О возможности христианского происхождения кипчакских народов

Православный христианин
Ув. о. Олег, в сети появился такой материал

http://historica.ru/index.php?showtopic=13274

на основе анализа народных обычаев казахов и киргиз допускается их христианское происхождение.

Насколько на Ваш взгляд это корректно?

Обращаясь к народной обрядности кочевых народов кыпчакского происхождения, в родильных обрядах мы с наибольшей степенью вероятности можем наблюдать влияние христианского богослужебного воздействия.
Речь идет о так называемом обряде сорокадневия, именуемого у казахов «кыркынан шыгару», что дословно означает «выход из сорокодневного возраста».
Сорокадневие безусловно отмечается не только среднеазиатских кочевников. Цифра сорок сохраняет священное значение у различных народов, так или иначе соприкасавшихся с христианской религии. Есть следы подобного влияния и у соседних народов, например у таджиков.
Однако именно у потомков кыпчаков парадоксальным образом обряд сорокадневия имеет поразительные параллели с чином христианского крещения.
Прежде всего для проведения обряда сорокадневия избирается т. н. «кіндік шеше», считающаяся для ребенка как бы второй матерью, аналогично крестной матери.
Но более всего поразительно, что удивительное сходство с чином крещения (совершаемого, как известно, именно на сороковой день) имеет сама внешняя форма обряда.
Над ребёнком совершают омовение в специально приготовленной для этого чаше, после чего совершают еще одно действие, напоминающее о чине крещения – а именно, пострижение волос.
Именно эти внешние действия и производят над христианскими младенцами, достигшими сорокадневного возраста…
Разумеется, в обряде много народных наслоений, не имеющих никакого отношения к христианскому обряду крещения. Например, вместе с волосами остригают и ногти.
Чашу наполняют монетами, сам обряд совершают только женщины.
Впрочем, последнее вполне объяснимо – мужчина в традиционном обществе это прежде всего воин, а женщина – хранительница обрядового наследия. Именно женщины «погружали» младенцев в советское время в условиях религиозных гонений.
Почти аналогичный обряд совершают каракалпаки и кыргызы – наиболее близкие по языку, происхождению и месту проживания.
Так, у каракалаков неотъемлемой частью родильного обряда является купание ребенка. В ванную перед купанием ребенка, насыпали соль, клали монеты. На сороковой день перед купанием совершали обряд - брали деревянную ложку и из нее 40 раз поливали голову ребенка, при этом приговаривали, чтоб "ножки ходили, рот говорил - голову кормил".
У кыргызов на сороковой день рождения ребёнка, его омывали тёплой водой из сорока ложек - "кырк кашык сууга киринту", стригли утробные волосы - "карын чач", вместо "ит койнок" надевали другую рубашку - "кырк кейнок". Её шили из сорока лоскутов различной материи, которые мать или бабушка ребёнка выпрашивали у соседей, у старых людей. В этот день пекли обрядовые сорок лепешек на масле - "май токоч" или маленькие блины на сале - "кырк челпек" и раздавали их сорока детям.
Как видим, здесь присутствует еще один элемент, имеющий внешнее сходство с христианским обрядом, а именно – облачение в новую одежду после омовения.
Схожие обряды находят себе место у ногайцев и сибирских татар.
Из этого можно сделать вывод, что время их возникновения приходится на период, предшествовавший распаду единой кыпчакской общности.
Обстоятельства совершения сорокадневного омовения могло бы показаться нам простой случайностью. Но это не единственный след христианской обрядности в казахском обществе.
Описание религиозной жизни дореволюционных казахов до нас дошло в исследованиях «последнего казахского царевича» - Чокана Чингисовича Валиханова. Правнук великого хана Аблая, получивший прекрасное образование заслужил славу первого ученого-казаха, и, разумеется, именно история и этнография стали для него предметом изучения.
Текст записей Ч. Валиханова к сожалению несколько поврежден «на самом интересном месте». Но того, что доносит до нас дневник, вполне достаточно.
Приводим этот текст полностью: «если прольется молоко, киргиз все…….., чтобы не оставил их…….., и и чтобы умилостивить……. Делая крест и поклон……. Правую руку……. К лбу, подбородку, правому плечу, потом левому. Тоже делают, когда переходят через скотские джиели, говоря, что джиели имеют кие, и делают таут……..Если увидят кузнечную наковальню, то тотчас подходят и делают крест».

Детальное изучение народной обрядности казахов, кыргыз, ногайцев и каракалпаков в будущем возможно позволит в дальнейшем раскрыть этот вопрос более детально и ответь на вопрос о происхождении некоторых погребальных и свадебных обрядов, также предположительно могущих иметь христианские параллели. Это касается употребления чаши (разумеется, с водой, а не с вином, в отличие от христианского венчания), из которой брачующиеся отпивают по очереди, а также сроки проведения поминальных трапез, аналогичных христианским (хорошо известные в христианских культурах годины и сорочины), и как известно, запрещенных в исламе.
 
Москва
Православный христианин
Читаем: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)" (Рим.2,14-15).
Тертуллиан: "Душа каждого человека, по природе - христианка"!
 
Сверху