Всякий, слыша это (Быт. 2:4—6 — мое прим.), должен разуметь, что хотя Писание сказало уже о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: «Сия книга бытия небесе и земли», – то есть повествование о сотворении неба и земли, – «в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю». Не было еще всякаго злака сельнаго, не прозябала (не произрастала) еще всякая трава сельная. Но хотя, действительно, не появились они
в первый день, потому что произошли в третий, однако же
в повествование о творении первого дня не напрасно внесено слово о том, что сотворено
в день третий. Ибо далее говорится, почему не произрастали злаки и травы, – а именно потому, что Господь не посылал дождя на землю. «Источник же исхождаше из земли, и напаяше все лице земли». Поскольку все рождалось, как рождается и ныне, из соединения вод с землей, то Моисей хотел здесь показать, что злаки и травы не сотворены вместе с землей, ибо не сходил еще дождь. Когда же исшел великий источник великой бездны и напоил всю землю, тогда, после собрания вод в третий день, земля в тот же день породила всякий злак. [...] Сказав о том, что было опущено и не изложено в повествовании о творении
в первый день, Моисей переходит к описанию создания человека…
Вообще, о том, что первые 3 дня до сотворения светил были обычными днями говорили многие святые.
Священномученик Дионисий Ареопагит. И свет есть мера и число часов, дней и всего нашего времени. Ведь именно этим светом, хотя тогда еще бесформенным, по словам божественного Моисея, разграничивалась первая триада наших дней (см. Быт.1:3–13). (О Божественных именах, глава 4, часть 4:
http://azbyka.ru/otechnik/?Dionisij_Areopagit/o_imenah=4)
Святой Викторин (Виктор), епископ и мученик Патавский. В начале сотворил Бог свет и разделил его на двенадцать часов дня и ночи; это с тем, чтобы день, полный трудов людских, заменялся покоем ночи, и за тем опять был день; так труд облегчаться должен покоем ночи – и покой должен умеряться занятием дня. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском:
http://agios.org.ua/)
Преподобный Ефрем Сирин. Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1)
Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1)
Святитель Василий Великий. «И бысть вечерь, и бысть утро, день един». Почему назван не первым, но единым? Хотя намеревающемуся говорить о втором, и третьем, и четвертом днях было бы приличнее наименовать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако же он назвал единым. Или определяет сим миру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Почему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же продолжение дня и ночи всегда ограничивается одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день. (Беседы на Шестоднев, беседа 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2 )
Святитель Амвросий Медиоланский. Взгляни сперва на твердь небесную, которая была создана прежде солнца; взгляни сперва на землю, которая стала видимой и была уже сформирована до того, как солнце явилось; взгляни на растения земли, которые предшествовали по времени солнечному свету. Тернии предварили солнце, былинка старше луны. Посему не почитай сей предмет богом, к которому в первую очередь представляются относящимися дары Божии. Три дня миновало. Никто, между тем, не искал солнца, хотя блеск света был очевиден повсюду. Ибо день тоже имеет свой свет, который есть предтеча солнца. (Шестоднев, книга 4, часть 1 — перевод из [8, глава 3, часть 4])
Святитель Иоанн Златоуст. Поэтому и создал солнце в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день. Что сказали мы о семенах, тоже скажем и о дне, именно, что прошло три дня до сотворения солнца. Но Господь восхотел чрез эту стихию сделать свет дня еще более ясным. Тоже самое можем сказать и о меньшем светиле, то есть, луне: прошло три ночи и до ее сотворения; однако и она, будучи создана, приносит свою пользу, рассеивая мрак ночи и почти также, как солнце, содействуя всему прочему. (Беседы на книгу Бытия, беседа 6, часть 4:
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=6 )
Святитель Лев Великий, папа Римский. Ибо что такое солнце и что такое луна, если не части видимого творения и не начала вещественного света, из которых одно более ярко, а другое более тускло? Ведь в соответствии с тем, как различаются время дня и время ночи, Создатель вложил в эти светильники разное качество, хотя еще до того, как они были устроены, шли своею чередою дни, без какого-либо участия солнца, и ночи, без какого-либо посредства луны (22). Но они создавались для нужд человека, которого еще только предстояло сотворить, чтобы это разумное существо не ошибалось ни в различении месяцев, ни в определении смены лет, ни в исчислении времени. Ибо через неравные отрезки различающихся по длительности часов (23) и через очевидные знамения разновременных восходов солнце завершало годы, а луна обновляла месяцы [Аверинцев С. С., Гаспаров М. Л. (отв. ред.). Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. — М.: Наследие, 1998. — 474 c., на Рождество Господа слово седьмое, часть 5, c. 276].
