О целях искушения Иисуса

Самарская область
Православный христианин
Отцы, братья, мир вам!
Известно, что Иисус был в начале служения искушаем сатаной во время поста в пустыне. И Он вынес эти испытания.

Разъясните пожалуйста словами Церкви, чем руководствовался аггел утренней зари, что он преследовал? Видел ли он перед собой в этих испытаниях Мессию, или глаза его были придержаны?

Меня смущает следующее. Если сатана видел Христа, а не просто человека Иисуса, то как он смог к Нему подступить с предложениями о сделке? Или, возможно, он не увидел в Нём Христа и запутался между Давидовыми родственниками-погодками, между Иисусом и Предтечей, для чего: Его имя Иисус, но не Еммануил; Господь запрещал бесам говорить о своём появлении, чтоб не сообщили боссу; Он творил чудеса, запрещая говорить об этом, что так же слышали вездесущие бесы; Он отступал от постов. Тогда именно эта запутанность помогла довести дело Спасения до исполнения по пророчествам. Иначе, сатана, довольно умное существо и создание, не стал бы доводить дело до провозглашения Иисуса Царём, а потом и до Креста, остановив всё на подходе, не допуситив пролития всех спасающей Крови. С другой стороны, в искушениях есть предложение о безраздельной власти над мiром, что не всем предлагается, и значит была догадка о мощности Того, Кого искушал. Хотя, отец лжи мог просто хитрить и не поверить в то, что Сам решится снизойти до низа мироздания.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Боюсь, что ответ на ваш вопрос прост - Гордыня. Дьявол - болен гордыней. А гордыня духовно ослепляет. Если говорить православным языком, то Сатана назодился в прелести - духовной иллюзии, что он что-то может. На тему духовной слепоты Сатаны даже есть апокриф - беседа Сатан с Адом.
 
Самарская область
Православный христианин
Гордыня есть, но и ум отрицать нельзя для злодеев.
Вспомните диалог Господа с сатаной в ситуации с Иовом. Это настоящий разговор с действиями, и сатана не делет там глупостей, но с умом пытается доказать Ему ничтожность человеческого создания. И искушением Бога, или презрением Его, он тут не занимается, потому как знает глупость этих занятий, но делает ставку на слабость человека.

И еще, в искушениях он предлагает все царства. Хм, ладно кому-нибудь из людей/ангелов, но Царю Создания это предлагать можно только по иронии, которой в данном месте Евангелия нет. А далее по тексту мы знаем о запрете на рассказы о чудесах для бесов, который они исполняют. Для чего запрещать, кроме если только об этих чудесах не знает сатана?

Все-таки мотив интересен
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вспомните диалог Господа с сатаной в ситуации с Иовом.

Простите, но тут нельзя сравнить. После начала проповеди Иисуса Христа - когда он вышел к людям, Его уже нельзя было остановить. Обратите внимание, Христос молчал до тех пор, пока был жив последний пророк - Иоанн Креститель. Как только Иоанну отрубили голову, Господь вышел на проповедь. Закончился мир старый, начался мир новый! Потмоу что Бог стал говорит Слово и для всех. А слово Бога - закон.
Сатана искушает Христа как раз в самый последний момент - перед тем, как полетит с плеч голова Предтечи. Когда Спаситель начнет проповедовать - Сатана уже ничего не сможет сделать.
Зачем Сатана соблазняет? С начала проповеди Христа Стана теряет власть над миром. До Христа - все шли к нему в ад, включая ветхозаветныз праведников и святых. Власть Сатана над душами была абсолютной. Тот же Иов тоже ведь после смерти попал в ад. Да, для праведников и святых был свой раздел ада - ложе Авраамово. Но это все равно ад.
С момента начала прововеди Христом включилась вся история - от начала проповеди до распятие и воскрешения. На это Его воля и Его волю уже ничем не перешибить. После распятия Спаситель вошел в ад и проповедовал там до момента своего вознесения. После вознесения те, кто в аду уверовал в Христа и пошли за ним - оказались в раю. И первым там был благочестивый разбойник. И с момента вознесения мир стал жить по-другому - теперь души гарантировано в ад не попадали, а могли попасть в рай. История Иова, по сравнению с такими раскладами, мелочовка для Сатаны.
Поэтому Сатана не мог искусить Христа ни после начала его проповеди, ни тем более после победы Христа над ним после момента распятия и далее. Оставалась только жизнь Христа до начала проповеди. Если предположить, что избиение младенцев и отрубание главы Предтечи - тоже с подачи Сатаны, то Сатана вовсю старался - на Христа и его помощников были постоянные гонения. Победить Христа до его крещения Сатана не успел, оставалось последнее доступное ему средство - подкупить Христа. Что он и сделал.
 
сомневающийся
Владимир, пишете "о целях искушения" и "все-таки мотив интересен".
1. Необходимо понять термины цель-мотив. У вас в уме они проходят одним понятием. Начинать рассм. нужно с мотива, не с цели. Иногда называют причинно-следственной связью, где причина = мотив, следствие = цель.
2. Данный форум есть приложение к https://azbyka.ru , обратите внимание на вкладку Библия, в ней см. толкования, относительно интересного. Напр., по https://azbyka.ru/biblia/?Mt.4 святит. Афанасий говорит см. кн. Бытия, 3 главу. Сравн. им сказанное с прочими толкованиями.
Если какие-то вопросы останутся по "мотиву-цели", обсудим. Напр., после слов святит. Афанасия сразу сообразил в чем дело, здесь элементарные ответы.

ЗЫ: чтоб в "лесу" не заблудиться, см. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/o_hranenii_chuvstv/ 17 абзац, черн. шрифт.
 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
«После того как [диавол] слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и Того, Кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности»
Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII
 
Самарская область
Православный христианин
«После того как [диавол] слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель ...
Анатолий, благодарю!
Иоанн Златоуст очень подробно всё расписал, в ключе моих размышлений по этому вопросу, и даже более.
Какая радость соприкасаться с Церковью, в которой всё так стабильно и чётко во времени и пространстве.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Какая радость соприкасаться с Церковью, в которой всё так стабильно и чётко во времени и пространстве.
Замечательно сказали, Владимир... я аж тоже возрадовался от Ваших слов и сбросил с себя легкую пелену уныния серого дня...
 
Крещён в Православии
Вспомните про те же 14 тысяч убитых младенцев, что бы убить Христа. Не от дьявола ли это. Думаю дьявол очень хорошо осознавал кто перед ним стоит, ведь он наверно тоже хорошо знал ветхозаветные пророчества. Он просто хотел погубить Христа и искушал Христа таким образом, по сути своей самоубийством, вспомните эти строки


  • 4:5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
  • 4:6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
  • 4:7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
 
Самарская область
Православный христианин
Вспомните про те же 14 тысяч убитых младенцев,
Конечно, это против Христа, срок исполнения ВЗпророчеств о Мессии действительно подошел.
В том и дело, что в тот момент ни для кого непонятно, кто из 2-х детей-родственников Христос - Иоанн или Иисус. Оба из колена Давида, оба имели особое Благоволение. Может и другие дети на примете были, о которых Евангелие не говорит.
 
Сверху