О современной светской культуре

Православный христианин
Здравствуйте, батюшка, хочу задать достаточно обширный вопрос: что дозволено православному из современной культуры?
Скажу сразу: я не слушаю всякий там рок-н-ролл, тяжёлый рок, хеви метал и прочую мерзопакость - один раз услышал, как некий "христианский" рокер разоряется на сцене: "Jesus Christ... ту-ду-ду-ду-ду-ду", я такое больше пяти секунд выносить не могу, сразу завернул такое. Но ведь есть отличные образцы светской музыки в жанрах, скажем, блюз, джаз, кантри, качественный хип-хоп, хорошая электронная музыка (разумеется, не та, в которой гольная какофония сквозит отовсюду). Мой вопрос: можно ли православному человеку слушать и/или сочинять современную музыку (повторюсь, я не жалую разные там бешеные визги, лязги, оры, всяческий диссонанс и т.д. в музыке)?
Ещё вопрос про танцы. Опять же, отсекаю вообще любые развратные пляски и прочее в этом духе, вопрос мой про такие ненавязчивые танцы а-ля брейк-данса - чтобы, скажем так, если кто увидит/услышит музыку/танец, то испытывал в лучшем случае радость от задорного ритма и напева, в худшем (если, скажем, просто музыка не понравится) - не испытывал ничего. Можно ли танцевать/сочинять такие танцы?
Отдельно отсекаю песни, где явно поётся богохульство/разврат/ещё что-нибудь непристойное (даже на чужом языке). Такие песни я ни петь, ни сочинять ни в коем разе не буду.
 
...что дозволено православному из современной культуры? … можно ли православному человеку слушать и/или сочинять современную музыку …
Апостол Павел заметил: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», (1Кор. 6:12). Творческий дар, роднящий человека с Его Творцом, дар, которого лишены даже ангелы, есть великая прерогатива человека. Однако если Бог творит из ничего, то человек, созданный по подобию своего Творца, творит несуществующие до того в мире эстетические образы не из совершенного небытия, а вызывая их к жизни из субъективно умопостигаемого мира и давая им преображенное бытие. Поэтому творческий процесс это не зеркальное «отражение» реальности, а вызов «нового» из творчески преображенного «старого». Ответственность самого человека, прямым образом связанная с нравственным масштабом и духовным совершенством его души в том, каким образом своим творческим даром распорядиться – можно талантливо облагородить даже никуда не годный прообраз, сделав ему творческую прививку Божьей благодати, можно глумливо принизить, исказив высокое смысловое содержание, в конце концов от творчество можно совсем отказаться из самых благих побуждений: «от греха подальше» (однако притча о зарытом таланте не позволяет это делать). Потому творение – это всегдашний «риск нового»: по духовной слепоте и бесовскому наваждению творчество может стать и служением Тьме. Скорее всего именно поэтому среди клириков нет единомыслия в отношении к современной музыке. Например, иноромонах Сергий (Рыбко), говоря о молодежной современной культуре, видит в ней много позитивного. И напротив, один из самых почитаемых старцев архимандрит Иоанн (Крестьянкин), оценивал современный рок так: «Одержимость бесовскую Вы получили, когда еще рок-музыкой увлекались. А что делать теперь? Если нисколько не находите сил противостоять насилию вражию, то хоть временно отойдите от служения у престола. …. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут!». Признаюсь, что мне ближе точка зрения духовника Псково-Печерского монастыря - общение с Богом «под барабан и гитару» столь же невозможно, как провинившемуся ожидать милостей от начальника, прося у него извинения под вой и грохот рок-концерта. И, если человек, изрядно потрудившись, вместил в себя богатство классической музыкальной культуры, тот уже никогда не увлечется примитивизмом эрзац-музыки. Существует множество пркрасных мелодий, которые адекватны молитвенному строю христианской души - под такую певучую гармоничную (и даже громкую!) музыку легко славить Господа, как славил Его когда-то святой царь Давид: «Хвалите Его со звукам трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях, … хвалите Его на струнах и органе… хвалите Его на кимвалах громогласных» (Пс.150, 3-5).

Поэтому, дорогой Рауль, чтобы перестраховаться от соблазнов, сохраняйте в сердце непрестанное молитвенное желание соответствия замысла Божьего и свободной человеческой воли. Как перед началом Литургии дьякон молится «время сотворити Господеви», так и в общем смысле это прошение должно быть предпослано всем творческим начинаниям человека. Например, Иоганн Себастьян Бах все свои партитуры украшал надписями «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество. Музыка для него была богослужением. Пусть же и для вас она станет Служением Свету.
 
Последнее редактирование:
Сверху