О молитве Кресту

Уважаемый Алексей Михайлович!
В вечернем правиле имеется молитва ко Кресту, в которой есть следующие молитвенные обращения, вызывающие у меня большое недоумение:

1. "...радуйся,...Крест...
2. "...Крест! помогай мне..."

К кому, умеющему услышать, обрадоваться и помочь, адресованы эти молитвенные обращения?

На каком богословском основании допустима такая молитва в монотеистической религии?

Крест может оживлять и исцелять человека, как нам известно из предания об обретении Креста, однако, и медицинские средства могут оживлять или исцелять человека, например, дефибриллятор или скальпель хирурга, но к ним же не обращаются со словами... Почему бы не молиться Христу на Кресте распятому, а не к Его инструменту - Кресту, подобно тому, как мы просим и благодарим врача, а не таблетку, им назначенную?

По моему скромному опыту, эта молитва разрушает монотеистическое сознание, хотя она и действует, но за счет разрушения, я это чувствую на себе, когда вдумчиво пытаюсь молиться данной молитвой. Ведь она является воззванием если и не к буквальному предмету из дерева, то к мысленному понятию о крестном подвиге Господа Иисуса Христа. То есть, это создание мысленной могущественной сущности, кумира, это идолопоклонство.

Заранее спасибо за ответ!
 
Здравствуйте, Александр!

Первое, на что хотелось бы обратить ваше внимание: содержание этой молитвы не противоречит христианскому вероучению!

Вас смущает выражение:
1. "...радуйся,...Крест..." 2. "...Крест! помогай мне..."
И Вы делаете следующее предположение (может быть вывод):
По моему скромному опыту, эта молитва разрушает монотеистическое сознание, хотя она и действует, но за счет разрушения, я это чувствую на себе, когда вдумчиво пытаюсь молиться данной молитвой. Ведь она является воззванием если и не к буквальному предмету из дерева, то к мысленному понятию о крестном подвиге Господа Иисуса Христа. То есть, это создание мысленной могущественной сущности, кумира, это идолопоклонство
Вынужден Вам напомнить, что и в Священном Писании употребляются выражения, которые возможно истолковать в смысле обращения к неодушевленным предметам, например: "Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света" (Пс.148:3).

Понятное дело, что светилам не свойственно хвалить Бога так, как хвалит Его - словесно, устами - человек. Но они могут прославлять Его и прославляют, отражая своим существованием, своею красотою совершенства Бога как Творца и Промыслителя.

(См. также: "Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости" (Ис.49:13); "Не бойся, земля: радуйся и веселись" (Иоил.2:21)).

Что касается Креста, Крест - орудие победы над дьяволом и смертью. Знамение Креста - действенное средство против лукавых демонических сил (разумеется, осенять себя крестным знамением нужно с верой: в частности, с верой во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя, с верой в Его Воскресение). Крест как материальный "предмет" - великая святыня, и как святыня является местом особого Божьего присутствия. Прикладываясь с верой ко Кресту, мы теснее приобщаемся Божественной благодати, теснее единимся с Богом. Отсюда и результат. Сказать больше, веря в действенность "силы" Креста, мы верим не в "кумира", а в действенность помощи со стороны Благого и Милосердного Бога.

Значение же смутивших Вас слов, "Крест! помогай мне", следует понимать в свете слов другой молитвы Честному Кресту, "краткой": "Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла"

Благодарю за вопрос!
 
Да, эта другая краткая молитва, которую Вы процитировали "Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла" мне понятна, я ее как раз использую.
Но те молитвы, где есть прямое словесное обращение к предметам, меня ступорят и смущают, их не могу воспринимать, это "религиозная поэзия, переведенная с греческого языка", так мне объяснил один священник ту большую молитву ко Кресту. Но меня привлекает истина и факты, а не художества для разогрева эмоций, зачем мне эта поэзия. Разве без нее нельзя быть христианином?
 
Я понимаю и так, что огромное мощное Солнце свидетельствует о могуществе Бога. Зачем мне обращаться к Солнцу с призывом "Солнце, хвали Бога!" ?
Это как-то излишне и ненормально и нелогично...
 
