О посмертной участи крещеных младенцев.

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Вопрос о посмертной участи крещеных младенцев и не только их.
При крещении любой человек, в том числе и младенец, рождается заново, очищенный от всякого греха и, можно сказать, восстанавливается в духовном чистом состоянии, в котором пребывал Адам до своего грехопадения. Из этого состояния Адам, в котором было дыхание Божие при его создании, мог согрешить, так как пока не стяжал собственными усилиями Духа Святого.
Также и младенец после крещения становится святым, но эта святость пока не полная – в ней отсутствует активная стяжательная составляющая святости, притягивающая, привлекающая благодать Божию и удерживающая дух в чистоте, то есть в первоначальной святости духовного рождения. Святость, приобретаемая при крещении младенца, не закреплена святостью, приобретаемой собственными усилиями младенца.

Поэтому подобно Адаму и младенец после крещения может согрешить, как еще не проявивший свое отношение к добру и злу. Но если этот младенец умрет и попадет в Царство Небесное, то он сможет там согрешить так же, как Адам согрешил в раю. Однако это недопустимо, так как в Царстве Небесном должны пребывать только те святые, которые не способны грешить.

Некоторые могут сказать, что младенец может быть утвержден в добре по вере своих крестных. Но тогда, во-первых, как это может быть, если вера крестных будет слаба и сами крестные и родители малыша не попадут в рай? И, во-вторых, если бы было возможно утвердить в добре свободную личность без собственного волеизъявления, то почему Бог не воспользовался этой возможностью сразу при создании Адама? Это подтверждает, что недопустимо утверждение младенца в добре без его собственного волеизъявления.

То есть я хочу сказать, что прежде, чем попасть в Царство Небесное, умерший младенец должен после смерти когда-то проявить свое сознательное волеизъявление к добру и злу – либо до воскресения, живя одной душой без тела, либо после воскресения до Суда или после Суда над сознательными взрослыми.
В связи с изложенным такой вопрос: как и когда умершие младенцы, которые при земной жизни не успели проявить свое волеизъявление к добру или злу, смогут проявить его после смерти?

P.S. Выскажу такое предположение. По-видимому, вне Царства Небесного и вне геенны должно существовать некоторое промежуточное состояние (подобное лону Авраама), в котором возможно проявление волеизъявления к добру или злу.
- Крещеные и некрещеные младенцы, а также те взрослые с чистым сердцем и совестью, которые не имели возможности слышать евангельское слово, креститься и причащаться в земной жизни, останутся, как я предполагаю, вне Царства Небесного в этом промежуточном состоянии и их спасение и Суд над ними продолжится в новых условиях в воскресшем духовном теле. При этом по результатам волеизъявления часть из них будет введена в Царство Небесное, как были введены в рай из лона Авраамова ветхозаветные праведники. Другая же часть, не принявшая к исполнению заповеди Христа и не примирившая с Богом, пойдет к возгордившимся бывшим ангелам (бесам и дьяволу) в погибель на вечные мучения в геенне огненной.
- Те же грешники, которые в земной жизни имели возможность услышать слово евангельское, но не захотели слышать, а если и услышали, то не исполнили Его заповеди, не признали Жертву Христа и не покаялись в грехах перед Святой Троицей, не войдут ни в Царство Небесное, ни в упомянутое промежуточное состояние. Для них нет покаяния и изменения волеизъявления после смерти. Они будут осуждены на вечные муки, как пребывающие в плену страстей и укоренившиеся во зле.
 
Здравствуйте, Юрий!

Вы задаёте сложный вопрос и сопровождаете его довольно глубокими рассуждениями. Мы не можем ответить с достоверною точностью, как именно осуществляется духовное совершенствование душ крещеных младенцев в Царстве Небесном. Это знает Господь. Что касается наших личных рассуждений, они могут быть отнесены к области частных богословских мнений. Однако нам известно, и Церковь стоит на этом положении твёрдо, что Царстсво Небесное чуждо греха (как Вы и сами заметили). Все его обитатели поддерживаются в добре особым действием Божественной благодати. Перед всеми его обитателями, включая детские души, со стороны остальных его обитателей демонстрируются только примеры добра и не демонстрируются злые примеры (чем, помимо прочего Царство Небесное отличается от Эдема).

