Полное послушание или соблюдение заповеди?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Георгий!

Не могли бы истолковать случай, описанный св. Отцом Церкви из жизни древнеегипетского монастыря? С одной стороны — необходимость полного послушания настоятелю в монастыре, с другой — готовность ради послушания нарушить заповедь «не убий» по отношению к своему ребёнку. Как к такому противоречивому случаю следует относиться?

Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный
Писания

«Поскольку цель настоящего моего сочинения состоит в том, чтобы отрекающимся от мира преподать наставление, как им можно, посредством истинного смирения и совершенного послушания, усовершенствоваться и в прочих добродетелях, то я считаю нужным для примера сказать о некоторых подвигах старцев, в которых просияла их добродетель, чтобы желающие достигнуть высшей степени имели не только побуждение, но и образец для деятельности…

… о достопамятном подвиге аввы Муция. Он, желая отречься от мира, долго находился при воротах монастыря и, после долговременного испытания, был принят в монастырь, вопреки обыкновению общежития, вместе с восьмилетним сыном своим. Тотчас после принятия их не только отдали разным наставникам, но и поместили в разных кельях, чтобы отец, часто видя сына, не вспоминал о прежнем и не питал плотской любви. Когда Муций безропотно подчинился этому разлучению, то, чтобы испытать, точно ли он не имеет плотской любви и все делает из послушания Христова, которое нужно предпочитать всякой любви, на сына его не только не обращали никакого внимания, водили его в лохмотьях, не умывали (и все это для того, чтобы раздосадовать отца), но еще часто на глазах его без причины заушали[8], так что отец нередко видел сына плачущим. Но сколь ни жестоко поступали с сыном его, он не изменил любви и послушанию Христову ради любви родительской, ибо сына почитал уже не своим, а принесенным Христу. Потому и не трогали его наносимые обиды, но еще и радовался, видя, что они не оставались бесплодными, совершенствуя его в смирении. Игумен общежития, видя твердость его духа и намереваясь совершенно увериться в его постоянстве, однажды, когда сын Муция плакал, притворился прогневавшимся на него и приказал отцу бросить того в реку. Муций, выслушав такое повеление как от самого Господа, тотчас схватив сына, побежал с ним к реке, чтобы бросить его в воду. Он по послушанию и горячей вере непременно сделал бы это, если бы не было поручено братьям наблюдать на берегу и вытащить из реки дитя, если бы оно было брошено, и если бы они не воспрепятствовали исполнению заповеди, впрочем, уже исполненной через послушание и готовность.
Бог вскоре засвидетельствовал, что эта вера и преданность Муция угодны Ему. Игумену обители было открыто, что он этим послушанием совершил дело патриарха Авраама.»​
 
Последнее редактирование модератором:

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день.
Конкретный случай комментировать нет смысла, поскольку было давно и не с нами.
А на практике есть запрет принимать в монашество лиц, имеющих несовершеннолетних детей. Это правильно и логично, поскольку у них есть обязательства по отношению к детям - и они, следовательно, не имеют права отрекаться от мира. Сначала нужно воспитать детей - а уже потом принимать постриг.
Даже полное послушание не может требовать нарушения заповедей. Начальник - не Господь Бог, а отвечать каждый будет за свои поступки сам, чтобы ему кто ни посоветовал или приказал.
 
Сверху