Почему сейчас никто не занимается обращением старообрядцев в единоверие?

Тема в разделе "Отвечает протодиакон Сергий Шалберов", создана пользователем Роман Шигорин, 29 июл 2019.

  1. Роман Шигорин

    Роман Шигорин

    Москва
    Православный христианин
    Старообрядцы погибают... Иерархии все равно. Православным миссионерам все равно. Даже единоверцам все равно. Складывается ощущенте, что они никому не нужны... Объясните пожалуйста. Спасибо.
     
  2. Дорогой Роман! Как-то скоропалительно вы судите, что "иерархии все равно". А чем же считать тогда официальную позицию Церкви, изложенную в "Докладе по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и Старообрядчеством (ч.2)"? Это - программное руководство на будущее, архипастырское благословение к сближению. И некоторое оживление действительно поначалу было, да вот только открытый к диалогу старообрядческий митрополит Андриан скоропостижно скончался летом 2005 года в возрасте 54 лет. А вновь избранный митрополит Корнилий и его окружение явно опасаются слияния РПсЦ с РПЦ. Готового решения проблемы раскола нет. Наивно надеяться на какие-то положительные сдвиги в будущем, потому что по-видимому никогда не будут искуплены основные разъединяющие нас исторические преступления, осуждена взаимная ненависть и признаны богословско-догматические ошибки (это, как понимаете, уже мое частное мнение).
    Почему же формальное снятие в 1971 г. «клятв» со староверов не привело к восстановлению евхаристического общения? Увы, старообрядцы, как и прежде, твердокаменно считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ, как еретическую. Но их позицию вечно гонимых и затравленных можно понять: за чудовищную изуверскую расправу со старообрядцами и жестокие инквизиторские гонения в течении двух с половиной веков, за грех геноцида своего "малого стада" наша господствующая Церковь никогда не приносила покаяния. И не с "их" прощения, а с нашего раскаяния по-видимому и нужно начинать. А зримым выражением этого первого шага навстречу может быть передача старообрядцам некогда принадлежащих им храмов. Но с собственностью расставаться всегда тяжело...
    Да и способны ли сами старообрядцы сделать встречный шаг - хотя бы в историческиой перспективе признать равночестность и равноспасительность нового обряда? Будем трезвенны - набирающее силы обмирщение Церкви, практическое сокращение богослужебного чина, пренебрежение церковной традицией и моральной дисциплиной делают перспективы восстановления полноценного общения совсем уж умозрительными.
    А наиболее естественный путь восстановления единства через единоверческие приходы, почему-то не находит достаточной поддержки и энтузиазма. Так в нашем Петербурге подвижнически действует лишь один (!) единоверческий приход в крохотной часовенке при бывшем Николо-Преображенском соборе (ныне - музей Арктики), хотя многие старообрядцы беспоповского согласия, молящиеся вне Евхаристии, без которой невозможно в полной мере сохранять православное самосознание, потенциально могли бы стать прихожанами единоверческих храмов. Пока же изолированные в своем фольклорно-этнографическом гетто староообрядцы в силу своей малочисленности и малозаметности в расхристианизированном мире могут только беспомощно наблюдать за ускоряющимся падением нравов, но каких-либо рычагов влияния на судьбы мира не имеют. А ведь старообрядчество еще способно сделать доброе в будущем - они сохранили многое из того, что существовало еще в первохристианстве: социальное равенство, церковное братство, общинную жизнь, выборность священника, как руководителя общественной совести, мудрое ограждение пастырства от отвлекающих хозяйственных попечений. Преп.Ефрем Сирин предупреждал "Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия... ", однако старообрядцы сумели здравомысленно выработать мудрую формулу отношения к церковным обычаям: "Обряды – это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства...".. А моральная неуступчивость староверов "шелесту купюр" и вседозволенности нравов вполне могла бы стать православной альтернативой экспансии исламского фундаментализма. Впрочем староообрядцам прежде еще предстоит преодолеть свои внутренние разделения: так беспоповцы для РПсЦ - злостные еретики, их перекрещивают, поэтому объединение РПсЦ с Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) еще менее вероятно, чем между РПсЦ и РПЦ МП.
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2019
  3. Роман Шигорин

    Роман Шигорин

    Москва
    Православный христианин
    Большое спасибо, о. Сергий! Все разложили по полочкам. )

    Дополнительный вопрос: а кем сейчас старообрядцы являются для ПЦ? Раскольники? Раздорники? Не поминающие? Схизматики?Или как? Может еретиками?
    Ведь в новозыбковской как и австрийской иерархиях есть неправославие учение, что Церковь может в определенный исторический момент остаться без епископов. Начетчики типо Ивана Усова, "святителя" Арсения Уральского, Ф. Е. Мельникова как раз обосновывают это даже учение... По моему - это ересь...

    Ну беспоповцы явные еретики. Это понятно сразу. Неопротестанты - старого обряда я б так сказал...
    Правильно или я ошибаюсь?
     
  4. Алексий Михайлович ответил - не буду повторяться...
     

Поделиться этой страницей