Откуда взялся грех если Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Москва
Православный христианин
Господь Бог наш-Всезнающий, Всеблагий, Всесовершенный, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоанн 1:5). Но у меня возник вопрос, если Бог Всесовершенный Свет и он создал таких же совершенных ангелов, то откуда у ангела Десницы появились зависть, злость, ненависть?
 
Москва
Православный христианин
Господь Бог наш-Всезнающий, Всеблагий, Всесовершенный, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоанн 1:5). Но у меня возник вопрос, если Бог Всесовершенный Свет и он создал таких же совершенных ангелов, то откуда у ангела Десницы появились зависть, злость, ненависть?
Святитель Василий Великий в беседе о том, что "Бог— не виновник зла", говорит как раз об этом:
«Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло".
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Святитель Василий Великий в беседе о том, что "Бог— не виновник зла", говорит как раз об этом:
«Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло".

Да, но чтобы ниспать во зло, надо чтобы это зло было создано. Откуда взялось "зло", если изначально оно не подразумевалось и не создавалось?
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Да, но чтобы ниспать во зло, надо чтобы это зло было создано. Откуда взялось "зло", если изначально оно не подразумевалось и не создавалось?
Нет, не надо было, "чтобы зло было создано". Зло вообще не положительная сущность, точнее - не сущность. Это - отсутствие добра, отсутствие блага, некая зияющая пустота.

Пр. Иоанн Дамаскин пишет:

Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего — Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло. Ибо зло не есть что-либо иное, как лишение добра, подобно тому, как и тьма есть лишение света, ибо благо есть духовный свет; равным образом и зло есть духовная тьма.
(Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.)

И в другом месте:

Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: добрее было бы человеку тому, аще не бы родился (Марк XIV, 21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца. Так, если кто-нибудь, кому вверены царем богатство и власть, употребит их против своего благодетеля, то царь, усмирив его, достойно накажет, если увидит, что он до конца остается верен своим властолюбивым замыслам." ( Иоанн Дамаскин, диалог против манихеев ).

А вот так объясняет причину зла св. Феофан Затворник:


Грех имеет место только в существах разумных — бестелесных и соединенных с телом. Как особенное преимущество Господь даровал им свободу. Но вблизи сего преимущества на одну черту и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу и можем отвращаться от Него. Но сия возможность есть в свободе не для того, чтобы тварь отвращалась от Творца, но потому что составляет природу свободы. Цель и назначение свободы — непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтобы тварь, свободно служа Богу и исполняя волю Его, тем больших сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства. Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, злоупотребляет свободою. Это говорится с тем, чтобы показать, что она злоупотребляет сама, не по какой-нибудь необходимости или року, а самовольно, имея то есть полную возможность и исполнить волю Божию в то мгновение, когда не исполняет ее. В сем смысле в «Православном Исповедании» говорится, что грех есть необузданная воля человека и диавола. Никто не принуждал диавола восстать против Бога: он это сделал сам собою. Прародителей наших хотя соблазнял сатана, но не связывал свободы, а только обольщал; потому и они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собою. И ныне, пусть восстает на нас многообразная похоть, воюют мир и диавол; но все самый грех есть наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли.
(СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК . Начертание христианского нравоучения).
 
если Бог не создавал зла,то кто же его создал?...Или оно возникло само собой?Иначе говоря Бог не планировал зла,но что то вышло не так как Он планировал,и ситуация вышла из под контроля?...Если тьма-отсутствие света,то кто дал возможность отстутствия света?...А насчет дьявола-неужели Бог не знал-кого Он создает,и кем он станет?...
 
Москва
Православный христианин
если Бог не создавал зла,то кто же его создал?...Или оно возникло само собой?Иначе говоря Бог не планировал зла,но что то вышло не так как Он планировал,и ситуация вышла из под контроля?...
Зло никто не создавал, об этом - все цитаты, что я привела. Оно возникло из-за злоупотребления свободой, дарованной Богом ангелам и людям вовсе не для этого. А то, что Бог не нарушает свободы твари, не значит, что Он не знает того, что будет.
 
