НОВЫЙ Катехизис Русской Православной Церкви

Тема в разделе "Богословие. Догматы", создана пользователем Ромул, 2 авг 2017.

  1. Ромул

    Ромул

    Petropolis
    Православный христианин
    На пленарном заседании 29 января 2016 года Синодальная библейско-богословская комиссия единогласно приняла проект Катехизиса Русской Православной Церкви.

    Все таки наконец Церковь добралась до Катехизиса.

    До этого он был написан в далеком 1823 году святителем Филаретом Московским (Дроздовым ) " Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви"

    200 лет прошло с того времени


    Сейчас на официальном сайте Синодальной библейской-богословской комиссии размещен проект Катехизиса -

    http://theolcom.ru/

    На Азбуке ВЕРЕ - https://azbyka.ru/katehizis-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi

    Кстати , Отзывы на проект Катехизиса можно присылать на адрес электронной почты catechism@theolcom.ru . Желательно, чтобы в них содержались конкретные предложения по исправлению или улучшению текста. Отзывы принимаются до 1 ноября 2017 года.

    Вопрос: Кто читал новый Катехизис? Кто считает что его надо подправить или видел неточности ? У Кого есть предложения отправить отзывы(замечания) по проекту ?.

    Давайте обсудим новый проект Катехизиса РПЦ МП
     
    Мария нравится это.
  2. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Вот очень и очень вы большой молодец!:) Тема очень правильная!
     
  3. Ромул

    Ромул

    Petropolis
    Православный христианин
    СПС польщён. Но Я тему открыл почему?

    Сам в спорах уже не участвую( устал) , но слежу. и смотрю куча споров -например : гореть в аду вечно или нет , и через сообщение "еретик -модернист" или " еретик -консерватор" . кто то напишет "Я читал "Иванова" он так сказал" , а ему ответят "Я читал "Петрова " Он сказал вот так " и безконца такое .

    Но на самом деле - это не нормально .ответ должен быть в Катехизисе( как камертоне)

    И что приятно ЦЕРКОВЬ СДЕЛАЛО ПРОЦЕСС ПУБЛИЧНЫЙ - готова высушит замечания к проекту.

    и Чем бесполезно спорить в ветке , может больше выработать общее мнение нашего сообщества и форума и отправить замечания ( если они есть)

    КАТАХИЗИС -это наше ЗАВТРА . Кстати в ВКонтакте священники выкладывают свои замечания. Вот РКЦ Катехизис как пирожки делает и пропагандируют свою веру.

    Не ужели Отец Михал и Михаил Р.Б. вам сказать нечего? .
     
  4. Мария свет Владимировна

    Мария свет Владимировна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Что я заметила в соцсетях - многие против катехизиса в принципе, в т.ч. о. Георгий Максимов. Считают ли они катехизис (особенно если его будут обязательно преподавать в воскресных школах) - шагом к "омертвению"? Пока неизвестно. Мне в принципе, понравилось (я проглядела пока только начало).
     
  5. Ромул

    Ромул

    Petropolis
    Православный христианин
    Я думаю это связанно с тем , что Катехизис пишется под ред. Митрополита Илариона (Алфе́ева) Многие консервативные круги духовенства считают , что Митрополит -"криптокатолик" и "модернист" . Следовательно априори начинают искать "ереси"

    Хотя я не нашел в Катехизисе , но может кто видел и покажет
     
  6. Мария свет Владимировна

    Мария свет Владимировна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Спрошу у тех, кто против. "Против" засветились и т.н.модернисты ибо.
     
  7. Игорь Кзнц.

    Игорь Кзнц.

    Иркутская обл.
    Православный христианин
    Паписты одобрили!


    Проект Катехизиса РПЦ в защиту экуменизма.

