Нюансы елеопомазания

Казахстан
Православный христианин
Я несу послушание пономаря, но теорию богослужения знаю не очень хорошо. В начале я чаще просто запоминал то, что делали другие ребята, нежели изучал по книгам. Нередко во время елеопомазания мне приходиться выходить с елеем и держать его, пока настоятель помазывает прихожан.

Но скажите, когда и как настоятель должен помазывать меня самого?

Сначала я, держа елей, дожидался, когда батюшка помажет последнего прихожанина, отдавал ему елей и, приложившись к Св. Писанию и иконе дня, подходил для помазания. Но батюшке показалось неправильным, что он должен держать елей, и я стал прикладываться с елеем в руках, что весьма неудобно. Несколько раз я пробовал прикладываться сразу после батюшки, ещё до начала помазания прихожан, но мне это тоже кажется неверным. Во-первых, это опять же неудобно (с елеем-то в руках), а во-вторых, получается, что я прикладываюсь раньше старшего по статусу диакона.

Подскажите, как быть.
 
Я несу послушание пономаря, но теорию богослужения знаю не очень хорошо. В начале я чаще просто запоминал то, что делали другие ребята, нежели изучал по книгам. Нередко во время елеопомазания мне приходиться выходить с елеем и держать его, пока настоятель помазывает прихожан.

Но скажите, когда и как настоятель должен помазывать меня самого?

Сначала я, держа елей, дожидался, когда батюшка помажет последнего прихожанина, отдавал ему елей и, приложившись к Св. Писанию и иконе дня, подходил для помазания. Но батюшке показалось неправильным, что он должен держать елей, и я стал прикладываться с елеем в руках, что весьма неудобно. Несколько раз я пробовал прикладываться сразу после батюшки, ещё до начала помазания прихожан, но мне это тоже кажется неверным. Во-первых, это опять же неудобно (с елеем-то в руках), а во-вторых, получается, что я прикладываюсь раньше старшего по статусу диакона.

Подскажите, как быть.

Мой сын тоже пономарит когда не нужно в школу.

Он подносит батюшке елей и кисточку, батюшка у него забирает, помазывает его, он становится недалеко от батюшки а тот продолжает помазывать прихожан.
У нас нет диакона, приход сельский.
 
Казахстан
Православный христианин
То есть батюшка помазывает пономаря сразу после того, как помазывает себя? А ваш сын прикладывается к Св. Писанию и к иконе? Если да, то как - с елеем в руках или нет?
 
То есть батюшка помазывает пономаря сразу после того, как помазывает себя? А ваш сын прикладывается к Св. Писанию и к иконе? Если да, то как - с елеем в руках или нет?

Да прикладывается, с елеем в руках, остальное так же как вы написали здесь.
 
Казахстан
Православный христианин
Спасибо. Интересно знакомиться с чужим опытом. Но у вас, как вы говорите, нет диакона и потому вопрос очерёдности не стоит. Кроме того, мне хотелось бы свериться с каким-нибудь авторитетным источником, чтобы иметь возможность обосновать свои действия хотя бы перед батюшкой. Наверно, надо в Уставе поискать.
 
Спасибо. Интересно знакомиться с чужим опытом. Но у вас, как вы говорите, нет диакона и потому вопрос очерёдности не стоит. Кроме того, мне хотелось бы свериться с каким-нибудь авторитетным источником, чтобы иметь возможность обосновать свои действия хотя бы перед батюшкой. Наверно, надо в Уставе поискать.

Алексей, спросите батюшку, в какой последовательности вам действовать, и всё, в чём проблема.
 
Казахстан
Православный христианин
Василий Александрович,


Но ведь так не может быть. Какая-то инструкция в том же Уставе (или где ещё) должна иметься.

Действуйте как говорит батюшка, не создавайте себе лишних проблем.

Есть батюшка, какие ещё нужны инструкции.
 
