О двуперстном крестном знамении

Прочее
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, если в храме я буду осенять себя крестным знамением двумя перстами, мне сделают замечание или выгонят? Возможно ли во время службы в храме креститься двумя перстами?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, если в храме я буду осенять себя крестным знамением двумя перстами, мне сделают замечание или выгонят? Возможно ли во время службы в храме креститься двумя перстами?
А для чего вы, вообще, в храм будете ходить?
А если, вдруг, зайдете в ПРАВОСЛАВНЫЙ храм, то по какой надобности будете осенять себя крестным знамением?
Кого будете славить и помнить, когда произведете это действие?
И самое главное, а для кого вы будете совершать сие действо?
Возможно вы хотите взойти на солею и оттуда производить свою службу?!:cool::)
 
Прочее
Большое спасибо за исчерпывающий ответ.
Наверное, можно еще добавить - "зачем, вообще, задавать вопросы на форуме?"
Вероятно, мой вопрос показался кому-то глупым. Что-ж, прошу извинить. Не дорос еще до "умных" вопросов.
Задав один вопрос, получил в ответ пять вопросов.
Боюсь, что отвечая на Ваши пять вопросов, я получу в ответ уже 25 вопросов... И не смогу на них ответить.
Андрей, своими вопросами, Вы, вероятно, хотели мне показать, что я ничего не знаю и не понимаю. Что-ж, похвально. Но, я и так знаю, что я ничего не знаю.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Большое спасибо за исчерпывающий ответ.
Наверное, можно еще добавить - "зачем, вообще, что-то спрашивать?"
Все понял, больше не буду. Извините.
Так ответа не было.
Что бы ответить на ваш вопрос надо понять, что собственно вы хотите узнать?
Если вы идете в православный храм лишь только для того, чтобы ПОКАЗАТЬСЯ, что вы не согласны с существующим СЕГОДНЯ правилам совершать крестное знамение троеперстно, а именно:
"Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую."
- тогда ЗАЧЕМ вы идете в храм?
Вы должны бы определиться изначально сами:
- Вы идете, что бы учиться и спасаться
- Или, вы идете учить Церковь.

Если же вам не понятно почему, СЕГОДНЯ!!!, в православной Церкви трехперстное сложение пальцев при крестном знамении, то об этом можно спросить и это можно обсудить (кстати, уже обсуждалось)

И потом, ваш вопрос, извините, есть некая провокация.
Вы как бы желаете узнать заранее реакцию прихожан на ваш демарш, так сказать.
Могу вам сказать, что многие просто не заметят: КАК вы креститесь, если вы не будете это выставлять на всеобщее обозрение.
Потому как люди верующие погружены в молитву и службу. Бывают правда, и люди ГЛАЗЕЮЩИЕ по сторонам. Но это скорее всего новоначальные или случайные: они не понимают службы, а потому отвлекаются на все вокруг.
И это есть как раз так группа людей, кто больше всех " БЛЮДИТ" окружающих.

И еще, в первые века, в церкви крестились вообще одним пальцем. Не это главное!
Потому и хотелось бы узнать, а что же вы хотите, собственно говоря.
А обижаться - это неразумно будет.
В Церковь вы идете в первую очередь к Богу, а не к окружающим.
Но и в ближнем ведь тоже образ Божий, не правда ли?:)

 
Православный христианин
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, если в храме я буду осенять себя крестным знамением двумя перстами, мне сделают замечание или выгонят? Возможно ли во время службы в храме креститься двумя перстами?

Помню одна тоже оригинально крестилась: вместо последнего движения на левое плечо она петлю вокруг головы вырисовывала - нимб. Все подумали: ну и дура, стоит тут выпендривается. Но никто замечаний не делал. Так и на тебя посмотрят, как на шизика. Не соблазняй людей, крестись обычно. Или ты в своих двух перстах сакральный смысл прозреваешь? А для чего тогда этот выпендреж?
 
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, если в храме я буду осенять себя крестным знамением двумя перстами, мне сделают замечание или выгонят? Возможно ли во время службы в храме креститься двумя перстами?

Вот почитал ответы на тему...что то мало-то любви к ближнему. Это к слову.