    По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был опубликован для широкого общецерковного обсуждения проект Катехизиса Русской Православной Церкви, подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией. В последнем разделе проекта, посвящённом «Внутренним задачам в связи с диалогом с инославием», подчёркивается, что оскорбления в адрес инославных недопустимы, и утверждается:
    «Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на Священноначалие Церкви, обвиняя его в ‘измене Православию’. К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения».
    Идея создания нового Катехизиса впервые была высказана на Архиерейском соборе в 2008 году и работа над первой версией этого документа была завершена в январе 2016 года, сообщается на официальном сайте Московского Патриархата. В разработке проекта Катехизиса принимали участие постоянные члены Священного синода, предстоятели Самоуправляемых Церквей, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, руководители синодальных учреждений, ведущие духовные школы, а также епархиальные архиереи, которые выразили желание принять участие в рецензировании текста современного Катехизиса.
    В комментарии к новой версии текста, который теперь выносится на широкое обсуждение, отмечается: будут приниматься отзывы только на некоторые части проекта - об основах православного вероучения, канонического устройства, литургической жизни Церкви и православного нравственного учения. Другие же разделы не подлежат обсуждению, и среди них - основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. В этом контексте приводится фрагмент заявления, сделанного в ходе Всеправославной встречи в Салониках в 1998 году: «Делегаты единогласно осудили те группы раскольников, а также определенные экстремистские группы внутри Поместных Православных Церквей, которые используют тему экуменизма для критики церковного руководства и подрыва его авторитета, тем самым пытаясь вызвать разногласия и расколы в Церкви. <…> Участники единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в разных формах межхристианской деятельности. <…> Мы не должны прерывать отношений с христианами других конфессий, готовыми сотрудничать с нами».
    http://ru.radiovaticana.va/news/2017/07/29/проект_катехизиса_рпц_в_защиту_экуменизма/1327679
     
    Михаил Р.Б. нравится это.
  8. Не получится.:cool:
    Проблема в том, что многие вопросы на уровне цитат, будь то библейских или св.отеческих, неразрешимы.
    Тут необходимо хорошо воспитанное философское критическое мышление, базирующиеся на огромном багаже исторических и языковых знаний... а это ОЧЕНЬ редкий зверь ;)

    Если по существу темы, то данный "прожект" вызывает очень негативные ощущения.
    ПРИТЕНЗИИ:
    1. Терминология:
    Такое впечатление, что формулировки богословских терминов составлял первый курс духовного училища.
    "Христианская вера — это вера в Бога, Который сотворил мир и человека..."

    Объяснение терминов "сущность" и "ипостась" - отсутствует. Из приводимых цитат Капподакийцев неподготовленному читателю, невозможно что либо уяснить.

    Полностью отсутствует история формирования данных терминов.
    При этом термин "энергия" - вполне доступно объяснен.

    Хотя бы в православную энциклопедию бы заглянули... статьи "сущность" там пока нет. Но "вера" и "ипостась" - есть.

    2. Объемы отведенные под разные темы:
    Вся догматика, далеко не лучшим образом излагается на сс. 10-86 (Включая главу о Церкви, почему-то отнесенную в другой раздел)

    С 87 по 100 с. совершенно выпадающий из общей канвы, тоже поверхностный, параграф о святых и формах их почитания

    С 101 с. по 207 с. излагаются весьма краткие и невнятные сведения о богослужении.

    С 208 с. по 261 с. опять-таки весьма поверхностно излагаются основы нравственного богословия.

    С 262 до конца то есть до 351 с. - раздел включающий в себя общедоступную "Социальную концепцию РПЦ" Совершенно не понятно зачем ее включать в катехизис. а) она есть в свободном доступе. б) при изменении социальной ситуации поменяется и концепция. Зачем ставить ее в один ряд с неизменными вероучительными истинами?
    А также рассказ в стиле "Пионерская зорька" о правозащитной деятельности РПЦ и о том, как в ней уважают-уважают-уважают права и свободы человека.

    ИТОГО:
    76 страниц - догматика в варианте "Для духовного училища".
    120 страниц - пересказ "Закона Божия".
    89 страниц - Гимн современным либеральным ценностям. (С оговоркой о том, что священство - исключительно мужская вотчина. Правда, в качестве аргумента, только то, что иначе до сих пор не было)

    3. Уже общее замечание.

    По моему скромному мнению, жанр "катехизиса" на сегодняшний день неэффективен.

