Покаяние. Метанойя

Ростов Великий
Православный христианин
мф.3.1-12. Покаяние. Метанойя
мф3:1 Во дни же оны прииде иоанн креститель, проповедая в пустыни иудейстей
мф3:2 и глаголя: покайтеся, приближибося Царствие небесное.
мф3:3 Сей бо есть реченный исаием пророком, глаголющим: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези его.
мф3:4 Сам же иоанн имяше ризу свою от влас велблуждь и пояс усмен о чреслех своих: снедь же его бе пружие и мед дивий.
мф3:5 Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся иудеа, и вся страна иорданская,
мф3:6 и крещахуся во иордане от него, исповедающе грехи своя.
мф3:7 Видев же (иоанн) многи фарисеи и саддукеи грядущыя на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева?
мф3:8 сотворите убо плод достоин покаяния,
мф3:9 и не начинайте глаголати в себе: отца имамы авраама: глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада аврааму:
мф3:10 уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо:
мф3:11 аз убо крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне креплий мене есть, емуже несмь достоин сапоги понести: той вы крестит Духом святым и огнем:
мф3:12 емуже лопата в руце его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим.

*
Метано́йя (др.-греч. μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», греч. μετάνοια[мэта́ния] — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление») — термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожалением; раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) традиции имеет значение покаяния.

*
Слышал, как некоторые христиане говорят о покаянии, как перемене в себе, в выше приведенном смысле, считая такое покаяние достаточным.
Думаю, более правильным полагать покаяние не (только) в перемене мыслей или чувств, но в приобретении навыков делания добра (сотворите убо плод достоин покаяния).
И мысли и чувства нетверды, могут много раз перемениться в течение одного дня.
Например, если мы гневаемся, то перемену следует видеть в приобретении кротости, а не в пустых словах.
**
 
Православный христианин
Перемена навыков, это, конечно, правильно, но и само покаяние и крещение, о котором речь в мф3:11, имеет более глубокий смысл. Это "перемена ума" в том смысле, что действием Духа ум перестает жить (только) в вещественном мире и плотскими помышлениями, но и начинает жить в умопостигаемом, духовном мире (отсюда "премена ума").

мф3:11 аз убо крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне креплий мене есть, емуже несмь достоин сапоги понести: той вы крестит Духом святым и огнем

Ср. два толкования прп. Максима на это место http://bible.optina.ru/new:mf:03:11#prp_maksim_ispovednik.


В них "вода" толкуется как Дух "смывающий внешнюю телесную грязь" и "очищающий скверну плоти". То есть в покаянии и крещении Духом даруется перемена ума от плотского и вещественного на духовный. Начаток этой перемены, который потом нужно потом утвердить делами и приобрести полностью затем через рождение от Духа

Адам при своем сотворении жил в обеих мирах, вещественном и умопостигаемом, имея к последнему природное стремление. А после падения стал жить только в вещественном. Крещение и покаяние обновляют в нем это стремление к умопостигаемому миру, а вводит в него духовное рождение.
 
Святая Русь
Православный христианин
Преподобный Паисий Святогорец говорил: "Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок, человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался. Таким образом приходит Божественное утешение…"

Таким образом, покаяние включает в себя: 1) осознание своего проступка и боль за него; 2) попросить у Бога прощение (а если обидел ближнего, то и у ближнего); 3)поисповедоваться; 4) исправиться так, чтобы больше не повторять грех (это может в себя включать делание добра, в т.ч. и развитие навыков дел, противоположных греховному навыку).
 
Интересующийся
исправиться так, чтобы больше не повторять грех (это может в себя включать делание добра, в т.ч. и развитие навыков дел, противоположных греховному навыку).
Это наверное тогда когда есть время? Просто у разбойника на Кресте вряд ли оно было чтобы развить навыки дел. Да и просто бросить курить это очень трудно. Некоторые наркоманы бросают колоться но курить бросить не могут. Это месяцы нужно терпеть. Курить может сильно захотеться и через пол года как завязал.
А говорят что и через несколько лет бывают внезапные приступы сильной тяги к курению. И это просто курение. А какие-то там навыки развить другие, скажем
побороть самомнение так может тысячу лет не хватить. Я вообще думаю, что многое решает намерение твердое измениться, а вот изменишься ли ты - это вопрос.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Покаяние от Бога приходит, как молния и остается до конца твоих дней... Оно так же, как молния разделяет вначале человека на две части,а за тем "схлопывает" человека во едино,где он видит всего себя без прикрас и самомнения. И этот шрам связи двух половинок,способны разгладить слезы раскаяния(осознание разделения себя и Бога)...или как их называют - слезы покаяния. Итогом покаяния - всегда приходит чувство единения с миром, Богом,людьми...Не осуждения ,а миролюбивого чувства и все прощения,потому как тебя,за твои грехи Бог простил и ты теперь так же поступаешь с другими.
 
Святая Русь
Православный христианин
Это наверное тогда когда есть время? Просто у разбойника на Кресте вряд ли оно было чтобы развить навыки дел. Да и просто бросить курить это очень трудно. Некоторые наркоманы бросают колоться но курить бросить не могут. Это месяцы нужно терпеть. Курить может сильно захотеться и через пол года как завязал.
А говорят что и через несколько лет бывают внезапные приступы сильной тяги к курению. И это просто курение. А какие-то там навыки развить другие, скажем
побороть самомнение так может тысячу лет не хватить. Я вообще думаю, что многое решает намерение твердое измениться, а вот изменишься ли ты - это вопрос.
Да, бывают разные виды покаяния, не всегда на исправление навыков есть время.

По поводу курения, то с Богом возможно то, чего невозможно самому человеку. Иногда и твердого намерения недостаточно. Но если искренне просить помощи у Бога, тогда бывает возможно и невозможное.
 
Сверху