Зло никто не создавал, об этом - все цитаты, что я привела. Оно возникло из-за злоупотребления свободой, дарованной Богом ангелам и людям вовсе не для этого. А то, что Бог не нарушает свободы твари, не значит, что Он не знает того, что будет.

ну так откуда же оно взялось (зло)?Значит оно нетварно (никем не создано) и существовало все время независимо от Бога?Почему Бог дал возможность ЗЛОупотребить свободой?...
 
Москва
Православный христианин
ну так откуда же оно взялось (зло)?Значит оно нетварно (никем не создано) и существовало все время независимо от Бога?Почему Бог дал возможность ЗЛОупотребить свободой?...
Это из цитируемых источников Вы сделали такой вывод, что зло существовало всегда?


О том, что такое свобода, и что из неё следует, можно почитать здесь.
 
Это из цитируемых источников Вы сделали такой вывод, что зло существовало всегда?
О том, что такое свобода, и что из неё следует, можно почитать здесь.

из ваших слов-"зло никто не создавал".Значит оно существовало всегда?...Его же никто не создавал.По-моему только Бога никто не создавал.Только Бог нетварен-не создан никем.А зло все таки кто то создал.Остается выяснить КТО?...
 
Москва
Православный христианин
из ваших слов-"зло никто не создавал".Значит оно существовало всегда?...Его же никто не создавал.По-моему только Бога никто не создавал.Только Бог нетварен-не создан никем.А зло все таки кто то создал.Остается выяснить КТО?...
Я написала, что зло не было создано и привела святых отцов, показывающих, что зло не имеет сущности и возникло из грехопадения как отсутствие добра.
Читаем на нашем сайте:

Зло – извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога.
Зло есть уклонение воли тварных существ от того состояния, в которое поставил их Бог, в состояние неестественное и противоположное. Зло вошло в мир по причине грехопадения, которое произошло вначале в мире бесплотных духов, а затем в человеческом роде. Синоним зла – грех.

«Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству…Собственно злом называется происходящее против закона Создателя…. Зло есть злоупотребление естественными возможностями. Ибо если мы будем пользоваться дарованными от Бога нашей душе силами для того, на что мы их получили, то есть по закону Давшего, то это хорошо. Если же воспользуемся ими не для того, на что получили, но против закона Дарителя, это зло: и ни сами силы, ни употребление их не суть зло, но дурной способ использования вопреки закону давшего их Бога. Ибо если благ Бог, благ и естественный закон Его, сущий от Сущего».
Св. Иоанн Дамаскин


 
Последнее редактирование модератором:
Я написала, что зло не было создано и привела святых отцов, показывающих, что зло не имеет сущности и возникло из грехопадения как отсутствие добра.
Читаем на нашем сайте:

Зло – извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога.
Зло есть уклонение воли тварных существ от того состояния, в которое поставил их Бог, в состояние неестественное и противоположное. Зло вошло в мир по причине грехопадения, которое произошло вначале в мире бесплотных духов, а затем в человеческом роде. Синоним зла – грех.
«Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству…Собственно злом называется происходящее против закона Создателя…. Зло есть злоупотребление естественными возможностями. Ибо если мы будем пользоваться дарованными от Бога нашей душе силами для того, на что мы их получили, то есть по закону Давшего, то это хорошо. Если же воспользуемся ими не для того, на что получили, но против закона Дарителя, это зло: и ни сами силы, ни употребление их не суть зло, но дурной способ использования вопреки закону давшего их Бога. Ибо если благ Бог, благ и естественный закон Его, сущий от Сущего».
Св. Иоанн Дамаскин

http://azbyka.ru/dictionary/08/zlo.shtml
Понимаете...Вы приводите цитаты о природе зла.О его сущности.Я согласен полностью с этим.Но...Вопрос стоит-КТО СОЗДАЛ ЗЛО.Если зло вошло в мир,то значит-оно откуда то вышло?...
 
