Отношение к иконе как к личности

Тема в разделе "Форум по патрологии. Ответы патролога на вопросы.", создана пользователем Сергей Витальевич, 27 сен 2019.

  1. почему в честь икон называют храмы и им посвящают праздники, именно иконам, преимущественно Богородицы ? К иконе получается отношение не как к образу Богородицы, а как к личности, у каждой иконы есть свой день, своя ответственность (одной молятся от пьянства, другой от бездетности и т.п.) Патриарх и некоторые другие священники называют - Икона Владимирской Богоматери, а не Владимирская икона Богоматери, - не раз подобное слышал. ???
     
  2. иерей Герман Каптен

    иерей Герман Каптен

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Доброго дня!
    Тут есть несколько моментов:
    1. Вы правы в том, что говорить "Икона Владимирской Богоматери" неправильно, а надо "Владимирская икона Богоматери". Это довольно частая ошибка, хотя злого умысла тут нет, разговорная речь часто бывает не четко выверенной.
    2. Храм посвящается не иконе, а тому, кто на ней изображен, по формуле преп. Иоанна Дамаскина "Честь воздаваемая образу восходит к прообразу". Кроме того, некоторые иконы Богородицы часто находились чудесным образом, поэтому в посвящении храма выделяет еще и сам факт чуда, которое ценно народным благочестием как зримое подтверждение участия Св. Духа в жизни Церкви.
    3. Опять же, согласно учению об иконах Иоанна Дамаскина, икону роднит с изображенным на ней единство по ипостаси. Поэтому хотя сама она, разумеется, не личность, но личностные моменты святого на ней отображаются. Часто святые известны в народе помощью при конкретных ситуациях, поэтому им молятся в таких случаях, а затем это переносится и на икону.
    Действительно народное благочестие может быть не всегда безупречно с позиции догматики и не четко в формулировках и Церковь пытается это исправить, но процесс этот движется очень медленно. Увы...
     
  3. Спасибо за ответ отче, то что образ восходит к первообразу это понятно, особенно в сегодняшний 21 век, когда разговаривая по скайпу с образом моей дочери на компьютере, я беседуют на самом деле с ней самой. Но вот смотрите, например в советское время в честь многих героев называли разные объекты, улицы, города и этим героям строили памятники, писали портреты и т.п. Но ведь нет например города в честь портрета Дзержинского? Нет кинотеатра имени памятника Пушкина? И тем более если предположить, что один портрет Пушкина написан в Москве, а ещё один в Нижнем Новгороде и назвать в честь нижегородского портрета Пушкина корабль, а в честь московского ПОРТРЕТА Пушкина подводную лодку, - согласитесь, что такие названия будут уже звучать нелепо ?
    Почему тогда называются храмы - один в честь Владимирской иконы Божьей Матери а другой храм в честь Казанской иконы Божьей матери ? Если бы храм был назван в честь Божьей матери, то всё понятно, а тут получается как с портретами Пушкина, написанными в разных городах ???
     
  4. иерей Герман Каптен

    иерей Герман Каптен

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Во 2-м пункте я отметил, что бывают случаи, когда с иконой связаны чудеса и называя храм в честь иконы Богородицы, устроители хотели отметить еще и их.
    Если Вам хочется провести некую параллель с советским периодом, то можно вспомнить скорее "колхоз имени X-го съезда", "что-то там имени двадцатилетия комсомола" или что то подобное.
    В любом случае, современная ментальность отличается от традиционной. Очень многое из того, что было естественно для православия в предшествующие века сегодня уже вызывает вопросы.
    Опять же, есть и чисто практическое соображение - у нас принято было строить небольшие храмы, но в большом количестве, в том числе и в честь Богородицы. Если в городе 10 богородичных храмов, как их различать? Вот и вариант - одна в честь Успения, другая в честь Казанской иконы, третья в честь Смоленской и так далее.
     
  5. Спаси Господи отец Герман ! Вообщем ответ ваш мне почти понятен, ну а уж что не совсем понятно, то значит я ещё не дорос ! :)
     

Поделиться этой страницей