По моему скромному мнению.
10 И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;
12 Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: "слухом услышите, и не уразумеете; глазами смотреть будете, и не увидите;
15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем,
и да не обратятся, чтобы Я исцелил их".
16 Ваши же блаженны очи что видят, и уши ваши что слышат;
17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали;
В моем понимании это перекликается со словами "мы играли вам на свирели, и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали".
Вот говоришь людям прямым текстом, а они не слышат. Показываешь явно. А они не видят.
Дар, который дается, получаемый без труда, без личного усилия, не ценится. Он даже не замечается. Или и вовсе подвергается критике. Или воспринимается как если бы сериал посмотрел про чужие приключения. Выключил и забыл. Назавтра новых зрелищ ждем. Ни ум, ни сердце этими зрелищами не трогается. "Огрубело сердце". И истины, которые Христос доносит прямым текстом, не слышатся, не цепляют, не понимаются, не изменяют человека. Огрубело сердце.
Но вот притча. Она непонятна. Она непонятна и тем раздражает. Вроде и простая, и что значит - непонятно. О ней приходится думать. Приходится начинать трудиться. Приходит понимание, что ты на самом деле туп, глуп и неразвит. И не можешь сам. И надо обратиться к Богу. И тот, кто обратится, тот и будет спасен.
А сейчас я загляну в толкования
Ну вот только у
Иоанна Златоуста увидела подтверждение своему пониманию
"Он беседовал в притчах, именно – не то, чтобы оставить слушателей в неведении, но то, чтобы возбудить их к вопросам"
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/47