администратор
Команда форума
- Православный христианин
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти (ἐξουσία) не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13:1-2).
1. «Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам).
2. Эту фразу следует читать в контексте (Рим.13:1-7). Тогда мы фактически видим 5 утверждений об одном и том же. Вначале даётся указание как поступать: быть покорным властям. Затем объясняется почему так. Причём, дважды: 1) нет власти не от Бога; 2) существующие власти от Бога установлены. Дальнейший текст лишь укрепляет в этом: 1) противящийся власти противится Божию установлению; 2) противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
И в контексте всего Нового Завета; например: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29) - так ответили Апостолы Синедриону (легитимному органу власти).
А.С. Десницкий:
Иногда возникает и такая нежелательная ситуация, когда у читателя, не добравшегося до конца фразы, возникает ложное представление о ее общем смысле. Разумеется, если он дочитает, то все поймет... но как часто в современном мире люди «схватывают с полуслова» и не стремятся проверить, насколько верно схватили! От таких паразитических смыслов нужно избавляться. Например, в Рим 13:1 сказано в версии СП: нет власти не от Бога, — и как только не понимают этих слов! Многократно доводилось слышать, как цитируется и церковнославянский текст: нгьсть бо власть аще не отъ Бога, и трактуется это выражение в том смысле, что власть, не поставленная непосредственно Богом, и властью-то не является, а потому не заслуживает никакого уважения и подчинения со стороны верующих.
Чтобы избавиться от этой двусмысленности, перевод РБО, как и многие другие переводы, излагает ту же мысль утвердительно: всякая власть от Бога. В скобках можно заметить, что от Бога приходит не только благое: например, разрушение Иерусалима и Храма было совершено вавилонянами, но по воле Божией в наказание за грехи израильтян, и точно так же верующий может относиться к властям, о которых он знает, что творят они самое настоящее зло.
3. Мученики, которые составляют большинство в наших святцах, принимали мучение по большей части из-за несогласия с законной властью исключительно в вопросе веры. Сама власть и её светские задачи святыми не оспаривались.
4. Святоотеческое толкование.
Святитель Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».
5. Поэтому в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечено:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».
6. Власть всегда от Бога, только иногда как попущение. Чтобы быть покорным власти, нужно, чтобы она была высшей.
Проф. С.С. Аверинцев: "Если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (Рим.13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», — вообще не власть".
То же самое существительное (ἐξουσία) употребляется еще и по отношению к власти тьмы (Лук.22:53). Власть "передана" сатане, который наделяет ей, кого считает нужным (Лук.4:6); порабощает людей греху и смерти (Еф.2:2); верующие во Христа уже в "веке сем" могут получить избавление от нее (Кол.1:13); они призваны "вести брань" против нее (Еф.6:12); а в "веке грядущем" она будет окончательно упразднена (1Кор.15:24). В (Откр.9-10) говорится о саранче: "власть (ἐξουσία) же ее была — вредить людям пять месяцев".
7. (Рим.13:3-4): Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое."
Этот эпизод очевидно поясняет, что власть от Бога у начальствующего только тогда, когда он "Божий слуга", а не творец зла.
"От Бога власть , но от человеков - употребление её и тем паче - злоупотребление ею" (блаженный Августин).
8. Смена власти тоже может быть от Бога (раз следующая власть - от него).
"Знаем, что всякая власть от Бога, но не говорим [при этом], что всякий начальник поставляется от Бога" (свт. Иоанн Златоуст).
9. Вспомним, что были послушными власти, причём церковной, те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!» (Мф.27:20-26), (Ин.19:6).
10. См. в словаре: Власть.
1. «Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам).
2. Эту фразу следует читать в контексте (Рим.13:1-7). Тогда мы фактически видим 5 утверждений об одном и том же. Вначале даётся указание как поступать: быть покорным властям. Затем объясняется почему так. Причём, дважды: 1) нет власти не от Бога; 2) существующие власти от Бога установлены. Дальнейший текст лишь укрепляет в этом: 1) противящийся власти противится Божию установлению; 2) противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
И в контексте всего Нового Завета; например: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29) - так ответили Апостолы Синедриону (легитимному органу власти).
А.С. Десницкий:
Иногда возникает и такая нежелательная ситуация, когда у читателя, не добравшегося до конца фразы, возникает ложное представление о ее общем смысле. Разумеется, если он дочитает, то все поймет... но как часто в современном мире люди «схватывают с полуслова» и не стремятся проверить, насколько верно схватили! От таких паразитических смыслов нужно избавляться. Например, в Рим 13:1 сказано в версии СП: нет власти не от Бога, — и как только не понимают этих слов! Многократно доводилось слышать, как цитируется и церковнославянский текст: нгьсть бо власть аще не отъ Бога, и трактуется это выражение в том смысле, что власть, не поставленная непосредственно Богом, и властью-то не является, а потому не заслуживает никакого уважения и подчинения со стороны верующих.
Чтобы избавиться от этой двусмысленности, перевод РБО, как и многие другие переводы, излагает ту же мысль утвердительно: всякая власть от Бога. В скобках можно заметить, что от Бога приходит не только благое: например, разрушение Иерусалима и Храма было совершено вавилонянами, но по воле Божией в наказание за грехи израильтян, и точно так же верующий может относиться к властям, о которых он знает, что творят они самое настоящее зло.
3. Мученики, которые составляют большинство в наших святцах, принимали мучение по большей части из-за несогласия с законной властью исключительно в вопросе веры. Сама власть и её светские задачи святыми не оспаривались.
4. Святоотеческое толкование.
Святитель Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».
5. Поэтому в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечено:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».
6. Власть всегда от Бога, только иногда как попущение. Чтобы быть покорным власти, нужно, чтобы она была высшей.
Проф. С.С. Аверинцев: "Если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (Рим.13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», — вообще не власть".
То же самое существительное (ἐξουσία) употребляется еще и по отношению к власти тьмы (Лук.22:53). Власть "передана" сатане, который наделяет ей, кого считает нужным (Лук.4:6); порабощает людей греху и смерти (Еф.2:2); верующие во Христа уже в "веке сем" могут получить избавление от нее (Кол.1:13); они призваны "вести брань" против нее (Еф.6:12); а в "веке грядущем" она будет окончательно упразднена (1Кор.15:24). В (Откр.9-10) говорится о саранче: "власть (ἐξουσία) же ее была — вредить людям пять месяцев".
7. (Рим.13:3-4): Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое."
Этот эпизод очевидно поясняет, что власть от Бога у начальствующего только тогда, когда он "Божий слуга", а не творец зла.
"От Бога власть , но от человеков - употребление её и тем паче - злоупотребление ею" (блаженный Августин).
8. Смена власти тоже может быть от Бога (раз следующая власть - от него).
"Знаем, что всякая власть от Бога, но не говорим [при этом], что всякий начальник поставляется от Бога" (свт. Иоанн Златоуст).
9. Вспомним, что были послушными власти, причём церковной, те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!» (Мф.27:20-26), (Ин.19:6).
10. См. в словаре: Власть.
Последнее редактирование: