ОКР

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Здравствуйте! Сказано, что люди судимы будут не только за дела, но и мысли... Как быть, как жить человеку с обсессивно-компульсивным расстройством, и в том числе религиозным ОКР? Надеюсь, Вы знаете, что это.

Как вообще церковь относится к Окр и его проявлениям? Считает ли это болезнью или чем-то иным? Задавала вопрос про Окр на другом форуме, священник ответил, что это обычное искушение бесовское, эти мысли отсекайте, не допускайте, и на вашем форуме в архиве ответов на вопросы прочитала:Как бороться с хульными помыслами? Нужно тут же мысленно раскаяться, бескомпромиссно осудить себя за подобные хульные мысли и мысленно же начать молиться с умилением и дерзновением.
Мне теперь стало еще хуже. Во-первых, я до ужаса просто ипугалась возможности одержимости, можно сказать, новая обсессия появилась. Во-вторых, психотерапевтические методы лечения ОКР таковы: ничто не может
удержать человека от мыслей, они учат перестать сопротивляться и принять(так как попытка подавления или избежания мысли вызывает еще большее усиление этой мысли ), отделять их от себя (т.е. понять, что это - не ты, это - болезнь) и игнорировать. Искоренить их появление невозможно, можно лишь не обращать внимание.

"Чем менее напряженными вы будете, чем менее ожесточенно вы будете пытаться избегать негативных мыслей, тем, как это не казалось бы парадоксально, вы будете лучше себя чувствовать."

Некотрое методы вообще основаны на том, чтобы специально додумывать мысль до конца и периодически осознанно самому ее вызывать и повторять, тогда механизм ОКР ломается и мысль меньше тревожит человека. Но даже в этом случае, по большей части человек только вылечит паническую атаку и тревогу, которые приходят в ответ на эту мысль, а сама мысль все равно может периодически, хотя и в гораздо меньшем объеме, долбить мозг.


Т.е. пытаясь бороться с мыслями, они стали мучить еще больше. И тревога возрастающая, и чувство вины, и прочее... Я просто измучилась уже...
Надо сказать, что насчет наличия одержимости, меня утешает то, что симптомов еще много , не касающихся религии (умственная жвачка так называемая и бесплодное мудрствование, навящивые сомнения, навязчивый счет, ритуалы по типу - не щелкнешь выключателем 10 раз - что-то случится и т.д.) Не все, но некоторые из них их я смогла частично побороть путем игнорирования и др. психологических приемов. Но с тем мысли, что касается религии никак невозможно справиться... Мне кажется, что их игнорирование - грех... И сами мысли - грех... Вобщем, замкнутый круг. Помогите пожалуйста.
 
оренбург
Православный христианин
Т.е. пытаясь бороться с мыслями, они стали мучить еще больше. И тревога возрастающая, и чувство вины, и прочее... Я просто измучилась уже....
Здравствуйте Фрося. Вы обозначились как "интересующийся", т.е. вы пока не уверовали во Христа?
Если "нет", то оставьте эту идею победить негативные помыслы. Без Христа это просто невозможно. Нет, конечно можно например как Будда иметь некий плод, но он безполезен для жизни вечной и Духа Святого, а с ним мир и покой истинный, не приносит.
Впрочем и здесь(на земле) буддизм как и прочие религии истинной свободы не дают человеку, но лишь иллюзию блага.
 
Здравствуйте Фрося. Вы обозначились как "интересующийся", т.е. вы пока не уверовали во Христа?
"Интересующийся" я давно... Чем больше интересуюсь, тем больше убеждаюсь в христианстве и православии... Уже скорее да, чем нет. Сомнения то ,наверное, любого могут одолевать время от времени... Если бы я совсем не верила, думаю не пришла бы на этот форум , да и религиозные обсессии меня бы не огорчали.
 