Относительно вашего предположения, что "вне Царства Небесного и вне геенны должно существовать некоторое промежуточное состояние (подобное лону Авраама), в котором возможно проявление волеизъявления к добру или злу", замечу, что Церковь признаёт только два места посмертного пребывания душ, куда они попадают после Частного Суда: Царство Небесное и ад. Другое дело, что в Царстве Небесном "обителей много", как и в аду много разных мест.

Благодарю за вопрос!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович! К сожалению, Ваш ответ не прояснил решение проблемы посмертной участи младенцев.

Данная тема возникла как попытка решения житейского вопроса – «Зачем молиться о упокоении крещеных младенцев», если «подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости» (Синаксарь в субботу мясопустную)? Ведь мы же не молимся о упокоении святых, которых причисляем сподобившихся рая. И если молимся в храме Господа о упокоении крещеных младенцев и на отпевании священник просит: – «Земных лишил еси, Владыко, младенца наслаждений, небесных благих сего, яко Правосудец сподоби», «Со святыми упокой», то, следовательно, Церковь не уверена в том, что крещеные младенцы будут в раю и «насладятся райской сладости» (смотри также комментарии к блогу «О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?»).
Мы не можем ответить с достоверною точностью, как именно осуществляется духовное совершенствование душ крещеных младенцев в Царстве Небесном. Это знает Господь. Что касается наших личных рассуждений, они могут быть отнесены к области частных богословских мнений.
Согласен, что догматически этот вопрос не решен и достоверного ответа на него нет, так как Бог не раскрыл эту тайну в Писании. Но мы же познаем тайны Божии разумом и рассуждениями о написанном в Писании, догматах и трудах святых отцов. Именно размышление над этим позволяет увидеть не только то, что лежит на поверхности, но и проникнуть глубже в Истину, которая дана Христом. И постепенно открывается то, что первоначально было скрыто, но уже содержалось в библейских словах.
Проблема также в том, что есть много частных богословских мнений святых отцов, причем порой противоречивых. Для формирования непротиворечивой системы взглядов необходимо выбрать в соответствии с догматами и Писанием что-то определенное, что делает личное мировоззрение цельным.
Мы не можем ответить с достоверною точностью, как именно осуществляется духовное совершенствование душ крещеных младенцев в Царстве Небесном... Однако нам известно, и Церковь стоит на этом положении твёрдо, что Царстсво Небесное чуждо греха (как Вы и сами заметили). Все его обитатели поддерживаются в добре особым действием Божественной благодати. Перед всеми его обитателями, включая детские души, со стороны остальных его обитателей демонстрируются только примеры добра и не демонстрируются злые примеры (чем, помимо прочего Царство Небесное отличается от Эдема).
1. Не согласен с тем, в отсутствии зла на одних только добрых примерах святых Бог может утвердить в добре. Ведь не дурной пример есть причина согрешения, а собственная воля личности. Как же в отсутствии зла и преодоления искушения свободная личность проявит свой выбор между добром и злом? Если бы в отсутствии зла можно было удержать Адама в безгрешности, то почему же тогда Бог допустил лукавые речи змия в Эдеме? Видимо, потому и допустил, что без познания последствий зла согрешение Адама было неизбежно. Если бы не было своевременной прививки искушения дьяволом, то грехопадение Адама от гордости за свои успехи в духовном совершенствовании могло бы быть настолько глубоким, что его покаяние стало бы невозможно. При отсутствии этого искушения он мог согрешить только по своей воле, будучи никем не обманут. И тогда не было бы у него оправданий, и вина его была бы более тяжелой.
Вспомним пример с Ангелом света Денницей, который в отсутствии зла до того возрос в духовном росте, что, не создав в борьбе с последствиями зла собственной преграды к отторжению зла и уменьшению добра, возгордился и стал дьяволом – противоборцем Бога. То же самое может случиться и с безгрешными младенцами, которые духовно бы совершенствовались только в обстановке райского блага и добра, не познав нищеты духа и не испытывая немощи своей без Бога, не имея опыта преодоления зла. Поэтому, как я предполагаю, для утверждения в добре младенцы, прежде чем попасть в Царство Небесное, которое чуждо греха, должны познать воздействие зла при временной и частичной богооставленности и проявить свой выбор между добром и злом вне рая.
Относительно вашего предположения, что "вне Царства Небесного и вне геенны должно существовать некоторое промежуточное состояние (подобное лону Авраама), в котором возможно проявление волеизъявления к добру или злу", замечу, что Церковь признаёт только два места посмертного пребывания душ, куда они попадают после Частного Суда: Царство Небесное и ад. Другое дело, что в Царстве Небесном "обителей много", как и в аду много разных мест.
2. Вы пишите, что нет промежуточного места между раем и адом. То есть признаете, что в будущем веке будут только два состояния жизни – состояние блаженства в Царстве Небесном (в раю) и состояние вечных мучений (с разными степенями мучений) в геенне.

