Бога"

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

администратор

Команда форума
Православный христианин
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти (ἐξουσία) не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13:1-2).

1. «Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам).

2. Эту фразу следует читать в контексте (Рим.13:1-7). Тогда мы фактически видим 5 утверждений об одном и том же. Вначале даётся указание как поступать: быть покорным властям. Затем объясняется почему так. Причём, дважды: 1) нет власти не от Бога; 2) существующие власти от Бога установлены. Дальнейший текст лишь укрепляет в этом: 1) противящийся власти противится Божию установлению; 2) противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

И в контексте всего Нового Завета; например: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29) - так ответили Апостолы Синедриону (легитимному органу власти).

А.С. Десницкий:
Иногда возникает и такая нежелательная ситуация, когда у читателя, не добравшегося до конца фразы, возникает ложное представление о ее общем смысле. Разумеется, если он дочитает, то все поймет... но как часто в современном мире люди «схватывают с полуслова» и не стремятся проверить, насколько верно схватили! От таких паразитических смыслов нужно избавляться. Например, в Рим 13:1 сказано в версии СП: нет власти не от Бога, — и как только не понимают этих слов! Многократно доводилось слышать, как цитируется и церковнославянский текст: нгьсть бо власть аще не отъ Бога, и трактуется это выражение в том смысле, что власть, не поставленная непосредственно Богом, и властью-то не является, а потому не заслуживает никакого уважения и подчинения со стороны верующих.
Чтобы избавиться от этой двусмысленности, перевод РБО, как и многие другие переводы, излагает ту же мысль утвердительно: всякая власть от Бога. В скобках можно заметить, что от Бога приходит не только благое: например, разрушение Иерусалима и Храма было совершено вавилонянами, но по воле Божией в наказание за грехи израильтян, и точно так же верующий может относиться к властям, о которых он знает, что творят они самое настоящее зло.


3. Мученики, которые составляют большинство в наших святцах, принимали мучение по большей части из-за несогласия с законной властью исключительно в вопросе веры. Сама власть и её светские задачи святыми не оспаривались.

4. Святоотеческое толкование.
Святитель Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».

5. Поэтому в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечено:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».

6. Власть всегда от Бога, только иногда как попущение. Чтобы быть покорным власти, нужно, чтобы она была высшей.
Проф. С.С. Аверинцев: "Если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (Рим.13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», — вообще не власть".
То же самое существительное (ἐξουσία) употребляется еще и по отношению к власти тьмы (Лук.22:53). Власть "передана" сатане, который наделяет ей, кого считает нужным (Лук.4:6); порабощает людей греху и смерти (Еф.2:2); верующие во Христа уже в "веке сем" могут получить избавление от нее (Кол.1:13); они призваны "вести брань" против нее (Еф.6:12); а в "веке грядущем" она будет окончательно упразднена (1Кор.15:24). В (Откр.9-10) говорится о саранче: "власть (ἐξουσία) же ее была — вредить людям пять месяцев".

7. (Рим.13:3-4): Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое."
Этот эпизод очевидно поясняет, что власть от Бога у начальствующего только тогда, когда он "Божий слуга", а не творец зла.
"От Бога власть , но от человеков - употребление её и тем паче - злоупотребление ею" (блаженный Августин).

8. Смена власти тоже может быть от Бога (раз следующая власть - от него).
"Знаем, что всякая власть от Бога, но не говорим [при этом], что всякий начальник поставляется от Бога" (свт. Иоанн Златоуст).

9. Вспомним, что были послушными власти, причём церковной, те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!» (Мф.27:20-26), (Ин.19:6).

10. См. в словаре: Власть.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прекрасно об этом сказано у священномученика Василия Кинешемского:

