Православие и жизнь в капиталистическом обществе. Литература

Россия
Православный христианин
В аскетических творениях святых отцов не так просто найти социальную проблематику. Сказанного в Основах социальной концепции РПЦ очень мало. Хотелось бы больше опыта православной жизни в современном социальном окружении, т.е. при капитализме.

Возникает множество нравственных вопросов, на которые священники не всегда могут дать ответ, т.к. могут не иметь соответствующего опыта в своей досвященнической жизни, а как священнослужители получают жалование и этим удалены от жизни в капиталистическом обществе.

В сердце капиталистического общества финансовая проблематика. Поэтому она-то больше всего нуждается в православном осмыслении. Вопросов море. Какие типы финансовых операций допустимы, моральны, какие аморальны? Книги ветхого завета помогают, но приходится выуживать крупицы и прилагать к современности. Дефицит качественной информации катастрофический.

Нашел книгу Катасонова "Капитализм". Он неплохо показывает, как устроено современное общество, но правил для жизни там не найдешь.

Поделитесь, пожалуйста, своими находками про православному осмыслению жизни в капиталистическом обществе!

Для затравки несколько простых вопросов:
(1) Допустимо ли хранить деньги на депозите? Ростовщичество же грех.
(2) Допустимо ли заниматься краткосрочными операциями на фондовом (товарном) рынке? Спекуляция же грех.
(3) Допустимо ли организовывать капиталистическое производство с наемными рабочими? Воровство же прибавочной стоимости грех.

Что остается для православного в капиталистическом обществе? Наемная работа или сдача в аренду чего бы то ни было. Производственный кооператив тоже вроде бы проходит по моральным критериям – но пока это какая-то экзотика.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Для затравки несколько простых вопросов:
(1) Допустимо ли хранить деньги на депозите? Ростовщичество же грех.
(2) Допустимо ли заниматься краткосрочными операциями на фондовом (товарном) рынке? Спекуляция же грех.
(3) Допустимо ли организовывать капиталистическое производство с наемными рабочими? Воровство же прибавочной стоимости грех.
Намудрил
Толкования на 1 Кор. 7:21

Свт. Иоанн Златоуст

Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Вопросы (1,2) - да, допустимо, инфляция больше "съест", купить своё и продать - не возбраняется. Вопрос 3 - отвечу притчей: Мф.20:1. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой».
Полагаете, что Вы святее Автора?
 
Россия
Православный христианин
Свт. Иоанн Златоуст
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся

Сергей, вы уверены, что апостол Павел под лучшим имел в виду свободу? Св. Златоуст как раз толкует противоположным образом:

"Вот как он смотрит на рабство. Как обрезание нисколько не приносит пользы и необрезание нисколько не вредит, так равно и рабство и свобода. Но, чтобы показать это как можно яснее, он говорит: «но если и можешь освободиться, лучшим воспользуйся», т.е., тем более служи. Для чего же он повелевает оставаться рабом тому, кто может сделаться свободным? Для того, чтобы показать, что рабство не только не вредит, но еще доставляет пользу. Знаю, что некоторые утверждают, будто слова: «лучшим воспользуйся»29 сказаны о свободе, и объясняют их так: если можешь сделаться свободным, то освободись. Но такая мысль была бы совершенно противна намерению Павла: утешая раба и доказывая ему, что рабство не причиняет ему никакого вреда, он не стал бы повелевать ему искать свободу, так как тогда иной мог бы сказать: а если я не могу сделаться свободным, то терплю унижение и вред?"
Вопросы (1,2) - да, допустимо, инфляция больше "съест", купить своё и продать - не возбраняется.
Разве инфляция может быть оправданием для занятия ростовщичеством? А спекуляция разве не грех?
Вопрос 3 - отвечу притчей: Мф.20:1. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой».
Полагаете, что Вы святее Автора?
Спасибо за пример! Да, Автор вряд ли бы стал приводить в притче пример аморальной ситуации с присвоением прибавочной стоимости. Но здесь есть над чем подумать применительно к современным реалиям капиталистического общества...

Мы знаем из истории о монастырских землевладениях. Получается, сдача земли в аренду была морально допустимой с точки зрения православной нравственности? Земледельцы платили аренду монастырю и могли уйти к другому землевладельцу до закрепощения крестьян в конце 16 века. Сдачу в аренду вроде бы оправдали...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Разве инфляция может быть оправданием для занятия ростовщичеством? А спекуляция разве не грех?
Серафим Вырицкий - купец, Серафим Саровский - купец, Сергий Радонежский - боярский сын, а вот Вам от преподобного Серафима:
Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать.
https://pravoslavie.ru/1433.html

Конечно прп. Серафим торговал, пока был Прохором Мошниным, но греха в этом МИРСКОМ занятии не видел!
 
