Община и соборность

Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день! Слово община я не нашла в словаре сайта "Азбука Веры". Это знаменательно. Данное понятие выходит постепенно их церковного обихода. Современный приход - это собрание малознакомых людей, не связанных ни общим житейским делом, ни взаимопомощью, для совместной молитвы, где каждый в значительной мере молится о своем. Упоминать об общине в первохристианском понимании этого слова постепенно становится неприлично, т.к. многими клириками здесь ставится знак равенства с обновленчеством и сектантством.
Понятно, что такое положение дел удобно для большой части как клира так и прихожан, т.к. всех освобождает от больших хлопот. Между тем, по здравом рассуждении община представляется бытийным практическим воплощением соборности, во всяком случае связь очевидна. А соборность как известно, отменять нельзя, поскольку она закреплена в Символе Веры. Что же такое община и соборность в современном православном христианском понимании? Как соотносятся эти понятия? Помогите разрешить это мучительное для меня противоречие. Только, пожалуйста, говорите искренне, не передергивайте.
Спаси всех вас Господь.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Слово община я не нашла в словаре сайта "Азбука Веры".
Гликерия, благодарим Вас, справедливое замечание. В настоящее время словарная часть сайта активно дополняется, но этого понятия в планах не было...
Теперь появилось.
М.б. эта тема нам и поможет.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Дорогая Гликерия! Хорошую Вы тему затронули. Спасибо! Вот, что мне думается об этом...Когда я только начал ходить в храм, то тяготился тем, что никого не знаю, мне казалось, что другие люди как-то общаются между собой, дружат, а я ни с кем не знаком. Со временем все стали моими знакомыми. И уже тогда стал думать о том, как было хорошо, когда я никого не знал и можно было спокойно в храме стоять, а не болтать в притворе.
Что касается, общины... Наверное, у общины должно быть что-то общее... Например, какое-то доброе дело, которое будет заставлять всех отказываться от собственного эгоизма и страстей ради пользы ближнего. Несколько лет назад, у нас на приходе одна раба Божия умирала от рака, была молодая и красивая, конечно, очень страдала. Теперь, через несколько лет, дружба с этим покойным уже человеком, объединяет и нас, живых. Даже две супружеских пары появилось и дети родились. Может и Божий человек вокруг себя собрать людей, часто настолько разных, что непонянтно, как они могут рядом находится.
В общем, Благодать Божия, наверное людей объединяет. Как в тропаре перед началом Собора поют "Днесь Благодаться Святаго Духа нас собра...". А что у нас, каждый сам по себе это, конечно, печальная действительность...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Община в первохристианском понимании этого слова применительно к нашему времени означает, вероятно, сообщество людей (собрание), связанных люовью во Христе, что выражается деятельно в общении бытовом и взаимопомощи, а венчается литургически Евхаристией. Я не богослов и мое определение тяжеловесно. Но так сложилось мое понимание за годы пребывания в Церкви и чтения на эту тему. Я согласна с о. Даниилом, что людей объединяет благодать Божия. Но если мы так легко миримся с собственной безблагодатностью, не пытаемся ничего изменить, не будем ли наказаны?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мне кажется, что люди в дальние времена были менее мобильны, соответственно община была наиболее удобным местом не только богослужебной жизни, но и социальной деятельности. В наше время есть множество вариантов самореализации и вне общины (достаточно, например, по телефону связаться с фондом св. Димитрия Солунского, где служит о. Даниил).
Второй фактор - это время. Наш настоятель говорит, что для создания полноценной и деятельной общины требуется по его опыту около 7 лет. И я вижу, что у нас так и получается.
И последнее. А что конкретно мешает? Очень часто слышишь слова - это плохо, то недостаточно. А потом ещё и оптимистичное заключение "Бог накажет!". Методы работе на приходе известны - никаких помех для разумной инициативы!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Для того, чтобы заботиться о стариках или помогать многодетным мобильность не нужна, а нужен именно свой приход. а то можно весь мир спасать, а ближнего не заметить. Я живу в Санкт-Петербурге. Вы можете назвать свой приход, где община складывается? Если это так, я постараюсь присоединиться. Мой многолетний опыт воцерковления показывает, что община просто невозможна, т.к. со стороны прихожан просто не может быть никакой инициативы, только послушание, а иногда и оно не требуется.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Для того, чтобы заботиться о стариках или помогать многодетным мобильность не нужна, а нужен именно свой приход.

Гликерия, я же привёл пример с Фондом св. Димитрия Солунского. Мы живём в большом городе, количество людей с которыми мы общаемся превышает общину среднего храма; кроме того есть интернет. Огромное поле для деятельности!

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Шпалерной улице.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спаси Господи, обязательно приду на литургию. Как правило, храмы, которые восстанавливаются. имеют что-то похожее на общину. Сложнее там, где все давно восстановлено. Об интернет. Старики и старухи интернетом не пользуются. Они добредают до ближайшего храма пока ноги несут. А ноги отказывают, сидят или лежат дома. Я не о благотворительности сейчас говорю, а о взаимоотношениях между членами одного прихода. Литургическое общение - это вершина, внизу - наши взаимоотношения. По этим взаимоотношениям и узнаются ученики Христовы (простите, не привожу соответствующую цитату за недостатком времени, но она широко известна, даже на иконах иногда пишется).
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Приходите, искренне рады будем видеть.
Что касается стариков, то пользуются интернетом не они, а многочисленные фонды, форумы, просто неравнодушные люди, которые и помогают нам встретиться с нуждающимися. Причём, не обязательно с христианами.
 