Т.е. пытаясь бороться с мыслями, они стали мучить еще больше. И тревога возрастающая, и чувство вины, и прочее... Я просто измучилась уже...
Говоря языком психологии мы можем обозначить это состояние как невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство)...
Лечатся такие состояния довольно сложно.
В святоотеческой литературе мы встречаем описание духовной брани. Это состояние, когда какие-то мысли (образы, фантазии) приходят человеку из вне. Он не желает этого, но не в силах совладать.
Святые отцы назыают это помыслами. И, собственно говоря, весь курс святоотеческой аскетики посвящен работе со страстями, развитие которых начинается с помысла.
Получается, чтобы справиться с проблемой, возникшей на уровне психики (души) мы должны работать на самом высоком уровне своей личности - на духовном. И вот в этом случае, мы можем рассчитывать на устойчивый результат.
В своей статье "О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств" я посвятила этому довольно много места.
Сейчас же хочу добавить, что эта проблема обычно не решается просто - дали совет и все.
Это серьезная психотерапевтическая работа. Она всегда индивидуальна.
Вы описали ряд приемов и способов, которые можно применять, и которые дают результаты. Но, основное, что необходимо делать - это делать работу в сфере своего духа. Вне рамок церкви без исповеди, причастия эту работу делать трудно, я бы даже сказала - невозможно.
Потому что корень этой проблемы очень глубоко. Источником навязчивых мыслей может быть страх: страх за свое эго, за свою жизнь, страх смерти. Самым глубинным (далеко не всегда осознаваемым) страхом - является страх умереть без покаяния. Мы об этом не знаем. Но душа наша это чувствует.
Вероятно, попуская человеку такие состояния, Господь подвигает его к тому, чтобы он начал разворачиваться к вере и к Церкви.
Из секулярных психотерапевтических методов применяется метод пародоксальной интенции. Об этом можете почитать у В. Франкла. Но этот метод тоже имеет свои ограничения. Потому что освободить человека от страха может только вера и любовь к Богу. "Боящийся несовершенен в любви. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви "(1 Ин.4,18).
Таким образом получается что вырвать человека из его "невротического круга" может только это вера. Опытное, личное возрастание в вере. Лекарственные средства больше способствуют тому, что заглушают симптом.
Исцелиться по-настоящему мы можем только Духом Святым.
Поэтому вряд ли, это вам это удастся, если вы будете оставаться в разряде "интересующихся".
 
оренбург
Православный христианин
"Интересующийся" я давно... Чем больше интересуюсь, тем больше убеждаюсь в христианстве и православии... Уже скорее да, чем нет. Сомнения то ,наверное, любого могут одолевать время от времени....
Да, с сомнениями приходится бороться всем. И легко преодолеваются они только верою во Христа, как спасителя мира, пришедшего чтобы спасти людей от их грехов. Именно об Иисусе Христе говорили во все времена пророки, как о Мессии посланным Всевышним. Вот что говорил последний из пророков Иоанн Креститель: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он(Иоанн Креститель) тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Иоанн Креститель свидетельствовал об Иисусе говоря: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Вы исполнили ту правду о которой говорит Христос? Приняли крещение?
 
Вероятно, попуская человеку такие состояния, Господь подвигает его к тому, чтобы он начал разворачиваться к вере и к Церкви.
вырвать человека из его "невротического круга" может только это вера
Я согласна. Я уже пришла к этому выводу. Именно невроз натолкнул меня на этот путь. Но нужно ли приэтом полностью оставлять психотерапию, если она помогает?! Помогала... С тех пор, как я начала идти к Богу, одно другому стало немного противоречить, именно это помочь мне разобрать и я прошу. Если у меня навящивый страх болезни, то я могу игнорировать это или захотеть болезни(по Франклу), и страх уменьшится/пройдет. Если я верю в Бога, то в этом я могу положиться на Его волю - страха тоже больше нет. Но если человек верит, то он не может не обращать внимания или хотеть кощунственные мысли...Ведь это не угодно Господу. И сказано, что люди судимы будут не только за дела, но и мысли...Если у меня навязчивый страх того, что присутствует демоническое воздействие, или в голове крутятся мысли, которые как мне кажется, могут это спровоцировать (на форуме православном случайно прочитала, кто-то цитировал книгу об одержимостях, описывались разные случаи того, как это случилось; вот и крутится теперь в голове, так же как от обссесивно-компульсивного расстройства застревают в голове какие-то услышанные мелодии, разговор с кем-то или любая другая вобщем-то безобидная мысль, которая не пугает, а мешает только тем, что от нее никак не отвязаться, она все время сидит в голове как на засевшей пластинке. Но как уверовавший человек я не могу с этим спокойно жить, если раньше я не верила ни в Бога, ни в нечисть, то, соответственно, уверовав в Бога ты признаешь существование и этого... И как верующий человек, ты не можешь жить с тем, что об этом мысли крутятся, кому, получается, я тогда служу?! Уверовав, ты не можешь не бояться этого или захотеть этого - это огромная вина перед Господом получается...
 