    Поскольку, катехизис это все-таки - учебная литература, а современное развитие цифровых технологий позволяет любому человеку получить гораздо больше информации по всем вопросам затронутых в данном издании.

    Следовательно необходимо либо сократить весь этот массив до брошюры, в которой будут только тезисы (догматические формулировки). Их надо будет просто заучить. То есть своего рода "памятка".

    Либо необходимо выпустить пособие, которое будет знакомить не только с тезисами и однобокими краткими комментариями к ним, а даст учащемуся достаточный багаж знаний и обучит принципам богословского мышления. Тогда это будет уже хороший "Учебник догматического богословия".

    Хотя это, скорее всего, неразрешимая проблема. В христианстве всю его историю так было. Либо уровень детского сада, либо уровень академии:(
     
  9. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    А вы свои претензии отправили на предложенный автором темы электронный ящик?
     
    Ирина08 нравится это.
  10. Не вижу смысла.
    1. На указанной странице СББК первоначально говориться о том, что проект разрабатывали "ведущие богословы Русской Православной Церкви как из числа членов Синодальной библейско-богословской комиссии, так и из числа приглашенных к участию профессоров духовных академий, специалистов в различных областях богословской науки".
    То есть не вся комиссия а некоторые из ее "членов". интересно, какие?
    Далее говориться о том, что окончательный вариант обсуждения подготовила "редакционная группа Синодальной библейско-богословской комиссии" кто в нее входит - тоже не уточняется.
    Поскольку я лично имел честь слушать лекции членов комиссии которые указаны здесь http://theolcom.ru/about/members под №№ 16, 17, 18 и 22
    я прихожу к выводу, что ни кто из них не принял участие в формировании варианта, предоставленного на обсуждение.
    Поэтому фразу на стр. 8 данного "проекта" а именно: "Настоящий Катехизис — продукт соборного разума Церкви" считаю не истинным суждением.
    (за богословие обидно :()
    2. Там указан четки пункт "В качестве частей IV-VI в Катехизис вошли общецерковные документы, уже принятые Архиерейскими соборами Русской Православной Церкви. Эти тексты не подлежат обсуждению."

    Простите, но нормальной полемики, с такими условиями - не получится...:(
     
    Олег... и Михаил Р.Б. нравится это.
  11. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Ну и зря. Считаю, чтобы совесть ваша потом была спокойной, что "вы все сделали, что в ваших силах", нужно послать письмо. Если не вы, то кто?

    Картинка просто для профилактики напряженности:)
     

    Вложения:

    • BRokCU9CUAAh8ZE.jpg
  12. С совестью в данной сфере все, слава Богу, замечательно.
    Я давно живу по принципу: - Господи, Ты меня привел в эту Церковь. Вот Сам, пожалуйста, с Ней и разбирайся :cool:
     
  13. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Церковь - люди вокруг Тела Христова. Нет? И как знать - может быть именно ваше мнение будет оценено.

    Сегодня у меня тоже был выбор - указать ли прихожанке на некоторую очень важную вещь или нет. Не буду вдаваться в подробности. Терзал себя, но все-таки решился. Через мои уста в ее уши, надеюсь, пронеслась эта важная мысль. А если промолчал бы?...
     
    Последнее редактирование: 2 авг 2017
    Ромул нравится это.
  14. Ромул

    Ромул

    Petropolis
    Православный христианин
    Без оценок .скидываю мнение - диакон Андрей Белоус.может кто полезное возьмет или обдумает справедливость/ или несправедливость замечаний


    "Да и проект Катехизиса все переносился, откладывался и, казалось, так до него и не дойдет. Дошло! Библейско-богословская комиссия (ББК) в очередной раз умудрилась родить нечто серое, мелкое и грызущее стены собственного дома. Когда нечто подобное появляется в природе, кошки на это охотятся и приносят хозяевам или по-тихому съедают. Там это называется «мышь», а здесь – «проект Катехизиса».

