О записках о здравии на проскомидию.

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий! Многие подают на проскомидию записки о здравии крещеных близких и родных, подчас даже не понимая смысла этого поминания. На проскомидии священник вынимает частицы из заздравной просфоры с поминанием имен, перечисленных в этих записках. Погружая после причащения мирян эти частицы в Святую Чашу, священник произносит молитву, в которой есть такие слова – «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Но вот в чем бывает проблема. О жизни некоторых из близких и родных нам известно, что они, хотя и посещают церковь, ставят свечки, молятся, освящают еду на Пасху и веточки вербы, подают записки, но сами никогда не исповедуются и не причащаются. Обычно они говорят, что верят в Бога в душе, а прощение грехов дает Бог по их личным молитвам без посредничества священника.

Но в таком случае, есть ли смысл подавать записки о здравии их на проскомидию? Если они сами не хотят исповедоваться, то какой смысл имеет для них молитва священника – «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»? Ведь без личной исповеди в Таинстве покаяния грехи не очистятся. Наверное, для поминания таких людей лучше подавать записки о здравии их на молебен, а не на проскомидию?

Но с другой стороны, частицы, внесенные в Чашу, напоены Божественной кровью, благодаря чему благодать Божия и духовные дарования посылаются тому, от имени которого частицы вынуты из просфоры. И молитва священника о поминаемых на проскомидии имеет особую силу. Все это может подвигнуть их к тому, чтобы начать исповедоваться и причащаться.

Итак, вопрос.
1. Записки о здравии крещеных близких и родных, о которых мы знаем, что они, хотя и приходят в церковь молиться, но пока не желают исповедоваться, предпочтительно подавать на проскомидию или на молебен?
2. Записки о здравии крещеных близких и родных, о которых мы знаем, что они вообще не ходят в церковь, подавать только на молебен?
 
Дорогой Юрий!
Церковь никого не хочет и не может принудить войти в Её лоно. Поэтому, кто еще или уже не хочет в Ней пребывать, вынужден оставаться вне Ее ограды. В древности Церковь строго следила за этим – известны святоотеческие суждения об отказе от поминания христиан, пребывающих в нераскаянии, заблуждении и расколах, через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровью. Однако нельзя считать их догматически безусловными - запрет бескровной Жертвы за грешников, слабо согласуется с жертвой Христа за всех людей, с догматом сошествия Спасителя во ад. Вспомните, как священник произносит на проскомидии великие слова «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение», и в конце Литургии погружая вынутые из просфор частицы в Святую Чашу, произносит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой.

Поэтому существуют два мнения о подаче проскомидийных записок – либо можно подавать их за всякого крещеного, либо записки не стоит подавать за людей далеких от Церкви и погрязающих в грехах. Конечно трудно не согласиться, например, с прп.Паисием - если, человек умер в злостном противлении Святой Церкви, да еще и без покаяния, никак не может быть поминаем на проскомидии. Но, как быть с теми, кто не противопоставлял себя сознательно Богу, а просто не воцерковился и, бездумно скользя по жизни, не думал о последствиях грехов?
Так, например, митрополит Антоний Сурожский считал, что проскомидийное поминовение - это молитва о всём мире, которая вбирает в себя всех без исключения, подобно тому как Христос всех призвал в Царство Божие со Креста. Св. Игнатий Богоносец призывал: «И о других людях непрестанно молитесь, ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу». То есть сами по себе грехи не могут являться причиной непоминовения на проскомидии. Безгрешных людей вообще нет. Весь вопрос в покаянии человека - если кается человек, то Господь принимает его, как блудного сына, и тот опять будет в числе верных, даже если это произойдет в самое последнее мгновение его земной жизни. Нельзя поминать только тех, кто совсем не кается и вообще находится вне Церкви, внутренне не имея с ней ничего общего. Но как это определить? Не присвоили ли мы себе исключительное Божье право судить закоснелых грешников, строго-настрого отказывая им в поминовении, и в то же время, ничего не ведая о внутренней жизни, об их душевном состоянии в посмертные часы? Поскольку церковный устав не дает нам никаких рекомендаций, то всё вверяется совести и нравственному чутью приносящего Дары священнослужителя. Я, например, на проскомидии всегда поминаю немца-лютеранина Виктора, с которым дружил долгие годы. Оказавшись в эмиграции, он неизлечимо заболел – зная, что ему недолго осталось жить, пересмотрел всю свою жизнь, испросил прошения у брошенной когда-то жены, примирился со всеми: свидетельство этому - его удивительные письма ко мне. Перед кончиной хотел перейти в православие, но не успел…