оренбург
Православный христианин
Я с рождения крещена ...
Это хорошо, но совершение лишь обрядовой стороны не спасает человека, но даёт силы к совершению самих дел покаяния.

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния ... Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
 
Но нужно ли приэтом полностью оставлять психотерапию, если она помогает?! Помогала... С тех пор, как я начала идти к Богу, одно другому стало немного противоречить, именно это помочь мне разобрать и я прошу.
Фрося, не Вы одна замечаете, что временами психотерапия секулярных направлений противоречит христианской концепции.
Вот поэтому мы, православные психологи, пытаемся работать так, чтобы исключить это противоречие.
На самом деле, то что возникают противоречия, которые Вы ощущаете - это для Вас возможность глубже разбираться в православии. А значит, укрепляться в вере.
 
Фрося, не Вы одна замечаете, что временами психотерапия секулярных направлений противоречит христианской концепции.
Вот поэтому мы, православные психологи, пытаемся работать так, чтобы исключить это противоречие.
На самом деле, то что возникают противоречия, которые Вы ощущаете - это для Вас возможность глубже разбираться в православии. А значит, укрепляться в вере.
Что же делать?Как Вы работаете и устраняете эти противоречия?
 
Я уже писала, что это индивидуальная работа. Иногда это довольно длительный процесс.
А на Ваш вопрос: как? Вам уже отвечают и отвечали.
Дело в том, что это всегда проживание личного опыта.
Это другой уровень психики. Если можно так выразиться интеграция психического и духовного в личности человека.
Иногда мне приходилось работать довольно долго, прежде чем наступали устойчивые результаты. А психотерапевтический процесс полностью описать невозможно. Потому что суть не только в процессе. А восприятии личности этого процесса. В тех механизмах, которые "запускаются". А это всегда по-разному происходит.
 
Православный христианин
Что же делать?Как Вы работаете и устраняете эти противоречия?
Фрося! Необходимо принять решение в одну сторону, а не сидеть на двух стульях.
Принятое решение оформить для себя словом - трижды. Заявив своим словом перед Богом и людьми, необходимо уже стараться с пути не сворачивать. Свернула, тут же покаяние и молитва. Решение будем принимать не для того, чтобы решить проблемы с болезнью, или с сегодняшними трудностями земной жизни. Решение будем принимать и говорить, что достойное по делам нашим имеем Господи, помяни мя, помилуй, грешную, дай еще время на покаяние. Решение будем принимать такое, что будем стараться стать православной христианкой, будем пробиваться к Богу, искать и стучать к Господу нашему Иисусу Христу несмотря ни на какие трудности, скорби, неудовольствия, испытания, болезни, огорчения и за ВСЕ, за ВСЕ нам посылаемое благодарить Господа!!! Будем учиться и читать, будем делать, будем стремится жить по заповедям Его. Молитесь, чтобы Господь уменьшил Ваш страх до умеренного, чтобы страх только служил сигналом что идете не туда. Благодарите Бога за посылаемую Вам благодать ( даже вашу болезнь), потому что - это четкий индикатор для необходимости покаяния и молитвы ко всесильному и всемогущему Господу нашему Иисусу Христу. Помните, Фрося, что ни один бес не прикоснется к Вам без вашего разрешения, без вашей свободной воли.
Господь, просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся!!!
 
Помните, Фрося, что ни один бес не прикоснется к Вам без вашего разрешения, без вашей свободной воли

Здравствуйте. Читаешь - все как-то хорошо, просто и понятно тут на форуме. И бесы без моего разрешения ко мне не могут подойти. Мне бы так жить, таким быть и не терпеть бы горя от этих бесов. Только как-то не получается почему-то. Хотя и замучен до отчаяния этими бесами, и устал сильно от них, и не хочу иметь с ними никаких дел. И не приглашал я их к себе в гости в душу никогда. О-хо-хо, глупый я и непонятливый какой-то родился и вырос.
 
оренбург
Православный христианин
... и не хочу иметь с ними никаких дел. И не приглашал я их к себе в гости в душу никогда. ...
Чтобы их "пригласить" к себе для этого не нужно их звать в прямом смысле, достаточно жить по своим прихотям, угождать своей плоти и душе... и вот они уже в нас.
Т.е. живущий по своей воле, тем самым зазывает бесов к себе, а кто живёт по воле Божьей, призывает тем Духа Святого.
 