По сути мы крестимся тремя перстами во образ Святой Троицы. Есть соотвествующее постановление и объяснение. Старообрядцы двумя. По видимому в знак двойной природы Господа Иисуса Христа - Плотской и Божественной, не раздельной, но и неслиянной. Отношение со старообрядцами сложное. В сети есть авторитетные мнение по этому поводу, в т ч например, высказывание протоиерея О Стеняева.

Я рекомендую крестится (накладывать на себя Крестное знамение) так как установлено преданием и постановлением Православной Церкви. За много вековую историю существует много сложных и интересных вопросов. Вот например внешность, личность и иконографическое изображение Св Мч Христофора http://www.pravoslavie.ru/48431.html
и многие другие. Главное выполнять заповеди о любви ко Господу и ближнему, все остальное что нам необходимо и полезно знать приложится, милосердием Бога.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот почитал ответы на тему...что то мало-то любви к ближнему. Это к слову.

По сути мы крестимся тремя перстами во образ Святой Троицы. Есть соотвествующее постановление и объяснение. Старообрядцы двумя. По видимому в знак двойной природы Господа Иисуса Христа - Плотской и Божественной, не раздельной, но и неслиянной. Отношение со старообрядцами сложное. В сети есть авторитетные мнение по этому поводу, в т ч например, высказывание протоиерея О Стеняева.

Я рекомендую крестится (накладывать на себя Крестное знамение) так как установлено преданием и постановлением Православной Церкви. За много вековую историю существует много сложных и интересных вопросов. Вот например внешность, личность и иконографическое изображение Св Мч Христофора http://www.pravoslavie.ru/48431.html
и многие другие. Главное выполнять заповеди о любви ко Господу и ближнему, все остальное что нам необходимо и полезно знать приложится, милосердием Бога.
"Я рекомендую"???
Наверное, недоразумение...
В "троеперстном" есть и природа Христа и Образ Святой Троицы:
"Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую."
А, насчет того, что: мало любви - это плохая оценка, не более.
Это надо еще разъяснить: ЧТО понимать под любовью?
Можно ведь и потерпеть, когда человек, не понимая, своими действиями СОБЛАЗНЯЕТ ближнего на осуждение.
К примеру, приходит в храм и начинаете плясать перед алтарем, одевшись вызывающе.
А что?
Он тоже исповедует свою "любовь".
Но мы сразу слышим везде, что это недопустимо!
Христиане не должны осуждаешь! Это не любовь к ближнему...

Само по себе незнание - не есть грех или причина, что бы не ходить в храм к Богу.
Спросить - это уже первый шаг в духовном возрождении. Далее идет изучение предмета, а не обида на отвечающего.
Смешно слышать, когда некоторые говорят, что, де пришли в церковь, а их там обругали и выгнали.
Все! теперь ни шагу в церковь...
Смешно потому, что склоки в церкви устраивают именно такие НЕЗНАЮЩИЕ, а точнее, не хотящие знать.
И о любви обычно призывают те, кто сам в себе не определился: а что же такое любовь!
Не будем торопиться с оценкой, наверное это и хотел сказать, уважаемый Константин Борисович.
 
Прочее
Спасибо за ответы и пояснения. Не ожидал, что мой вопрос приведет к столь активной дискуссии. Не хотел никого провоцировать, не собирался ни перед кем выпендриваться.

Немного предистории... Как-то мой знакомый ( он старообрядец) посетовал на то, что его часто одергивают в храмах, когда он крестится. Несколько раз просили покинуть храм - "раскольникам и сектантам тут не место". Он человек уже не молодой, всю жизнь крестился двумя перстами. В церкви бывает чтобы помолиться, помянуть своих родных, поставить свечи. Старается подгадать время так, чтобы никто не видел как он креститься.
Я бы усомнился в его упреках, но, к сожалению, был свидетелем того, как ему делали замечание в церкви из-за двуперстия.
Одно дело - бабушки в церкви - они часто всех "учат" , другое дело - образованные люди на Православном форуме. Хотел услышать авторитетное мнение по этому вопросу.
В принципе, ответы я получил. Спасибо.