Мне кажется, в понятии "община" содержится намёк (а, может и не намёк) на соборность, на некую общность. То есть община, если она существует и ведётся неравнодушным пастырем, объединяет людей не только для литургической жизни. Это и совместные дела на приходе-ремонт, помощь по храму, помощь нуждающимся людям (возможно, не только из своего прихода, это и адресная помощь), совместное переживание радостных и не очень, а иногда и трагичных событий. Здесь подразумевается общность интересов и устремлений. Почему пастырь должен быть неравнодушный - потому что от него многое зависит, в том числе и духовное окормление, помощь в духовном возрастании. Естественно, что и люди в общине должны быть способны на отклик. Не будет понимания, стремления к единению-не будет общины, будет просто зарегистрированный приход, пребывание в котором будет означать лишь поход на Литургию.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спаси Господи. Как радостно, что есть еще люди, которые именно так это и понимают. А то я думала, что у меня что-то не в порядке с этим вопросом. Каких только ответов не приходилось получать! Описанная Вами, Сергей Викторович, община теоретически возможна и в наше время, но как показывает практика такое встречается крайне редко. Но если поставить это как образец, то уже будет первый шаг. А то ведь многие считают, что это сегодня невозможно, да и не нужно уже.
 
"Община
Совокупность верующих одного храма."
Вот нашел на сайте,но я с этим не согласен,скорее это прихожане,которые приходят и уходят после службы.Человек,который только ходит на службы в храм,а после сразу уходит,даже если в трапезной бывает иногда,никакого отношения к общине не имеет.Я живу в одном из самых больших городов америке,Джексонвилле.В городе есть Сербская,Румынская,Греческая,Американская церкви,а вот на почти 20 тыс.русско говорящих,нет ни одной Русской церкви.Все бегают по разным церквям и ждут,когда появится русский батюшка,кто то даст денег или построит храм с колоколами,а вот тогда они все и будут туда ходить.В Орландо есть настоящая община русско говорящих,которые собирались вместе,молились и община взрастила себе священнослужителя.13 мая в Санкт- Петербурге (Флорида) епископом Манхеттенским Гавриилом, Викарием Восточно-Американской епархии, Секретарем Архиерейского Синода была совершена торжественная хиротония (рукоположение) в сан священнодиакона чтеца Виктора Орды.Ни кто ни сидел дома и не ждал,когда кто то,что то сделает.Сейчас и у нас появилась группа людей,кто понимает,что не будет общины,не будет и церкви.Мы ходим в американскую православную церковь http://web.mac.com/izuljant/iWeb/rusorthodox и после американского служения остаемся,решаем как нам быть дальше и самое главное,по благословению отца Тэда,настоятеля храма,мы остаемся в храме на молитву.
Почему я не согласен с формулировкой общины на сайте,потому,что ходит русско говорящих очень много,а вот остается и пытается,что то сделать,очень мало.Зато очень интересуются,когда будет русский приход.
В Англии сначала организовалась православная община,после второй мировой войны и к этой общине был послан Антоний,будущий митрополит Сурожский.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Община
Совокупность верующих одного храма."
Вот нашел на сайте,но я с этим не согласен,скорее это прихожане,которые приходят и уходят после службы.Человек,который только ходит на службы в храм,а после сразу уходит,даже если в трапезной бывает иногда,никакого отношения к общине не имеет

Проблема, о которой рассказывает Игорь В., касается безынициативности прихожан что и является причиной отсутствия общины. Это понятно. Но такая постановка вопроса характерна именно для приходов за рубежом. В России все иначе. В России подавляющее большинство прихожан сразу уходят после службы и даже не знают, где находится трапеза, не потому, что они так сами хотят, а потому что поставлены перед фактом, что иначе и быть не может. Это трудно понять человеку, живущему в иной культурной традиции. Но у нас именно так. В начале девяностых годов, когда множество храмов поднималось из руин, когда люди молились в развалинах или приспособленных помещениях перед бумажными иконами, тогда какие-то зачатки общин наблюдались. Вероятно потому, что без инициативы граждан в то время было не обойтись. Но далее картина была следующая. Храм отстраивается, благоустраивается и благоукрашается, становится "рентабельным" (странное слово применительно к храму, но оно в ходу) и далее уже никаккая инициатива невозможна.Невозиожно что-то поменять в работе воскресной школы, невозможно собраться вместе вне богослужения, невозможно поближе познакомиться с людьми (не во время же службы это делать), невозможно узнать расписание отдельных священников и т.д. Нам оставлено богослужение и требы, насколько позволяет кошелек. Такое положение дел отталкивает людей, и не только новоначальных. Я знаю множество благочестивых и воцерковленных ранее людей, которым стало невмоготу от этих искушенийи они перестали часто бывать в церкви. Проблема намного серьезней, чем ее пытаются иногда представить.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
"Община
Совокупность верующих одного храма."
Вот нашел на сайте,но я с этим не согласен

Мы постарались оперативно разместить в алфавитном справочнике определение, основной текст же пока не готовили. Большая просьба, если есть предложения, давайте совместно создадим это определение для словаря. Пишите прямо в эту тему.

Спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нашла сайт Патриаршего Центра Духовного Развития Детей и Молодежи.Конференция "Современная молодежь в церкви: проблемы и пути их решения". Статья "Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение".
Единственное смущает, что все возлагается на священника. А если батюшка не хочет этой головной боли, что делать бедному прихожанину?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Объединяться с другими прихожанами самостоятельно по домам

Но это же будет какое-то подполье, не имеющее отношения к Церкви. Да и по домам много не наобъединяешься, "квартирный вопрос" все испортит.Без Евхаристии общины быть не может.
 
Сверху