Чтобы их "пригласить" к себе для этого не нужно их звать в прямом смысле, достаточно жить по своим прихотям, угождать своей плоти и душе... и вот они уже в нас.
Т.е. живущий по своей воле, тем самым зазывает бесов к себе, а кто живёт по воле Божьей, призывает тем Духа Святого.
Я понимаю, что их приглашать "в прямом смысле" не нужно. Вот предположим, если говорить про ОКР.

Потому что корень этой проблемы очень глубоко. Источником навязчивых мыслей может быть страх: страх за свое эго, за свою жизнь, страх смерти.

Вот, родился в семье ребенок. Все хорошо. Рос себе, маму-папу слушался старался быть хорошим сыном, помогал много по хозяйству, хорошо учился - был твердым ударником, почти отличником и т.д. Но отец был очень суровым к нему, вечно был им недовольным, к тому же через день приходил пьяным. В общем сын рос в постоянном страхе. Он даже был рад, когда он пьян - тогда он спал. Когда он трезвый, боялся находиться около него и показываться на его глаза. В младшем классе получил хороший удар по голове деревянной дубинкой, что на секунды потерял сознание, но не упал, потому что нельзя было падать. Подростком у него была сломана челюсть за то, что он вступился за мать (теперь, будучи взрослым, у него лицо кривое, т.к. он не жаловался и все заживало само собой) и т.д. И все это он хранил в себе, терпел. Его жизнь была - страх. Он боялся что-то сделать не так, что-то сказать не так. Он вырос высоким, статным, видным мужчиной, но со страхом внутри, который составил его часть, его эго. Страх что-то сделать не так, страх кого-то обидеть, страх показаться слабым, страх оказаться несправедливым, страх оказаться недостойным и т.д. - куча страхов. Этакий "слабак" (любимое слово его отца) с внешностью здоровяка. Дальше не буду описывать этого мальчика, приблизительно, наверно, понятно.
Вот, Вы говорите:
не нужно их звать в прямом смысле, достаточно жить по своим прихотям, угождать своей плоти и душе...
Нельзя сказать, что этот теперь уже молодой женатый мужик с двумя детьми живет по своим прихотям, угождая только своей плоти и душе. Он пытается, может, вообще не получается, жить по православному. Молится. Старается быть добрым отцом. Так откуда же так вольготно разжились в нем эти распроклятые бесы (то бишь, причины ОКР)? Причем, чем дальше, тем сильнее ихние подсовываемые мысли возобладают над моими мыслями? Чем дальше, тем мрачнее становится на душе и я чувствую, что скоро я не выдержу этой битвы - или уйду навсегда или сойду сума. Как же так?
 
оренбург
Православный христианин
Причины умножения в человеке страха очень многообразны, описанная вами жизненная ситуация понятна, но она не является чем-то особенным и значимым в сложившейся форме восприятия себя и мира.... фобий и их причин очень много. Потому вторичные причины(неверное поведение отца или если быть точным неверное восприятие сыном отца) нужно оставить ... выбросить из головы(без усилия Царство Небесное не восхитить), утвердившись(уверившись) в их действительной вторичности.

Т.е. остановится на самом страхе, как уже закоренелом свойстве своей души, обратившись к Писанию "что же с ним делать? Каковы способы его преодоления?"

Христос говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Где же взять силы для исполнения этого "не бойтесь"? Не иначе как в вере к вышесказанному сравнению с птицами и в любви к Богу и ближнему.

Что есть любовь к Богу говорит Христос: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

Иоанн Богослов также говорит: 1Иоан.5:3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

Также проводит прямую связь между мерой нашей любви(мерой соблюдения нами Божьих заповедей) к Богу и страхами, живущими в нас: 1Иоан.4:18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

... чем дальше, тем сильнее ихние подсовываемые мысли возобладают над моими мыслями? Чем дальше, тем мрачнее становится на душе и я чувствую, что скоро я не выдержу этой битвы - или уйду навсегда или сойду сума. Как же так?
Нужно просто не обращать на эти мысли внимания, это как птицы, которым мы не можем запретить летать над головой, но в наших силах не дать им свить гнездо на своей голове(т.е. даже не размышлять об ими навеваемом). И принять в себе нечто подобное как например "всякий раз когда они приходят(ненужные мысли) воспринимать их как сигнал к молитве". И читать "Отче наш..." раз за разом.
 
Православный христианин
Георгий, если можно ответьте пожалуйста на вопрос, а Вы действительно всех простили от всего сердца? Нет ли обиды на кого нибудь у Вас?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху