Понимание древних о форме Земли и устройстве мира.

Православный христианин
Всем добрый день!Мня смущают высказывания в Библии,где говорится о форме Земли и Небе-как месте обитания Бога.Я это понимаю так:древние считали,что Земля была плоская,а Бог жил на куполообразном Небе.Ну,если твердость неба можно объяснить тем,что туда вкладывался смысл,что звезды с него не падают,то вот на вышеперечисленное я не могу ответить.Пожалуйста,развейте мои сомнения.
Перечисление смущающих мест(по памяти,увы):"Четыре Ангела,стоящие на четырех концах земли"(Апок.);слова Денницы:"Я вознесусь выше звезд Божьих","Отче наш,иже еси на небесех","Звезда,на тверди небесной блистающая"(акафист вмч.Пантелеимону),"Сотворил Бог небо и землю","Идти на край земли"(возможно,слова ап.Павла).Всё,что вспомнилось.Благодарю!
 
Православный христианин
Библия не научное пособие. Нужно иметь благодать Святого Духа, чтобы всецело самому понять ее очами, а не только разумом. Или надо больше ее толкования читать а не только самому экзаменовать Слово Божье. Многое в Библии имеет символическое значение. Например, четыре Ангела на 4 концах Земли. Где здесь сказано о плоской Земле? А 4 конца Земли это разве ее края? Это вероятно стороны света - север, юг, запад, восток. Для каждого человека они находятся в своем месте, но охватывают его со всех сторон, и никто при Апокалипсисе не убежит от Ангелов где бы он ни был, на севере или еще где то. Ну надо мыслить образно а не только научно. А может 4 конца Земли это вода, воздух, огонь и ветер. Твердь Небесная это может образно незыблемость, постоянство. И тому подобное. Говорят восход Солнца. Оно для тебя взошло, а для американца оно заходит. Ты что будешь говорить американцу что он дурак а солнце вот в этот самый момент восходит а не заходит? Все относительно и образно.
Тут глина была в другой теме, Бог создал из глины человека. Тоже может образно. Да может даже и из глины, для Бога нет ничего невозможного, может и глину преобразовать и сутки сделать тысячелетием. Кто то проживет в пещере год а скажет что прожил там 100 лет и будет прав. А мы будем правы говоря что прошел год. И он и мы будем правы одновременно потому что каждый пережил свое. Все Богу возможно, мы просто всего понять не можем.
ПС. И ищи ответы в толкованиях святых и сравнивай свои ответы с их.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Библия не научное пособие. Нужно иметь благодать Святого Духа, чтобы всецело самому понять ее очами, а не только разумом. Или надо больше ее толкования читать а не только самому экзаменовать Слово Божье. Многое в Библии имеет символическое значение. Например, четыре Ангела на 4 концах Земли. Где здесь сказано о плоской Земле? А 4 конца Земли это разве ее края? Это вероятно стороны света - север, юг, запад, восток. Для каждого человека они находятся в своем месте, но охватывают его со всех сторон, и никто при Апокалипсисе не убежит от Ангелов где бы он ни был, на севере или еще где то. Ну надо мыслить образно а не только научно. А может 4 конца Земли это вода, воздух, огонь и ветер. Твердь Небесная это может образно незыблемость, постоянство. И тому подобное. Говорят восход Солнца. Оно для тебя взошло, а для американца оно заходит. Ты что будешь говорить американцу что он дурак а солнце вот в этот самый момент восходит а не заходит? Все относительно и образно.
Тут глина была в другой теме, Бог создал из глины человека. Тоже может образно. Да может даже и из глины, для Бога нет ничего невозможного, может и глину преобразовать и сутки сделать тысячелетием. Кто то проживет в пещере год а скажет что прожил там 100 лет и будет прав. А мы будем правы говоря что прошел год. И он и мы будем правы одновременно потому что каждый пережил свое. Все Богу возможно, мы просто всего понять не можем.
ПС. И ищи ответы в толкованиях святых и сравнивай свои ответы с их.
Спасибо большое!Вот как раз символического понимания мне не хватает...
 
Крещён в Православии
Вот как раз символического понимания мне не хватает
Почему только символическое?