(22) Согласно книге Бытия, светила были созданы лишь в четвертый день творения.
(23) В римском исчислении времени продолжительность часа не была постоянной величиной, поскольку она определялась одна двенадцатая светового дня (или, соответственно, ночи) и, следовательно, варьировалась в зависимости от времени года.
Святой император Юстиниан Великий. Желая, чтобы все христиане знали, что написанное
Оригеном совершенно чуждо истинной вере христианской, мы разсудили небольшую часть из многих и безмерных богохульств его привести здесь буквально. В них излагается так: [...] «Кто, имея здравый ум, станет утверждать, что были первый, вторый и третий день, также вечер и утро — без солнца и звезд?». [...] когда для всех очевидны богохульства
Оригена, то прилично произнести на него анафематствование так: [...] «Анафема и
Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их.» [Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. — Т. 5. — 4-е изд. — Казань: Казанская Духовная Академия, 1913. — 320 с., слово благочестивейшаго императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучнаго города и патриарху, против нечестивого
Оригена и непотребных его мнений, с. 283, 288, 289].
Преподобный Иоанн Дамаскин. …и от начала дня до другого дня – одни сутки; ибо в Писании сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един
(Быт. 1, 5). (Точное изложение Православной Веры, книга 2, глава 7 (О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах):
http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/damaskin_izlozhenie_pravoslavnoy_very_022-all.shtml )
Святитель Филарет Черниговский. Дерзкое неверие чего не предпринимало, чтобы опровергнуть Моисееву историю миробытия? Обращались к астрономии и познанию физич. природы и их началами хотели поколебать историю Моисея. [...] Говорят, что не могло быть преемства дня и ночи прежде создания солнца и потому нельзя было различать ни утра, ни вечера. — Но для нас важно уже и то, что если бы Моисей передавал грубыя народныя мнения (мифы), он не сказал бы, что прежде чем создано солнце, были вечер и утро. Он предложил натуралисту факты природы как историк ея. Дело натуралиста объяснить эти факты наукою. Если по примеру Ньютона будут говорить, что свет есть материя истекающая из солнца: светоносная материя в первые три дня все таки могла занимать часть небеснаго пространства, пока в четвертый не была сосредоточена в солнце. Вода создана же была прежде своих вместилищ и уже в третий день отделена была от суши. Новейшие ученые принимают, что свет есть вовсе не истечение из солнца, а тончайшая жидкость разлитая в пространстве. Если так: то уже вовсе неусметен вопрос: мог ли быть свет прежде солнца? — Но как совершались в первые дни перемены дня и ночи? По системе эфирной сотрясение эфира во второй день производилось переворотом, отделявшим легкия частицы в места высшия, плотная в низшая; в третий день — отделением вод от суши. — По Ньютоновской системе дневной свет был на стороне земной массы, обращенной к начальному средоточию солнечной материи [Святитель
Филарет Черниговский. Православное Догматическое Богословие. — Т. 1. — 2-е изд. — Чернигов: Типография Ильинскаго монастыря, 1865. — 375 с., § 86. Науки о вещественной природе в отношении к Моисееву образованию мира, с. 216, 217, 218].
Святитель Филарет Московский. В описании первого дня полагается прежде вечер и потом утро. Дабы понять возможность сего порядка времени, зритель миросоздания пусть поставит себя мысленно на той черте, которая по образованию земли должна составлять ее очертание, и в том месте, где должен быть насажден рай. Потом пусть вообразит, что новосотворенный свет, проникая сквозь неустроенное вещество до оной черты, является от сея точки зрения на Востоке. Время, протекшее от начала творения до явления света, есть Моисеев первый вечер, сумрак или ночь; явление новосотворенного света — утро; время, в которое он должен оставить горизонт Эдем, — конец первого дня. День первый Моисей называет одним или просто, полагая имя количества вместо имени порядка; или с особенным намерением для означения того, что, несмотря на беспримерную его ночь, он не был более как один день обыкновенный; или, наконец, для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный. (Толкование на книгу Бытия, сотворение мира и история первого мира, сотворение мира)
Вообще, замечу, что данные о дне творения равном 24-ом часам содержатся в классических догматических системах митрополита Макария (Булгакова) и святителя
Филарета Черниговского, такого же мнения приверживался святитель
Филарет Московский. Исходя из этого, ответ в вышеуказанном тесте выглядит мягко говоря странно.