Здравствуйте, Александр!

Вы пишете:
Да, эта другая краткая молитва, которую Вы процитировали "Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла" мне понятна, я ее как раз использую.
Но те молитвы, где есть прямое словесное обращение к предметам, меня ступорят и смущают, их не могу воспринимать
Однажды и Моисея "смутило" повеление Божие обратиться к скале с тем, чтобы она дала воду. Обращение Моисея к скале должно было иметь следствием явление святости Божьей пред очами сынов Израилевых (Чис.20:12).

Повеление сводилось к следующему: "Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его" (Чис.20:8). Но Моисей, как мы отметили выше, смутился. За это "смущение" он был лишен радости войти в обетованную землю: "И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему" (Чис.20:12).

Напомню, что вхождение Израиля в обетованную землю служило прообразом вхождения праведников, последователей Христа, в Царство Небесное. Исходя из этого спрошу: не боитесь ли Вы, что ваше "смущение" молитвенными словами об обращении ко Кресту осложнит вам вхождение в Царство Небесное, подобно тому как "смущение" Моисея послужило ему препоном для вхождения в обетованную землю?

Отмечу, что такого рода смущение (которое отталкивает от веры) подпадает под определение: смущение - колесница диавола. Вот, что по этому поводу утверждал преподобный Исаак Сирин: "И ежели есть что в молитве, усвой это себе; и когда ум твой утвердится в этом, тогда смущение уступит свое место и удалится. Ибо в рабском делании нет мира уму, и в свободе чад нет мятежного смущения; смущение отнимает обыкновенно вкус у смысла и понятливости и расхищает мысли, подобно пиявке, высасывающей жизнь из тела с кровью их членов. И смущение, если только возможно, прилично будет назвать колесницей диавола, потому что сатана имеет всегда обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение" (Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. Об образе молитвы и о прочем, необходимо потребном для всегдашнего памятования и во многих отношениях полезном, если сохранит это читающий с рассуждением).

Храни Вас Господь!
 
"Нет добродетели без рассуждения"- это изречение кого-то из святых часто цитирует профессор Осипов А.И.
Вот и я пытаюсь понять ту молитву ко Кресту, а не механически произносить без понимания.
Смущение Моисея отличается от моего, потому что оно было не от словесного обращение к скале, а от неверия Богу, что вода пойдет из нее от слов Моисея. У него всё было в реальном времени прямо от Бога, а у меня есть возможность поразмыслить удаленно.
Вот что мне сказали три священника, которых я спрашивал про ту молитву, в которой есть прямое обращение к Кресту:
о.Александр: "Эта молитва кажется похожей на языческое заклинание, но это не так".
о.Михаил: "Это религиозная поэзия, переведенная с греческого языка". Хотелось бы мне быть христианином без поэзии, ведь поэзия - это мечтания, а христианство - это конкретно. Я технарь по складу ума, мечтания мне претят.
о.Олег: "Не стану вам сейчас объяснять, но вы сами всё поймете, если прочитаете статью И.Брянчанинова "О кресте нашем и Кресте Христа"". Я прочитал, но там нет ответа.
Как видно, прямого объяснения от них я не получил, к сожалению.
Если я временно уклоняюсь от использования некоторых молитв ко Кресту из-за их непонятной для меня формулировки, то разве нарушаю этим догматы веры?
Тут мне вспоминаются упрек ап.Павла в адрес пастырей, возлагающих "бремя неудобоносимое" на паству...
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Хотелось бы мне быть христианином без поэзии,
Поэтому именно для вас в молитвослове напечатана молитва после той, о которой вы спрашиваете. И идёт после слов «или кратко». Без поэзии. Неспроста, ведь верно?
167664D5-AEC3-4F84-B8D3-6B8A4615FA6F.jpeg


Также есть тема, схожая с вашей. Молитва Кресту - как понять?

Ну и наверняка вам будет интересно как звучит «Творец» в символе Веры:)

«...в древнегреческом языке, как и в русском, Бога еще называли ὁ Ποιητής (poiētēs), в переводе на русский — Творцом. В самом начале Символа веры говорится: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» («Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого»).