На свой вопрос о крестном знамении в этой теме я, по скудности своего ума, ответил бы просто - как хочешь, так и крестись. Клятвенные запреты "на двуперстие" сняты. Никто никаких препятствий чинить не будет. Сергий Радонежский, Александр Свирский и многие другие святые крестились двумя перстами и никто не осмелился их порицать за это.
Однако...
..."лишь только для того, чтобы ПОКАЗАТЬСЯ, что вы не согласны с существующим СЕГОДНЯ правилам совершать крестное знамение троеперстно, .... - тогда ЗАЧЕМ вы идете в храм?"
.... "посмотрят, как на шизика. Не соблазняй людей, крестись обычно. Или ты в своих двух перстах сакральный смысл прозреваешь? А для чего тогда этот выпендреж?"
..."Я рекомендую крестится (накладывать на себя Крестное знамение) так как установлено преданием и постановлением Православной Церкви."

Надеюсь, что "рекомендации" как надо креститься - не совсем удачный оборот речи.
Ну, а о преданиях и постановлениях сейчас говорить не будем. На эту тему уже очень много всего сказано.

Спаси Христос!
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Немного предистории... Как-то мой знакомый ( он старообрядец) посетовал на то, что его часто одергивают в храмах, когда он крестится. Несколько раз просили покинуть храм - "раскольникам и сектантам тут не место". Он человек уже не молодой, всю жизнь крестился двумя перстами. В церкви бывает чтобы помолиться, помянуть своих родных, поставить свечи. Старается подгадать время так, чтобы никто не видел как он креститься.
На свой вопрос о крестном знамении в этой теме я, по скудности своего ума, ответил бы просто - как хочешь, так и крестись.
Действительно так!
Как хочешь так и ....
Ведь сказано блаженным Августином:
"Возлюби Господа Бога и делай все что хочешь"
Но так ли это правильно?
Вот первое противоречие:
Ходит в храм, чтобы помянуть и поставить свечи.
Церковь - это ЖИВОЙ ЕДИНЫЙ организм, ВЕРНЫХ Богу.
А все мы участвуем в Евхаристии - и это главное в служение Церкви.
Как и Таинства.
А теперь представьте, в этом едином организме РАЗНОГЛАСИЯ.
Разве это будет нормально?
Вот и хочется спросить у этого раскольника:
А на причастие Святых Тела и Крови ты не идешь из-за твоей привязанности к двуеперстию?
То есть, НЕ ЖЕЛАЕШЬ причаститься ко Христу, ради своей принципиальности?
Разве тебе трудно подойти к священнику и сказать:
"Вот я привык креститься двумя перстами, но люблю Господа и хочу причаститься.
Каюсь, прости Господи и ты батюшка разреши!"

А так выходит, как бы фигу в кармане сложил и ПРЕЗИРАЕТ остальных.
Не по-христиански как то, не находите Евгений?
Гордыня не дала возможности Иуде покаяться - неужели и ему переступить через СВОЕ "ДОБРО" так сложно?
 
Спасибо за ответы и пояснения. Не ожидал, что мой вопрос приведет к столь активной дискуссии. Не хотел никого провоцировать, не собирался ни перед кем выпендриваться.

Немного предистории... Как-то мой знакомый ( он старообрядец) посетовал на то, что его часто одергивают в храмах, когда он крестится. Несколько раз просили покинуть храм - "раскольникам и сектантам тут не место". Он человек уже не молодой, всю жизнь крестился двумя перстами. В церкви бывает чтобы помолиться, помянуть своих родных, поставить свечи. Старается подгадать время так, чтобы никто не видел как он креститься.
Я бы усомнился в его упреках, но, к сожалению, был свидетелем того, как ему делали замечание в церкви из-за двуперстия.
Одно дело - бабушки в церкви - они часто всех "учат" , другое дело - образованные люди на Православном форуме. Хотел услышать авторитетное мнение по этому вопросу.
В принципе, ответы я получил. Спасибо.

