Вопрос о почитании Креста - очень глубокий вопрос. Можно сказать, что мера его глубины есть мера христианского Богопознания. Ответ на этот вопрос очевиден для подвизающихся христиан, познавших пришествия Бога во плоти, но всегда, практически ВСЕГДА, непонятен для среднестатистического, «нормального» человека, который слишком часто является носителем языческого сознания.
Можно сказать, что само почитание Креста Господня становится крестом, который разделяет человечество на две половины. Одна половина, вместе с разбойником распятым по одну сторону Спасителя, ПРИЗНАЕТ СЕБЯ ДОСТОЙНЫМИ КРЕСТА и исповедует ИИСУСА СЫНОМ БОЖЬИМ , другая, вместе с другим разбойником, требует сойти с Креста и отвергает БОГОЧЕЛОВЕКА.
Для второй половины Крест не нужен. Она либо исступленно требует убрать Крест, либо смеется над ним, не понимая его животворящей силы. Эта часть человечества хочет бесконечно наслаждаться земными благами, не видит необходимости ПОДВИГА на земле. Принимая мир целиком, как он есть, она не ощущает своей вины за зло творящееся на земле, считает свою жизнь «нормальной», естественной, не требующей исправления, а , следовательно, душевных и телесных СТРАДАНИЙ. Эти люди рассматривают всякую боль и мучение, даже боль о ближнем, как ПРЕПЯТСТВИЕ, ПОМЕХУ И ПРЕГРАДУ на пути к наслаждению, которые мешают жить. К сожалению, таких людей большинство… Именно для них Крест есть соблазн, а почитание Креста соблазнительно.
Да, вопрос о Кресте есть и вопрос о соблазне Креста. О соблазне Креста еще упоминал апостол. Почитание Креста было соблазнительно для язычников, которые не знали ,что «СМИРЕНИЕ ЕСТЬ РИЗА БОЖЕСТВА»(св. Иоанн Леств.), не видели в гордости основного человеческого порока, отвращающего человека от Бога.
Для язычника не понятно почему Создатель вселенной, Бог «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные», а не разъезжал по земле на бронированной колеснице, как деспот подчиняя себе народы. Разве обладая абсолютной мощью , всемогуществом, Он не должен надмеваться им, гордиться и тщеславиться??? Для языческого властелина стыдно и немыслимо принять ОБРАЗ РАБА, он должен презирать других, но не любить. Но только Бог есть ЛЮБОВЬ, и что же поделаешь если у Бога другой характер??? Что же поделать, если вездесущий Бог обладает безмерным смирением!!! И как можно любить и почитать смирившегося до зрака раба Бога, не любя и не почитая Крест, который Он избрал в знак Своей любви к нам! Именно Его Крест становиться символом, отделяющим преображенного Святым Духом христианина от языческого мира, не знающего, что Бог кроток и смирен сердцем, не жаждущего сердечной тишины в смирении и любви даже к врагам.
Вопрос о почитании Креста активно ставился в первые века христианства. Он ставился совсем не христианами, для которых он был ОЧЕВИДЕН, ибо само почитание восходило к апостолам, запрещавшим похвалы по плоти, но поощрявшим христиан хвалиться «крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»(ап. Павел). Он ставился гонителями христиан язычниками, называвшими христиан в насмешку крестопоклонниками. Гонения всегда обнаруживали почитателей креста, которые сами рисовали его на своем лбу добровольно предаваясь в руки мучителей. А о 3 веке мы уже имеем письменные свидетельства, повествующих о мучениках, носивших изображение креста не только на челе, но и на груди(Орест и Прокопий). Отмена гонений и последующее торжество христианства сделало почитание креста открытым и общераспространенным. Так знак Любви Бога к человеку стал знаком ответной любви человека к Богу, подчинив просторы самой могущественной в мире державы.