По-гречески же первый член Символа веры звучит так:

Πιστεύω εἰς ἕνα Θεόν, Πατέρα, Παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καὶ ἀοράτων.

Интересно, что это практически то же самое слово, что и русское слово «поэт». Древнегреческое ὁ Ποιητής образовано от глагола ποιέω (poieō), что значит «делать», «совершать», «творить». То есть, поэт — это тоже творец, в своем поэтическом творчестве создающий новые миры. Только Бог является — главным, единственным подлинным Поэтом, создавшим прекрасный мир и человека, а поэт в нашем смысле скорее лишь отдаленно пытается подражать Ему...» (взято отсюда)
 
Поэтому именно для вас в молитвослове напечатана молитва после той, о которой вы спрашиваете. И идёт после слов «или кратко». Без поэзии. Неспроста, ведь верно?
Также есть тема, схожая с вашей. Молитва Кресту - как понять?
Почему Вы решили, что напечатана именно для меня? Это не так, ведь я не знаком с редактором данного молитвослова. Ваше объяснение ни о чем.
Но за ссылку на схожую тему спасибо! ))
 
Здравствуйте, Александр!

Вы пишете:
"Нет добродетели без рассуждения"- это изречение кого-то из святых часто цитирует профессор Осипов А.И.
Вот и я пытаюсь понять ту молитву ко Кресту, а не механически произносить без понимания
Конечно, рассуждение как таковое не противоречит благочестию. О предметах веры, богослужения и богопочитания рассуждать можно (но трезво, осторожно). Собственно, с рассуждением связано развитие таких богословских наук как догматика, литургика, богословие иконы и пр.

Другое дело, когда рассуждение идёт не на пользу спасаемому, а во вред, когда, например, порождает в его душе сомнения в истинности слова Божьего, в авторитетности голоса Вселенской Православной Церкви. Такое рассуждение обращается пагубным смущением (которое есть, по слову преподобного Исаака Сирина, колесница диавола (см. выше)).

Вы приводите слова священника:
о.Александр: "Эта молитва кажется похожей на языческое заклинание, но это не так".
Замечу: эта молитва отражает, по форме, не языческие заклинания и не языческую поэзию, а библейский язык. Выше я привел несколько библейских стихов, содержащих обращения благочестивых людей к неодушевленным творениям.

Часть таких обращений, скорее, отражают желание праведников прославления имени Божия. Кроме того в Священном Писании отражены случаи, когда обращения к неразумным предметам подразумевали ощутимый сиюминутный результат.

Кроме случая "со скалой" (см. выше) могу напомнить Вам ещё один случай: "Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля" (Нав.10:12-14).

Иисус Навин был последователем Моисея, ревнителем веры в Единого и Истинного Бога. Обращаясь к светилам, он действовал не как язычник. Он, конечно же, понимал, что светила послушны Божественной воле. Обращаясь к солнцу и луне с требованием остановиться, он уповал не на них, а на их Создателя и Промыслителя, и его слова были услышаны Богом: "И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого" (Нав.10:14).

Обращаясь к Честному Кресту, мы уповаем не на дерево, не на древесную силу, а на силу Божию, на Бога, на Спасителя, искупившего нас "через Крест" (через Крестные Страдания и смерть).

Благодарю за внимательное отношение к теме!
 
Александр! Ещё несколько слов в пользу рассматриваемой молитвы.

Говоря о ней, Вы отметили:
Ведь она является воззванием если и не к буквальному предмету из дерева, то к мысленному понятию о крестном подвиге Господа Иисуса Христа. То есть, это создание мысленной могущественной сущности, кумира, это идолопоклонство
Приведу Вам слова Спасителя, в которых Он Сам допускает обращение верующего к неодушевленным предметам (разумеется, при этом подразумевается упование не на бездушные твари, а на Владыку, Господа тварей), причём, допускает, указывая критерий глубины и искренности веры.

Надеюсь, это поможет Вам принять слова молитвы Честному Кресту
.
Вот эти слова:
- "Иисус же сказал им: ...если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20);
- "Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас" (Лк.17:6).

Храни Вас Господь!
 
Сверху