В своё спасение я не верю, это обессмысливает молитву и "покаяние". Для меня не проблема исповедаться(!), но я чувствую, что лицемерю, потому что без намерения исправиться это просто "пришёл похвастаться иерею". Грехи мои меня мучают сильно, так было и до того, как я уверовал, и вера стала для меня лучом надежды на избавление и исправление. Сейчас же я разочарован, потому что стало только хуже. Да, борьба с грехами длится всю жизнь, но есть ведь разделение на грехи каждодневные и на тяжкие грехи, от которых всё-таки подразумевается отказаться новообращённому.
Мир Вам! Обращаюсь к Вам, Александр***Т, если Вы все еще на Форуме. Попробуйте разделить понятия
"покаяние" и
"раскаяние". Покаяние, как я уже неоднократно упоминал, - это процесс, который предусматривает осмысление своих грехов и принесение осознанных прегрешений на исповедь. В непрерывном течении грешной жизни христианина можно различить, говоря сегодняшним языком, два процесса, которые периодически соприкасаются. Один из этих процессов непрерывный, он называется "наши согрешения", т.е. наши деяния, которые не соответствуют Божьим повелениям (отступление от Заповедей Господних). Второй же процесс имеет прерывистый характер, и его можно обозначить как покаяние, другими словами, это наше осмысление своей греховности, порождающее наши деяния, которые должны быть направлены на искоренение греховности в той или иной степени (но так ли это?). При этом процесс покаяния всегда несколько отстает от согрешений (у каждого степень отставания индивидуальная). В определенный момент у христианина возникает чувство необходимости исповедаться и принести покаяние, хотя это чувство может быть подавлено и "соприкосновение процессов" в таком случае просто не состоится. Увеличение "расстояний" между осмыслением греха, покаянием и раскаянием часто порождает отчаяние. Точки соприкосновения этих процессов обозначают моменты осознания всей тяжести накопившихся прегрешений. Чем чаще точки соприкосновения, тем меньше шансов впасть в отчаяние, однако следует не забывать, что тут должно присутствовать именно осмысленное и глубоко пережитое чувство своей вины, т.е. точки соприкосновения - это не спонтанные события, но именно
"моменты истины", определяющие понимание того кризиса, в котором находится человек. В подобной ситуации обращение к Господу за помощью имеет самый глубокий смысл, и, по-моему, это единственный способ принести на исповедь осознанный грех (грехи) и с Божьей помощью искренне раскаяться - совершить достойный плод покаяния.
Что нам говорит Библия по этому поводу? Очень точно и коротко!
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. <...> сотворите же достойный плод покаяния", см. Мф. 3:1,2,8.
По-моему, если чуть глубже вникнуть в слова Иоанна Предтечи, то можно заметить разделение понятий
"покаяние" и
"достойный плод покаяния". "Покаяние" - это, как я отмечал выше, процесс осознания грехов, а "достойный плод покаяния" - это
"раскаяние", т.е. это состояние христианина, которое наступает после того, как верующий в Христа полностью осмыслит свой определенный грех (грехи), примет безоговорочное решение не возвращаться "на свою блевотину" и придет на исповедь, обещая Богу (в присутствии священника) безвозвратно оставить принесенный на исповедь грех (грехи). Почему я акцентирую внимание на раскаянии в одном грехе? Да потому, что дай нам Бог истинно раскаяться хотя бы в одном из бесчисленных наших прегрешений и не позволить себе вернуться к нему. А процесс прегрешений-то непрерывный - мы постоянно в чем-то грешим...
. Поэтому и процесс покаяния должен быть непрерывным, но, к сожалению, это далеко-далеко не так. Отсюда и точки соприкосновения этих двух процессов не так уж часто появляются - всегда находится причина "избежать соприкосновения", т.е. пренебречь
исповедью и покаянием. Я уже не говорю о
раскаянии!
Читая Ваше исходное сообщение, я не ощутил у Вас чувства необходимости искренней исповеди, пока что даже не раскаяния. Меня немного удивляет Ваша позиция относительно того, что Вы, не веря в свое спасение, тем не менее правильно излагаете принцип покаяния, которое должно было бы привести Вас к раскаянию, к состоянию невозврата к определенному греху, хотя бы на первых порах. Из личного опыта: я не стремлюсь немедленно и безвозвратно раскаяться во всех своих прегрешениях - это нереально. Для этого нам дан Господом путь постепенного, порой, мучительного преодоления отступлений от Него. Творец всегда с нами на этом пути, однако мы, нагрузив свою душу неподъемным грузом грехов, либо стараемся безрезультатно сбросить их все в один момент, либо просто опускаем руки под этой тяжестью и покорно движемся ко дну (знаю по себе!).
Я на Вашем месте не стал бы тратить время на "классификацию" грехов, мол, этот мой грех - тяжкий, а этот - так себе, мелочишка
. Попробуйте выбрать какой-нибудь свой конкретный недостаток и сосредоточиться на его искоренении. Если появится именно сосредоточенность на конкретном преодолении, то, очевидно, новые прегрешения не будут по крайней мере нарастать лавинообразно, наслаиваясь на предыдущие.
По-моему, в самом заглавии темы присутствует неточность - повторение грехов, как мне кажется, не является признаком отсутствия
покаяния, но есть признак отсутствия
раскаяния. Ведь можно часто ходить на исповедь, совершать
покаяние и тем не менее снова и снова возвращаться к прежнему состоянию, так и
не раскаявшись, т.е. не совершив
достойный плод покаяния.
Советовать менторским тоном, конечно, проще пареной репы, но, поверьте, я это испытал на себе (уже приводил примеры на Форуме). Раскаялся ли я хоть в одном из своих грехов? Трудно сказать... Богу виднее. Но стараюсь не отчаиваться, ибо пытаюсь сосредоточиться на искоренении... Ох, как это все непросто! Храни Вас Господь!