Россия
Православный христианин
греха в этом МИРСКОМ занятии не видел!
Спасибо за пример! Но барыш барышу рознь. Так в начале 17 века, во время голода в России из-за неурожая, спекулянты скупали дешевый хлеб из государственных хранилищ, чтобы потом продать людям многократно дороже. Думаю, многие умерли от голода, не имея чем заплатить за хлеб.
 
Допустимо ли хранить деньги на депозите? Ростовщичество же грех.
Не вы же сами занимаетесь ростовщичеством.
Допустимо ли заниматься краткосрочными операциями на фондовом (товарном) рынке? Спекуляция же грех.
Разве вы кого-то обманываете?
Допустимо ли организовывать капиталистическое производство с наемными рабочими? Воровство же прибавочной стоимости грех.
В чем воровство?
 
Спасибо за пример! Но барыш барышу рознь. Так в начале 17 века, во время голода в России из-за неурожая, спекулянты скупали дешевые хлеб из государственных хранилищ, чтобы потом продать людям многократно дороже. Думаю, многие умерли в голода, не имея чем заплатить. за хлеб.
А вот тут должно было вмешаться государство и не допустить такого безобразия.
 
Православный христианин
Спасибо за пример! Но барыш барышу рознь. Так в начале 17 века, во время голода в России из-за неурожая, спекулянты скупали дешевый хлеб из государственных хранилищ, чтобы потом продать людям многократно дороже. Думаю, многие умерли от голода, не имея чем заплатить за хлеб.
Работайте с источниками: https://diletant.media/articles/38063437/
Иначе оценивали меры Годунова русские летописцы. Один современник так описал положение дел в Москве: «А на Москве и в пределах ея ели конину, и псы, и кошки, и людей ели, но царскою милостынею ещё держахуся убогии…». Помощь голодающей бедноте в самом деле имела неоценимое значение.
А вот ещё: http://moscowstate.ru/velikij-golod-1600-1603/
Неурожай в течение трех лет подряд стал причиной разорения мелких помещичьих угодий и батрацких подворий. На бедах бесправных крепостных наживались мошенники. Спекулятивные действия дворян и купцов, монахов усугубляли тяжелое положение бедняков. Обладая внушительными резервными объемами пшеницы, овса и ржи, они не поддержали действия государя, так как стремились обогатиться на человеческом горе.

Получается духовные законы "навели смуту" на Россию ... не сами по себе, а за наживу на ГОРЕ, так как три года - неурожай, но это не про торговлю зерном, это про чрезвычайную ситуацию. Русские в очередной раз провалили "небесный" экзамен ...
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
В аскетических творениях святых отцов не так просто найти социальную проблематику. Сказанного в Основах социальной концепции РПЦ очень мало. Хотелось бы больше опыта православной жизни в современном социальном окружении, т.е. при капитализме.
Вряд ли будет такой справочник " Как жить православному человеку при капитализме?"
или "Домострой XXI века"... или "Полный Перечень смертных грехов при товаро-денежных отношениях"
Тут надо главное проникнуться Евангельским Духом и творениями Св. Отцов.
Да, в Евангелии и у Отцов нет конкретики по некоторым вопросам "социальной проблематики", но есть то, что формирует в человеке как бы "нюх" на грех и помогает более или менее безошибочно лавировать между Сциллой и Харибдой мира, иже во зле лежит...
 
Православный христианин
... отец оптинских старцев Моисея и Антония вообще работал по винным откупам, и дети ему помогали...
(1) Допустимо ли хранить деньги на депозите? Ростовщичество же грех.
(2) Допустимо ли заниматься краткосрочными операциями на фондовом (товарном) рынке? Спекуляция же грех.
(3) Допустимо ли организовывать капиталистическое производство с наемными рабочими? Воровство же прибавочной стоимости грех.

Комара оцеживаете... Перестаньте мыслить общими категориями. Истина - конкретна.

1. Допустимо хранить деньги на депозите. Плохо прилепляться к деньгам сердцем.
2. Допустимо торговать на бирже. Плохо порабощать душу этой деятельности.
3. Допустимо организовывать коммерческое предприятие. Плохо обманывать работников и контрагентов. Плохо порабощаться тщеславием, серебролюбием, сластолюбием, гордостью и другими страстями..
 
Россия
Православный христианин
Вряд ли будет такой справочник " Как жить православному человеку при капитализме?"
или "Домострой XXI века"... или "Полный Перечень смертных грехов при товаро-денежных отношениях"
Тут надо главное проникнуться Евангельским Духом и творениями Св. Отцов.
Согласен, Анатолий! Но это трудный и долгий путь.

Если говорить конкретнее, то надо сначала очень хорошо разобраться, как работает тот или иной социальный (финансовый) механизм, какие греховные страсти утилизирует. Потом уже применить к конкретной ситуации заповедь: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Далее, обобщив этот нравственный опыт, выработать общие концепции, которыми можно поделиться с другими.

Так, у меня ушло несколько лет, чтобы понять, что стремление к спекулятивной прибыли – греховно. Это общая концепция. Конкретный пример, это когда мы покупаем биткоины или акции с целью их дальнейшей перепродажи в надежде курсового роста. С другой стороны, покупка или создание актива с целью владения им увеличивает благосостояние общества, а не только перераспределяет блага, т.к. это владение приводит к созданию новых благ, поэтому может считаться позитивным. Например, на свободной земле создали сельхозпредприятие на кооперативной основе. Или на пустыре построили офисное здание для сдачи внаем.

Насчет создания капиталистического производства и использования наемного труда – понимания моральной допустимости не пришло. Что-то здесь не то...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Насчет создания капиталистического производства и использования наемного труда – понимания моральной допустимости не пришло. Что-то здесь не то...
Притчу вспомните о наемниках единодесятого часа. И все станет на свои места.
Создание предприятия не грех. Платить надо рабочим , не обкрадывая их и не ущемляя. Ведь были купцы на земле русской... Много доброго делали. Даже преподобный Серафим Вырицкий был богат , имел лавку. и не только он.
 
Россия
Православный христианин
Платить надо рабочим, не обкрадывая их и не ущемляя.
В этом-то все и дело! Может ли механизм капиталистического производства не предполагать обкрадывания наемных рабочих? По всей видимости не может! Хочется услышать моральное осмысление капиталистического способа производства с точки зрения православной нравственности.
 
Православный христианин
Почитайте "Капиталл" Карла Маркса или политэкономию на худой конец. Там все понятно. Прибыль закладывается обязательно. Но может быть и сверхприбыль. Как она будет использоваться - это уже другое дело. Это решают или акционеры или собственник. Судить об этом не нам.
 
Россия
Православный христианин
Почитайте "Капиталл" Карла Маркса или политэкономию на худой конец. Там все понятно. Прибыль закладывается обязательно. Но может быть и сверхприбыль. Как она будет использоваться - это уже другое дело. Это решают или акционеры или собственник. Судить об этом не нам.
Карл Маркс – не православный! Более того, он враждебный христианству автор, который во многом стал идейным вдохновителем безбожного большевистского переворота в нашей стране.

Подскажите, пожалуйста, если знаете, что из православной политэкономии у нас есть? Пока только "Капитализм" Катасонова смог найти...
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Денис, а не все ли равно, государство выступает в лице получателя прибыли и сверхприбыли или физические лица? Для работника какое это имеет значение?
Социальное неравенство (наличие сверхприбылей в руках физических лиц) никогда не порицалось христианством. Но наличие больших финансовых возможностей возлагает дополнительную ответственность на этих физлиц. Единственно, что было сказано по этому поводу: трудно войти богатому в Царствие Небесное. Но это не о грехе сверхприбылей, а о грехе сребролюбия. Что в данном случае произошло? Господь ПРИЗВАЛ человека. А тот НЕ ПОШЕЛ. Потому что любовь к богатству перевесила. И тут уж кого к чему призывает Господь. Вспомните, что среди святых разные люди были, разного достатка.
 
Православный христианин
Карл Маркс – не православный!
Правильно. Это западное капиталистическое общество.Там так сложилось. Что толку размышлять о православном взгляде на это общество. Попущено так Господом.
Пока только "Капитализм" Катасонова смог найти...
Тогда почитайте, если интересно.
 
Россия
Православный христианин
Тогда почитайте, если интересно.
Уже прочитал. Надо больше православных авторов по политэкономии и финансам, чтобы сравнить и выявить перекосы у каждого. У Катасонова есть слабые места. В частности, негативизм, непроработанность вопросов о позитивной роли финансовых механизмов в утилизации человеческой греховности. Один автор не может охватить всей темы без ошибок.
 
Последнее редактирование:
Сверху