Мне кажется, что в спорных случаях всё же следует исходить из «презумпции невиновности», то есть полезнее думать о грешниках лучше, чем они были на самом деле… Сможем ли мы в этом случае как-то навредить им? Суть посмертных страданий не в том, что грешники наказаны по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть посмертных мучений, а в личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви. Как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это и будет для настоящим мучением, адом.
Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья "трубы горят", на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного Господом с заботливой любовью на самое почетное место а первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Жутчайшее состояние адских мук без како-либо возможности снятия похмельного синдрома! А если бы пил умеренно, то несмотря на головную боль, мог бы стать сопричастником хотя бы малой доли всеобщей Радости. Именно в этой степени способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства... И если мы начнём усиленно поминать этого злостного пропойцу, то как изменится от этого его внутреннее состояние? По степени сердечности наших молитв Бог способен милостиво пересадить его из первого ряда куда-то повыше – например, в царскую ложу. Похмельные страдания вряд ли умалятся, а вот сокрушение об утраченном рае возможно вызовет вопль покаяния…
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
Спасибо, отец Сергий. Мне известен Ваш предыдущий ответ о поминовении на проскомидии усопших (Опасно ли поминовение закоснелых грешников на проскомидии?).
Здесь же я спрашивал о поминании о здравии тех близких нам живых людях, про жизнь которых мы знаем достоверно из бесед с ними. Они (по их словам) верят в Бога, но упрямо не желают исповедоваться Ему в Таинстве покаяния перед священником. И хотя Христос пролил Свою Кровь за прощение грехов всех, но те, кто сознательно отвергает Таинство покаяния, отвергает вместе с этим и Его Искупительную Жертву за наши грехи. Омывание Кровью Христа вынимаемых из просфоры частиц таких поминаемых может быть бесполезно для них и вредно для тех, кто бездумно подает записки на проскомидию. И поэтому, как я думаю с учетом Вашего ответа, для поминания людей, никогда не исповедовавшихся и не желающих исповедоваться, предпочтительнее подавать записки о здравии не на проскомидию, а на молебен. Это касается и неверующих в спасительную роль Христа.
Тех же крещеных, о подробностях христианской (церковной) жизни которых мы не знаем достоверно, можно, как я думаю, без сомнений поминать записками о здравии на проскомидию.

Другое дело поминание о здравии на молебне, когда церковь молится о спасении и прощении грехов без омывания Кровью Христа частиц просфоры. Здесь надо вспомнить, что, во-первых, Христос на Кресте молился о прощении даже тех, кто распинал Его. И мы в личной молитве должны молиться о прощении грехов не только близких, но и врагов наших. Во-вторых, святые молились при земной жизни о всех, а не только о крещеных и православных. И святые после успения своего продолжают молиться на небе обо всех. Поэтому я считаю для себя допустимым подавать записки на молебен о поминании и тех неверующих и некрещеных, кто нам особенно дорог и не хулит церковь и Бога.

И конечно, без личной молитвы о поминании близких нам людей молитвы церкви о них могут быть и не услышаны. Нельзя перекладывать наши заботы и молитвы о спасении их только на церковь, а самим устраняться от личной молитвы. Кроме того, наши молитвы не будут действенны, если сами не исповедуемся о своих грехах.

Таково мое понимание о записках о здравии, которое прояснилось с учетом Вашего ответа, отец Сергий. Еще раз спасибо за ответ.
 
Сверху