– Но разве вне Царства Небесного, то есть в аду, пропадет благое у тех, кто жил по совести и по любви к ближним, но не имел возможности в земной жизни познать Христа, Его заповеди, креститься и причащаться? Несомненно, не пропадет. Поэтому можно предполагать, что до окончания Страшного Суда возможно также и третье состояние жизни, в котором будут и мучения из-за отсутствия причастности к Христу и блаженство за их любовь к людям. В этом состоянии они будут продолжать любить ближних и испытывать радость, например, от того, их уверовавшие внуки блаженствуют с Богом в раю. И только укоренившиеся во зле грешники, которые лишились любви к людям еще в земной жизни, и нечестивые, отвергшие Бога, Его заповеди и покаяние перед Ним, не будут иметь любви в аду и поэтому будут пребывать в геенне в состоянии лишенном даже капли радости.

Об этом третьем состоянии упоминается в Синаксаре в субботу мясопустную: «Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие – не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)». Заметим здесь, что крещеные младенцы, как сознательно не определившиеся в выборе между добром и злом, и поэтому способные согрешить, и как не получившие ни похвалы, ни воздаяния за свой выбор, также должны до Суда находиться вместе с некрещеными младенцами в этом третьем состоянии – ни в раю, ни в геенне. Кстати, св. Григорий Нисский в труде «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» вообще не упоминает о крещении и не различает посмертную участь крещеных и некрещеных младенцев. Говоря же о взрослых, умерших сразу после осознанного крещения в святой чистоте и духовно рожденных заново, св. Григорий Нисский также предполагает, что будет некое третье их состояние: – «Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин – достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения пред смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу».

Но в таком состоянии, где нет ни блаженства, ни мучений не может быть жизни личности. Уйти в небытие это тщетная мечта самоубийц. По учению Церкви Бог никогда не прекращает поддерживать жизнь души в бессмертии. Более того – Он воскресит всех. Поэтому, если уж и говорить о третьем состоянии жизни после воскресения, то следует говорить о нем как о продолжении жизни подобной земной, где существуют и радости и страдания. Отличие же от земной жизни в том, что эта жизнь с блаженством и мучениями будет продолжаться в новых условиях – в воскресшем духовном теле. Если бы третье состояние было безжизненным состоянием с отсутствием и блаженства, и мучений, то Бог был бы лишен возможности спасти заблудших грешников, пребывающих в любви к людям и благодарящих Всевышнего за этот дар любви, но не имевших возможности в земной жизни слышать евангельское слово и причащаться. Когда душа заблудших грешников при их воскресении соединится с телом, личность восстановится и станет возможным их покаяние, которое после смерти было невозможно из-за нарушения цельности личности. Эти грешники воскреснут, чтобы в духовном теле, подобном Ангелам, увидеть Христа, познать любовь Его и покаяться на Суде в неосознанных прежде грехах, сделанных по неведению. Воскресшие младенцы также сделают перед Судом осознанный выбор между добром и злом. Нечестивые же и укоренившиеся в злобе грешники, потерявшие способность к покаянию, уже прежде Суда осуждены на вечные мучения в смерть вторую в геенну, откуда они не придут на Суд (псалом 1) для проявления милости к ним.

3. Где же возможно это третье состояние, если в будущем веке будет только Царство Небесное (рай) и ад? Оно, как содержащее мучения, возможно только в аду в верхних его обителях. Ад побежден и разрушен Божией благодатью. Христос уже однажды после своей смерти проповедовал там и вывел тех, кто в земной жизни жил по совести, каялся в грехах и, приняв в аду Его Евангельское слово к исполнению, стал причастен к Нему. Он вывел из ада даже таких грешников, как Адам и Ева. Ад побежден и повержен. Но это не означает, что его теперь нет. И если в аду уже однажды пребывала Божия благодать и Сила, лишившая дьявола власти над грешниками, то и после второго пришествия Христа допустимо Его схождение в ад, чтобы проповедовать и вывести из ада хотя бы тех, пребывающих в любви к людям и Богу, кто подобно ветхозаветным праведникам не имел возможности слышать евангельское слово за время своей праведной земной жизни после воскресения Христа.

