Правило перед Причастием

Итак, сначала усвоенный мной урок о канонах:
-В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный»
-Каноны бывают библейскими, евхарестическими, церковными
-Каноном называется и форма церковной молитвенной поэзии
- в канонах церковных определены нормы церковной жизни.
Каноны показывают «икону», идеальный образ Церкви Христовой, и каждый христианин призван реализовывать этот образ в своей повседневной жизни.
-Библейские каноны включают в себя книги Старого и Нового Заветов, признанные богодуховенными
-Евхарестическим каноном называется главная часть литургии.......

Кирил, Вы предложили мне ознакомиться с определением канона как церковной молитвенной поэзии.
Мне бы не хотелось рассмотрение затронутого мной вопроса ограничивать этими рамками.
Почему?
Потому, что «Покаянный канон ко Пресвятой Богородице» так же как и «Канон Ангелу Хранителю» или «Молитвенный канон к Пресвятой Богородице» не относятся ПРОСТО к молитвенной поэзии.
Они являются частью и другого канона – а именно частью «церковных правил и установлений», обязательных для выполнения всяким членом церкви.

А это значит, что по правилам и нормам церковной жизни эти молитвы ДОЛЖНЫ быть частью ежедневной жизни верующего. При этом без изменения содержания с его стороны.

Это- пока короткий отчет о теоретической части, усвоенной мной из штудирования вопроса о канонах.
 
Последнее редактирование модератором:
Догматы Православной Церкви вырабатывались церковью веками. Они несут учение Церкви, основанное как на Священном Писании, так и на конкретном духовном опыте подвижников, предстоятелей и отцов Церкви.
Каноны должны донести это учение до простого верующего, реализовать его в конкретных, ежедневных «деяниях» каждого члена церкви, так сказать «материализовать» духовною теорию в духовной практике, причем так, чтобы так сказать «конечный духовный продукт» максимально соответствовал «духовному плану».

Если провести опрос среди прихожан церкви (ограничив этот опрос воцерковленными её членами) и поинтересоваться, кто из них внимательно знакомился с богословским учением или хотя бы вдумчиво прочитал Катехизис и может более-менее толково ответить на важнейшие вопросы вероучения............, то подозреваю, что положительный результат будет очень маленьким.
Предполагаю ( и не только на собственном опыте), что у основнай части верующих в Православной Церкве представление о духовных реалиях складываются через молитвы и проповеди.
Стало быть молитослов на сегодняшний день – это главный вероучительный источник.
 
Последнее редактирование модератором:
Не буду теперь говорить за всех, буду говорить только за себя, ибо речь идет о моих собственных проблемах.

Сознательное решение идти православным путем я приняла, имея уже многолетний опыт изучения Библии и размышлений над многими проблемами христианского вероучения. Ознакомление с православным Катехизисом не противоречило принципиально тому духовному постижению, к которому я пришла на момент его чтения.

И вот я покупаю молитослов, чтобы начать ежедневную молитвенную практику простого православного верующего.
С чем я сталкиваюсь?

Во-первых с тем, что как минимум треть прочитанного я просто не понимаю (отсутствует практика старословянского языка).

И когда я читаю, к примеру, следующее:
.......
Пресвятая Богородице, спаси нас.
........
Всяко моего рыдаю жития сквернаго, и множества безмерных моих зол: что же исповем ти Чистая, недоумею и ужасаюся: но помощи ми Владычице.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
.......
Откуду начну глаголати лукавая и лютая моя падения, страстный аз; увы мне, что буду прочее; но Владычице, прежде конца ущедри мя.
........

