Православная архитектура

Москва
Крещён в Православии
Эта тема очень обширна. Поэтому предлагаю обсудить следующий вопрос:
каким должен быть современный храм? Каким путем идти:
-копировать древние образцы
-или попробовать найти новый образ, и возможно ли это?
Новый, это какой?

Вот, например, уникальный храм Святителя Николая в Севастополе, выполненный в форме пирамиды, увенчанный крестом. Этот православный храм является молитвенным надгробием павшим воинам. Внутри церкви, на стенах, в мраморных скрижалях золотом запечатлены имена погибших за веру, Царя и Отечество героев.
 

Вложения

  • храм свт. Николая в севастополе.jpg
    храм свт. Николая в севастополе.jpg
    34,6 KB · Просмотры: 4.864
Новый, это какой?

Вот, например, уникальный храм Святителя Николая в Севастополе, выполненный в форме пирамиды, увенчанный крестом. Этот православный храм является молитвенным надгробием павшим воинам. Внутри церкви, на стенах, в мраморных скрижалях золотом запечатлены имена погибших за веру, Царя и Отечество героев.

Пирамида здесь - древний символ вечности. И воспринимается прежде всего, как надгробный памятник.
Обращался к древнейшим формам (ротонде и пирамиде) еще Николай Александрович Львов, в конце 18 века. Поимер ц Св Троицы ("Кулич и Пасха"). Правда здесь в виде пирамиды выполнена колокольня.
 

Вложения

  • кулич и пасха.jpg
    кулич и пасха.jpg
    6,4 KB · Просмотры: 4.321
В наши дни стали строить новые церкви в т. н. "Русском стиле" (очень приблизительном)
Иной пример-церковь в Православном Ново-Линтуловском монастыре в Финляндии. (1970-е годы)
 

Вложения

  • Копия IMG_0488.jpg
    Копия IMG_0488.jpg
    26,9 KB · Просмотры: 816
  • Копия IMG_0489.jpg
    Копия IMG_0489.jpg
    61,1 KB · Просмотры: 4.401
  • Копия IMG_0490.jpg
    Копия IMG_0490.jpg
    38,1 KB · Просмотры: 4.392
Москва
Крещён в Православии
Поиски новых архитектурных форм в возведении православных храмов лично мною воспринимаются, как искушение.

1

Орехово-Зуево, Церковь Ксении Петербургской1904

44843657_x_37c43235.jpg



44843679_x_822e1591.jpg


2

Храм во имя Пресвятой Троицы (Мальцевская, или Белокриницкая церковь), Балаково

41411853_x_b3366ae4.jpg


3

Бехово. Поленов Церковь Троицы Живоначальной 1904-1906

41412065_x_6b701f91.jpg


4

Алексей Щусев. Спасская церковь в усадьбе Натальевка. 1911 - 1913


41412940_x_12e81c68.jpg


4

Арх.Илья Бондаренко, Гавриков пер., Москва

41417248_x_e779bd94.jpg


41417372_x_294d90a6.jpg


5

Марфо-мариинская обитель в Москве

41417966_x_b1bc0058.jpg


6

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме Пушкинского района Московской области. По рисунку С. И. Вашкова, 1913

41418155_x_d78ceee6.jpg


7

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке 1903-1906(ныне Володарский район Киевской области).

41418502_x_eb4041e3.jpg



Обратите внимание на даты возведение этих храмов, все они совпадают с кризисом веры в России и последующей ему революцией. Я не могу отделаться от чувства, что Бог, попустив последующие лихолетия, остановил нас от более страшного распада и извращения веры.

________________________________________________


Однако стиль модерн не умер, то там, то здесь наблюдается тенденция к его возрождению в современном храмостроительстве. Несколько примеров храмового зодчества в стиле модерн сегодня (Россия)

1

Храм Иоанна Кронштадтского, Петербург

41419327_x_712fa578.jpg


2

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Надовражине

42547754_x_3165b783.jpg


3

Новый Свято-Владимирский скит Валаам

42548049_x_61a23da3.jpg

 
Москва
Крещён в Православии
А вот это для сравнения архитектурных стилей церквей других христианских конфессий:

1

Лютеранская церковь в Латвии (Юрмала)

i-3069.jpg


2

Протестантская церковь в Тюмени
(обратите внимание на архитектурный стиль окон)

24561.jpg


3

Католический храм в Челябинске
(обратите внимание на архитектурное решение вытянутых окон)
 

Вложения

  • католический храм.jpg
    католический храм.jpg
    18,8 KB · Просмотры: 839
Москва
Крещён в Православии
К сожалению существуют архитекторы, которые ломают существующие каноны и строят церкви в стиле модерн. Один из таких, Ричард Мейер, построил католическую церковь в Риме и не особо стесняясь превозгласил свой сомнительный труд «проектом тысячелетия» и «гордостью короны митрополии Рима».

