Одеяние женщины в храме.

Здравствуйте!
Прочитала в Православном календаре вопрос (см. ниже) и не совсем вразумеительный ответ на него. Сама часто сталкиваюсь в беседах со знакомыми, особенно критически настроенными к Православной Церкви, с такими же вопросами. Кто знает, подскажите как отвечать. Может порекомендуете подходящую литературу.
ВОПРОС: "Перед причащением священник говорит, что к причастию не допускаются не имеющие на теле креста, женщины с накрашенными губами или в брюках. В евангельские времена брюк не носили ни мужчины, ни женщины, а традиции в ношении одежды у каждого народа были свои, зачастую зависящие от климата, и менялись в зависимости от условий проживания. Кем и почему за эталон одеяния женщины взят какой-то временной и исторический отрезок, а климат и темп жизни, и удобство ношения не учитываются?"
Спасибо.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Арина, интересно, а почему (простите за сравнение) женщина в брюках в театре, офисе воспринимается как невоспитанная, а в храме, как обиженная, ограниченная?

Мне кажется, длинная юбка, это просто форма церковного этикета, не более. Брюки смотрятся более вульгарно, обтягивая тело (это я Вам как мужчина, авторитетно заявляю :). Всё зависит от строгости священника, у нас, например, брюки не запрещаются.

А помада - это более серьёзно. К Причастию приходят с наивысшим благоговением, когда внешность уходит на второй план, а не с мыслью о том, "как я буду выглядеть". И ещё; помада может оставлять следы на чаше, лжице, кресте.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отвечает священник Кирилл Краснощеков,
настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев при СГУ.


Действительно, в современном мире женщина в брюках — это норма. Но на приеме у Английской королевы норма — это женщина в вечернем платье (в брюках туда просто не пустят), и никого, в том числе, наверное, и Вас, это не возмущает. Почему люди, отправляющиеся во дворец королевы (и не только королевы), готовятся к этому соответствующим образом, а люди, отправляющиеся в Храм Бога Живаго, идут туда в том же, в чем ездят на дачу? Не потому ли, что встреча с Ним не радостна и не долгожданна? Традиции нужно знать и уважать. Традиции это едва ли не последнее из того, что позволяет нам сохранить самобытность в эпоху глобализации, в эпоху джинсов, гамбургеров и пепси-колы.
 
Спасибо за ответы. Не совсем правда понятны нападки на меня лично. Может просьбу свою я сформулировала некорректно? Я полностью поддерживаю традиции и правила одеяния женщины и мужчины, принятые в Православной Церкви. Хотелось просто узнать, как беседовать с теми людьми, которые этого не приемлют и не понимают. Некоторые мои знакомые, подруги, которые считают себя Православными, при этом воспринимают ограничения в одежде, как исторически навязанные догмы, к вере не имеющие никакого отношения. Еще раз повторяю, я - нет. И еще, может кто-нибудь знает, что по этому поводу говорил (если говорил) А. Кураев?
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
– Всем известно, что женщина без косметики непредставима, а Церковь косметику, мягко говоря, недолюбливает!