И ныне: Благих тлитель, смотряя мя ныне нага Божественных добродетелей, и далече отступльша и отчуждена от Бога, поглотити мя устремляется: Владычице, предвари.
........
И ныне: Не яви, Владычице, не яви странна мя устраншася крова Сына твоего, всяко недостойнаго: но омый мене от скверны прегрешений моих.
.........
Божественным сиянием твоим Благая, исцели душевныя моя страсти, яже ми тлитель всея: и избави мя сего пленения горькаго.
.......
Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
.........
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибaем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. (Дважды)
........
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.
то из двух третей понятого и одной трети додуманного у меня складывается от прочитанного определенный образ и понимание следующей духовной реальности:

1.Только Богородица может спасти меня от плена тягчайших грехов и страстей
( «Тя бо и едину надежду имамы», «aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны», «Божественным сиянием твоим Благая, исцели душевныя моя страсти, яже ми тлитель всея: и избави мя сего пленения горькаго.» )

2.Мне никак нельзя появиться с ужасными грехами перед Христом ибо ждет меня за то страшный суд и кара, но Богородица по милости своей может омыть меня от этих грехов прежде суда
( «И ныне: Не яви, Владычице, не яви странна мя устраншася крова Сына твоего, всяко недостойнаго: но омый мене от скверны прегрешений моих.» )

3. Сатана устраивает мне козни, искушает меня, чтобы удалить меня об Бога, но Богородица может избавить меня от этих искушений
(«Благих тлитель, смотряя мя ныне нага Божественных добродетелей, и далече отступльша и отчуждена от Бога, поглотити мя устремляется: Владычице, предвари.» )

4. Богородица дарует мне покаяние в душе
(«Дево Мати: угаси страстей огнепальную пещь, и слезными токи омый душу мою. «)

5. Богородица исцеляет и телесные мои недуги ( «На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей: но, Бога и Спaса миру и Избaвителя недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг возстaви мя.»)
 
Красногорск
Православный христианин
Не буду теперь говорить за всех, буду говорить только за себя, ибо речь идет о моих собственных проблемах...
Здесь речь идёт о ходатайстве Пресвятой Богородицы за нас пред Господом об исцелении от грехов и избавлении от испытания раньше, чем мы того заслуживаем. Одна её молитва за нас исполнит всё перечисленное вами. Такова сила молитвы Матери пред Сыном. И ещё эти молитвы ценны тем, что ставят нас в истинное положение, точно указывают наше место перед Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Итак, сначала усвоенный мной урок о канонах...
Отвечаю по пунктам:

1) Канон ко Пресвятой Богородице Называется молебным.
Покаянным называется канон ко Господу нашему Иисусу Христу.

2) Существуют церковные каноны (свод законов церковной жизни - каноническое право), библейский канон (признанные Церковью книги Священного Писания), Евхаристический канон (главная часть Литургии), канон (как форма молитвенной поэзии).

3) Про молитвы при подготовке ко Причастию привожу цитату:
"...ответ на вопрос о молитвенном правиле перед Причастием епископа Иллариона (Алфеева): "Во-первых, нет никакого официального устава Русской Православной Церкви, который бы говорил, что именно должно быть вычитано перед причащением Святых Христовых Таин. В молитвенниках существует Последование ко Святому Причащению: на него и надо ориентироваться. Это Последование не является частью суточного богослужебного круга, оно нигде не упоминается в Типиконе, но является набором молитв, которые были составлены в разные века и которые помогают христианину настроиться на соответствующий лад и достойно подготовиться ко Святому Причащению. Я думаю, что прочитать это Последование раз в неделю, накануне воскресного дня, когда человек готовится к принятию Святых Христовых Таин, не является чем-то требующим очень большого времени и очень больших жертв......
Существует, кроме того, практика чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин....... если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может, но ставить вычитывание этих канонов и акафистов условием для причастия, я считаю, глубоко неверно."

4) Представьте, у Вас юбилей, приходят коллеги и один из них поздравляет Вас такими словами: "О несравненная Татьяна, нет слов, чтобы выразить наше восхищение тобой, невозможно найти человека, который был бы настолько отзывчив, порядочен... и т.п.". Неужели Вы в возмущении прервёте его со словами: "Хватит нагло лгать, такие люди наверняка есть!"? Или Вы поймёте, что человек лишь хочет выразить свою любовь к Вам и пользуется возвышенным стилем?
Также и в нашем случае, существует канон, как стиль византийской гимнографии, не более того. Учитывая роль Богородицы в божественном плане спасения человека, нет ничего зазорного в том, что у составителя канона сердце пело так громко и искренне, что он позволил себе в тот момент не думать о катехизисе! И сейчас Господь слушает наше сердце, а не прекрасно знакомые Ему слова...

И вот я покупаю молитослов, чтобы начать ежедневную молитвенную практику простого православного верующего.
С чем я сталкиваюсь?
Во-первых с тем, что как минимум треть прочитанного я просто не понимаю (отсутствует практика старословянского языка)...
Осталось в дополнение к молитвослову приобрести словарь церковно-славянского языка и потратить 2 часа.:)

Второй вариант: воспользоваться ЭТИМ РАЗДЕЛОМ САЙТА.

Третий вариант: купить толковый молитвослов, где текст будет напечатан на левой странице, а на правой - его перевод.
 
Спасибо, Кирилл, за советы.
Похоже мы рассуждаем с Вами несколько в разных плоскостях.
Я ведь и не выссказывала сомнений ни по одному пункту, отмеченному Вами (если Вы внимательно прочитали все мои посты на эту тему.)
Кстати о "Покоянном каноне ко Пресвятой Богородице" - в моем молитослове, изданном в 1992 году, этот канон так и называется "Покоянным".
 
Здесь речь идёт о ходатайстве Пресвятой Богородицы за нас пред Господом об исцелении от грехов и избавлении от испытания раньше,чем мы того заслуживаем........

Раньше, чем мы заслуживаем ...что? Избавления от испытаний?
Если видеть испытания как просто наказание преступника -тогда понятно.

Но ведь испытания даёт нам Господь по Милости своей ( а не по жестокости сердца безжалостного судьи) для нашего обучения и исцеления душевного.
Дает Он нам их ровно на столько, на сколько это нам необходимо и Слово Божье говорит, что не более наших сил на то, чтобы их преодолеть.
Получается ли в таком случае, что наше обучение должно закончиться раньше намеченного самим Господом срока? Или Он что-то не учел в своих рассчетах?
Или его сердце более жестоко, чем сердце кого-то другого в этой Вселенной?
Или он оставил нас одних в этих испытаниях, без Его личной помощи, хотя и обещал, что будет с чадами своими всегда?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я ведь и не выссказывала сомнений ни по одному пункту, отмеченному Вами (если Вы внимательно прочитали все мои посты на эту тему.)
См. ниже:
...«Покаянный канон ко Пресвятой Богородице» так же как и «Канон Ангелу Хранителю» или «Молитвенный канон к Пресвятой Богородице» не относятся ПРОСТО к молитвенной поэзии.
Они являются частью и другого канона – а именно частью «церковных правил и установлений», обязательных для выполнения всяким членом церкви...

Пункты №2,3,4 моего предыдущего ответа. В них я попытался объяснить, что эти каноны не являются "частью «церковных правил и установлений», обязательных для выполнения всяким членом церкви".
Я внимательно прочитал Ваши сообщения, но, видимо, не уловил существа вопроса. Можете его уточнить?
Кстати о "Покоянном каноне ко Пресвятой Богородице" - в моем молитослове, изданном в 1992 году, этот канон так и называется "Покоянным".

Такого канона в практике подготовки к Причащению не используются. В погоне за прибылью издательства ещё не то выпускают и даже благословения приписывают.
Бесспорным авторитетом служит Издательский Совет РПЦ. Вот ссылка на изданное им Правило ко Святому Причащению. Обратите внимание на содержание: "...три канона: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю...".
 
Норвегия
Православный христианин
Татьяна, ну а если так: вот ваш близкий (к примеру) попал под суд. Неважно, что он совершил, вы его любите и хотите ему помочь. И судью вы знаете, и просите его судить милостиво. И адвокатов нанимаете, и просите их помочь.
Никто не поможет, только на вас вся надежда! - Говорите вы адвокатам и судье, и всем, кто способен как-то повлиять на исход дела. И при этом вы вполне искренни. Вы знаете, что поможет только Бог, но и к людям обращаетесь. Простите за грубый пример.
 
