Постоянство в борьбе с чревоугодием

Православный христианин
Здравствуйте уважаемые форумчане,

Очень хочу ограничить себя в питании, но не для сброса веса ради, а для укрепления духовной жизни.

Помнится, я давно как - то ограничил себя до разумного минимума в питании и чувствовал себя как духовно, так и телесно просто прекрасно. Но с тех пор прошло много времени.

Надеюсь, что с момента написания этого поста, я смогу наконец - то хоть немного преуспеть в этом деле.

Помогите с первыми шагами на этом пути. Как обрести постоянство? Что на эту тему говорят Святые Отцы?

Спасибо вам большое.
 
Православный христианин
Помогите с первыми шагами на этом пути. Как обрести постоянство? Что на эту тему говорят Святые Отцы?
Покажите произволение, решимость ... Дух Святой всему Вас научит или человека пошлёт, если работаете физически, не рассчитывайте обойтись просфорой и молитвой, так можно и в прелесть попасть (анорексия).
 
Россия
Православный христианин
Помогите с первыми шагами на этом пути. Как обрести постоянство?
Могу посоветовать по своему опыту. Надо выработать новые привычки приема пищи.

Например, в детстве некоторых заставляли доедать до конца. Преодолеваем эту вредную привычку. Изобретены холодильник и микроволновка. Оставь еду на тарелке, на наедайся, положи в холодильник, потом разогреешь в микроволновке. Можно еще мысленно отметить уровень наполнения тарелки пищей для внешнего контроля съедаемого объема.

Или еще пример. Идем куда-то надолго. Наедаемся, чтобы хватило сил без перекуса. Это вредная привычка. Спланируйте свой день так, чтобы не мучиться от голода и без сил, но и не переедать. Это не просто. Надо уметь выбрать питательные продукты, которые долго отдают энергию (орехи, нут, полба), когда уходим из дома надолго. И, наоборот, продукты, которые быстро отдают энергию (фрукты, картофель), когда приходим домой и хотим восполнить недостаток энергии.

Главное поставить цель — никогда не есть до насыщения. А средства можно найти при желании, почти во всех жизненных обстоятельствах.
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
Если бы духовный рост зависил от поста, то черепахи опередили человека, потому что могут обходится без еды месяцами.

Но если очень хочется, просто берем и голодаем. Да, это неприятно. Да, это трудно. Но если просто, то любой сможет. И тогда Вы не получите морального превосходства ("дерзновения") к которому стремитесь.
 
Православный христианин
Православный христианин
Если бы духовный рост зависил от поста, то черепахи опередили человека, потому что могут обходится без еды месяцами.
Вспомнилась цитата Дзен мастера школы Сото-Сю Тайсэна Дэсимару: «Что ты кинешься тем, что бросил курить? Кот же не курит» :)
 
Интересующийся
Вспомнилась цитата Дзен мастера школы Сото-Сю Тайсэна Дэсимару: «Что ты кинешься тем, что бросил курить? Кот же не курит» :)
Про черепах, моя аналогия из Евангелие от Фомы (это апокриф). Вот как это звучит: "2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас."
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Некоторое несоответствие между названием темы - "борьба с чревоугодием" и текстом вопроса - " хочу ограничить себя в питании, ".
Это мягко говоря, не одно и тоже. Можно есть мало, но ого-го как чревоугодничать. А можно просто нормально питаться и не быть "обуреваемым чревоугодием". Тут нет линейной связи.
Вообще в Церкви всё очень красиво и разумно устроено. Определены дни воздержаний, т.е. посты.
Всё! Не стоит ничего нового изобретать. Разве что посоветоваться о мере поста со священником у которого исповедуетесь.
А то ведь бывает, берут самочинно на себя сухоядение на год - больницей заканчивают.
 
Прочее
1. не ходить в супермаркеты где полки завалены едой, ходить в простые магазины.
2. Вкусно готовить только изредка, чтоб еда была для голода, а не для удовольствия, еда должна быть почти безвкусная чтоб только по голоду тарелку наливать.
3. от безделья на еду тоже тянет. эмоциональный голод требует еды как альтернативу получения эмоций которых он лишен в бездельи от других источников.
4. спрашивать у бога можно ли покушать, если совесть позволяет то кушать
 
Православный христианин
1. не ходить в супермаркеты где полки завалены едой, ходить в простые магазины.
2. Вкусно готовить только изредка, чтоб еда была для голода, а не для удовольствия, еда должна быть почти безвкусная чтоб только по голоду тарелку наливать.
3. от безделья на еду тоже тянет. эмоциональный голод требует еды как альтернативу получения эмоций которых он лишен в бездельи от других источников.
4. спрашивать у бога можно ли покушать, если совесть позволяет то кушать
голод НАДО утолять, если Вы не в аскезе и работаете в миру, не надо тащить монастырский устав туда, где он не применим. Готовить надо, чтобы было вкусно, чревоугодие - еда без необходимости, когда тело превращается в "тушу"!
 
Православный христианин
Спасибо за советы. Приступаю к делу. Гармония безусловно важна. Но так как я, честно сказать, переедал, то думаю первым шагом следовало бы сократить объём порций (до разумного). С Божьей помощью всё получится.
 
Последнее редактирование:
Слава Богу за всё!
Православный христианин
Первым шагом следовало бы сократить объём порций (до разумного).
Дорогой Александр, хочу сказать, что Вы очень правильно делаете, начиная задумываться о борьбе с чревоугодием. Это такая опасная, впитавшееся десятилетиями в наше сознание и тело страсть, которая может служить причиной многих грехов, убивающих нашу душу.

И мне думается, что начать нужно именно с того, что Вы написали выше. Также можно постараться начать соблюдать еженедельные посты в среду и пятницу, не объедавшись при этом постной пищей, что тоже грех. Приучайте (постепенно!) свой желудок к меньшему количеству пищи и со временем он привыкнет и Вам не будет уже так тяжело, как поначалу. Ну и следующий пост (который уже совсем скоро наступит) хорошо бы постараться выдержать с Божией помощью, хотя бы нестрого.
 
Москва
Православный христианин


«КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧРЕВОУГОДИЯ?»

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве.

Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях.
Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу. Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

( Материал прочитала, и перенесла в тему , в сообществе ( пост от 1 марта 2023 года) - в ВК : https://vk.com/hristianskaya_mudrost ; Божией помощи в борьбе с этим недугом. Постепенности и постоянства, в этом ).

* Для чего учреждены посты? Для того, чтобы приучать нас к воздержанию... Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин


«КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧРЕВОУГОДИЯ?»

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве.

Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях.
Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу. Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

( Материал прочитала, и перенесла в тему , в сообществе ( пост от 1 марта 2023 года) - в ВК : https://vk.com/hristianskaya_mudrost ; Божией помощи в борьбе с этим недугом. Постепенности и постоянства, в этом ).

* Для чего учреждены посты? Для того, чтобы приучать нас к воздержанию... Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)
Формально как то без личного опыта и смысл говорить в теме 2020 года. Поставить в вк?
 
Москва
Православный христианин
Формально как то без личного опыта и смысл говорить в теме 2020 года.
Для Вас может и есть формальность. Потому что Вы не видите связи с действительностью, с жизнью. Для кого-то будет опытом, если прислушаться к словам Архимандрита Рафаила ( Карелина).
В правилах форума записано что можно отвечать, продолжать старые темы.

Советы участникам:

1) Вы можете добавлять ваш ответ независимо от даты начала обсуждения темы, т.к. многие посетители просто просматривают форум без регистрации и смогут ознакомиться с вашим ответом.
2) Т.к. этот форум апологетический и не предназначен для незамысловатой беседы, убедительная просьба – не пустословить, не обсуждать и не осуждать участников, не отвлекаться от темы дискуссии. Впрочем, вы и сами об этом знаете…


Обычно отвечают и пишут в тех темах, которые интересны.
Кому не интересно, ищет темы, которые интересны.
 
Православный христианин
Для Вас может и есть формальность. Потому что Вы не видите связи с действительностью, с жизнью. Для кого-то будет опытом, если прислушаться к словам Архимандрита Рафаила ( Карелина).
В правилах форума записано что можно отвечать, продолжать старые темы.

Советы участникам:

1) Вы можете добавлять ваш ответ независимо от даты начала обсуждения темы, т.к. многие посетители просто просматривают форум без регистрации и смогут ознакомиться с вашим ответом.
2) Т.к. этот форум апологетический и не предназначен для незамысловатой беседы, убедительная просьба – не пустословить, не обсуждать и не осуждать участников, не отвлекаться от темы дискуссии. Впрочем, вы и сами об этом знаете…


Обычно отвечают и пишут в тех темах, которые интересны.
Кому не интересно, ищет темы, которые интересны.
Так надо четче обозначить слова Архимандрита Рафаила ( Карелина), сначала что ли поставить автора и обозначит конец слов конечно. А так не понятно кто говорит.
 
Москва
Православный христианин
Так надо четче обозначить слова Архимандрита Рафаила ( Карелина), сначала что ли поставить автора и обозначит конец слов конечно. А так не понятно кто говорит.
Там авторство слов указано. Интересно и нужно - читайте, анализируйте и применяйте к себе. Не нужно и не интересно, - прочитали и забыли.
 
Православный христианин
Там авторство слов указано. Интересно и нужно - читайте, анализируйте и применяйте к себе. Не нужно и не интересно, - прочитали и забыли.
Поддержу Татьяну, ссылки полезны (и правила требуют!), но главное надо приводить в тексте: мне надо убедиться, что по ссылке стоит "сходить".
 
Православный христианин
Там авторство слов указано. Интересно и нужно - читайте, анализируйте и применяйте к себе. Не нужно и не интересно, - прочитали и забыли.
Автор указан но не понятно до каких слов, Вот слова святителя Луки хоть как то обозначены.
 
Сверху