Москва
Православный христианин
Понимаете...Вы приводите цитаты о природе зла.О его сущности.Я согласен полностью с этим.Но...Вопрос стоит-КТО СОЗДАЛ ЗЛО.Если зло вошло в мир,то значит-оно откуда то вышло?...
Зло не вошло в мир как сущность, повторяю вслед за св. Иоанном Дамаскином: зло - это только отсутствие добра, как тьма - отсутствие света. Пустота.
 
Зло не вошло в мир как сущность, повторяю вслед за св. Иоанном Дамаскином: зло - это только отсутствие добра, как тьма - отсутствие света. Пустота.

Т.е. Вы считаете что в этом мире существует что то что Бог не создавал?То,что он не планировал,то что он не хотел создать.А насчет света-а почему собственно свет не должен присутствовать?Кто это определил?.
 
Москва
Православный христианин
Т.е. Вы считаете что в этом мире существует что то что Бог не создавал?То,что он не планировал,то что он не хотел создать.А насчет света-а почему собственно свет не должен присутствовать?Кто это определил?.
Нет, я так не считаю. И вообще не понимаю Вашей логики... Где не должен присутствовать свет и почему?
 
Нет, я так не считаю. И вообще не понимаю Вашей логики... Где не должен присутствовать свет и почему?

Если тьма-отсутствие света-кто дал возможность отсутствовать свету?Зло-одна из составляющих нашего мира.И как Вы справедливо заметили-ничто не может быть несозданным в этои мире (Богом?),этот мир создал Бог.
 
Москва
Православный христианин
Если тьма-отсутствие света-кто дал возможность отсутствовать свету?Зло-одна из составляющих нашего мира.И как Вы справедливо заметили-ничто не может быть несозданным в этои мире (Богом?),этот мир создал Бог.
Нет, не так. Тьма - отсутствие света, и это образ, помогающий нам понять, что такое зло. Тьму никто не создавал - она просто бывает, когда исчезает свет. Так же и зло не имеет собственной сущности, оно просто, как тьма, возникает, когда свободное существо отвращается, удаляется от Бога. Это зияющий провал отсутствия добра. Пожалуйста, включите образное мышление и постарайтесь меня понять.
Бог не создавал зла, или, по слову свят. Василия Великого - Бог не виновник зла. Почитайте его слова выше, да и другие цитаты из святых отцов, они всё объясняют, только торопиться не надо, - чтобы это, действительно сложное, понять, нужно дать себе время подумать.
 
Нет, не так. Тьма - отсутствие света, и это образ, помогающий нам понять, что такое зло. Тьму никто не создавал - она просто бывает, когда исчезает свет. Так же и зло не имеет собственной сущности, оно просто, как тьма, возникает, когда свободное существо отвращается, удаляется от Бога. Это зияющий провал отсутствия добра. Пожалуйста, включите образное мышление и постарайтесь меня понять.
Бог не создавал зла, или, по слову свят. Василия Великого - Бог не виновник зла. Почитайте его слова выше, да и другие цитаты из святых отцов, они всё объясняют, только торопиться не надо, - чтобы это, действительно сложное, понять, нужно дать себе время подумать.

создатель чего-либо,не всегда виновник чего-либо.Так например создатель оружия очень редко оказывается виновным в переступлении с помощью которого его совершили.Я считаю,что Бог создал ВСЕ,в том числе и зло.НО!Не для того что бы мы его совершали,а как раз таки наоборот-что бы знать-чего мы не должны совершать.Кто то сказал-на небе все так же как и на земле( У нас так же как и у вас).На земле законы определяют не то что человек должен делать,а то чего человек не должен делать.Что было бы если бы не было зла?Подумайте?Люди не знали бы что такое добро.Ибо свобода заключается в том,что есть выбор.Богу нужно что бы добро,источником которого Он является не было навязано людям,а служение Богу было добровольным.Если бы Бог не создавал зла Он бы и не мог его уничтожить.Однако мы не раз встречаем свидетельство о будущем-и зла не буде и горя,и болезней.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если тьма-отсутствие света-кто дал возможность отсутствовать свету?Зло-одна из составляющих нашего мира.И как Вы справедливо заметили-ничто не может быть несозданным в этои мире (Богом?),этот мир создал Бог.
Полная ересь. Зло не может быть создано Богом, это аксиома.
"Зло – извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога."Св. Иоанн Дамаскин
Пример, чтобы выйти на улицу из квартиры, находящейся на 20 этаже, вам необходимо выйти из двери, сесть в лифт, нажать кнопку 1 этажа или спуститься по лестнице и спокойно последовать, предположим, на работу, но если, вы не желаете признавать закона тяготения и решите выйти из окна, то ни какой работы вам уже не понадобиться, совершиться зло для вас и окружающих вас людей.
Зло это результат, отступление от добра, закона жизни, то есть от Воли Бога. Продукт нашей дури, говоря по простому. Чего же вы предписываете, Всеблагому Богу всякую непотребность.
Насчет света и тьмы, мы уже раньше обсуждали:
"3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью
" (Быт.1:3-5)

Отсутствие света - тьма или ночь
Отсутствие добра - зло, Господь до времени, терпит зло:
"30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"(.Мф. 13:30)
Но уж никак не создает, это вы неверно рассудили
 
Последнее редактирование модератором:
Полная ересь. Зло не может быть создано Богом, это аксиома.
"Зло – извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога."Св. Иоанн Дамаскин
Пример, чтобы выйти на улицу из квартиры, находящейся на 20 этаже, вам необходимо выйти из двери, сесть в лифт, нажать кнопку 1 этажа или спуститься по лестнице и спокойно последовать, предположим, на работу, но если, вы не желаете признавать закона тяготения и решите выйти из окна, то ни какой работы вам уже не понадобиться, совершиться зло для вас и окружающих вас людей.
Зло это результат, отступление от добра, закона жизни, то есть от Воли Бога. Продукт нашей дури, говоря по простому. Чего же вы предписываете, Всеблагому Богу всякую непотребность.
Насчет света и тьмы, мы уже раньше обсуждали:
"3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью
" (Быт.1:3-5)

Отсутствие света - тьма или ночь
Отсутствие добра - зло, Господь до времени, терпит зло:
"30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"(.Мф. 13:30)
Но уж никак не создает, это вы неверно рассудили

ну в таком случае как Вы представляете себе возникновение зла?Как неконтролируемый Богом процесс?И имею ввиду изначальное возникновение зла,а не повседневное.Ибо что бы что возникло,нужно что бы на это была чья то воля (желание).Чья воля была в возникновении зла.Если ничьей,значит зло возникло само собой.Ну тогда это приводит к тому что было 2 бога-ожин хороший другой-плохой,а это как раз таки и является ересью?..
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт-Петербург
Православный христианин
ну в таком случае как Вы представляете себе возникновение зла?Как неконтролируемый Богом процесс?И имею ввиду изначальное возникновение зла,а не повседневное.Ибо что бы что возникло,нужно что бы на это была чья то воля (желание).Чья воля была в возникновении зла.Если ничьей,значит зло возникло само собой.Ну тогда это приводит к тому что было 2 бога-ожин хороший другой-плохой,а это как раз таки и является ересью?..
Ну и ну? А поподробней? Насчет процесса неконтролируемого - откуда взяли?..., опять от себя или как?
Я же вам привел цитату
""30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"(.Мф. 13:30)
Господь попускает зло для, Его, нам не всегда понятых целей, но никак не создает, а процесс, как изволили сказать, Господь контролирует до мельчайших, мало кому заметных деталей. А то давно, Земля перестала уже существовать?
Или, не согласны?
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху