Повторение грехов как признак отсутствия покаяния.

Православный христианин
А у меня раньше было меньше грехов. Не знаю, хочу ли я оправдать своё отчаяние, но с предупреждением вы опоздали, отчаяние давно мой спутник.
Друг, прехитрый бес Вас обманывает и Вы ему поверили. Читайте книгу Иова Многострадального, он был в положении без надежды, хор друзей его обвинял в тайных грехах, жена советовала похулить Творца и умереть ... Цитата: 38.1-38.4; 40.1-40.9; 42.1-42.6;
  • Господь отвечал Иову из бури и сказал:
  • кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
  • Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
  • где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

    • И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
    • препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.
    • Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
    • Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
    • Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
    • излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
    • взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их;
    • зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
    • Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.


      • И отвечал Иов Господу и сказал:
      • знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
      • Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
      • Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
      • Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
      • поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
 
неправильно преподносить бесконечную безрезультатную "борьбу" как норму духовной жизни
А сообщить Вам о бесконечной до смерти безрезультатной борьбе как о возможном варианте духовной жизни, если пока нет покаяния, правильно?
Что-то вроде грамоты за участие?
Похоже, Вы не соображаете, что такое вечные мучения, если приравниваете избавление от них к грамоте.
При этом не важно, что человек продолжает делать: блудить, воровать, пьянствовать или что-то ещё.
Важно, борется ли человек с грехами или подыскивает оправдания для невозможности никакой борьбы, подыскивает удобные для своей пассивности слова у святых.
Не хочу обидеть Вас, но напоминает протестантизм, зачем какого-то Златоуста читать (хотя он ясно пишет о реальности точки невозврата), вот Христос сказал... и т.д. А слова Павла о том, что неправедные Царства не наследуют? Не обманывайтесь, пишет он. Или Павла тоже вслед за Златоустом выкинем?
Если для Вас более истинны слова Златоуста, а не Христа, то подпись на Вашей аватарке - ложь. Если есть противоречия, я выбираю Христа.
А слова Павла (Давида) о том, что нет праведного ни одного?
Вместо того, чтобы использовать слова Павла так, как Вам удобно или кажется (как делают протестанты), приучитесь сначала читать толкования Святых Отцов на слова из Библии. Важен контекст.
Речь идёт о существовании состояний духа, из которых обращения к благу не бывает.
Сейчас не ем с начала поста. Посты одно время соблюдал все, около года или немногим больше. Всегда было много физических нагрузок, все эти изнурительные меры помогали незначительно. Сидеть вообще на хлебе и воде не могу, нужна работоспособность.
Надо полагать, если поститесь добровольно, значит, не находитесь в подобном состоянии духа.
Если много физических нагрузок действительно нужно для какого-то блага, отказаться от которого грешно - это одно. А если это - только попытка оправдания, чтобы не ограничивать себя в количестве и качестве пищи, - это другое.
Мария Египетская прекратила блудить сразу. После удалилась в пустыню
Ушла в пустыню и долгие годы боролась, чтобы не блудить. Совсем другой смысл, по сравнению с тем, что напечатали Вы. Не так ли?
я такой возможности не имею.
А просили в ежедневных молитвах? Или удобнее найти ложное оправдание, чтобы не молиться?
Бог много чего говорил, в том числе "Покайтесь", с тем, что повторять грехи это не каяться Вы согласились.
Вот и верьте, кайтесь и старайтесь не повторять. В чём проблема?
Мысль пришла. А может, Вы занимаетесь хулой на Духа Святого? Надо полагать, если человек знает, что это - грех, но падает в процессе борьбы с ним, то это - не хула. А если знает, но грешит без борьбы, то есть сознательно противится истине, то это - хула.
 
Крещён в Православии
Не надо раздражаться из-за того, что некто на форуме пренебрёг Вашим духовным опытом. Я не прошу одобрить мои грехи. Мне непонятно, почему должен сработать метод, который мне навязывают. "Продолжайте делать то, что делаете, должно помочь". Несмотря на то, что с течением времени положение ухудшилось. За что должен воздать Бог, за то, что с кучей грехов к Чаше хожу и борьбу имитирую?
Извините, если это показалось Вам раздражением и задело Вас. Я лишь хотел немного воодушевить Вас, потому что считал, что Вы пришли сюда за помощью. Но сейчас у меня ощущение, что Вы пришли сюда чтобы утвердится в своей православной несостоятельности и бросить духовную борьбу. Это конечно же Ваш выбор, но помните: Бог дает только посильные испытания. Вы МОЖЕТЕ СПРАВИТЬСЯ, чтобы там Ваш бес не шептал Вам на ухо.
 
Православный христианин
Надо полагать, если человек знает, что это - грех, но падает в процессе борьбы с ним, то это - не хула. А если знает, но грешит без борьбы, то есть сознательно противится истине, то это - хула.
Думаю, перебор полемический, сознательные враги Бога - это бесы и сатанисты-люди, к нашему собеседнику это не относится.
 
Александр***Т, Вы крещены? Может, в Вашем крещении есть какие-то ошибки?
"...человек приходит в глубину зол и нерадит, состояние, сходное с состоянием и того, кто ни однажды не принимал возбуждения.
Вы всю эту 5 главу прочитали? Там как специально для Вас всё разложено по полочкам. Остаётся только применять усилия и выполнять.
 
до конца так и не понял для себя почему раньше за грехи отлучали от причастия, а теперь наоборот - всех призывают к нему.
Возможно, поможет понять факт существования до революции исповедной росписи. Исповедь и причащение россиян в те времена строго контролировались не только Церковью, но и государством. Отлучение от причастия могло стать источником разнообразных проблем для человека. Поэтому отлучение от причастия имело эффект.
 
Православный христианин
Александр, если об этом ещё не писали, прочитайте из Эвергетиноса пункт 5 главы 1 (из святого Амфилохия). Это история о том, как человек каждый день грешил блудом и каялся, и был спасён.
 
Православный христианин
Возможно, поможет понять факт существования до революции исповедной росписи. Исповедь и причащение россиян в те времена строго контролировались не только Церковью, но и государством. Отлучение от причастия могло стать источником разнообразных проблем для человека. Поэтому отлучение от причастия имело эффект.
Я писал имея в виду гораздо более ранний период - эпоху Вселенских Соборов. Там (в решениях Соборов), какого греха не коснись, везде указан запрет на причащение. А сейчас иная практика - всех призывают как можно чаще причащаться. Я не критикую ни то, ни другое. Просто мне не понятно как как это всё связать во едино.
 
Православный христианин
Я писал имея в виду гораздо более ранний период - эпоху Вселенских Соборов. Там (в решениях Соборов), какого греха не коснись, везде указан запрет на причащение. А сейчас иная практика - всех призывают как можно чаще причащаться. Я не критикую ни то, ни другое. Просто мне не понятно как как это всё связать во едино.
Георгий, взгляните на историю Церкви в масштабе двух тысячелетий: первые христиане ждали Второго пришествия Христа со дня на день и не сильно заботились об устройстве земной жизни. Узнайте, что такое "маранафа", прочтите "Пастырь Ерма", монастыри и христианские империи стали строить сильно позже, акцент сдвинулся на "мирское".
 
Православный христианин
Георгий, взгляните на историю Церкви в масштабе двух тысячелетий: первые христиане ждали Второго пришествия Христа со дня на день и не сильно заботились об устройстве земной жизни. Узнайте, что такое "маранафа", прочтите "Пастырь Ерма", монастыри и христианские империи стали строить сильно позже, акцент сдвинулся на "мирское".
Вы не выразили своё мнение или объяснение. Маранафа - слово из Писания. Пастырь Ерма не читал. Знаю, что это раннехристианское произведение. Но ради чего читать именно это произведение? Как это связано с моим недоумением? Поясните пожалуйста.
 
Православный христианин
Вы не выразили своё мнение или объяснение. Маранафа - слово из Писания. Пастырь Ерма не читал. Знаю, что это раннехристианское произведение. Но ради чего читать именно это произведение? Как это связано с моим недоумением? Поясните пожалуйста.
В описываемое время мужи апостольские (прямые ученики апостолов) руководили церковью, вся жизнь которой была пронизана покаянием, Второго славного пришествия Христа ждали как освобождения со дня на день, гонения уже были, никому не приходило в голову писать о разных "почему". Маранафа - возглас, исчезнувший из богослужебной практики, означавший: "Ей, гряди Господи Иисусе!" (осталась "Аллилуйя!"). Сейчас акценты изменились, отсюда и Ваши "почему", не вижу в них ничего удивительного: нам тяжело постигнуть дела Сущего. Маленький ребёнок тоже считает себя обиженным, а родителей - плохими, если они мороженое не купили. :)
 
Православный христианин
Блуд есть одна из граней сладострастия. Чтобы были результаты в борьбе против блудной страсти нужно начать боротся с её матерью - сладострастием, т.е с вкусной едой, лишним сном, беспечностью во время досуга ( несмотреть тв и интернет) и т.д.
 
Крещён в Православии
В своё спасение я не верю, это обессмысливает молитву и "покаяние". Для меня не проблема исповедаться(!), но я чувствую, что лицемерю, потому что без намерения исправиться это просто "пришёл похвастаться иерею". Грехи мои меня мучают сильно, так было и до того, как я уверовал, и вера стала для меня лучом надежды на избавление и исправление. Сейчас же я разочарован, потому что стало только хуже. Да, борьба с грехами длится всю жизнь, но есть ведь разделение на грехи каждодневные и на тяжкие грехи, от которых всё-таки подразумевается отказаться новообращённому.
Мир Вам! Обращаюсь к Вам, Александр***Т, если Вы все еще на Форуме. Попробуйте разделить понятия "покаяние" и "раскаяние". Покаяние, как я уже неоднократно упоминал, - это процесс, который предусматривает осмысление своих грехов и принесение осознанных прегрешений на исповедь. В непрерывном течении грешной жизни христианина можно различить, говоря сегодняшним языком, два процесса, которые периодически соприкасаются. Один из этих процессов непрерывный, он называется "наши согрешения", т.е. наши деяния, которые не соответствуют Божьим повелениям (отступление от Заповедей Господних). Второй же процесс имеет прерывистый характер, и его можно обозначить как покаяние, другими словами, это наше осмысление своей греховности, порождающее наши деяния, которые должны быть направлены на искоренение греховности в той или иной степени (но так ли это?). При этом процесс покаяния всегда несколько отстает от согрешений (у каждого степень отставания индивидуальная). В определенный момент у христианина возникает чувство необходимости исповедаться и принести покаяние, хотя это чувство может быть подавлено и "соприкосновение процессов" в таком случае просто не состоится. Увеличение "расстояний" между осмыслением греха, покаянием и раскаянием часто порождает отчаяние. Точки соприкосновения этих процессов обозначают моменты осознания всей тяжести накопившихся прегрешений. Чем чаще точки соприкосновения, тем меньше шансов впасть в отчаяние, однако следует не забывать, что тут должно присутствовать именно осмысленное и глубоко пережитое чувство своей вины, т.е. точки соприкосновения - это не спонтанные события, но именно "моменты истины", определяющие понимание того кризиса, в котором находится человек. В подобной ситуации обращение к Господу за помощью имеет самый глубокий смысл, и, по-моему, это единственный способ принести на исповедь осознанный грех (грехи) и с Божьей помощью искренне раскаяться - совершить достойный плод покаяния.
Что нам говорит Библия по этому поводу? Очень точно и коротко!
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. <...> сотворите же достойный плод покаяния", см. Мф. 3:1,2,8.
По-моему, если чуть глубже вникнуть в слова Иоанна Предтечи, то можно заметить разделение понятий "покаяние" и "достойный плод покаяния". "Покаяние" - это, как я отмечал выше, процесс осознания грехов, а "достойный плод покаяния" - это "раскаяние", т.е. это состояние христианина, которое наступает после того, как верующий в Христа полностью осмыслит свой определенный грех (грехи), примет безоговорочное решение не возвращаться "на свою блевотину" и придет на исповедь, обещая Богу (в присутствии священника) безвозвратно оставить принесенный на исповедь грех (грехи). Почему я акцентирую внимание на раскаянии в одном грехе? Да потому, что дай нам Бог истинно раскаяться хотя бы в одном из бесчисленных наших прегрешений и не позволить себе вернуться к нему. А процесс прегрешений-то непрерывный - мы постоянно в чем-то грешим... :(. Поэтому и процесс покаяния должен быть непрерывным, но, к сожалению, это далеко-далеко не так. Отсюда и точки соприкосновения этих двух процессов не так уж часто появляются - всегда находится причина "избежать соприкосновения", т.е. пренебречь исповедью и покаянием. Я уже не говорю о раскаянии!
Читая Ваше исходное сообщение, я не ощутил у Вас чувства необходимости искренней исповеди, пока что даже не раскаяния. Меня немного удивляет Ваша позиция относительно того, что Вы, не веря в свое спасение, тем не менее правильно излагаете принцип покаяния, которое должно было бы привести Вас к раскаянию, к состоянию невозврата к определенному греху, хотя бы на первых порах. Из личного опыта: я не стремлюсь немедленно и безвозвратно раскаяться во всех своих прегрешениях - это нереально. Для этого нам дан Господом путь постепенного, порой, мучительного преодоления отступлений от Него. Творец всегда с нами на этом пути, однако мы, нагрузив свою душу неподъемным грузом грехов, либо стараемся безрезультатно сбросить их все в один момент, либо просто опускаем руки под этой тяжестью и покорно движемся ко дну (знаю по себе!).
Я на Вашем месте не стал бы тратить время на "классификацию" грехов, мол, этот мой грех - тяжкий, а этот - так себе, мелочишка :). Попробуйте выбрать какой-нибудь свой конкретный недостаток и сосредоточиться на его искоренении. Если появится именно сосредоточенность на конкретном преодолении, то, очевидно, новые прегрешения не будут по крайней мере нарастать лавинообразно, наслаиваясь на предыдущие.
По-моему, в самом заглавии темы присутствует неточность - повторение грехов, как мне кажется, не является признаком отсутствия покаяния, но есть признак отсутствия раскаяния. Ведь можно часто ходить на исповедь, совершать покаяние и тем не менее снова и снова возвращаться к прежнему состоянию, так и не раскаявшись, т.е. не совершив достойный плод покаяния.
Советовать менторским тоном, конечно, проще пареной репы, но, поверьте, я это испытал на себе (уже приводил примеры на Форуме). Раскаялся ли я хоть в одном из своих грехов? Трудно сказать... Богу виднее. Но стараюсь не отчаиваться, ибо пытаюсь сосредоточиться на искоренении... Ох, как это все непросто! Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
Поделюсь собственным опытом, хотя и не совсем православным. Однажды, когда сыну грозила опасная болезнь, я дал себе слово избавиться от пристрастий к пиву и слабоалкогольному напитку Джин Тонику (Крепкие напитки иногда потребляю, но только по необходимости «уважения» в компании). С тех пор, как отрезало. Не было ни желания, ни одной мысли нарушить обет. Я просто забыл об этих пристрастиях. Они ушли из моей жизни и моих интересов. Здесь смысл такой, что, если бы сын заболел, то я, нарушив этот обет, был бы виновником его болезни. Сын не заболел. Но и теперь не могу нарушить обет, потому что, нарушив обет, буду виновником его других болезней и несчастий. Работает гарантировано, потому что страшно стать виновником болезни собственного сына. Я теперь не принуждаю свою волю к выбору, потому что проблема выбора и какого-либо послушания в исполнении этого обета для меня просто исчезла.

Что интересно, так это то, что Бог здесь как бы и ни причем. Я справился с пристрастиями своими силами по любви к сыну своему, а не к Богу. Но, если бы я дал обет Богу, никак не связав его со здоровьем сына, то не уверен, что сдержал бы этот обет, потому что всегда надеешься, что можно нарушить, а при следующем покаянии Бог простит. В особенности это относится к малозначительным грехам и пристрастиям. Если так постоянно повторяется, то значит нет у меня любви ни к себе, ни к Богу, потому что знаю, что готовлю себе вечные муки и усиливаю страдания Христа, Который видит мой грех и страдает от того, что я лишаю себя спасения, которое Он дарует мне Своей Крестной смертью.

***
Преподобный Ефрем Сирин в слове 93 «НА ТЕХ, КОТОРЫЕ ЕЖЕДНЕВНО ГРЕШАТ И ЕЖЕДНЕВНО КАЮТСЯ» пишет: - «Долго ли тебе, друг, служить телесному, что смертоносно? Прими совет, который для тебя животворен и послужит к очищению души твоей, равно и тела. Приступи к Спасителю, Который исцеляет всех припадающих к Нему с покаянием и совершенною верой. Так, из всего досточестного велико и спасительно покаяние. Посему, однажды отрезвившись, не погружайся в опьянение, ежедневно греша, то строя, то разоряя, то соплетая, то распуская, подобно детям, которые много раз прилежно строят свои дома, а потом, опрокинув, обращают все в кучу…

А, спасшись, не теряй приобретенного; пав, восставай; низринувшись, исправляйся; как скоро погрешил, загладь грех; исцелившись, пребывай здравым; получив совершенное здравие и спасшись, отвращайся того недуга, от которого избавлен. Посему не возжигай снова, что однажды угасил, не впадай в тину, которую так хорошо смыл с себя. Не подражай свиньям, которые любят валяться в грязи; не соревнуй псам, пожирающим блевотину; никтоже однажды возложь руку на рало и зря вспять, приобретал себе царство (Лк.9:62). Никто, однажды омывшись от скверны, да не возвращается к ней снова. Один Христос, одна вера, один крест, одна смерть. Одна благодать, одно страдание, одно и воскресение. Предавшийся за тебя на заклание не должен предаваться снова и в другой раз платить за тебя искупительную цену. Ты искуплен, не оставайся упорно рабом; ты омыт от греховных скверн, не оскверняйся, ибо для твоего омовения, нет другой купели, уготованной смертною язвой». https://svyatye.com/chitat/TVORENIIA-SVIATOGO-PREPODOBNOGO-EFREMA-SIRINA-Tom-2-EFREMA-SIRINA/25163/.

Для избавления от серьезных пристрастий могут быть полезны темы (протодиакон Сергий Шалберов).
Обеты Богу (https://azbyka.ru/forum/threads/obety-bogu.5926/#post-79710)/
Обеты, их отмена и исполнение (https://azbyka.ru/forum/threads/obety-ix-otmena-i-ispolnenie.20651/#post-324639)/
Обет и клятва (https://azbyka.ru/forum/threads/obet-i-kljatva.22631/#post-357825)/
 
Сверху