- Интересующийся
Какое отношение у православных христиан к Мишне? Знают, что есть?
Разрешено читать?
Разрешено читать?
Ну и наряду с этим, и в Мишне и в Талмуде есть свои талмудические вещи, по-нашему придумки и "предания старцев".Стоит добавить, что Талмуд и Мишна содержат в себе и прохристианские места.
Например:
Вот в Евангелии:
"Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них"
А вот в Мишне о Шхине: "А как мы знаем, что пребывает она между двух? ... А среди трех"?
*Шхина/Шехина - Присутствие, Пребывание Бога; например на Ковчеге Завета, в Скинии, в Храме. В православии Шхина - Слава Божия; сюда же, пожалуй, Парусия. Оно же Пребывание Господа на Кресте.
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Преподобный Иосиф Волоцкий
5. Что же было в этом ковчеге, делавшее его столь страшным и исполненным всяких сил и знамений, помимо сосуда с манной, скрижалей Завета, начертанных Моисеем, и процветшего жезла Ааронова? Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, простершись на лице?541 Не были ли страшные откровения Божии542 явлены в нем, <вызывавшие> почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нем – <та самая>, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест.
6. Не в меньшей <степени> явлена сила этой Шехины в знамениях и силах Креста, чем в тех <предметах>, но даже в большей <степени>. Не были ли все <чудеса>, описанные в Деяниях, совершавшиеся руками апостолов, более великими, чем те, что совершались в древности?543 Кто не принимает последних, тот не поверит и в первые.544
преп.Исаак Сирин (из новооткрытых и спорных текстов, но зато по сути).
Вот так, почитав Мишну можем понять и понять насколько круто говорил Иисус, Он ставит Себя на место Шхины, то есть прямо утверждает Своё Божество, даже в таком, казалось бы не особо значительном месте.
Или другие места:
«Суббота была вручена вам, а не вы вручены субботе»
(кое-что кипирую, поэтому не очень красиво)
Или про Мессию:
«Тора (новая) от Меня выйдет» (Йешаяhу 51:4)
"И на это Мудрецы сказали новая Тора выйдет" (Мидраш Ваикра Рабба 13:3).
«В будущем будет восседать Святый, Благословен Он, и преподавать Тору новую, которую даст посредством Машиаха» (Мидраш Ялкут Шимони).
"О величии этой Торы : «Тора Моше, которую мы учим в этом мире – суета она, по сравнению с Торой Машиаха» (Мидраш Коhелет раба 11).
Т.е. Мессия - будучи величайшим Пророком и Мудрецом - раскроет Истинную суть Торы (Закона).
При этом, Ариэль, будет уместно вспомнить хрестоматийный «Йалкут Шимони на Йешаяhу ремез 476», про величие Мессии. И не менее показательные слова Рамбама (Маймонида) из "Послания в Йемен":
«И справедливость будет поясом на чреслах его и честность - поясом на бедрах его» (Йешаяhу 11:5). И наречет его Пресвятой, благословен Он, шестью именами: «Ибо дитя родилось у нас, сын дан нам; власть будет на плечах его, и наречено ему имя: Достойный изумления, Советник (мудрый), Божественный, Отец навеки (для народа), Властитель миролюбивый» (Йешаяhу 9:5). Он наречен «Божественным» (в оригинал «эль») с тем, чтобы при посредстве преувеличения возвестить, что его величие недосягаемо для всех других людей».
И в заключение посмотреть на Мидраш Теhилим 2, фрагмент «асапера»:
«Расскажу о решении: Господь сказал мне: сын Мой ты, сегодня Я родил тебя» (Теhилим/Псалом 2:7), а в другом месте написано:
«Видел я в ночных видениях: вот, вместе с облаками небесными, будто человек пришел, и дошел он до старца, и подвели его к нему. И дана была ему власть, и почести, и царство; и все народы, племена и языки служили ему. Власть его - власть вечная, что не будет отнята, и царство его не будет разрушено» (Даниэль/Даниил 7:13-14)).