    Его подача, конечно, грандиозна. Современному человеку нужны ответы на современные же вопросы, но все современные катехизисы никуда не годятся, поэтому и написали этот. Заметим сразу, это не труд одного богослова или одной Академии. Этот Катехизис должен стать общецерковным документом, а потому то, что там предлагается, становится практически догматическим учением Русской церкви. Здесь можно бы вспомнить ответ патр. Тихона обновленцам, что их собор не может отменять каноны Вселенских соборов. Можно бы. Но РПЦ на Всеправославный собор не поехала, что ей какие-то там греки или кто угодно вообще, когда самим можно решить, как «православные служат», как «православные верят» и что такое православие, без всяких там «лукавых греков».

    Это совершенно не новость в истории России. Такой период уже был от провозглашения
    автокефалии до патр. Никона. Начался он с раскола с греками и закончился расколом со старообрядцами. Они остались хранителями этого духа, что православие — это знаменный распев, Христос крестился двумя перстами, а «Иисус» и «Исус» — это два разных человека. Центром того периода был Стоглавый собор с анафемой на всех, кто «не крестится двумя перстами, как Господь Иисус Христос». Итогом небывалого возрождения скреп и традиций стало возвращение к тому же уровню.

    О чем говорить! Половина самого текста «Катехизиса» без приложений — описание богослужения православной церкви. Даже не его догматического значения, а кто, когда и как выходит с кадилом. Разумеется, с введениями «в православной церкви». Что в православной церкви Греции все будет не совсем так, никого не смущает. Что в РПЦЗ, которая в общении с МП, есть приходы западных обрядов – тоже. Но само страшное даже не это. Обрядовые вопросы попали в догматическую книгу. ББК предлагает объявить обряд догматом церкви, вот что страшно. И не только обряд, но и собственные комментарии к нему, типа утреня соответствует времени суда над Господом, вечерня – смерти и погребения, а повечерие связывается с пребыванием Его тела в гробу (стр. 142). Эти фантазии средневековых «символистов», которые не воспринимают серьезно еще со времен Скабаллановича и его «Толкового Типикона», вдруг оказываются частью официального вероучения РПЦ! Не согласны? Ну, пусть тогда скажут, в какой именно молитве утрени вспоминается неправедный суд и какое песнопение вечерни соответствует погребению Христа по своему смыслу.

    Думаете, авторы ограничились тем, что решили пересказать прот. Серафима Слободского или «Новую скрижаль», устаревшую уже к моменту публикации? Нет! Они способны и на самостоятельное богословское творчество. Например, утреня и вечерня важнее всех прочих служб, потому что на них бывает чтение Евангелия, а еще на них есть ектении и каждения. Тут можно сказать и про то, что всего этого вначале не было, что Евангелие на утрени читают только в самых торжественных случаях (просто в календаре РПЦ почти любой святитель или преподобный имеет службу с полиелеем). На вечерне Евангелие читается в Великую пятницу и на Пасху, в остальных случаях оно читается уже не на вечерне, а на литургии, соединенной с ней. Что, если уж они дошли до исключительных случаев, каждение и чтение Евангелия бывает и на часах – Царских и великопостных (по Типикону – только на Страстной, на практике – со второй недели поста). Ектения есть на пасхальной полунощнице, а еще каждение и канон. Каждение бывает и на повечерии на Рождество и Крещение. И можно еще продолжать.

    Думаете, это дно? А уже стучат! Они не только не знают Устав, но и сами его выдумывают, а потом свои же выдумки толкуют и свои толкования объявляют часть вероучения церкви. Там же мы узнаем (с.143), что на вечерне и утрене священник стоит перед престолом, а остальные службы «по уставу» могут совершаться и в притворе, и где угодно. Да! Стоит! В практике РПЦ. «По уставу» же, по 2-й главе Типикона, он стоит с народом и поднимается в алтарь несколько раз, например, чтобы вынести Евангелие для чтения. Это частности и тонкости? Да! Но они показывают, как написан документ, и какой у него уровень.

    Сс. 143-144 нам расскажут, как важно чтение кафизм на утрени. Смешно? Но теперь, если вы сокращаете кафизму, вы будете не «нарушителями устава», а еретиками, потому как это официальное вероучение РПЦ – читать кафизмы.