Таким образом, можно предположить, что из верхних обителей ада будет возможен выход в Царство Небесное по продолжающемуся Суду Божиему над их обитателями. И только на самом дне ада будет геенна, из которой нет выхода и в которой будут только вечные мучения укоренившихся во зле грешников и нет там никакого блаженства и никакой надежды на спасение.

Итак, можно сделать такие выводы.
1. Церковь не гарантирует, что крещеные младенцы пребудут в Царстве Небесном. Она всего лишь уповает на это. Поэтому и необходимы молитвы о упокоении крещеных младенцев. Эти молитвы дают благодать к духовному росту младенцев, свидетельствуют о непрекращающейся заботе членов Церкви о них и способствуют их спасению.
2. Прежде, чем попасть в Царство Небесное, умерший младенец, как крещеный, так и некрещеный, должен после смерти когда-то проявить свое сознательное волеизъявление к добру и злу – либо до воскресения, живя одной душой без тела, либо после воскресения до Суда.
2. В аду, то есть вне Царства Небесного, помимо состояния вечных мучений в геенне должно быть некоторое состояние, в котором будут не только мучения, но и радости. Именно в этом состоянии, подобном земному, возможно сознательное самоопределение между добром и злом воскресших в духовном теле младенцев. И в зависимости от этого самоопределения эти младенцы могут быть определены Судом Христа либо в Царство Небесное вместе с Ангелами, либо в геенну вместе с бесами.
3. Все воскреснут и обретут цельность личности, нарушенную при разлучении души и тела. - Крещеные и причастившиеся праведные (святые) воскреснут в Царстве Небесном и на Суд не придут (Иоанн 5:24).
- Нечестивые, которые не хотели знать Бога, а также грешные, укоренившиеся во зле и потерявшие способность к покаянию, воскреснут в геенне на вечные мучения в смерть вторую, лишенную всякого блага жизни и на Суд также не придут (псалом 1).
- Младенцы же, а также некрещеные праведные и заблудшие грешники, не имевшие раннее возможности знать Христа, Его заповеди, сознательно креститься и причащаться, по воскресении приобретут возможность покаяться на Суде в неведомых им раннее грехах и в ожидании Суда будут в верхних обителях ада определяться с выбором добра или зла, испытывая как страдания, так и радости. Причем при воскресении младенцы и некрещеные праведные будут находиться в самых верхних обителях ада, а упомянутые заблудшие грешники будут находиться ниже – ближе к геенне («потерпят урон»), но могут быть спасены, «но так, как бы из огня» (1Кор.3:15).

В заключение отмечу, что некоторые возразят, словами Христа – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5) и «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:53). Кстати, согласно этим высказываниям крещеные, но не причащавшиеся младенцы, также не попадут в Царство Небесное. На это отвечу, что сказано также – «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:16). Младенец не может осознанно веровать. Но разве он может быть осужден на основании этого? Недоумение устраняется тем, что эти слова Христа относятся только к нам, имеющим возможность слышать и осознать евангельское слово, креститься и причащаться. Те же, кто не имеет такой возможности, в частности, крещеные и некрещеные младенцы, умершие преждевременно, получат возможность исполнить основные заповеди Христа, как я представляю справедливость Божию, лишь после смерти своей.

Вопрос: Согласны ли Вы, Алексей Михайлович, с тем, что крещеные младенцы после преждевременной смерти первоначально будут пребывать вне райских обителей, чтобы познать там нищету духа своего при частичной богооставленности, устремиться к поиску Спасителя от немощи своей, выработать в противостоянии злу состояние отторжения и неприятия зла, а также преграду к уменьшению блага?
Согласны ли Вы с тем, что только после этого, познав заповеди Христа, Его жертвенную любовь и стяжав Святого Духа исполнением этих заповедей в новых условиях духовного роста (в воскресшем духовном теле), младенцы при всецелой устремленности души к любви Христа могут быть утверждены в добре и переведены из верхних обителей ада в Царство Небесное?