Диакон Андрей <…> Во-первых, в православии настороженное отношение вообще ко всему, что искусственно (то есть сверхприродно, но не благодатно). Даже электрический свет вместо естественного солнечно-свечного, парафиновые свечи вместо восковых, вазелиновое масло в лампадах вместо оливкового, концертное пение неверующих наёмников вместо пения верующих прихожан – всё это своего рода «косметика», которая натирает нам душу. <…>
Во-вторых, храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким».
В-третьих, женская косметика во все века была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты на самцов. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. К храму лучше отнестись как к «заказнику». Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. <…>
Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый... А теперь начну его смягчать.
Снова во-первых. Во-первых, косметика Евангелием... предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет. Это совет духовный. Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком уж старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением постоянного благочестивого ужаса короткими межхрамовыми перебежками передвигаться по улицам городов...
Значит: если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия (нормы) в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.
Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Но для неё косметика была не выбором, который она в своей эмансипации сделала вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции. <…>
В итоге у меня три совета на тему об одежде и косметике.
Первый обращён к женщине, которая просто проходит мимо храма. В её утренних замыслах посещения храма не было. Но вот проходила мимо, и в сердце шевельнулось желание зайти. Одежда её «нецерковная»... Что делать? Зайти. Если женщина знает, что у неё такая одежда, что может вызвать нарекания прихожанок, и тем не менее заходит на минутку в храм ради молитвы о своих детях, то это своего рода исповедничество и юродство: готовность принять неприятности и оскорбления ради того, чтобы помолиться.
Второй совет к женщине, которая специально идёт на службу. Ей я советую одеться «по-церковному». Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.
Открою тайну: мы, церковные люди, больны. Больны мы своей неправославностью: молитвенное славословие не течёт само радостно и легко, к нему приходится себя понуждать. <…> Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности – очень трудно. «Мои мысли – мои скакуны». <…> Конечно, человек отвлекается. Конечно, осуждает себя за эти отвлечения. И конечно, ищет возможности оправдать хотя бы некоторые из них. <…>
И тут вы даёте нам такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. А раз так, то зачем же задирать больных? <…>
Так что, идя в храм, лучше одеться так, чтобы твоя одежда не давала повода отвлекать от молитвы ни тебя самого, ни других людей.
Третий мой совет – к самим прихожанам. Снова представим первую ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма, и у неё появилось желание зайти. Но тут уже другая мысль остерегла её: «Ты не так одета! Тебе туда нельзя!» Вопрос: какая из этих мыслей – от Бога, а какая – от лукавого? Кто позвал эту женщину в храм, а кто – отпугнул? Убеждён, что мысль о посещении храма была от Господа, а другая, пугливая мыслишка – пришла «слева». Так зачем же нам-то становиться союзниками этого «левого»?
И ещё нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю – меня терпят. Все мы в церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут – Господь. Он позвал нас к Себе. Вспомним притчу о званых на царский пир (Мф., 22). Почётные гости не пришли. Царь тогда приказал позвать бомжей. Вот мы и есть эти бомжи. <…>
Так что не надо в церкви хозяйничать и изгонять из неё тех, кого позвал сам Владыка.
 
Согласен с диаконом Андреем в том, что если женщина шла мимо и решила зайти, то можно зайти в том, что на ней надето (брюки), но не в вызывающей одежде, потому что во многих храмах выводят. Ответить можно ещё так. Женщины в мини или брюках, джинсах вызывают, мягко говоря, интерес у мужчин и неприятие у прихожанок. Поэтому, приходя в храм "неправославно" одетыми, они грешат тем, что вызывают блудные помыслы у одних и отвлекают от молитвы тех и других. Скажут в ответ на это, что в храме грешники - да, но хотящие приблизиться к Богу, причаститься ему, а подобный соблазн мешает. Ведь есть правила этики, которые люди стараются соблюдать, почему в храме нельзя этого делать? Почему каждый приходящий (заходящий) считает вправе устанавливать свои правила? Помада - украшение, человек же должен быть перед Богом "прост"
 
Хабаровск
Православный христианин
Так же, хочу добавить:
«Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.
«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом", - заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.
В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы "Слово пастыря" письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.
Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.
"Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета", – подчеркнул представитель Московского патриархата».
(По материал «Религия и СМИ», 29.11.2006 г.)
P.S.
И ещё, почему в Храмах (особенно на исповеди) больше женщин? Не уж-то, они больше нашего грешат?!
 
г. Краснодар
Православный христианин
И ещё, почему в Храмах (особенно на исповеди) больше женщин? Не уж-то, они больше нашего грешат?!
Они больше нашего веруют!
Вспомните, кто пошел за Христом, когда Его распинали? Почти все мужчины-апостолы разбежались, а до конца пошла хрупкая женщина - Мария Магдалина!

ИМХО. ;)
___________________


А касательно темы вспоминаются поучения нашего Кубанского подвижника - старца монаха Мисаила! Он говорил, что когда мы идём в храм, то должны одевать самую лучшую одежду, ведь идём мы, прежде всего, в Дом Божий и должны выглядеть там особенно опрятно!
 
В дореволюционные времена в храм шли, надев лучшую, праздничную одежду. Почему нам не делать так же? Каждый поход в храм-радость и праздник, мы же надеваем тёмное, видимо считая, что такой цвет и подобает носить из-за отречения от мира. Но это одежда священников и монахов, да у священства и не всё чёрное. Что касается преобладания женщин на исповеди(да и в храме), то это обычно связывают с большей женской религиозностью и эмоциональностью. Мужчину раскрутить на исповедь сложнее, он буждет долго присматриваться, прежде чем сделать шаг. Грешат же все, и неизвестно, кто брольше.
 