    На сс. 140-141 мы узнаем, что славянский язык – неотъемлемая часть богослужения РПЦ, его можно только слегка «осовременивать», но этим должны заниматься уполномоченные органы. Может, когда-нибудь и займутся, как-нибудь. Учитывая их представления о литургике, от такой перспективы становится, действительно, по-настоящему страшно. В общем, церковнославянский вобрал в себя опыт святых подвижников, и не важно, что как перевод с греческого он, порой, просто кошмарен. Он – «неотъемлемая часть». Но перевод богослужения на национальные языки
    должен быть идеален! «Служите на якутском? А у вас ошибки есть? А если найдем?» Перевод на русский, разумеется, идеальным не будет никогда.

    Есть и более серьезные вещи. Например, в плане подготовки к Причастию «Катехизис» пошел еще дальше «Положения». Например, он требует поста и воздержания не только от мирян, но и от духовенства (сс.136-137). Сколько? Не написано, но требует. Например, я служил пять дней в неделю. Получается, минимум пять дней я должен был поститься. А если не минимум? Спать с женой и есть мясо только в отпуске? И это хотят сделать даже не каноном, а догматом! А не проще сразу ввести целибат для всего духовенства? И введут же. Сразу, как только католики отменят. Только это, похоже, и сдерживает наших «монахеев».

    «Катехизис» противоречит и «Основным принципам отношения к инославию». Которые, одновременно, являются и его же частью. Как так? Ну, тот документ принимался давно, еще при патр. Алексии II, так что читать его не обязательно. Наверное, так. Потому как на с. 84 те, кого «Принципы» называют «инославными», названы просто «христианские сообщества, называющие себя церквями». Говоря попросту, «самозванцами». Я бы, конечно, советовал авторам пойти еще дальше в желании понравиться греческим раскольникам из Эсфигмена и написать «сообщества так называемых христиан, называющие себя церквями». Хотя, чего уж мелочиться-то?! «Богомерзкие еретики».

    Да, и служить православные могут только на квасном хлебе (с.175). Зачем это в Катехизисе? Я не знаю, наверное, чтобы Единственная Истинная и Вселенская Кафолическая церковь (с.84) никогда не соединилась с христианским сообществом Римской католической «так называемой» церковью.

    Авторы проекта Катехизиса спрашивают наши предложения и пожелания. У меня оно только одно. Перестаньте позорить церковь Дмитриевского, Болотова, Карабинова, Болотова и митр. Макария. Невежество, объявленное догматом, не становится истиной, но лишь обязательным заблуждением.

    Хотите конкретные пожелания по документу? Забыть, снять с повестки дня и оставить даже попытки делать что-то подобное. По авторам? Я понимаю, не можете вы выгнать Малера из комиссии, ну, попросили с самого верха. Но не поручайте ему ничего! Пусть сидит и числится. А то он отдаст задание Люльке, тот – остальным сысоевцам, а в итоге у нас очередной документ уровня заочника-троечника, подписанный именами профессоров и кандидатов богословия. Или я не прав, и это уровень наших преподавателем МДА и ПСТГУ? Если так, мне действительно, по-настоящему страшно."

    диакон Андрей Белоус
     
    Надежд, Андрей1982 и Олег... нравится это.
  15. Мария свет Владимировна

    Мария свет Владимировна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Вы меня опередили :))) Зачиталась его жж. Рецензия (особенно текст целиком, не только по теме) более чем исчерпывающая и печальная.
     
  16. Mikhail

    Mikhail

    Минск
    Православный христианин
  17. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Мне кажется, даже Михаил Р.Б. положительно о данном ролике отзовётся;)
     
  18. Протоиерей Михаил Павленко

    Протоиерей Михаил Павленко

    Украина
    Православный христианин
    Я не знаток конечно, но сравню чисто с точки зрения семинариста у католиков 813 страниц, а в нашем проекте 351 ...))) Скажу только одно видел вероучительные книги которые были более интересными.
     
    Игорь65 нравится это.
  19. Игорь Кзнц.

    Игорь Кзнц.

    Иркутская обл.
    Православный христианин
  20. Ромул

    Ромул

    Petropolis
    Православный христианин
    А Кто более интересен чем этот проект и точнее , который Вы видели ?
     

Поделиться этой страницей