Эти слова в Торе, в Писаниях и в Пророках. В Торе написано:
«Сказал Господь: “сын Мой, первенец Мой - Исраэйль”» (Шэмот/Исход 4:22).
В Пророках написано: «Вот, преуспевать будет раб Мой» (Йешаяhу/Исайя 52:12).
И там же написано: «Вот раб Мой, которого поддерживаю Я, избранник Мой, которого желает душа Моя. Возложил Я на него дух Мой, принесет он народам закон» (Йешаяhу/Исайя 42:1).
В Писаниях написано: «Псалом Давида. Слово Господа к господину моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих» (Теhилим/Псалом 110:1).
Сказал рабби Йудан: все эти утешения в законе Святого Благословенного, обращены к Царю Машиаху».
В качестве справки: Рабби Йудан - это амора четвертого века в Эрец Исраэль. В Вавилонском Талмуде его имя не упомянуто. А вот в Иерусалимском довольно широко. Особенно же он известен как хранитель, и передающий, агадической традиции. От его имени передано немало мидрашей происходящих из Страны Израиля, часто отличающихся от распространенных в вавилонской диаспоре.
И о Триединстве Бога можно найти намёки:
Предлагаю Вашему вниманию "занимательный" пассаж из книги Зоhaр, ч.2 43б (ссылка), написанной, как многие харедим верят, Шимоном бар Йохаем (2-й век н.э.): арамейский язык:
««Шма Исраэль Адонай Элоhэйну Адонай» - hа кульhу хад, вэ-аль да икри эхад. hа тлат шмаhан инун, hэх инун хад? Вэ-аф аль гав дэ-каринан эхад, hэх инун хад? Эла бэ-хэзйона дэ-руах кадша итъяда, вэ-инун бэ-хэйзу дэ-эйна стима, лэминда дэ-тлата илэн эхад. Вэ-да иhу раза дэ-коль дэ-иштэма. Коль иhу хад, вэ-иhу тлата гавнин: эша вэ-руха у-майа, вэ-кульhу хад бэ-раза дэ-коль, вэ-лан инун эла хад. Уф hаха Адонай Элоhэйну Адонай инун хад. Тлата гавнин вэ-инун хад. Вэ-да иhу коль дэ-ка авид бар наш бэ-йихуда, у-лэшаваа рэутэй бэ-йихуда дэ-кола мэ-эйн соф ад софа дэ-кола бэ-hай коль дэ-ка авид бар наш бэ-hанэй тлата дэ-инун хад. Вэ-да иhу йихуда дэ-коль йома, дэ-итгэли бэ-раза дэ-руах кудша».
«Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь» (цитата Торы, прим. моё) - все они одно, и поэтому названы Один. Ведь три имени это, как же они одно? И хотя мы читаем «Один», как они одно? Но в видении духа святого - познается это, в видении закрытым глазом, что три сии - одно. И это тайна слышимого голоса, ибо три вида в нем: огонь, воздух и вода, и все они одно в тайне голоса, и не являются ничем, кроме как одним. Так и здесь: Господь, Бог наш, Господь - одно. Три вида, но они одно. И это возглас человеческий в единстве, дабы пробудить любовь в единстве всего от Бесконечного до конца всего в этом возгласе, объявляющем сии три одним. И это провозглашение единства ежедневно, открытое в тайне духа святого».
А это уже Талмуд: "Благословен Милосердный, давший ТРОЙНОЙ Закон ТРОЙНОМУ народу через ТРЕТЬЕГО в ТРЕТИЙ день в ТРЕТИЙ месяц!" Шаббат 88а.
__________________________________
Так вот, религия раввинов, конечно своя собственная, но как и христианство исходит всё таки из ВЗ-й религии. И конечно, когда имеет место общий базисный источник, то и вот, можно найти достаточно общих понятий и представлений.
Шаббат значит покой.А Иисус - разве отменил субботу? (не сочтите за адвентиста)
По моему - Он объяснил - что можно делать в субботу.