«…Вопрос о повиновении гражданской власти разрешается в Священном Писании вполне определенно, как в словах Господа, так и в посланиях Его учеников и апостолов.
   Так апостол Петр увещает в первом своем послании: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2:13-15, 17).
   Еще подробнее и решительнее говорит об этом апостол Павел. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибоначальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1-7).
   Апостол Иуда предсказывает печальную судьбу и тяжелое наказание тем, кто «отвергает начальства и злословит высокие власти» (Иуд.1:8).
   Однако все эти правила требуют повиновения светской власти в исполнении гражданских обязанностей и повинностей (подать, оброк, честь). Когда же дело касается вопросов совести и религиозных обязанностей, то здесь дело обстоит несколько иначе. В Деяниях святых Апостолов передается следующий случай: когда апостолы Петр и Иоанн при входе в храм Иерусалимский исцелили человека, хромого от рождения, тогда это чудо привлекло общее внимание всех собравшихся в храме и, пользуясь этим обстоятельством, апостол Петр обратился к народу с проповедью о Христе Спасителе. «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер... На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники... И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:1-3, 5, 18-20). Проповедь о Христе продолжалась с прежней настойчивостью. Апостолы, исполненные Духа Святого, говорили слово Божие с дерзновением.
   Таким образом, апостолы установили правило — в делах религии и совести слушать Бога более, нежели начальников и старейшин, то есть отказывать им в повиновении, когда их требования противоречат заповедям Божиим.
    «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29).
   Так и поступали древние христиане: они беспрекословно и даже с большим усердием и добросовестностью, чем язычники, исполняли свои гражданские обязанности, но в вопросах религиозной совести оставались непреклонны и не шли ни на какие уступки.
   В житии святого мученика Исидора (14 мая) читаем:
   «Когда полководец Нумерий в царствование Декия прибыл на остров Хиос для набора солдат, то молодые язычники скрылись или разбежались. Одни христиане спокойно ожидали своей участи и, ставши воинами, беспрекословно последовали за Нумерием. Между ними был и св. Исидор. Несмотря на то, что военная жизнь окружена соблазнами, юноша этот умел соединить усердное отправление воинских обязанностей с благочестием. Он готов был пролить кровь свою за царя-язычника, но когда от него потребовали поклонения идолам, он отказался и предпочел муки и смерть отречению от Христа».
   А вот другой случай из жизни преподобного Афанасия Афонского:
   «Во время войны греков с персами императрица Зоя вспомнила о грузинском князе, Торникие, принявшем монашество в обители преподобного Афанасия, и пожелала опять призвать его на службу. Когда Торникий отказывался, то преподобный Афанасий сказал ему: «Мы все — дети одного отечества, и потому все обязаны защищать его. Неизменная обязанность наша молитвами ограждать и защищать отечество от врагов, но, если верховная власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши, и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться. Брат возлюбленный, кто думает и поступает иначе, тот прогневляет Бога. Если ты не послушаешься царя, то будешь отвечать за кровь избиенных твоих соотечественников, которых ты мог, но не хотел спасти; будешь отвечать и за разорение храмов Божиих. Итак, иди с миром и, защищая отечество, защити и св. Церковь; не бойся утратить через это сладостные для нас часы богомыслия. Моисей предводительствовал войсками и беседовал с Богом. В любви к ближнему заключается и любовь к Богу». Торникий повиновался, вновь сделался предводителем и по заключении выгодного мира возвратился опять к иноческой жизни.
   Все христианские мученики, несмотря на жестокое преследование их со стороны государственной власти, всегда признавали свою обязанность повиноваться этой власти в делах гражданских. Состоя нередко на службе языческих императоров, они исполняли свой служебный долг с величайшей добросовестностью, а к своим мучителям-царям относились с уважением, почитая в них сан и достоинство власти.
   «Царь, — говорил на допросе императору Диоклитиану начальник императорской гвардии святой мученик Севастиан, — я всегда молился Христу о твоем здравии и просил мира Римскому царству, но я поклоняюсь Царю Небесному, а поклонение камням и искание от них помощи считаю изобретением безумцев... Тебя смущают жрецы, распространяя о христианах ложные слухи, будто бы они — противники Римской державы, но знай, что от христиан государству великая польза: их молитвами преуспевает град сей; они непрестанно молятся о твоем царствовании и о здравии всего римского воинства».
   Но при всем уважении и благожелательном отношении к власти императора, святой мученик отказался исполнить его требование поклониться языческим богам. Диоклитиан приказал его казнить (18 декабря).
   Общехристианскую точку зрения на относительное значение гражданской власти отчетливо выразила святая мученица Дорофея (6 февраля). На предложение гегемона подчиниться повелению царя и принести жертву богам она отвечала: «Бог, Царь Небесный, заповедал мне служить Ему Единому. Надо рассмотреть, повелению которого царя мы должны повиноваться: земного или небесного, и кого следует слушать: Бога или человека? Что такое цари? Смертные люди — не более. Таковы же были и те ваши боги, изображениям которых вы поклоняетесь...»
   Когда светская власть вторгалась в неподлежащую ей область церковных вопросов и религиозных правил и когда ее требования противоречили требованиям религии, тогда святые мученики и исповедники христианства не только отказывали ей в повиновении, но и доходили до резких обличений.
   Когда один из иконоборческих царей Лев III Исаврианин прислал святителю Стефану, архиепископу Сурожскому, приказ прекратить поклонение святым иконам и Кресту Господню, святой исповедник отвечал:
   — Никогда этого не будет! Не допущу своих чад духовных отступить от закона Христова и не послушаю повеления царского!
   Вместе с царскими посланными он немедленно отправился в Царьград и явился к царю.
   — Кто ты? — спросил царь.
   — Я — архиепископ Сурожский, Стефан, — отвечал святой.
   — Видишь ли всех, сидящих со мной в великой славе? — продолжал царь. — Все они или сожгли свои иконы, или нащепали из них лучины... Послушай и ты меня, и будет тебе великая честь.
   — Не будет этого, — возразил святой Стефан, — хотя бы ты меня сжег живым, или разрубил на части, или придумал другие муки — я готов все претерпеть за иконы и за крест Господень!.. Послушай, царь: мы в книгах нашли пророчество, что восстанет в Царьграде царь злочестивый, иконоборец, который будет жечь святые иконы. Да не допустит Бог сему быть в твое царствование! Если же так сделаешь, будешь предтечею антихриста...
   Лев ударил святителя по лицу железной перчаткой и стал бить по устам, по зубам.
   — Как смел ты назвать меня предтечею антихриста! — кричал он в гневе и затем повелел схватить святого архиепископа за волосы, за бороду и тащить по земле в темницу.
   Скоро он потребовал его к себе на вторичный допрос. На этот раз в руках царя была икона Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Предтечи.
   — Почему ты назвал меня предтечею антихриста? – спросил он.
   — Потому, что ты творишь дела антихриста, — отвечал святой Стефан. — Я сказал это и снова повторяю...
   Лев плюнул на икону, которую держал в руках, бросил на пол и стал топтать.
   — Сделай и ты то же! — вскричал он. Святитель не мог удержаться от слез.
   — О, враг Божий! — произнес он. — Недостойный царства! Как у тебя руки не отсохли!.. Да отнимет Господь у тебя царство и да прекратит твою злочестивую жизнь!
   Царь приказал привязать святителя к хвосту лошади и в таком виде протащить по улицам города в тюрьму.
   В тюрьме все заключенные горячо молили Бога, «и молитвою святых вскоре умре злой царь», — заключает описатель жития святого Стефана.
   Иногда в решительных случаях протест ревнителей православия против еретичествующих царей переходил в открытое сопротивление. Так в житии преподобного Саввы Освященного передается следующий эпизод из истории еретических волнений времен Халкидонского собора: царь Анастасий, еретик и противник Халкидонского собора, послал в Иерусалим военный отряд, чтобы низложить православного Иерусалимского патриарха Илию. Тогда преподобный Савва собрал всех иноков подвластных ему монастырей, пришел в Иерусалим и разогнал еретическое воинство. «И возвратишася еретики со студом к пославшим их, сказующе велие православных дерзновение, свое же многое бесчестие» (Житие преподобного Саввы Освященного, 5 декабря). Еще два раза приходил Савва со своими монахами в Иерусалим на защиту православия, причем число иноков, собранных им, доходило до десяти тысяч, так что даже епарх Палестины, присланный царем для поддержки еретиков, убоялся множества черноризцев и бежал в Кесарию.
   Такие же выступления против еретичествующей власти имели место и среди египетских монахов. Основатель египетского монашества, преподобный Антоний Великий, дает в своих писаниях такое правило: «Начальники и владыки имеют власть только над телом, а не над душою; посему, если повелевают сделать убийство или что-нибудь незаконное, несправедливое, вредное для души, то не должно повиноваться им, хотя бы они терзали тело»…» (Из книги святителя и исповедника ВАСИЛИЯ, епископа Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»; Глава 12, ст. 13 – 17).