P.S. Надеюсь, я Вас не утомил своим многословием?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович! К сожалению, а может быть, напротив, к благу для самостоятельного более глубокого понимания, я не дождался Вашего ответа. Поэтому попробую ответить на свои вопросы сам и подвести итоги.
1. Прежде всего, в качестве пояснения вышеизложенного отмечу, что иногда недоумения о посмертной участи возникают от того, что нет четкого различия между понятиями Царство Небесное и рай, ад и геенна. И фактически отрицается промежуточное (третье) состояние между раем и адом, в котором души усопших в ожидании Страшного Суда пребывают как в радости, так и в страданиях, и из которого возможен переход либо в Царство Небесное, либо в геенну. То есть, как я понимаю, до окончательного Суда возможны три состояния – блаженства (рай), мучений (ад), и состояние, где есть и радости и страдания (подобие лону Авраамову), а после Суда только два состояния – вечного блаженства в Царстве Небесном и вечных мучений в геенне.
2. А теперь изложу уточнение моего понимания о посмертной участи крещеных младенцев. Крещеные младенцы, несомненно, будут в Царстве Небесном, так как они уже чувственно познали последствия первородного греха в болезнях, страданиях и в смерти, хотя пока не осознали это умом. Кроме того, они, как члены единого Тела Христова, в котором все взаимосвязано и едино, воспримут всю историю страданий человеческих. Воспитываясь в раю святыми, они познают последствия греха своих предков и ближних. Через их сознание пройдет весь опыт человеческий преодоления греха, осознания своей нищеты духа, всемогущества Бога и любви Его к Своему Творению. Поэтому у младенцев нет той неизбежности согрешения, которая была у Адама, не прочувствовавшего прежде грехопадения никаких последствий греха и нищеты своего духа. И младенцы уже готовы, чтобы, когда станут осознавать свою жизнь, быть утвержденными в добре милостью Божией к этим невинным созданиям. Им уже не надо вне рая познавать последствия греха. Поэтому им все благоприятствует, чтобы быть в раю. Умудренные святыми, они, осознав и прочувствовав в раю их опыт жизни, уже более не согрешат. Как Богородица не грешила, осознавая последствия греха своего народа, так и младенцы уже более не согрешат в раю. При этом отсутствие собственных заслуг у младенцев в их земной жизни не может быть препятствием для пребывания их в раю, потому что Христос дает благодать Святым Духом не по заслугам, а по милости Своей. И благодатью Божией младенцы будут утверждены в добре и будут пребывать в раю вместе со святыми до всеобщего воскресения, а после воскресения – в Царстве Небесном.

Св. Ефрем Сирин об умерших во младенчестве говорит – «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые как чистые агнцы в Едеме упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иез.34:14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил - пастырь сих стад. Степень их выше и прекраснее, нежели у девственников и святых; они - чада Божии, питомцы Духа Святаго. Они - сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь их в Едеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям» (ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА, Т.2, Блаженство умерших во младенчестве).
3.
Итак, возвращаюсь к основному вопросу, определившему создание этой темы: – Зачем молиться о упокоении крещеных младенцев, если «подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости» (Синаксарь в субботу мясопустную)? Когда речь идет о грудном младенце, можно сказать, что, так как крещение облекает его во Христа и, как грудной, он не грешит, то и по смерти, освобождаясь от греховного тела, он остается святым. Но младенцы постарше все-таки, как объясняют священники, которых я спрашивал об этом, грешат невольными грехами, которые не к смерти, например, жадность, зависть, эгоизм, раздражительность и прочее. И хотя предполагается, что эти грехи им не вменяются, но все-таки это грехи, тем более что нет четкой возрастной границы, чтобы определить для конкретного ребенка какие грехи ему вменяются, а какие нет. Мы не разделяем младенцев до 3-5 или 7 лет на тех, кто может быть грешными, а кто не имеет грехов. Поэтому Церковь молится об упокоении всех младенцев, умерших преждевременно, в том числе и грудных. И к тому же, наши молитвы свидетельствуют, что младенцы не забыты и не оставлены членами Тела Христова.

Эти молитвы есть ходатайство и помощь младенцам. И по вере кресных, родителей и других родственников, которые имеют отношение к младенцу и теперь молятся о упокоении его, Бог по милости Своей дарует спасение ему. «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Матф.8:6-13). «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мар.2:5). «Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров» (Иоан.4:49-52). Невинные младенцы своей преждевременной смертью призывают нас к Христу, чтобы мы молились о упокоении их и Бог принял молитвы по вере нашей. И эти молитвы не только способствуют утверждению нас в добре, но и утешают в надежде на воссоединение с нашими малышами в Царстве Небесном.