45419711_21.jpg


45419808_22.jpg


45419893_23.jpg


Не думайте, что три дугообразные плиты это свободно парящий плод фантазии архитектора, напротив, это его богословский полет мысли, ибо они символизируют у него Пресвятую Троицу.

___________________________________________

Протестанты не отстают от католиков и своего времени, стараясь догнать и обогнать его.


45420227_27.jpg


Сложно сказать, чем увенчается попытка совместить традиционные церкви с современными веяниями в архитектуре. Этот, так называемый, «Кристаллический собор» не имеет ничего общего ни с кристаллами, ни с соборами. Это удивительнейшая протестантская Мегацерковь в городе Гарден-Гров, что находится в Калифорнии.

45420104_29.jpg


Еще интересней внутри этой калифорнийской церкви, которая почти целиком сделана из стекол, их насчитывается более 12 тысяч. И если внешний вид захватывает – собор сделан в виде четырехконечной кристаллической звезды, то еще удивительнее он внутри, особенно, когда сквозь стекла проникает солнечный свет и видно небо.
Еще в этом соборе установлен самый крупный в мире орган, в котором более 16 тысяч труб.

Материалы взяты с интернет-проектаlivejournal.com из ЖЖ Василия Сергеева
 
город Пенза
Православный христианин
Если я захочу насладится современными формами, световыми эффектами и т.п., я схожу в супермаркет или клуб. Церковь должна быть местом, где душа отдыхает от пластика и гипсокартона. В полумраке храма глаза не видят яркого света, тем сильнее душа чувствует (именно чувствует, не видит!) тепло света иного, нетварного.
За протестантов могу только порадоваться. Думаю, им эти солнечные зайчики, раздробленные через сотни стеклышек вполне сойдут за Духа Святого, с которым они, как известно, общаются запанибрата. Куда уж нам до них...
И все-же православные храмы должны быть современными. В смысле электропроводки, отопления, вентиляции, пожарной безопасности.
 
Москва
Крещён в Православии
А вот это загадка нашим форумчанам. В каком святом месте строится этот храм?

47672816_004_0007171b.jpg


2 января 2009 года
 
город Пенза
Православный христианин
Увеличивши изображение, и прочитавши афишу на русском языке, удалось определить, что строительство происходит в России. Теперь осталось перебрать все святые места... Ох...
 
Москва
Крещён в Православии
Москва
Крещён в Православии
krest_01.jpg
КРЕСТ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ:
..................................................ИСТОРИЯ И ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?


Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18—19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Взято отсюда
 
Католическая? В каком городе?

Православная. Санкт-Петербург.

В 1830-х годах Александр Павлович Брюлловhttp://ru.wikipedia.org/wiki/1830-еhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Брюллов,_Александр_Павлович для Шуваловского парка спроектировал церковь в неоготическом стиле во имя Св. Апп. Петра и Павла. Церковь была освящена 27.06.1846http://ru.wikipedia.org/wiki/1846_год, закрыта в 1935http://ru.wikipedia.org/wiki/1935_год, здание переоборудовано под клуб.

Богослужения были возобновлены в конце 1990 года, долгое время велась реставрация, которая теперь успешно закончена.


Посещение этой церкви оставило во мне необычайно светлые чувства. Спасибо тем людям, которые трудились над ее восстановлением.
 
Католическая? В каком городе?
Это православная церковь в Шувалове под СПБ. (Конец 1830- годов, архитектор А.П. Брюллов)
Использование готических мотивов бывало и раньше, это придавало усадьбе "романтический" характер. Пример- Чесменская церковь, (арх. ФелЬтен, автор ограды Летноего сада, 1777-е годы)
В случае с Шуваловской церковью, есть еще одна причина: ниже, на склоне расположен склеп в готическом стиле. где был похоронен второй муж В.П. Шуваловой, француз Адольф Полье.
 

Вложения

  • чесма.jpg
    чесма.jpg
    9,7 KB · Просмотры: 4.186
Москва
Крещён в Православии
А чем было вызвано использование готических мотивов в строительстве православных храмов? Как это соотносится с православными канонами о храмостроительстве, ведь этот стиль верно заимствован у католической Церкви?
 
Сверху