Читать подробнее
 
Последнее редактирование модератором:

администратор

Команда форума
Православный христианин
Некоторые святоотеческие толкования на Рим. 13:1.

1. Свт. Иоанн Златоуст:

«“Всякая душа да будет покорна высшим властям”; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал — да будет послушна, но – “да будет покорна”. Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. “Ибо нет власти не от Бога”, — говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”.

Так и Премудрый, когда говорит, что “от Господа сочетается жена мужу” (Притч. 19:14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: “Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей" (Mф. 19:4,5), то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям, когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются одной, которая и предводительствует прочими, и под начальством которой они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло, и бывает причиной беспорядка» [1].

2. Прп. Исидор Пелусиот:

«Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога? - и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога.

То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.

Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. <...> Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.

Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» [2].

3. Прп. Иоанн Дамаскин:

«[Власти] установлены Богом. Однако [апостол] не говорит, что всякий начальник (ἄρχων) избирается (χειροτονεῖται) Богом; речь идет не о каждом отдельном начальнике, но о власти как таковой (περὶ τοῦ πράγματος). Делом премудрости Божией является то, что существует власть, что одни начальствуют, а другие подчиняются, и что все в мире делается не просто так и не случайным образом... Поэтому-то [апостол] и не сказал, что “нет начальника не от Бога”, но, рассуждая о власти как таковой (περὶ τοῦ πράγματος), говорил: “нет власти не от Бога”… Поэтому сказанное им здесь следует понимать в общем смысле (περὶ τοῦ καθόλου)» [2].

4. Блж. Феофилакт Болгарский:

«...Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению. “Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”. Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? – Не то говорю я, – отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но “нет власти не от Бога”. Поэтому, говорю, рассуждает о самом предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: “разумная жена – от Господа” (Притч.19:14), высказывает не то, что Бог соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом» [3].

____________________________

Источники:
[1] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Римлянам. 23.1 // Cобрание творений. СПб., 1903. Т. 9. Ч. 2. С. 774-775
[2] Исидор Пелусиот, прп. Письма II 6 (https://predanie.ru/book/69060-tvoreniya/)
[3] Iohannes Damascenus. Commentarius in ad Romanos epistulam Pauli // Die Schriften / Hrsg.: R. Volk. B., 2013. Bd. 7. S. 121-122
[4] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к римянам. 13.1 // Толкование посланий Св. Апостола Павла. М.; Б., 2017. Ч. 1. С. 122
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху