Простите, зачем той женщине для блаженства в раю, ее безвременно умершая дочь? Разве не достаточно было прп. Паисию сказать той женщине притчу про благоразумного разбойника?
Согласно тайнозрению преп.
Симеона Нового Богослова, в будущем веке "Христос будет видеть все бесчисленные мириады святых, ни с кого не сводя глаз, так что каждому из них будет казаться, что Он смотрит на него, беседует с ним и приветствует его", и при этом "пребывая неизменным, Он будет являть Себя инаковым для одного, инаковым для другого". Подобным образом в Своем изволяющем совете Бог от вечности видит все бесчисленные мириады тварных ипостасей, изволяет их и каждой являет Себя инаковым.
И в этом состоит "неразделяемое разделение" Его
благодати или энергии, "тысячеипостасной", по дерзновенному выражению свят.
Григория Паламы, ибо тысячам и миллиардам ипостасей она благоволительно уделяется. Каждая
ипостась запечатлена особым лучом изволяющей любви Божией.
Высшее самоопределение тварного естества изливается в пламенеющем порыве к преодолению себя, — по выражению преп. Максима. И на это влечение отвечает помазующее нисхождение
благодати, венчающее тварный подвиг. Предел и цель тварного становления — в
обожении, или
боготворении. Но и в нем сохранится непреложная грань естеств —
исключается всякое пресуществление твари.
Через воплощение Слова начаток человеческого естества привит к Божественной жизни, так что всякой твари открыт путь к общению с этой Жизнью, путь
усыновления Богу. По выражению свят. Афанасия, Слово "стало человеком, чтобы в Себе
обожитъ нас", чтобы "сыны человеческие стали сынами Божиими". Но это "обожение" совершилось в том, что Христос, воплощенное Слово, сделал нас "духоприемными", "приуготовил нам как вознесение и воскресение, так и присвоение Духа".
Через "плотоносного Бога" мы соделались "духоносными человеками", — сынами "по
благодати", "сынами Божиими в подобии Сына Божия". И таким образом вновь обретено то, что было утрачено в грехопадении, когда "преступление заповеди возвратило человека в его естественное состояние", над которым он был поднят при своем сотворении.
Понятие
"обожения"получило полную ясность после того, как было раскрыто до конца учение о "действиях" Божиих. В этом отношении выразительно учение преп. Максима.
"По благодати, а не по естеству совершается
спасение спасенных" и, если "во Христе
по существу обитала телесно вся полнота Божества, то в нас
по благодати не полнота Божества". Грядущее "
обожение" есть
уподобление по благодати, — действием обожающей
благодати мы оказываемся подобными Ему.
И становясь причастниками Божественной жизни "в единстве любви", "всецело и целостно сопроникаясь с целым Богом", усваивая
всё Божественное, тварь остается
вне существа Божия. И всего примечательнее то, что обожающую
благодать преп. Максим прямо отожествляет с изволением Божиим о творении, с творческим
да будет.
В подвиге
стяжания Духа человеческая
ипостась становится сосудом
благодати, как бы пропитывается Ею, и в этом исполняется творческая воля Божия, для того и изведшая не сущее во еже быти, чтобы
приять приходящих в Свое общение. И самое творческое изволение о всех и о каждом есть уже нисходящий ток
благодати.
http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/132/10.html