На свой вопрос о крестном знамении в этой теме я, по скудности своего ума, ответил бы просто - как хочешь, так и крестись. Клятвенные запреты "на двуперстие" сняты. Никто никаких препятствий чинить не будет. Сергий Радонежский, Александр Свирский и многие другие святые крестились двумя перстами и никто не осмелился их порицать за это.
Однако...
..."лишь только для того, чтобы ПОКАЗАТЬСЯ, что вы не согласны с существующим СЕГОДНЯ правилам совершать крестное знамение троеперстно, .... - тогда ЗАЧЕМ вы идете в храм?"
.... "посмотрят, как на шизика. Не соблазняй людей, крестись обычно. Или ты в своих двух перстах сакральный смысл прозреваешь? А для чего тогда этот выпендреж?"
..."Я рекомендую крестится (накладывать на себя Крестное знамение) так как установлено преданием и постановлением Православной Церкви."

Надеюсь, что "рекомендации" как надо креститься - не совсем удачный оборот речи.
Ну, а о преданиях и постановлениях сейчас говорить не будем. На эту тему уже очень много всего сказано.

Спаси Христос!
Посмотрите это
 
Прочее
Вот и хочется спросить у этого раскольника:
А на причастие Святых Тела и Крови ты не идешь из-за твоей привязанности к двуеперстию?
То есть, НЕ ЖЕЛАЕШЬ причаститься ко Христу, ради своей принципиальности?
Разве тебе трудно подойти к священнику и сказать:
"Вот я привык креститься двумя перстами, но люблю Господа и хочу причаститься.
Каюсь, прости Господи и ты батюшка разреши!"

А так выходит, как бы фигу в кармане сложил и ПРЕЗИРАЕТ остальных.
Не по-христиански как то, не находите Евгений?
Гордыня не дала возможности Иуде покаяться - неужели и ему переступить через СВОЕ "ДОБРО" так сложно?

Спасибо, Андрей.
Ваша позиция мне ясна.
 
Православный христианин
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это ваши фантазии.
А по теме - достаточно лишь посмотреть на иконы древние и дату искажений в православной вере.
Дату искажений?
Читайте и размышляйте:
Когда христиане в первые века в некоторых местностях творили на себе знамение креста одним перстом, как о том пишет св. Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея (в беседе 54-й), они крестились так, без сомнения, с правым исповеданием, что един есть Бог

"Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. "
 
Православный христианин
А по теме - достаточно лишь посмотреть на иконы древние и дату искажений в православной вере.
Для начала - АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ!!!

42. О крестном знамении
Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы через знание предлагать его как панцирь. Ибо враг, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, подобие явно представленного омовения – трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на Пасху и кровью которого (Моисей. – Пер.) окроплял порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас, – веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас.
(Cвященномученик Ипполит Римский (~170 –†~235) ; Апостольское предание ).

святитель Кирилл Иерусалимский (315–386) учит изображать рукой:
«...36. Итак, да не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия; знамени для верных, и страх для злых духов. Потому, что посредством оного "победил" Он «их, изведши в позор со дерзновением» (Кол. 2, 15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай знамением сим по той причине, что оно даром дано тебе; но за сие тем более почитай Благодетеля...».

(святитель Кирилл Иерусалимский (315–386); Поучения огласительные; Огласительное поучение тринадцатое

Вселенский учитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) учит о наложении креста одним перстом:
Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем,
(ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО; Том VII; Книга 2; ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА; БЕСЕДА 54).
Более подробно:

Ведь не просто одно крестное знамение спасает?

Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей сделал ангелами.

А КРЕСТ Христов и полная вера, и уж точно не “двуперстие”, которое так называемые «староверы» проверяли по изображению жеста на иконах Христа и Пресвятой Богородицы.

Словарь иконописца

binary68


Канонизированное взаиморасположение пальцев иерея для благословления предстоящих перед ним христиан. П. изображается в иконописи и исторически имеет два положения пальцев. Первое, более раннее: мизинец распрямлен, он обозначает букву «I»; подогнутый безымянный палец почти соприкасается с большим, как бы образуя «С», а выпрямленный указательный с подогнутым средним – букву «I». Таким образом читаются инициалы IС ХС. Второе, более позднее: три соединенных пальца (мизинец, безымянный и большой) символизируют Триединое Божество – Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой), два соприкасающиеся пальца, средний и безымянный, символизируют два естества Иисуса Христа – Божеское и человеческое. В иконописи благословляющее П. обязательно для Иисуса Христа-Вседержителя, святителей (напр., Николая Чудотворца и др.), преподобных (Сергия Радонежского и др.). Их изображения благословляют молящихся.
 
Сверху