Здесь надо отметить и то, что чрезвычайно полезно поминать на Литургии (проскомидии) усопших крещеных младенцев. Такое поминовение дает им причащение Плоти и Крови Христа, необходимое для вечной блаженной жизни в единении с Богом. Об этом пишет святой праведник Николай Кавасила – «Сверх того, и из следующего соображения становится очевидным, что для тех душ не только возможно и беспрепятственно, но и необходимо нужно Причащение святых даров…. Но между тем всякое наслаждение и блаженство – назовем ли мы рай, или лоно Авраама, или место, свободное от всякой скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое царство – (все это) доставляет находящимся там не другое что, как сия чаша и сей хлеб. Ибо это – (наш) Ходатай и Предтеча за нас во святая, Который один приводит к Отцу, один – Солнце душ, Который ныне так является и сообщает Себя, как Сам восхотел, узником плоти, а тогда узрится и даст Себя в причастие без покровов, когда узрим Его, как говорит (Писание), якоже есть (1Кор. 13:12), когда соберет (праведников), как труп собирает орлов, когда препояшется и заставит возлечь их, придет и послужит им, когда воссияет на облаках, и чрез Него просияют праведники, как солнце. Кто не соединен с Ним, как обыкновенно соединяет (святая) трапеза, тем совершенно невозможно достигнуть покоя или получить какое-либо благо – великое или малое» (Изъяснение Божественной Литургии).
 
Здравствуйте, Алексей Михайлович! К сожалению, а может быть, напротив, к благу для самостоятельного более глубокого понимания, я не дождался Вашего ответа. Поэтому попробую ответить на свои вопросы сам и подвести итоги.
1. Прежде всего, в качестве пояснения вышеизложенного отмечу, что иногда недоумения о посмертной участи возникают от того, что нет четкого различия между понятиями Царство Небесное и рай, ад и геенна. И фактически отрицается промежуточное (третье) состояние между раем и адом, в котором души усопших в ожидании Страшного Суда пребывают как в радости, так и в страданиях, и из которого возможен переход либо в Царство Небесное, либо в геенну. То есть, как я понимаю, до окончательного Суда возможны три состояния – блаженства (рай), мучений (ад), и состояние, где есть и радости и страдания (подобие лону Авраамову), а после Суда только два состояния – вечного блаженства в Царстве Небесном и вечных мучений в геенне.
2. А теперь изложу уточнение моего понимания о посмертной участи крещеных младенцев. Крещеные младенцы, несомненно, будут в Царстве Небесном, так как они уже чувственно познали последствия первородного греха в болезнях, страданиях и в смерти, хотя пока не осознали это умом. Кроме того, они, как члены единого Тела Христова, в котором все взаимосвязано и едино, воспримут всю историю страданий человеческих. Воспитываясь в раю святыми, они познают последствия греха своих предков и ближних. Через их сознание пройдет весь опыт человеческий преодоления греха, осознания своей нищеты духа, всемогущества Бога и любви Его к Своему Творению. Поэтому у младенцев нет той неизбежности согрешения, которая была у Адама, не прочувствовавшего прежде грехопадения никаких последствий греха и нищеты своего духа. И младенцы уже готовы, чтобы, когда станут осознавать свою жизнь, быть утвержденными в добре милостью Божией к этим невинным созданиям. Им уже не надо вне рая познавать последствия греха. Поэтому им все благоприятствует, чтобы быть в раю. Умудренные святыми, они, осознав и прочувствовав в раю их опыт жизни, уже более не согрешат. Как Богородица не грешила, осознавая последствия греха своего народа, так и младенцы уже более не согрешат в раю. При этом отсутствие собственных заслуг у младенцев в их земной жизни не может быть препятствием для пребывания их в раю, потому что Христос дает благодать Святым Духом не по заслугам, а по милости Своей. И благодатью Божией младенцы будут утверждены в добре и будут пребывать в раю вместе со святыми до всеобщего воскресения, а после воскресения – в Царстве Небесном.

Св. Ефрем Сирин об умерших во младенчестве говорит – «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые как чистые агнцы в Едеме упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иез.34:14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил - пастырь сих стад. Степень их выше и прекраснее, нежели у девственников и святых; они - чада Божии, питомцы Духа Святаго. Они - сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь их в Едеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям» (ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА, Т.2, Блаженство умерших во младенчестве).
3.
Итак, возвращаюсь к основному вопросу, определившему создание этой темы: – Зачем молиться о упокоении крещеных младенцев, если «подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости» (Синаксарь в субботу мясопустную)? Когда речь идет о грудном младенце, можно сказать, что, так как крещение облекает его во Христа и, как грудной, он не грешит, то и по смерти, освобождаясь от греховного тела, он остается святым. Но младенцы постарше все-таки, как объясняют священники, которых я спрашивал об этом, грешат невольными грехами, которые не к смерти, например, жадность, зависть, эгоизм, раздражительность и прочее. И хотя предполагается, что эти грехи им не вменяются, но все-таки это грехи, тем более что нет четкой возрастной границы, чтобы определить для конкретного ребенка какие грехи ему вменяются, а какие нет. Мы не разделяем младенцев до 3-5 или 7 лет на тех, кто может быть грешными, а кто не имеет грехов. Поэтому Церковь молится об упокоении всех младенцев, умерших преждевременно, в том числе и грудных. И к тому же, наши молитвы свидетельствуют, что младенцы не забыты и не оставлены членами Тела Христова.

Эти молитвы есть ходатайство и помощь младенцам. И по вере кресных, родителей и других родственников, которые имеют отношение к младенцу и теперь молятся о упокоении его, Бог по милости Своей дарует спасение ему. «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Матф.8:6-13). «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мар.2:5). «Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров» (Иоан.4:49-52). Невинные младенцы своей преждевременной смертью призывают нас к Христу, чтобы мы молились о упокоении их и Бог принял молитвы по вере нашей. И эти молитвы не только способствуют утверждению нас в добре, но и утешают в надежде на воссоединение с нашими малышами в Царстве Небесном.

Здесь надо отметить и то, что чрезвычайно полезно поминать на Литургии (проскомидии) усопших крещеных младенцев. Такое поминовение дает им причащение Плоти и Крови Христа, необходимое для вечной блаженной жизни в единении с Богом. Об этом пишет святой праведник Николай Кавасила – «Сверх того, и из следующего соображения становится очевидным, что для тех душ не только возможно и беспрепятственно, но и необходимо нужно Причащение святых даров…. Но между тем всякое наслаждение и блаженство – назовем ли мы рай, или лоно Авраама, или место, свободное от всякой скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое царство – (все это) доставляет находящимся там не другое что, как сия чаша и сей хлеб. Ибо это – (наш) Ходатай и Предтеча за нас во святая, Который один приводит к Отцу, один – Солнце душ, Который ныне так является и сообщает Себя, как Сам восхотел, узником плоти, а тогда узрится и даст Себя в причастие без покровов, когда узрим Его, как говорит (Писание), якоже есть (1Кор. 13:12), когда соберет (праведников), как труп собирает орлов, когда препояшется и заставит возлечь их, придет и послужит им, когда воссияет на облаках, и чрез Него просияют праведники, как солнце. Кто не соединен с Ним, как обыкновенно соединяет (святая) трапеза, тем совершенно невозможно достигнуть покоя или получить какое-либо благо – великое или малое» (Изъяснение Божественной Литургии).
 
Здравствуйте, Юрий!

Вы продолжаете раскрывать важную и актуальную тему, а раскрывая, вносите глубокие и интересные мысли. Между тем, некоторое из того, о чём Вы пишете, скорее относится к области религиозной философии, нежели к догматике (методология философии вполне допускает вольные рассуждения даже на очень глубокие и таинственные темы, тогда как догматика опирается, главным образом, на Откровение Божие).

Что касается вашего суждения:
как я понимаю, до окончательного Суда возможны три состояния – блаженства (рай), мучений (ад), и состояние, где есть и радости и страдания (подобие лону Авраамову), а после Суда только два состояния – вечного блаженства в Царстве Небесном и вечных мучений в геенне
В Доме Отца, как сказал апостолам Господь Иисус Христос, обителей много. В аду тоже есть различные места. Как праведники в Раю испытывают разные степени блаженства, так и грешники в аду испытывают разные состояния. Сколько именно мест заключается в этих вместилищах душ, нам неизвестно. Вы пытаетесь сложить оные места и у Вас получается сумма: "три". Но почему? Если выражаться строго, то Рай и ад - это два места, а если иметь в виду множества мест как в Раю, так и в аду, то их "сумма" превзойдёт число "три".

Благодарю за вдумчивый анализ данной проблематики и интересные мысли!
 
Сверху