Архиепископ Красноярский и Енисейский АНТОНИЙ
Проповедь о катехизации, крещении и богослужебных реформах
«Смотрите, како опасно ходите…»
(Мф. 16, 18)
Вопрос о Святом Крещении и катехизации при Святом Крещении был одним из важнейших на пороге развития церковной жизни, то есть, от основания ее и до наших дней. Еще в I веке это происходило при участии Святых Апостолов и священников, поставленных ими Благодатию Святаго Духа. Последние получили право преподать новокрещаемым того же Духа Святаго через Святое Крещение, а также другие Святые Таинства, Духом Святым, епископами и священниками, на то поставленными совершаемые. Перед Святым Крещением совершалось и ныне совершается оглашение (катехизация), раскрываются смысл и понимание новокрещаемыми необходимости Святого Крещения для Вечного Спасения и жизни в Духе Святом, подаваемым при Святом Крещении.......
.........Относительно крещения младенцев, в Новозаветной Святой Церкви Православной (как и в Церкви Ветхозаветной относительно обрезания), младенца положено крестить на восьмой день или позже. Но, цитирую, «ежели младенец немощен и не принимает грудь матери, но к смерти зрит, не подобает ожидать шестого или восьмого дня, но крестить — немедля». Святое Крещение есть приобщение души для Царства Небесного, и мы не имеем права препятствовать детям приходить ко Христу для наследования ими Его Царства в вечности. Сам Господь сказал своим ученикам, когда они пытались удержать детей, не позволяя им подойти к Нему: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»
(Мф. 19, 14). После этого Господь «возложил на них руки», тем свидетельствуя о необходимости Крещения их Духом Святым, что и везде совершается в Православной Церкви, в полном соответствии с апостольскими на то указаниями, Духом Святым руководствуемыми.
В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором. По существу-то каждый священник обязан быть катехизатором, что и имеет место на каждом приходе. Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство — совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события.
Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто.