- Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий! Многие подают на проскомидию записки о здравии крещеных близких и родных, подчас даже не понимая смысла этого поминания. На проскомидии священник вынимает частицы из заздравной просфоры с поминанием имен, перечисленных в этих записках. Погружая после причащения мирян эти частицы в Святую Чашу, священник произносит молитву, в которой есть такие слова – «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Но вот в чем бывает проблема. О жизни некоторых из близких и родных нам известно, что они, хотя и посещают церковь, ставят свечки, молятся, освящают еду на Пасху и веточки вербы, подают записки, но сами никогда не исповедуются и не причащаются. Обычно они говорят, что верят в Бога в душе, а прощение грехов дает Бог по их личным молитвам без посредничества священника.
Но в таком случае, есть ли смысл подавать записки о здравии их на проскомидию? Если они сами не хотят исповедоваться, то какой смысл имеет для них молитва священника – «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»? Ведь без личной исповеди в Таинстве покаяния грехи не очистятся. Наверное, для поминания таких людей лучше подавать записки о здравии их на молебен, а не на проскомидию?
Но с другой стороны, частицы, внесенные в Чашу, напоены Божественной кровью, благодаря чему благодать Божия и духовные дарования посылаются тому, от имени которого частицы вынуты из просфоры. И молитва священника о поминаемых на проскомидии имеет особую силу. Все это может подвигнуть их к тому, чтобы начать исповедоваться и причащаться.
Итак, вопрос.
1. Записки о здравии крещеных близких и родных, о которых мы знаем, что они, хотя и приходят в церковь молиться, но пока не желают исповедоваться, предпочтительно подавать на проскомидию или на молебен?
2. Записки о здравии крещеных близких и родных, о которых мы знаем, что они вообще не ходят в церковь, подавать только на молебен?
Но вот в чем бывает проблема. О жизни некоторых из близких и родных нам известно, что они, хотя и посещают церковь, ставят свечки, молятся, освящают еду на Пасху и веточки вербы, подают записки, но сами никогда не исповедуются и не причащаются. Обычно они говорят, что верят в Бога в душе, а прощение грехов дает Бог по их личным молитвам без посредничества священника.
Но в таком случае, есть ли смысл подавать записки о здравии их на проскомидию? Если они сами не хотят исповедоваться, то какой смысл имеет для них молитва священника – «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»? Ведь без личной исповеди в Таинстве покаяния грехи не очистятся. Наверное, для поминания таких людей лучше подавать записки о здравии их на молебен, а не на проскомидию?
Но с другой стороны, частицы, внесенные в Чашу, напоены Божественной кровью, благодаря чему благодать Божия и духовные дарования посылаются тому, от имени которого частицы вынуты из просфоры. И молитва священника о поминаемых на проскомидии имеет особую силу. Все это может подвигнуть их к тому, чтобы начать исповедоваться и причащаться.
Итак, вопрос.
1. Записки о здравии крещеных близких и родных, о которых мы знаем, что они, хотя и приходят в церковь молиться, но пока не желают исповедоваться, предпочтительно подавать на проскомидию или на молебен?
2. Записки о здравии крещеных близких и родных, о которых мы знаем, что они вообще не ходят в церковь, подавать только на молебен?