Православный христианин
Кроме того, мне хотелось бы свериться с каким-нибудь авторитетным источником, чтобы иметь возможность обосновать свои действия хотя бы перед батюшкой.
Очень прискорбно, что ваш батюшка таковым для вас не является. А ежели так, то какая разница, как креститься ... и прочие формальные вопросы.
 
Казахстан
Православный христианин
Действуйте как говорит батюшка, не создавайте себе лишних проблем.

Есть батюшка, какие ещё нужны инструкции.
Очень прискорбно, что ваш батюшка таковым для вас не является. А ежели так, то какая разница, как креститься ... и прочие формальные вопросы.

Простите, но священники тоже люди, и ошибки им не чужды. Если настоятель, к примеру, верит в телегонию, должен ли прихожанин слепо следовать ему в этом и идти против соборных определений, отрицающих это лжеучение? Тем более, наш батюшка не сказал, как именно следует делать, - по его мнению, все варианты допустимы (кроме того, когда ему приходится держать елей).

Вопрос мой, конечно, не первостепенен, но и не формален. Нельзя ведь служить наобум. В Уставе и более частные вещи прописаны, а вы о елеопомазании говорите - "какая разница".
 
Простите, но священники тоже люди, и ошибки им не чужды. Если настоятель, к примеру, верит в телегонию, должен ли прихожанин слепо следовать ему в этом и идти против соборных определений, отрицающих это лжеучение? Тем более, наш батюшка не сказал, как именно следует делать, - по его мнению, все варианты допустимы (кроме того, когда ему приходится держать елей).

Вопрос мой, конечно, не первостепенен, но и не формален. Нельзя ведь служить наобум. В Уставе и более частные вещи прописаны, а вы о елеопомазании говорите - "какая разница".

Принимайте всё как есть, пройдёт немного времени и всё вам станет ясно и понятно.
А первое время всегда так бывает, со всеми почти, и со мной было, хотя я уже пень старый, действительно не молишься а зорким взглядом наблюдаешь как себя ведут на службе прихожане, кажется и прихожане не так молятся, не в той одежде приходят и почему это батюшка не делает замечание девушкам в брюках и т.д. Вы несёте послушание и этим всё сказано.
 
г. Москва
Православный христианин
....

....Какая-то инструкция в том же Уставе (или где ещё) должна иметься.

Алексей, если Вам это поможет...

“АЩЕ ИЗВОЛИТ НАСТОЯТЕЛЬ”.

"...Здесь уместно напомнить, что Типикон, принятый в обиходе Русской Православной Церкви и то и дело повторяющий этот отрывок фразы, точно следует Типикону святого Саввы. В остальных Церквах византийского обряда Типикон святого Саввы был заменен более или менее близким приближением к современному Типикону Константинопольской Церкви. Эта реформа прямо или опосредованно привела к большому разнообразию в составе богослужения и в способе его совершения. Действительно, благодаря этой реформе в практике различных Православных Церквей нет ни одного богослужения, которое совершалось бы так, как это принято в богослужебной практике Русской Православной Церкви. В Русской же Церкви Типикон святого Саввы благодаря фразе “аще изволит настоятель” дает главам общин известную свободу при отправлении служб. Отсюда родилось большое разнообразие в богослужебной практике самой Русской Церкви, так что последование и состав служб тут неодинаковы в монастырях и приходских храмах. Они могут не совпадать в разных монастырях, а что касается различий между приходскими храмами, то они почти не имеют предела".

/под гиперссылкой полный текст
 
Партенит, Крым
Православный христианин
А у нас в храме так: пономарь выносит елей, священник прикладывается к Евангелию и иконе, берет у пономаря сосуд с елеем и кисточку, помазывает себя, потом помазывает пономаря, приложившегося к Евангелию и иконе, и продолжает помазывать людей, держа елей, а пономарь держит тарелку с освященными хлебами.
 
г.Иваново
Православный христианин
у меня такой вопрос: если какой-то мирянин не будет прикладываться к иконе (бывший протестант например), помажет ли такого священник?
 
Сверху