Красногорск
Православный христианин
Раньше, чем мы заслуживаем ...что? Избавления от испытаний?
Если видеть испытания как просто наказание преступника -тогда понятно....
Нам ли судить о "расчётах" Господа...
Что ожидает Он найти, давая нам испытание...и что находит. Одно понимаю: упование грешника на помощь Пресвятой Богородицы есть свидетельство его веры при осознании собственной греховности,и может только радовать Господа, поэтому идёт нам "в зачёт". И ещё: Господь ведь не только Любовь, но и Высшая Справедливость.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Тем не менее,Кирилл,чтение трёх канонов и последования перед причастием-это обычная практика на приходах нашего,например,благочиния.
Елена, если это следствие высокого уровня благочестия прихожан, то это выше всяких похвал! Если же это безусловное требование священнослужителей - то рекомендую прочитать приведённые мною слова епископа Иллариона без сокращений.
 
СПБ
Православный христианин
Кирилл, как это будет выглядить; придя в храм к исповеди и приводя слова епископа Иллариона священнослужителю. В чужой монастырь да со своим уставом? Спаси Господи.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Кирилл, как это будет выглядить; придя в храм к исповеди и приводя слова епископа Иллариона священнослужителю. В чужой монастырь да со своим уставом? Спаси Господи.

Как раз в монастыре некоторым мирянам и не рекомендуют исповедываться.:) Протоиерей Димитрий Смирнов "Я некоторым запрещаю исповедоваться в монастырях".

Это к слову, я понимаю, что Вы не об этом. Ну, во-первых храм и духовника можно выбрать. Во-вторых, а почему священнику не показать эти слова Епископа и спокойно спросить его мнения?

Повторюсь, я не против того, что большое правило перед Причастием - это хорошо, я против того, чтобы новоначальным навязывали "бремена неудобоносимые"...
Это рекомендация духовника всякому новоначальному, как необходимая составляющая подготовки к причастию. Всякое отклонение от этой практики согласуется с духовником.
Елена, позвольте Вас поправить. Это рекомендация конкретного священника NN своим духовным чадам. Другой духовник может дать другую рекомендацию, я знаю случаи, когда священник сознательно причащал новоначального без всякого подготовительным правила. Это очень индивидуально, канонически не определено и находится на усмотрении священника.
Мне самому впервые священник дал правило в виде 50-го псалма, посмотрев на оболдуя, который (имея высшее светское образование) пришёл на первую исповедь, даже не понимая, что это такое.
 
СПБ
Православный христианин
Спасибо Кирилл, за подробное разьяснение, а то показалось, что Вы на меня "наезжаете". Да согласна,что в каждом доме свой устав. И мы идем в этот дом или нет. Повстречалась с отцем Владимиром и он оказался добрым , но уставным. И мне это тяжело, но выбрала этого батюшку. Всё за нами , мы делаем выбор, мы за него получаем. Все по промыслу Божьему и с Божьей помощью!
 
Красногорск
Православный христианин
Понятно.Значит,то что для наших прихожан-норма,для вас-,,бремена неудобоносимые,,.Конечно первый,второй,третий раз можно причаститься не готовясь.А дальше?Сколько можно себе потакать?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Понятно.Значит,то что для наших прихожан-норма,для вас-,,бремена неудобоносимые,,.Конечно первый,второй,третий раз можно причаститься не готовясь.А дальше?Сколько можно себе потакать?

Повторюсь.:) Есть общепринятое Последование ко Святому Причащению. (Для новоначальных по собственному усмотрению священнослужитель может его сократить). Всё остальное: каноны, акафисты, псалмы... - похвальная благочестивая традиция, не более того. Это уже индивидуальный вопрос духовной ревности прихожанина и духовной опытности его духовника. Требованием это быть не может.
 
Норвегия
Православный христианин
когда я вычитываю все три канона, у меня появляется такая самоуспокоенность, типа: ну, ТЕПЕРЬ-ТО ДОСТОЙНА... А батютюшка на это мне сказал: должно быть чувство недостоинства, чтение канонов должно пробудить именно это чувство недостоинства, покаяния. Не превращаться в формальную обязаловку, после которой ты идешь к причастию с чувством выполненного долга.
И благословил опускать чтение канонов ИНОГДА по немощи. И вот тогда действительно появлялось чувство собственной негодности, нерадивости.
Но, в общем-то я стараюсь придерживаться чтения, хотя бы потому, что лично меня оно дисциплинирует. Очень легко разлениться, если потакать своим немощам.
 
Сверху