В оригинале, в словах: "Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья" (Ис. 40:22), используется слово חוּג (хуг). Так вот этот слово – "хуг", означает не только круг, но и шар, ( ссылка https://azbyka.ru/biblia/?Is.40&ir#sel=119:6,119:7;152:2,152:2). Слово это написано с предлогом עַל (звучит что-то как ъал), и означает он "на" (чем либо).

А слова: "Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем" (Иов. 26:7), разве не говорят о Законе Всемирного тяготения?
 
Крещён в Православии
"Твёрдость — физический показатель, свойство материала сопротивляться пластической деформации, вызванной местным контактным воздействием (обычно сводящегося к внедрению в материал более твёрдого тела — индентора)."

Я думаю если сравнивать с пустым космическим пространством - атмосфера Земли твердая. Фундаментальные физические законы же одинаково распространяются на всё что состоит из атомов, а не только такой твердый материал как металл или дерево. Можно даже подвести строго под определение. Астероид (индентор) входит в атмосферу, она оказывает сопротивление, так что он даже сгорает в результате трения об неё. А признаком деформации служит звук, ведь звук - это волны (потом воздух возвращается в исходное состояние, как например резина - упругая деформация). Ну это так, соображения. И помнится, кто-то из святых говорил понимать так. Ведь "полетят птицы по тверди".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Св. Иоанн Златоуст
"Что значит: да будет твердь? Это то же, как если бы кто сказал на языке человеческом: да будет некая стена и ограда, которая бы, находясь посреди, делала собою разделение".

Св. Августин
"Твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших".
Св. Феодорит Кирский
"Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом".
"Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое разделение, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятнаго огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество".

II. О водах над твердию

1) Св. Василий Великий
Св. Василий категорически отвергает аллегорические толкования воды над твердию, настаивая на буквальном понимании:
"Отринув подобные сим учения как толкование снов и басни старых женщин, мы под водою будем разуметь воду, и разделение, произведенное твердию, будем принимать сообразно с изложенною выше причиною".
После этого он поясняет каким образом вода держится на полукружие тверди.

2) Св. Евфрем Сирин
"И горние воды, во второй день отделенные от прочих вод простертою между ними твердью, были также сладки, как воды дольние; они не таковы, как воды, осолившиеся в морях в третий день, но таковы же, как и отделенные от них во второй день. Они не солоны, потому что не подвержены гниению. Они не на земле, от чего бы могли загнивать; там воздух не служит к тому, чтобы порождали и производили они пресмыкающихся. Для вод сих ненужно, чтобы впадали в них реки; они не могут иссякнуть, потому что нет там солнца, которое зноем своим иссушало бы их; они пребывают там росою благословений, и блюдутся для излияния гнева".

3) Св. Беда Достопочтенный
"Несомненно, что эта твердь пребывает в середине между водами, поскольку мы видим воды, помещенные под ней и в воздухе, и в землях, и нам также известно о тех, которые были помещены над ней, не только авторитетом этого отрывка Писания, но и словами пророка: "простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои" (Пс. 103:2-3)... Но, если это кого-то озадачивает, - как воды, постоянно текут и стекаются в самый низ по своей природе, могут держаться над небом, чья форма, как кажется, кругла, таковой должен помнить, что Писание говорит о Боге: "Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними" (Иов. 26:18)... Хотя он и возжелал утвердить жидкие воды там, но есть ли чудо выше этого, как говорит Писание: "Он повесил землю ни на чем" (Иов. 26:7)... Мы должны разуметь, что когда произошло творение и установление неба и вод, они не переходили предписанных им Словом Божиим пределов, как сказал Псалмопевец: "поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет" (Пс. 148:6).

III. О куполообразной форме небесного свода

1) Св. Василий Великий
"Если тело тверди шарообразно, как показывает зрение, а вода текуча и скатывается с возвышенностей, то как было возможно утвердиться воде на кривой окружности тверди? Что будет отвечать на сие? - То особенно, что ежели видим какую вещь с внутренней вогнутости кругообразною, нет еще необходимости заключать, что и внешняя ее поверхность сделана шаровидно, вся выточена на станке и гладко выведена. Иногда видим каменные потолки в банях и постройку пещеровидных зданий, которые, если смотреть изнутри, выведены полукружием, а сверху строения имеют часто ровную поверхность. Посему ради таких причин не должны и сами они затрудняться в деле, и нас затруднять, как будто не можем удержать воды вверху".

2) Св. Афанасий Великий
"Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: «простираяй небо яко кожу». А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: «поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати» (Ис. 40:22). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: «водрузивый... небо» (Ис. 42:5). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: «понеже небо яко дым утвердися» (Ис. 51:6)".

Таким образом, очевидно, что Библия в толковании святых отцов говорит о "тверди", как реальном твердом куполе, возвышающемся над плоской землей.
 
Православный христианин
Св. Иоанн Златоуст
"Что значит: да будет твердь? Это то же, как если бы кто сказал на языке человеческом: да будет некая стена и ограда, которая бы, находясь посреди, делала собою разделение".

Св. Августин
"Твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших".
Св. Феодорит Кирский
"Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом".
"Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое разделение, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятнаго огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество".

II. О водах над твердию

1) Св. Василий Великий
Св. Василий категорически отвергает аллегорические толкования воды над твердию, настаивая на буквальном понимании:
"Отринув подобные сим учения как толкование снов и басни старых женщин, мы под водою будем разуметь воду, и разделение, произведенное твердию, будем принимать сообразно с изложенною выше причиною".
После этого он поясняет каким образом вода держится на полукружие тверди.

2) Св. Евфрем Сирин
"И горние воды, во второй день отделенные от прочих вод простертою между ними твердью, были также сладки, как воды дольние; они не таковы, как воды, осолившиеся в морях в третий день, но таковы же, как и отделенные от них во второй день. Они не солоны, потому что не подвержены гниению. Они не на земле, от чего бы могли загнивать; там воздух не служит к тому, чтобы порождали и производили они пресмыкающихся. Для вод сих ненужно, чтобы впадали в них реки; они не могут иссякнуть, потому что нет там солнца, которое зноем своим иссушало бы их; они пребывают там росою благословений, и блюдутся для излияния гнева".

3) Св. Беда Достопочтенный
"Несомненно, что эта твердь пребывает в середине между водами, поскольку мы видим воды, помещенные под ней и в воздухе, и в землях, и нам также известно о тех, которые были помещены над ней, не только авторитетом этого отрывка Писания, но и словами пророка: "простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои" (Пс. 103:2-3)... Но, если это кого-то озадачивает, - как воды, постоянно текут и стекаются в самый низ по своей природе, могут держаться над небом, чья форма, как кажется, кругла, таковой должен помнить, что Писание говорит о Боге: "Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними" (Иов. 26:18)... Хотя он и возжелал утвердить жидкие воды там, но есть ли чудо выше этого, как говорит Писание: "Он повесил землю ни на чем" (Иов. 26:7)... Мы должны разуметь, что когда произошло творение и установление неба и вод, они не переходили предписанных им Словом Божиим пределов, как сказал Псалмопевец: "поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет" (Пс. 148:6).

III. О куполообразной форме небесного свода

1) Св. Василий Великий
"Если тело тверди шарообразно, как показывает зрение, а вода текуча и скатывается с возвышенностей, то как было возможно утвердиться воде на кривой окружности тверди? Что будет отвечать на сие? - То особенно, что ежели видим какую вещь с внутренней вогнутости кругообразною, нет еще необходимости заключать, что и внешняя ее поверхность сделана шаровидно, вся выточена на станке и гладко выведена. Иногда видим каменные потолки в банях и постройку пещеровидных зданий, которые, если смотреть изнутри, выведены полукружием, а сверху строения имеют часто ровную поверхность. Посему ради таких причин не должны и сами они затрудняться в деле, и нас затруднять, как будто не можем удержать воды вверху".

2) Св. Афанасий Великий
"Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: «простираяй небо яко кожу». А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: «поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати» (Ис. 40:22). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: «водрузивый... небо» (Ис. 42:5). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: «понеже небо яко дым утвердися» (Ис. 51:6)".

Таким образом, очевидно, что Библия в толковании святых отцов говорит о "тверди", как реальном твердом куполе, возвышающемся над плоской землей.
Всё-таки,эти святые отцы жили очень давно...От того и толкования такие,думается мне.Но сами строки,правда ,можно понимать по-разному,так что...Понятно и людям древним,и людям нынешним.
 
Сверху