Подвиг ради усопшего

Православный христианин
Подскажите, я слышал, что ради покойного мы можем отказаться от какого-то греха раз и навсегда, хотелось бы узнать, может ли это повлиять на его участь? Конечно, от грехов мы и так должны избавиться, но слышал от профессора А. И. Осипова, что можно ради любимого усопшего близкого попытаться раз и навсегда убрать что-то из жизни. Я попытался что-то исполнять в повседневной жизни, но это превращается в наверняка надоевшее вам ОКР, мол, если сейчас не встанешь с кровати, не будешь не есть целый день - не хочешь спасения покойного. Как быть? В церкви записки подаю каждую неделю, в правиле молитвенном обязательно читаю. Как выбрать меру поминовения, которая будет действенной, но при этом не превратит жизнь ни в тревожный невроз, ни в механическое "оказание услуг", скупку чем больше, тем лучше - сорокоустов и записок, ни в недоверие Богу и постоянные мысли, что родные страдают? Очень переживаю за ушедших сродников, в особенности тех, что самые близкие. Помогите пожалуйста.
 
Дорогой Артемий!
Наши представления о посмертной жизни и всеобщем воскресении превосходят возможности человеческого ума - ничего подобного ТАМ не будет, а будет то, что увидел Апостол Иоанн: «И увидел я новое небо и новую землю…» (Откр. 21:1). Все будет ТАМ другое, в том числе и само время – понятие вечности потеряет всякий смысл… В Евангелии Сам Господь лишь таинственно говорит о конечной участи усопших душ: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Человек не имеет возможности своей волей изменить посмертное состояние - только Сам Бог решает вечную участь каждого человека (Мф. 25:31-46; 2 Фес. 1:7-9). А мы, православные христиане, свято верим и исповедуем, что по молитве Церкви Господь своей Совершенной Любовью может облегчить посмертную участь человека – и поэтому совершаются у нас литургические поминовения усопших и панихиды…
Степень действенности личной молитвы не связана прямо с воцерковленностью усопших, а куда больше зависит от масштаба души молящегося. В идеале молиться нужно в сверхмножественном числе - вмещая в свою душу всех тех, кто дорог, кто памятен, кто когда-то прошёл через нашу жизнь, о тех кого мы любили и кого не смогли полюбить – то есть о всех без исключения, за всю тварь Божию. Но, увы, для такой великой молитвы за весь тварный мир необходимо иметь совершенную душу и святое сердце. Однако подвиг совершенствования себя, преодоление пороков, стяжание святости – есть главная и естественная цель жизни каждого христианина! Вот с такой открытой для добрых дел и личного подвига глубиной души и нужно совершать молитву об усопших. Дерзайте!
 
Православный христианин
Спасибо вам, батюшка. Но подскажите, стоит ли рваться за сорокоустами, годовыми, записками, если есть искреннее желание помочь, как можно лучше сделать усопшему? И как невроза избежать, а то сейчас такое чувство, как будто каждый вкусный кусок пищи, интересный фильм или занимательное занятие видится как бы во вред усопшему? Вот, мол, делаешь это и делаешь плохого усопшему, мог бы попоститься. Понимаю, что такое состояние утащить далеко может, так, что не есть не пить нельзя, но вот как его убрать или изменить во благо?
 
Формализм в молитве недопустим! Без любви к Богу молитва будет формальна, сколько бы вы не подавали записок и сорокоустов! Движение души в молитвенных прошениях об усопшем, должно обязательно дополняться благим действием, милосердной помощью - например, можно покупать еду и раздавать ее «за упокой души» раба Божьего. А каждый вкусный кусок пищи в вашем чреве, ваши развлечения и интересы не имеют ни малейшего значения для посмертной участи близких.
 
Сверху