Православие и чуство вины

Тема в разделе "Общество православных психологов СПб.", создана пользователем Александр Иванов, 29 май 2012.

  1. Александр Иванов

    Александр Иванов Moderator

    Мельбурн, Австралия
    Православный христианин
    Скажите, должен ли православный иметь чуство вины?

    Покаяние это основной элемент христианства, мы должны старатся увидеть свои грехи и покаятся в них. Мне казалось – виноват, значит стараешься исправиться.

    Но чуство вины рассматривается психологией как нездоровое.
    Мой психолог спросил – что именно мотивирует тебя исправитсья?
    Вина ли это, или просто совесть? Я не знаю....

    В аудио лекциях игумен Петр Мещеринов (а может это Кураев был, извините не помню) говорил что осознание своих грехов не должно заслонять то что каждый из нас принадлежит Церкви, и за нас Христос принес страшную жертву которая искупает наши грехи. Значит, мы не должны вечно чуствовать себя виноватыми? Грех исповедан, прощен - все, полностью забыли и идем дальше?
     
  2. Александр добрый день!
    Чувство вины может быть невротическим состоянием, никак не связанным с духовным уровнем личности.
    Попробуем разобраться, как отличить его от реальной вины. Тут важно подумать над тем, а что же такое - состояние покаяние? По своей сути покаяние – это внутренний творческий акт.
    Для нас, обычных людей понятие покаяния связано с сожалением о своих грехах, с чувством вины и ощущением горечи, и иногда ужаса от того, что мы совершили вполне конкретные поступки в прошлом. Тем самым причинили боль, нанесли раны другим и самим себе.
    Но в чем тут может быть творческий акт?
    Чувство вины может невротизироваться. Сожаление и ужас от прошлых поступков могут привести к унынию и даже к отчаянию. Состояние печали может стать хроническим, и продолжатся годами. Говоря языком клинического психолога, мы имеем на лицо полный аспект невротических проявлений.
    Очевидно, что такое представление о покаянии с точки зрения православной аскетики является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, и как бы это для нас не было странным, даже не являются его наиболее существенной частью. Мы гораздо ближе подойдем к сути вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: метанойя (metanoia). Оно означает «изменение ума». Это не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и, что, пожалуй, самое важное - на Бога.
    Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу.
    И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.
    Таким образом, получается, что покаяние это не просто творчество. Это акт со-творчества человека с Богом. Это Таинство. По словам святого прп. Иоанна Лествичника : «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния» (Леств., с. 5). Процесс покаяния, совершаемый в акте личного максимально честного (доходить следует до той степени честности перед самим собой, на какую мы в этот момент способны) ответа на вопросы о себе. Предстояние перед Богом не может сопровождаться только упадком духа. Это всегда энергичное ожидание. Это не ненависть к себе (ненависть к себе, может быть изощренной формой гордыни), но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх - на любовь Божию. Это не только взгляд назад, полный боли и упреков к себе, но и одновременно взгляд вперед полный веры и надежды. Эту антиномию нам трудно понять, когда мы подходим к разговору о покаянии чисто интеллектуально. Святые отцы своим опытом нам показали, что можно иметь плач о грехах своих и одновременно следовать призыву апостола: «Всегда радуйтесь!». Это состояние, как и многое в христианстве познается только личным опытом. И оно ни в коей мере не соответствует шизофреническому расщеплению или эмоциональным скачкам по типу мания-депрессия. Это состояние приводит человека к целостности. И само по себе уже является целостным актом. Как всегда, о таких вещах, которые познаются только опытным путем, писать довольно трудно. Процесс этот непростой.
    Другой вопрос, зачастую бывает, что после исповеди остается чувство вины. И этого не надо бояться. Да, грехи отпущены, но еще какое-то время, а иногда довольно долго будет внутри человека идти работа, приводящая его к исцелению. Будут возникать воспоминания, образы, какие-то слова и поступки, соделанные в прошлом, доставляющие переживание вины. И именно в эти моменты не следует от них отмахиваться, глушить, подавлять в своем сознании. Это моменты как раз говорят нам, что покаяние – это путь. Внутри человека этот процесс продолжается. Мы не должны ему противостоять искусственно и не должны разжигать специально. Идет как бы выгорание наших грехов в душе, смиряется наша гордыня, уходит куда-то самомнение и самопревозношение. Умирает в нас ветхий человек и рождается новый. Процесс духовной трансформации болезненный. И выдержать его можно только с верой в Бога, с молитвой, иногда с плачем.
    Невротическая вина заставляет нас себя ненавидеть, в крайнем случае, может довести до суицида. В этом состоянии присутствует гордыня, вернее ее обратная сторона. А суть этого в том, что человек, считая себя безупречным и совершенным, не может согласиться со своими падениями, ошибками, заблуждениями. Но ведь – мы несовершенны. Более того, мы очень далеки от этого состояния. И вот когда мы смиренно готовы принять наше несовершенство, нашу нищету духа, вот тогда может начаться разворот к истинному покаянию, которое несомненно требует большего мужества, чем плакать от жалости к себе, культивируя в себе свой невроз. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос или, по крайней мере, помогла в продвижении к ответу на него.
    С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна
    (Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
     
  3. Светлана Викторовна

    Светлана Викторовна

    Оренбург
    Православный христианин
    мое чувство вины

    прочитала Ваш ответ. спасибо, очень понравилось.



     
  4. Добрый день Светлана Ивановна!
    Вы пишете: ..."много раз каюсь в чревоугодии, в гневе на детей и все равно потом впадаю в грех, после чего испытываю жуткое чувство вины".
    Давайте попробуем разобраться почему так получается. Это проблема довольно часто встречается. Мы хотим с чем-то в себе справиться, но не получается. Почему же так происходит?
    Как будто внутри нас происходит постоянная война. (На время оставлю терминологию духовной брани. Буду говорить на языке психолога): Какая-то наша часть воюет с другой нашей частью. И "плохая" часть как водится, всегда побеждает "хорошую". Возникающее чувство вины рождает определенные мысли.
    Звучат в нашем сознании они примерно так:"Как же так! Почему Я не справилась, как Я не сумела сдержать СВОЙ гнев, почему я САМА снова наелась, когда решила что не буду этого делать? "
    Именно такими мыслями мы подпитываем наше эго (самость). Именно этим мы и даем пищу для развития в себе гордыни. В этой войне человек слаб. Там, где с пороком борется наша гордыня, человек всегда остается в проигрыше.
    И только смиренное принятие себя целиком, себя несовершенной, немощной может привести к осознаванию, что не я с собой борюсь, а темные силы во мне ведут борьбу, а я же ведусь на все их провокации.
    Итак, смиренное принятие того, что что способна испытывать гнев, что подвержена чревоугодию - вот начало на пути исцеления.
    Смиренное принятие - значит конец брани. Значит Я САМА ухожу на второй план и освобождаю место в своем сердце Богу, и перестаю ему мешать в борьбе за мое спасение.
    Наша задача состоит только в том, чтобы смирение не спутать с попустительством своим слабостям и ленью.
    И еще, очень важно суметь увидеть связь гордыни в себе с невротическим чувством вины.
    О гордыне вообще разговор особый. Она так хитро может маскироваться и запутывать человека, маскируясь под вполне казалось бы, социально одобряемые чувства и поступки.
     
    НатСар и Сергий13 нравится это.

Поделиться этой страницей