Москва
Православный христианин
Братья и сестры я сегодня с детьми поехала в Зачатиевский монастырь и дочь попросила зайти в храм Христа спасителя .Так охранники даже мужчин в шортах не пускали, а иностранцев и в шортах и в юбках .
Да простит меня Господь! Моё мнение, что в этом храме такое великолепие и богатство, а ......... только мощи к которым люди прикладываются И ПО ВЕРЕ ПОЛУЧАЮТ ТО ЗА ЧЕМ ПРИШЛИ .ДА.......... ОЧЕНЬ КРАСИВО ПОСМОТРЕТЬ И ПОГЛАЗЕТЬ И ОПЯТЬ ПОВТОРЮСЬ, ТОЛЬКО МОЩИ............ ПРОСТИ МЕНЯ ГОСПОДИ!
 
москва
Интересующийся
А стоит ли служителям церкви такое пристальное внимание уделять таким ерундовым вопросам, как входить ли женщинам в храм в брюках или в юбке выше или ниже колен, прекрывать ли плечи, краситься ли и т.д.? Я уверена, что человеку, который верит, ему все равно по сути, хоть он голым придет, хотя это конечно, утрированно. Главное, чтоюы человек верил. он за этим и идет в ерковь. А не для того, чтобы понравиться бабкам-прислужницам. И потом храм у нас открыт для всех, и те кто работает в храме, я еще раз повторюсь - работают, так же как на других работах, а не вершат судьбы людей, как думают многие священнослужители, выступают в данном случае какими-то цензорами. И потом Богу-то наверное все равно, в чем мы приходим, как мы одеты, главное, что мы делаем и о чем думаем. А думаете вы многие о гадостях: берете на себя роль цензора и забываете, что вы такие же как все мы, вы не посредники между Богом и человеком. Не забывайтесь!
 
А стоит ли служителям церкви такое пристальное внимание уделять таким ерундовым вопросам, как входить ли женщинам в храм в брюках или в юбке выше или ниже колен, прекрывать ли плечи, краситься ли и т.д.? Я уверена, что человеку, который верит, ему все равно по сути, хоть он голым придет, хотя это конечно, утрированно. Главное, чтоюы человек верил. он за этим и идет в ерковь. А не для того, чтобы понравиться бабкам-прислужницам. И потом храм у нас открыт для всех, и те кто работает в храме, я еще раз повторюсь - работают, так же как на других работах, а не вершат судьбы людей, как думают многие священнослужители, выступают в данном случае какими-то цензорами. И потом Богу-то наверное все равно, в чем мы приходим, как мы одеты, главное, что мы делаем и о чем думаем. А думаете вы многие о гадостях: берете на себя роль цензора и забываете, что вы такие же как все мы, вы не посредники между Богом и человеком. Не забывайтесь!
Я вам отвечу как мужчина,не священникам надо,чтобы женщины одевались подобающе,а всем мужчинам находящимся в храме.Вы в храм заходите для чего?Помолится Богу или покрасоваться?Именно за укреплением веры приходят слабые и немощные,зараженные грехом.Церковь и есть собрание кающихся грешников,а не собрание святых.Я например прихожу именно помолиться,но вот когда первый раз пришел в американскую православную церковь и оказался около входа,народу много было и вдруг все упали на колени,первое,что я увидел,это набор разноцветных трусов.Было лето,а тут жара под 40 и все ходят в купальных костюмах.Мужчины разные бывают,но большенство очень легко искушаются женскими прелестями.Моление заканчивается моментально и начинается блудодень мозговая...Если вас не смущают полураздетые мужчины,то не значит,что все такие,а многих мужчин смущают просто распущенные волосы женщин.Люди больны грехом,а как тут исцеляться,если тебя искушают на каждом шагу?Мы все в первую очередь должны думать о том,чтобы не быть искусителем,так как именно с них больше спросится,а не с искушаемых.

Только представте,что храм полон мужчин в плавках или голых,как вы писали и что...вы сможете молится?Я думаю,что будете возмущаться и совсем забудете зачем пришли,а потом покинете храм и не вернетесь.Так представте сколько мужчин покинуло храмы,дабы не быть искушенными полураздетыми,раскрашенными как светофор женщинами и кто будет отвечать за то,что они покинули церковь,как вы думаете?
Преп. Исаак Сирин
- Знай, что если от тебя выйдет огонь (соблазна) и пожжет других, то Бог от руки твоей взыщет души, жегомые огнем твоим. И если не ты ввергаешь огнь, но соглашаешься с ввергающим и услаждаешься тем, то на суде будешь в числе сообщников его.
 
Москва
Крещён в Православии
Будучи сама женщиной и общаясь с другими женщинами, я знаю однозначно, если женщина куда-то выходит из дома, она всегда обдумывает, что ей одеть, будет ли та или иная вещь ею одетая, прилична и уместна там, где она в ней предстанет. На это иногда уходит вечер накануне и целое утро. И только идя к Богу, Творцу всей вселенной и Творцу всех человеков почему-то об этом думать не хочется. Почему? А, мол, Ему все-равно! Ему только важна наша душа и молитва. Что здесь? Лицемерие и отсутствие страха Божьего оскорбить Владыку Жизни. Между тем, существует незримая связь между внешним обликом человека и его внутренним состоянием. Расхристанного человека видно уже снаружи, ему плевать, как он идет в храм, в одежде, без одежды, нескромно одетым или вызывающе раскрашенным... Он не способен и на малую жертву ради Бога. Один не может заставить себя волосы расчесать, а другая воздержаться от употребления косметики и одевания брюк. А между тем, одеть вместо привычных брюк скромную длинную юбку, это уже начало смирения, столь приятное и угодное Богу, через которое человек обретает благодатное состояние души. Никто и никогда не требовал от христианок одевать в храм грязные, мятые, убогие вещи. Оденьте вещи чистые, заранее выстиранные и отглаженные, скромные по духу, но превосходно сшитые из хорошего материала. Пусть красота христианки будет скромной, целомудренной, благоговейной. И главное в красоте христианской души, конечно же, глаза, в которых тишина, мир и любовь к ближним сияют ангельским светом.
 
Главное, чтобы человек верил, он за этим и идет в церковь. А не для того, чтобы понравиться бабкам-прислужницам. И потом храм у нас открыт для всех, и те кто работает в храме, я еще раз повторюсь - работают, так же как на других работах, а не вершат судьбы людей, как думают многие священнослужители, выступают в данном случае какими-то цензорами.
В храме есть не только "бабки-прислужницы", которые "вершат" судьбы людей. Это не есть правильно. Там много молодёжи, а бабки эти часто не стары и по возрасту, тем более, что многие из них не работают, а помогают за спаси Господи. Что же касается Бога, то Он, слава Ему, бесстрастен, чем мы не можем похвастаться. Какая молитва, если перед тобой стоит женщина, ну, если можно так сказать, от которой невозможно и глаз отвесть? К сожалению, такие дамы иногда не понимают, что своим видом они вводят в искушение мужскую половину, поэтому вольно или невольно согрешают сами. Что, после такой службы снова идти на покаяние? Может, лучше даме объяснить? Покорректнее... Тем более, что храм - это не территория охоты на мужиков, сюда приходят не себя показать, а Богу помолиться.
 
Леонова Мария, Здравствуйте! Нахождение женщины одетой в брюки в храме не желательно, конечно, за это Вас никто не расстреляет, но если у Вас есть уважение к Богу, Вы всё поймёте, а бабушек которые ходят по храму и следят за порядком, надо слушаться, они знают как надо вести себя в храме, и пререкаться например, с ними не надо, я как -то стоял и громко разговаривал, ко мне подошли, и сделали замечание я извинился и перешёл на шопот, вот и всё, спорить не стал , потому,что понял что не прав.
 
Москва-Рыбинск
Православный христианин
Все-таки, сложнЫ все Ваши ответы. Думаю, самый простой выход из ситуации это:
1. Людям, входящим в храм, согласиться и поступать согласно о.Кураеву;
2. В храмах же, на случай, если женщина пришла в неподобающей одежде, иметь для этого платочек и юбочку (запашную) напрокат.
Немного труда придется приложить, но разногласия в рамках этого прихода, думаю, будут исчерпаны.

Братья и сестры я сегодня с детьми поехала в Зачатиевский монастырь и дочь попросила зайти в храм Христа спасителя .Так охранники даже мужчин в шортах не пускали, а иностранцев и в шортах и в юбках .
Да простит меня Господь! Моё мнение, что в этом храме такое великолепие и богатство, а ......... только мощи к которым люди прикладываются И ПО ВЕРЕ ПОЛУЧАЮТ ТО ЗА ЧЕМ ПРИШЛИ .ДА.......... ОЧЕНЬ КРАСИВО ПОСМОТРЕТЬ И ПОГЛАЗЕТЬ И ОПЯТЬ ПОВТОРЮСЬ, ТОЛЬКО МОЩИ............ ПРОСТИ МЕНЯ ГОСПОДИ!
Не одной Вам неприятно там находиться. Кроме того, нельзя не вспомнить о том, что ХХС находится на балансе мэрии Москвы, а не РПЦ МП. Может еще изменится он... и мы вместе с ним...
 
В храмах же, на случай, если женщина пришла в неподобающей одежде, иметь для этого платочек и юбочку (запашную) напрокат.
К сожалению, не всегда это применимо. Иногда бывают и конфликты по поводу самости прихожанок, которые вроде "всё знают", но выполнять не хотят.
 
Сверху